Макет проекта
«Школа офтальмологического мастерства»
Разработали:
врач-офтальмолог Ахмадуллина Наталья Владимировна;
учителя-дефектологи Редреева Н.В., Трофимова С.И., Карпова С.С.
Проект
«Школа офтальмологического мастерства»
«От теории – к практике»
Курс теоретических и практических уроков
Актуальность.
Исследования ведущих офтальмологов и тифлопедагогов, таких как Э.С. Аветисов, Л.А. Григорян, О. Л. Алексеев, Л. И. Плаксина, Л.И. Солнцева и другие, показали, что для решения проблемы эффективного лечения зрения требуется единый подход к непрерывному, комплексному обучению и лечению в условиях специализированного учреждения. Положительные результаты дает единство коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы, в ходе которой ускоряется процесс лечения детей, что положительно сказывается на развитии зрительных функций. Тесное взаимодействие врача-офтальмолога, учителей-дефектологов, педагогов повышает уровень профессионального мастерства и качество проводимой коррекционной работы.
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, родителей (законных представителей) для качественного осуществления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
Основными задачами проекта являются:
Повышение уровня знаний в области офтальмологии. Знакомство с различными видами глазных заболеваний.
Практическое знакомство с разнообразными формами коррекционной работы.
Подборка и изготовление игр, упражнений в соответствии с диагнозами и зрительными нагрузками.
Ожидаемые результаты.
Грамотная и компетентная ориентировка педагогов, родителей (законных представителей) в диагнозах детей.
Повышение мастерства педагогов в организации коррекционной работы, использование разнообразных форм и методов.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды новыми играми и заданиями в соответствии со зрительными нагрузками детей.
Участники проекта:
Врач-офтальмолог, учителя-дефектологи, воспитатели, родители (законные представители), учителя.
Сроки реализации проекта: 2021-2024годы.
Перспектива дальнейшего развития проекта.
Выход в другие учреждения города.
Реализация проекта.
Работа по проекту «Школа офтальмологического мастерства», осуществлялась в виде курса теоретических и практических уроков. Структура каждого урока подчинена девизу - «От теории к практике». В первой части каждого урока врач-офтальмолог знакомил педагогов с различными видами глазных заболеваний. Во второй части урока, учителя-дефектологи предлагали различные формы коррекционной работы, соответственно диагнозу. В третьей части: педагоги выполняли домашнее задание и делились опытом практического применения предложенных игр и упражнений в работе с детьми; родители принимали участие в мастер классах по изготовлении зрительных тренажеров и дидактических игр в соответствии с диагнозами и зрительными нагрузками.
Курс уроков на 2021-2022 уч.г.
1урок. Тема: «Все о дальнозоркости». ( октябрь 2021г.)
Выступление врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. с сообщением «Все о дальнозоркости».
Практическая часть. «Создание условий для снятия зрительного утомления». Учителя – дефектологи Редреева Н.В., Трофимова С.И., Карпова С.С.
Домашнее задание. Презентация игр и упражнений для профилактики дальнозоркости.
урок. Тема: «Близорукость». (ноябрь 2021г.)
Выступление врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. с сообщением «Близорукость».
«Своя игра». Практический урок по профилактике миомии. Учителя – дефектологи Редреева Н.В., Трофимова С.И., Карпова С.С.
Домашнее задание. Подборка игр и упражнений для профилактики близорукости.
урок. Тема: «Астигматизм». ( март 2022г.)
Выступление врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. с сообщением «Астигматизм».
Практическая часть. «Использование зрительных гимнастик в картинках согласно тематическому планированию». «Волшебная ниточка» (ниткография). Учителя – дефектологи Редреева Н.В., Трофимова С.И., Карпова С.С.
Домашнее задание. Презентация игр и упражнений для профилактики астигматизма.
урок. Тема: «Амблиопия и косоглазие». (Апрель 2022г.)
Выступление врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. с сообщением «Амблиопия и косоглазие».
Практическая часть. «Использование зрительных гимнастик в картинках согласно тематическому планированию». «Муха в клетке» (Многообразие вариантов игры). Учителя – дефектологи Трофимова С.И., Карпова С.С.
Домашнее задание. Презентация игр и упражнений для профилактики амблиопии и косоглазия.
Курс уроков для родителей (законных представителей)на 2022-2023 уч.г.
1урок. Тема: «Все о дальнозоркости». ( октябрь 2022г.)
1.1 Выступление врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. с сообщением «Все о дальнозоркости».
1,2 Практический урок. Презентация игр и упражнений для профилактики дальнозоркости. Учителя – дефектологи Трофимова С.И., Карпова С.С.
1.3 Практическая часть. «Создание условий для снятия зрительного утомления». Изготовление зрительного тренажера
2урок. Тема: «Близорукость». (ноябрь 2022г.)
1.1Выступление врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. с сообщением «Близорукость».
1.2 Практический урок по профилактике миомии (подборка игр и упражнений). Учителя – дефектологи Трофимова С.И., Карпова С.С.
1.3 Практическая часть. «Создание условий для снятия зрительного утомления». Изготовление зрительных тренажеров
3урок. Тема: «Астигматизм». ( март 2023г.)
1.1Сообщение врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. с сообщением «Астигматизм».
Презентация игр и упражнений для профилактики астигматизма
1.3 Практическая часть. «Использование зрительных гимнастик в картинках согласно тематическому планированию». «Волшебная ниточка» (ниткография). Учителя – дефектологи Трофимова С.И., Карпова С.С.
4 урок. Тема: «Амблиопия и косоглазие». (Апрель 2023г.)
1.1Сообщение врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. с сообщением «Амблиопия и косоглазие».
1.2 Презентация игр и упражнений для профилактики амблиопии и косоглазия.
1.3Практическая часть. «Использование зрительных гимнастик в картинках согласно тематическому планированию». «Муха в клетке» (Многообразие вариантов игры) в домашних условиях. Учителя – дефектологи Трофимова С.И., Карпова С.С.
5 урок. Тема: «Скоро в школу». (Май 2023г.)
1.1. Рекомендации врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
1.2. Практическая часть. «Использование зрительных гимнастик в картинках согласно тематическому планированию». Использование куба-тренажера «Зрительный навигатор» для профилактики нарушения зрения. Учителя – дефектологи Трофимова С.И., Карпова С.С.
1.3. Мастер класс « Нить жемчуга» .
Курс уроков на 2023-2024 уч.г.
1урок Тема: «Дети с функциональным нарушением зрения раннего возраста »(октябрь 2023) родители и педагоги МАДОУ№63
Рекомендации врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения.
Практический урок «Особенности развития зрительного восприятия у младших дошкольников». Учителя–дефектологи Карпова С.С., Редреева Н.В., Трофимова С.И.
Практическая часть. «Создание условий для снятия зрительного утомления».
2 урок тема: «Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения» (ноябрь 2023)
1.1.Практический урок «Содержание коррекционной работы в режиме зрительных нагрузок (по Л.А.Григорян)» Учителя–дефектологи Карпова С.С., Редреева Н.В., Трофимова С.И.
1.2.Домашнее задание: презентация игр и упражнений согласно зрительных нагрузок в группе
3 Урок Тема:«Дети с функциональным нарушением зрения раннего возраста » (декабрь 2023) родители и педагоги МАДОУ№63
1.1Рекомендации врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. по диагнозам.
1.2.Практический урок. Презентация игр и упражнений по зрительным диагнозам Учителя–дефектологи Карпова С.С., Редреева Н.В., Трофимова С.И.
1.3 Изготовление зрительных тренажеров для развития глазодвигательных функций глаза. Учителя-дефектологи.
4 урок тема: «Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения» (февраль 2024)
Практический урок «Использование наглядности в обучении детей с нарушением зрения (требования к наглядным пособиям)». Учителя-дефектологи Карпова С.С., Редреева Н.В., Трофимова С.И.
Практический часть «Организация рабочего места с учетом диагноза ребенка с нарушением зрения». Учителя-дефектологи Карпова С.С., Редреева Н.В., Трофимова С.И.
Домашнее задание. Составить план посадки детей с учетом диагноза.
5 урок. Тема: «Скоро в школу». (Май 2023г.)
1.1. Рекомендации врача-офтальмолога Ахмадуллиной Н.В. в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
1.2. Практическая часть. «Использование зрительных гимнастик в картинках согласно тематическому планированию». Использование куба-тренажера «Зрительный навигатор» для профилактики нарушения зрения. Учителя – дефектологи Редреева Н.В., Трофимова С.И., Карпова С.С.
1.3. Мастер класс « Нить жемчуга» , «Ворота из пальцев».
Вывод.
Работа по проекту «Школа офтальмологического мастерства», проводимая как курс теоретических и практических уроков, вызывает живой интерес со стороны педагогов, родителей (законных представителей). Теоретические знания, полученные на уроках, педагоги закрепляют практически, а затем применяют их в работе с детьми, изготавливая необходимые игры и пособия. Таким образом, коррекционная работа становится содержательнее и разнообразнее, а результаты более качественными и эффективными.