ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования».
Факультет основного общего и среднего общего образования
Кафедра: Истории и социальных наук.
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Тема: » Школьный музей как фактор формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе».
Выполнили: Колчина М.А. учитель истории и обществознания,
Леонтьева Е.Н.. учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 , г. Луга.
Руководитель проекта: Задоя Л. А. методист кафедры
истории и социальных наук ЛОИРО.
С.-Петербург
2016
Структура проекта:
1. Пояснительная записка. Гражданское образование средствами педагогики: теоретические аспекты. 3
2. Актуальность, новизна проекта. 6
3. Гипотеза. 9
4. Цели и задачи 10
5. Объект исследования, предмет исследования и участники проекта 11
6. Проблемы, решению которых будет способствовать проект 12
7. Система информирования проекта, сильные и слабые стороны проекта 13
8. Показатели и этапы реализации проекта 15
9. Сроки реализации проекта 17
10.Этапы реализации проекта 19
11. Методы и формы при реализации проекта 20
12. Ожидаемые результаты и их оценка 21
13. Критерии результативности и прогноз исследования 22
13. Ресурсное обеспечение, источники финансирования, 23
14. Нормативно-правовая база. 24
15. Выводы 25
16. Подтверждение гипотезы 26
17. Список используемой литературы 27
18. Приложения 28
Пояснительная записка.
Гражданское образование средствами музейной педагогики: теоретические аспекты.
Переход к новым экономическим условиям российское общество оплачивает высокой ценой – рушатся нравственные идеалы, растет преступность, обостряются другие социальные проблемы.
По данным исследований Института экономики и организации промышленного производства, проведенных в 90-е годы, только 15% россиян приспособились к жизни в новых социально-экономических условиях. У 40% потери преобладают над приобретениями.
Вместе с тем политические ориентиры современного общества требуют скорого решения вопроса о воспитании гражданской активности, прежде всего у молодого поколения. Но именно молодежная среда характеризуется политической неустойчивостью от аполитичности до экстремизма. Идеи гуманизма становятся все менее актуальны в молодежной среде. Так 78% выпускников педагогических вузов не считают любовь к детям обязательным качеством их профессии, а 44% опрошенных молодых людей утверждают, что их поколение не имеет идеалов.
Ускорить выработку четкой позиции общества и государства в отношении гражданственности заставляет стремительно меняющаяся в нашей стране демографическая ситуация, особенно в восточных регионах России. Как воспитать уважение к нашим традиционным духовным ценностям в классах, где сидят дети разных национальностей, конфессий, не всегда говорящих по-русски. Государство адекватно реагирует на меняющуюся ситуацию, поставив перед наукой и школой задачу формирования гражданина нового государства. «Образование должно быть направлено на решение задач преодоления духовного вакуума национального унижения народа великой державы, построения гражданского общества, воспитание гражданина новой России – свободной самостоятельной личности, способной к осознанному выбору».
В середине 90-х годов ЮНЕСКО определила основные цели и задачи гражданского образования: развитие гражданского самосознания, воспитание личной ответственности за собственное благополучие и благосостояние общества; способность к сотрудничеству, решение конфликтов ненасильственным путем; умение общаться, вести диалоги, находить компромиссы; воспитание уважения к другим нациям и народностям и их культурам; признание права человека на уважение его индивидуальности и его точки зрения формирование критического мышления для осознанного, основанного на знании выбора; воспитание чувства справедливости, гуманности, толерантности. Гражданское образование в широком смысле этого слова - это не только усвоение определенной суммы знаний, но и социализация ребенка в ходе всего учебно-воспитательного процесса. В России переход к гражданскому обществу, способному обеспечить гражданам широкий круг демократических прав и свобод, осложняется столкновением ценностей, претендующих на ведущее место в обществе. Смешение мировоззрений, верований, борьба идеологий усугубляются социально-экономической нестабильностью и толкают людей либо к радикализму в попытках решения сложных общественных проблем, либо к социальной апатии. Ослабление в обществе общепринятых доминирующих ценностей, многих культурных стереотипов и каналов массовой трансляции культуры ведет к деградации культурной среды.
Современная наука трактует гражданское образование как специфическую область воспитательно-образовательной работы, которая значительно шире правового образования и включает, кроме последнего, элементы политических, исторических, экономических, этических, социологических, философских знаний, отобранных и осмысленных на основе определенных ценностных ориентаций.
Становление современного гражданского образования в России началось с конца 80-х годов в связи с обновлением и трансформацией обществоведческого образования. В 90-е годы формирование нового направления носило экстенсивный характер, возможности которого сейчас в значительной степени реализованы. Создана учебно-методическая база для всех ступеней обучения в общеобразовательных учреждениях, введен курс «Граждановедение» в качестве регионального компонента.
Традиционно школа становится передовым краем решения воспитательных задач общества и государства, но при этом сталкивается с рядом проблем: нечеткое определение гражданского образования, его модели, механизма овладения нашими духовными ценностями учащимися, имеющими другую культуру, религию.
Сложившийся опыт показывает, что гражданское образование развивается в пяти моделях: предметно-тематическая, надпредметная, или ценностная, институциональная, связанная с моделированием школьной жизни по сценариям гражданского образования (школьное самоуправление, демократический уклад школьной жизни), проектная, предполагающая участие школы в разработке и решении общественных проблем своего города. Сущностью гражданского воспитания является воспитание и развитие в условиях реального общества ценностей, знаний и навыков гражданственности. Понятие гражданственности включает и осознание своей гражданской идентичности - принадлежности к стране, обществу, государству. Эту задачу решают музеи страны – национальные, краеведческие, школьные, получившие новую социальную ориентацию, вызванную самой жизнью. Если раньше музеи как институты социальной памяти стояли на позиции преимущественно памяти, то теперь они стали выполнять миссию социализации подрастающего поколения, создавая проекты социальной, исторической направленности.
Такой проект становится альтернативой музейной рутины, предлагая новые технологические решения. Главные составляющие социального проекта:
Первое – ориентация на конкретный адресат. Не ставя глобальных задач, проект решает те, которые важны для данного сообщества, конкретной аудитории.
Второе – преобладание интерактивных методик. Возможна режиссура конкретной ситуации «я сам» - действую, думаю, принимаю решения – с установкой на свободу выбора и предоставление различных возможностей знакомства с музейными собраниями.
Третье – партнерские технологии. Осуществляя подобный проект, музей обращается к местным властям, общественным организациям, спонсорам, фондам. Благодаря возникающим связям, повышается общественный статус самого музея.
Таким образом, гражданское образование возможно посредством музея, в том числе и школьного.
Актуальность
Гражданское воспитание личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса не только в российской, но и в мировой образовательной практике. Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последнего десятилетия, направленные на развитие гражданского общества и правового государства, требуют всестороннего развития личности гражданина. Для решения этих задач Советом при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека разработан проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы». В данном проекте выдвинут один из важнейших подходов к осуществлению гражданского образования - аксиологический. Таким образом, одной из важнейших задач современного российского гражданского образования является формирование таких базовых гражданских ценностей, которые, с одной стороны, имеют общедемократические основы, а, с другой стороны, опираются на социокультурные и исторические достижения российского народа, связывающие поколения российских граждан.
История школы № 6 г Луга насчитывает 20 лет. Нередки случаи, когда в ней обучались родители или родственники сегодняшних учеников. Можно констатировать складывание не только школьных, но и семейных традиций обучения. На наш взгляд, этот материал не может иметь непреходящую ценность в воспитательном процессе, он может стать основой гражданского воспитания, позволит учащимся осознать свою причастность к истории школы, а через нее к истории района, города, страны. При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности по созданию и функционированию школьного музея, который бы мог стать одной из форм организации гражданского воспитания. Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Этому способствуют совместный поиск материалов об истории школы на различных этапах ее жизни, общение с выпускниками и участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах. Таким способом учащийся усваивает опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми. В данной деятельности создаются условия для эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию гражданственности.
Анализ состояния гражданского образования на сегодняшний день позволяет выявить следующие противоречия:
между декларированием необходимости создания системы гражданского образования и недостатком практики в деятельности образовательного учреждения;
между провозглашенными ценностями демократии, на которых базируется гражданское воспитание и утвердившимися отечественными традициями;
между осознанием необходимости гражданского воспитания и утратой связи поколений, особенно в последние десятилетия;
между осознанием возможностей использования богатой истории школы в воспитательном процессе и утратой опыта использования музея как средства гражданского воспитания.
Самосознание гражданина не может не включать накопленный поколениями опыт. Поэтому приоритетной проблемой для коллектива школы стало создание программы гражданского воспитания на основе сохранения и использования местного. Проект разработан в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Концепцией профильного обучения, Программой развития МОУ «СОШ №6» г. Луги.
Ориентация в масштабах страны на субъекты Федерации, стремящиеся к самодостаточности, повышает значение краеведения и способствует дальнейшему его развитию.
Краеведческая деятельность имеет множество аспектов, но концентрированным ее выражением является музей. Школьный музей – эффективная структурно – организационная форма для повышения качества образования.
В нашей школе факт осознания необходимости и важности создания музея присутствовал давно. Продолжительное время он оставался на уровне идеи. Необходимость создания и функционирования музея в школе очевидна, так как в этом случае воспитание происходит не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни жителей нашего города, родных.
Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности.
Учащиеся овладевают навыками исследования. У детей формируется аналитический подход к решению жизненных проблем, умение ориентироваться в поиске информации, отличать достоверное от фальсификации и т.д.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов оказывают влияние на профессиональную ориентацию учащихся.
Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения деятельности музея.
В рамках Проекта предполагается осуществить деятельность, результатом которой станет преобразование школьного музея в гражданский центр местного сообщества.
Проект предусматривает появление новых видов деятельности детей и взрослых, новых связей и отношений, способствующих формированию особого уклада жизни и тем самым объединяющих усилия участников образовательного процесса и социума для решения проблемы гражданско-патриотического и нравственного воспитания молодёжи в микрорайоне.
Новизна разработки.
Мы работаем над созданием принципиально новой модели музея.
В чем суть этой модели? В современных условиях наиболее востребованным становится такой музей, который отталкиваясь от природно-географических факторов, всесторонне показывает развитие социума в данной местности и дает перспективы этого развития. Тематика школы проходит в общем контексте и обусловленности. Для такого музея характерны продумывание и реализация архитектурно - художественного решения на профессиональном уровне. Это требует научного руководства процессом создания музея, использования современных технологий, значительных материальных вложений, что обеспечивается сотрудничеством с городским музеем , а также личной благотворительной инициативы граждан. Явно просматривается усиление рациональной составляющей деятельности музея, связанной с превращением его в структурное подразделение, работающее на имидж школы.
Гипотеза исследования:
Если деятельность школы по воспитанию гражданственности будет организована на основе музея истории школы, то это будет способствовать освоению учениками гражданских ценностей
Для реализации проекта были избраны следующие методики:
изучение литературы, которое позволит выявить состояние проблемы, проанализировать опыт, имеющийся в отечественной педагогике по вопросам гражданского воспитания и использования воспитательных средств школьных музеев;
анкетирование и собеседование с учащимися, педагогами, выпускниками, родителями, которое позволит установить влияние форм, предложенных гимназией, на состояние гражданского воспитания;
независимая экспертиза Лужского краеведческого музея, которая позволит оценить качественное соответствие Музея школы и форм его деятельности.
Цель проекта: формирование личности гражданина России с присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения.
Задачи проекта:
проведение анализа отечественного педагогического опыта в области гражданско-патриотического воспитания;
создание модели гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;
создание и пополнение экспозиции музея;
осуществление взаимодействия музея школы и краеведческого музея города Луги.
интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования классного и школьного коллектива, развитие личности ребёнка в них
изучить состояние проблемы в литературе по музееведению.
изучить опыт создания и деятельности различных музеев.
разработать пакет документов для открытия музея.
создать первичный фонд экспонатов.
подготовить выделенные школой помещения для развертывания экспозиций.
организовать исследовательскую деятельность учащихся и педагогов на базе создающегося музея в рамках районной экспериментальной педагогической площадки.
практиковать использование имеющихся материалов музея в учебно-воспитательном процессе.
освещать процесс создания и деятельности музея в средствах массовой информации.
участвовать в научно-практических конференциях, семинарах по проблемам теории и практики краеведческой работы.
привлекать потенциальных спонсоров для формирования фонда развития музея.
Объект исследования: воспитание личности учащегося.
Предмет исследования: гражданское и патриотическое воспитание личности учащегося.
Участники проекта:
Учащиеся и педагоги МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Луги
Педагоги ветераны
Родители и выпускники школы
Жители микрорайона
Ветераны Великой Отечественной войны
Представители городского общества краеведов
Школьный библиотекарь
Проблемы, решению которых будет способствовать проект:
-отсутствие системы краеведческой работы в школе при всё возрастающей значимости этого направления в учебно – воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
-формирование у школьников гражданственности, воспитание духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе, формированию ключевых компетентностей.
-наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся,
-недостаточность практико-ориентированной направленности образовательного процесса,
-дальнейшее совершенствование предметно-пространственной среды,
-осознание социумом миссии школы в формировании культурно-образовательного пространства.
Система информирования проекта
Использование презентаций, видеоматериалов для демонстрации на плазменном экране
в холле школы.
Предоставление собранной информации в электронном виде для проведения классных часов по вопросам краеведения (мультимедийный кабинет).
Сильные стороны проекта:
Развитие творческого потенциала у учащихся.
Воспитание патриотических чувств, бережного отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Проведение мероприятий, повышающих уровень знаний учащихся о родном крае и способствующих повышению интереса учащихся к данной теме.
Слабые стороны:
Отсутствие финансирования.
Малый интерес современной молодежи к краеведению.
Недостаток информационной литературы по вопросам краеведения.
Показатели реализации проекта:
1. Накопление материалов по краеведению в виде презентаций, творческих работ учащихся, разработок внеклассных мероприятий.
2. Формирование устойчивого интереса учащихся к изучению истории родного края.
3. Бережное отношение к природе, культуре и традициям малой родины.
4. Углубление знаний по истории родного края.
Этапы реализации проекта:
Успешной реализации проекта способствовала продуманность организационных мероприятий, в которых задействованы все участники образовательного процесса, предусмотрена общественная
экспертиза.
Основные формы организации деятельности по реализации проекта (задачи) |
Работа с педагогическим коллективом |
1.1. Конференция (обеспечить информационную и практическую готовность к реализации проекта) |
1.2. Педсовет (определить стратегию действий педколлектива по данной проблеме) |
1.3. Научно-методический совет (включить в позицию самоанализа всех участников образовательного процесса) |
1.4. Школьные МО (создать информационную, мотивационную и практическую готовность к работе по проблеме) |
1.5. Семинар (расширить информационное поле по данной проблеме) |
1.6. ВТК (создать условия для творческой деятельности педагогов) |
1.7. Курсовая подготовка (обеспечить реализацию проекта кадровыми ресурсами) |
1.8. Консультации (оказать индивидуальную методическую помощь) |
1.9.Административный совет (анализировать промежуточные и конечные результаты) |
1.10. Совещание при директоре (разрабатывать коррекционные меры) |
1. 11.Участие в научно-практических конференциях |
1.12.Урок (обеспечить достижение качества краеведческого образования). |
2. Работа с учащимися |
2.1. Конференция (обеспечить информационную практическую готовность учащихся к реализации проекта) |
2.2.Совет старшеклассников (обеспечить информационную практическую готовность учащихся к реализации проекта) |
2.3. Научное общество учащихся (создать условия для творческой деятельности ) |
2.4.Детская организация (создать условия для работы в режиме «само») |
2.5.Классные часы (осуществлять личностно-ориентированный подход) |
2.6.Урок (достичь качества краеведческого образования с позиции режима «само») |
2.7.Дополнительное образование (формировать познавательный интерес) |
2.8.Традиционные общешкольные мероприятия (формировать познавательный интерес) |
3. Работа с родителями. |
3.1. Конференция (обеспечить информационную, мотивационную и практическую готовность родителей к реализации проекта) |
3.2.Общешкольные и классные родительские собрания, Дни открытых дверей (разработать тактику реализации проекта) |
3.3. Открытые уроки (представить результаты работы по проекту) |
4. Работа с общественностью (использовать возможности социума в реализации проекта) |
4.1.Коллектив Лужского агропромышленного колледжа, общество лужских краеведов, поисковый отряд «Меридиан» |
4.2.Выпускники школы, должностные лица, общественные деятели, ветераны педагогического труда |
4.3.Средства массовой информации. |
5. Мониторинг (выявить и проанализировать промежуточные и итоговые результаты) |
6. Внутришкольный контроль (отслеживать, анализировать и корректировать ход реализации проекта) |
7.Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение (создать условия для реализации проекта) |
7.1. Знакомство с новыми нормативными документами |
7.2.Написание недостающих локальных актов |
7.3.Музейная документация |
7.4.Приказы директора |
8. Материально-техническое обеспечение (обеспечить ресурсами реализацию проекта) |
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 - май 2018
| Мероприятия | Срок | Форма подведения итогов | Ожидаемые результаты |
Создание нормативно-правовой базы | Сбор документов, создание локального акта | 2015-2017 | Нормативно-правовая база | Овладение знаниями по данному вопросу. |
Организация работы школьного краеведческого кружка. | Выявление учащихся 6 -11 классов, желающих входить в состав кружка, составление плана работы. | 2015-2018 | План работы кружка. | Заинтересованность учащихся в работе кружка, вовлечение других ребят в эту работу. |
Проведение теоретических занятий | Дни учёбы актива краеведов с целью изучения теоретических основ составления плана описания объектов, правила работы с источниками и т.п. | 2015-2018 | Положения по описанию объекта. | Освоение теоретическими знаниями по данной проблеме. |
Исследовательская работа | Внеурочная и урочная деятельность по разделам экспозиций музея (посещения ветеранов, старожилов, интересных людей, мест боевой славы, городского музея и т.п. с целью накопления материала). | 2015-2018 | Планшеты, альбомы, папки-раскладушки, презентации, стенды и т.п. | Расширение кругозора, умение общаться с людьми, уважение к старшим, формирование активной жизненной позиции.х людей, мест боевой |
Просветительская работа. | Проведение экскурсий, тематических классных часов, лекций, викторин бесед и т.п. по разделам экспозиций музея. | 2006-2018 | Создание «копилки» музея. | Включение детей в занятия кружка историко-краеведческого музея школы, формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности. |
Методическая работа. | Помощь активам классов, краеведам-активистам, классным руководителям в организации, проведении и подведении итога при выполнении краеведческого задания. | 2015-2018 | Отчёт о проделанной работе | Постоянная связь с активами классов, краеведами –активистами, сотрудниками городского и заводского музеев. |
Экспозиционная работа. | Оформление новых стендов по истории школы, посвящённых Великой Отечественной войне. | 2015-2018 | Стенды «Школьные выпуски», «Никто не забыт, ничто не забыто». | Навыки с работы материалами, умение выбрать главное, эстетическое оформление. |
Проведение конкурса краеведческих находок между 1-11 классами. | Организация конкурсной работы. | 2005-2018 | Пополнение экспонатов музея. | Активизация работы классного самоуправления, воспитание гражданско-патриотических качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа. |
Этапы реализации проекта:
1 этап: сентябрь 2015 – май 2016 г.
анализ состояния проблемы
библиографический поиск по проблеме;
анализ воспитательных возможностей музея для гражданского воспитания;
выявление и систематизация материалов, сохранившихся в архивах по истории школы;
актуализация темы для всех субъектов образовательного процесса, выпускников, ветеранов школы;
определение круга лиц для сотрудничества по созданию экспозиции музея;
организация связей с лужским краеведческим музеем;
разработка программы деятельности.
2 этап: сентябрь 2016г. – май 2017г.
организация поисковой работы;
создание творческих групп по направлениям деятельности музея,
обучение актива музея на курсах «Основы школьного краеведения»;
создание музея: оформление экспозиции;
разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по гражданскому воспитанию с использованием возможностей музея;
разработка Положения о музее истории школы №6.
3 этап: сентябрь 2017- май2018 г.
аналитический: мониторинг влияния деятельности музея на формирование гражданственности учащихся;
формирование банка методических разработок по гражданскому воспитанию учащихся;
организация работы школьного краеведческого кружка при музее.
организация кружка «юные экскурсоводы» при школьном музее.
подведение итогов и анализ результатов.
Методы и формы при реализации проекта:
1.Словесные – беседы, рассказ, объяснение.
2.Наглядные, фото и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
3.Игровые методы – игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
4.Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение материала.
5.Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д.
6.Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.
7.Информационно-рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации.
8.Практический метод – оформление краеведческого материала.
Формы, используемые при реализации программы:
лекции, семинары, дискуссии, экспедиции, игры, интегрированные занятия, конкурсы, турниры, викторины, интервью, устные журналы, презентации, и т.д.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение у учащихся информированности об истории родного края.
2. Пробуждение интереса к чтению литературы о нашем крае, к истории родного края.
3. Создание краеведческого фонда, умение пользоваться им для выполнения своих творческих заданий.
4. Умение проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
5. Воспитание патриотических чувств, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества; бережного отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
6. Создание проекта, способного заинтересовать учащихся и учителей школы, интересующихся историей родного края.
7. Включение проекта в систему воспитательной работы школы «Истоки», направленной на патриотическое воспитание учащихся школы.
Оценка ожидаемых результатов:
В ходе проектной деятельности предполагается получить следующие результаты:
разработка модели гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;
формирование комплекса методических разработок по гражданскому воспитанию учащихся на базе музея;
подготовка учащихся и педагогов для реализации проекта;
освоение педагогами технологий гражданско-патриотического образования посредством возможностей музея;
формирование устойчивой мотивации родителей и выпускников к поддержке традиций школы;
усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения;
приобретение учащимися социального опыта;
освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности;
создание экспозиции музея истории школы №3 города Луги.
Критериями результативности можно считать:
количественный охват субъектов образовательного процесса системой гражданского воспитания,
возросшую мотивацию педагогов к использованию музея в учебно-воспитательном процессе,
рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций города и школы.
Прогноз исследования:
В ходе реализации проекта предполагается достижение поставленных целей. Факторами успешности проекта можно считать:
заинтересованность педагогической общественности гимназии в создании музея как эффективного средства воспитания гражданственности в гимназии;
эффективное сотрудничество
наличие музейного фонда школы.
Результативность реализации проекта может быть снижена вследствие:
недостаточности опыта организации музейной деятельности;
утраты связей с известными выпускниками;
ограниченности человеческих ресурсов;
недостаточности финансирования.
Ресурсное обеспечение.
Задача: создание условий эффективного осуществления проекта.
Средства, выделенные ОУ в 2015-2018 г. на реализацию проекта в рамках конкурса «Инновации в Образовании» на приобретение технических средств (аудио-центра, принтера, цифровой фотокамеры), стеллажей, учебно-методических изданий, расходных материалов, оплату консультационных услуг специалистов.
Финансирование проекта осуществлялось в соответствии с бюджетом проекта:
Наименование статьи расхода | Собственный вклад школы | Вклад ОАО «Лужский абразив» | Спонсорская помощь |
Научное консультирование | | 10 000 | |
Разработка дизайн-проекта | | 18 000 | |
Оплата услуг архива | | | 3 500 |
Ремонтные работы | | 150 000 | |
Оформление экспозиций | 19 000 | 20 000 | 50 000 |
Командировочные расходы | 3 000 | | |
Другое | 2 000 | 2 000 | 2 500 |
Всего | 24 000 | 200 000 | 56 000 |
Общая стоимость проекта: 280 000 руб.
Нормативно - правовая база:
Конституция РФ,
Закон РФ «Об образовании»,
Положение о школьном музее,
Устав общеобразовательного учреждения.
Выводы:
Школьный музей функционирует в течение всего учебного года на протяжении многих лет и всегда открыт для посещения учащихся, родителей, гостей, жителей микрорайона.
Поисково-исследовательская работа проводится в системе инициативными учащимися, родителями и членами кружка «Юный краевед».
Тематические выставки оформляются к памятным датам в музее и школьной библиотеке, ведется накопление и систематизация материала.
Музейные фонды и экспозиции используются в урочной и внеурочной деятельности и для работы педагогов дополнительного образования.
Школьный музей функционирует в течение всего учебного года на протяжении многих лет и всегда открыт для посещения учащихся, родителей, гостей, жителей микрорайона.
Поисково-исследовательская работа проводится в системе инициативными учащимися, родителями и членами кружка «Юный краевед».
Тематические выставки оформляются к памятным датам в музее и школьной библиотеке, ведется накопление и систематизация материала.
Музейные фонды и экспозиции используются в урочной и внеурочной деятельности и для работы педагогов дополнительного образования.
Подтверждение гипотезы:
Реализация проекта позволяет подтвердить данную гипотезу. Но необходимо отметить, что воспитание гражданственности слагается комплексом всей воспитательной работы школы.
Плановость и целеустремленность в поисково-собирательской работ, во всей деятельности музея – необходимое условие ее успешной организации и развития.
Литература
1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Арх-ск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.
2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.
4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.
6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.
7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.
33