СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Симфонический оркестр"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе проекта создано учебное пособие для урока музыки «Симфонический оркестр». Проект содержит 15 страниц.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Симфонический оркестр"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Агалатовский центр образования»






СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР













Автор проекта:

Куринная Наталья Андреевна 11 б

Руководитель проекта:

Никитина Лариса Петровна




д.Агалатово

2019



Паспорт проекта


Название проекта

«Симфонический оркестр»

Автор проекта

Куринная Наталья Андреевна

Руководитель проекта

Никитина Лариса Петровна

Название образовательной организации

МОБУ «СОШ

«Агалатовский ЦО»

Год разработки проекта

2018-2019

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины:

Музыка

Тип проекта

Практико-ориентированный

Проблема (гипотеза для исследовательского проекта)

Недостаточно дидактического материала для уроков музыки

Цель проекта:

Создание учебного пособия

Задачи проекта:

- изучить состав симфонического оркестра

- систематизировать информацию

- выбрать материал

- сделать заготовки

- создать учебное пособие

Аннотация проекта

В ходе проекта создано учебное пособие для урока музыки «Симфонический оркестр». Проект содержит 15 страниц.

Форма продукта проекта

Учебное пособие

Презентация (представление проекта)

Наглядная демонстрация

Осмысление и оценка проекта

Цель достигнута. Именно работа над этим проектом помогла мне разобраться в этих инструментах. Узнать об симфоническом оркестре много нового и интересного.

Необходимое оборудование и ресурсы

Компьютер, интернет ресурсы, книги, информация из интернета, заготовки музыкантов, ватман





Содержание

Введение……………………………………………………………………..4 стр.

I. Теоретическая часть

1.1.История развития симфонического оркестра…………………………5 стр.

1.2.Состав симфонического оркестра……………………………………...6 стр.

II. Практическая часть

2.1. Рассадка оркестра………………………………………………………8 стр.

2.2. Подбор материала………………………………………………………9 стр.

2.3. Изготовление элементов учебного пособия…………………………..10 стр.

2.4. Применение…………………………………………………………….11 стр.

Заключение………………………………………………………………….14 стр.

Список литературы .………………………………………………………..15 стр.



Введение

При изучении различных музыкальных композиций, важно затронуть тему их воспроизведения. Чтобы лучше понимать музыку, необходимо знать, какие инструменты используются, и кто на них играет.

Симфонический оркестр – это большой коллектив музыкантов, которые объединяются для совместного исполнения музыкальных произведений. Мое учебное пособие поможет ознакомиться с ним.

Проблема:

недостаточно дидактического материала для уроков музыки

Цель:

создание учебного пособия

Задачи:

- изучить состав симфонического оркестра

- систематизировать информацию

- выбрать материал

- сделать заготовки

- создать учебное пособие





I.Теоретическая часть

1.1.История развития симфонического оркестра

В Древней Греции глагол «орхео» означал «танцую», а «орхестрой» (orchestra) греки называли полукруглую площадку перед сценой, на которой, совершая ритмические движения, пел свою партию хор, участник каждой античной пьесы.

Прошли века, погибла великая цивилизация, но слово это осталось жить. Через десятки веков так стали называть помещения в театре, где размещались музыканты, а позже – сам ансамбль музыкальных инструментов и исполнителей на них. В этих ансамблях участвовали самые различные инструменты.

Симфонический оркестр наиболее совершенный и богатый по своим возможностям. Крупные симфонические оркестры насчитывают до ста музыкантов и более. Тембровые и динамические возможности в симфоническом оркестре велики и многообразны, поэтому он считается вершинным завоевателем музыкально-исполнительской культуры.

Симфонический оркестр формировался в течение столетий. Его развитие происходило долгое время в недрах оперных и церковных ансамблей.

Такие коллективы в XV-XVII веках были небольшими и разнородными. В их состав входили лютни, виола, флейты, тромбоны, гобои, арфы, малый и большой барабаны. Постепенно главенствующее место в симфоническом оркестре завоевали струнно-смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их более сочным и певучим звуком. К началу XVIII века скрипки уже господствовали в симфоническом оркестре. Объединились в отдельную группу и духовые инструменты (флейты, гобои, фаготы). Из церковного оркестра в симфонический перешли трубы и литавры. Непременным участником инструментальных ансамблей был клавесин. Такой состав оркестра был характерен для Баха, Генделя, Вивальди.

С середины XVIII века в симфоническом оркестре начинают развиваться жанры симфонии и инструментального концерта. Клавесин с его слабым звуком постепенно теряет ведущую роль, а потом и вообще выходит из оркестра. Опора ложится на струнную и духовую группу. К концу XVIII века в творчестве австрийского композитора Ф. Й. Гайдна сложился классический состав симфонического оркестра: около 30 струнных, 2 трубы, 2-3 валторны, литавры. После к духовым присоединился кларнет. Для такого состава писали Гайдн, Моцарт, ранний Бетховен.

В XIX веке симфонический оркестр обогатился инструментами многих видов. В этом великая заслуга композиторов романтиков: Берлиоза, Листа, Вагнера. Значительно обогатили оркестровую палитру симфонического оркестра композиторы XIX века: Штраус, Малер, Дебюсси, Равель, Стравинский, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович.


1.2.Состав симфонического оркестра

В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра. За несколько веков музыкальная практика выработала несколько типов симфонического оркестра. Во-первых, концертный оркестр. Он располагается на возвышенной эстраде в зале, и мы, сидя на своих местах, видим и оркестр и дирижёра. Во-вторых, оперный оркестр. Он предназначен для исполнения опер и балетов. Чтобы не закрывать артистов на сцене, этот оркестр рассаживают в специальном углублении – оркестровой яме. В наши дни есть ещё оркестры радио, телевидения, кино. Чаще всего они нам не видны, так как располагаются в особых студиях.

Большую роль в симфоническом оркестре играют: арфа, челеста, орган, фортепиано, саксофон. Симфонический оркестр непременный участник музыкальных спектаклей.

Современный симфонический оркестр состоит из четырёх групп музыкальных инструментов:

- струнно-смычковых

- деревянно-духовых

- медных духовых

- ударных.

Слева в оркестре находятся скрипки, справа – альты и виолончели. За ними полукругом стоят музыканты, обнимая огромные контрабасы. Посередине расположились деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Далее – медные: трубы, валторны, тромбоны, большая туба. В левом углу устроились ударные: блестящие литавры, барабаны, тарелки. Среди постоянных членов большой оркестровой семьи нашли достойное место и нежные арфы, и хрипловатые саксофоны, и королевский рояль, и другие инструменты. А за оркестром возвышаются громадные, сверкающие трубы органа.



II.Практическая часть

2.1. Рассадка оркестра

За время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов. Ко второй половине XX века сложились два основных типа рассадки оркестра - немецкий и американский.

В России чаще используется американская рассадка.

Такая, как на представленном рисунке.

Рисунок 1. Американская рассадка музыкантов симфонического оркестра

Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей.

Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и фаготы). За ними располагаются медные инструменты - трубы, валторны, тромбоны и туба.

Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя - от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры.

Арфы находятся с левой стороны от дирижера.

Отличие немецкой рассадки оркестра от американской состоит в том, что:

во-первых, группа виолончелей меняется местами с группой вторых скрипок, и контрабасы, по-прежнему находясь за спиной у виолончелей, оказываются слева,

во-вторых, валторны сидят слева, а медные духовые – справа в глубине сцены,

в-третьих, ударные, как правило, расположены ближе к правой кулисе.

С немецкой рассадкой можно ознакомится на рисунке 2.


Рисунок 2. Немецкая рассадка музыкантов симфонического оркестра

2.2. Подбор материала

Для своего проекта я использовала бумагу А4, ватман, рамку для фото, канцелярские липучки. Для приобретения нужных элементов я составила смету:

Смета расходов

Наименование элементов пособия

Стоимость

1.

Листы А4 (8шт.)

0

2.

Ватман(1шт.)

15 руб.

3.

Ламинирование

800 руб.

4.

Рамка

499 руб.


Итого

1314 руб.



Готовое пособие симфонического оркестра в магазине стоит 2500 рублей, мое обошлось дешевле на 1186 рублей.

2.3. Изготовление элементов учебного пособия

Поэтапное изготовление музыкального пособи «Симфонический оркестр»

1 этап

Подбор изображения музыкантов для пособия и перенос в документ WORD

Рисунок 3. Заготовки музыкантов

2 этап

За ламинировать листы с изображением музыкантов.

Рисунок 4 Ламинированные листы с музыкантами



3 этап

Вырезать картинки

Рисунок 5. Готовые музыканты для пособия

4 этап

Разместить музыкантов на стенде в соответствии с немецкой рассадкой симфонического оркестра.

Рисунок 6. Работа со стендом

5 этап

Рисунок 7. Работы со стендом

Завершающая работа по размещению музыкантов симфонического оркестра.

Рисунок 8. Готовое методическое пособие для уроков музыки

2.4. Применение

Обучающее методическое пособие "Музыкальные инструменты симфонического оркестра" станет прекрасным учебным пособием при обучении ребенка в области эстетики. На нем изображены все музыкальные инструменты, используемые в оркестре, для исполнения классических и популярных произведений.



Заключение

Симфонический оркестр похож на сложный производственный цех, в котором с первого взгляда ничего не понятно. Ну, скрипку-то каждый узнает, а вот как называется такое же, только побольше, на котором играют, поставив его на пол - уже большие сомнения. И что там дальше - во вторых, в третьих... в пятых рядах? Это уже выглядит как большая профессиональная тайна, потому что кого ни спроси - никто толком не знает, как называются все эти дудочки и блестящие трубы, одна другой больше, мелькающие иногда на заднем плане.

Но если разобраться в этом один раз, всё окажется не таким уж сложным.

Именно работа над этим проектом помогла мне разобраться в этих инструментах. Узнать о симфоническом оркестре много нового и интересного.

Для меня эта работа стала не только практической, но и творческой.





Список литературы

  1. Рассадка симфонического оркестра [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/751090/kulturologiya/rassadka_orkestra (дата обращения 15.09.19) Доступ открытый

  2. Музыкальный словарь в рассказах [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=66559&p=27 (дата обращения 09.05.19) Доступ открытый

  3. Состав симфонического оркестра [Электронный ресурс]. URL: https://урок.рф/library/sostav_simfonicheskogo_orkestra_164341.html (дата обращения 21.05.19) Доступ открытый

  4. Как разобраться в симфоническом оркестре? [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/kultshpargalka/kak-razobratsia-v-simfonicheskom-orkestre-5aeb32a1c3321b1f23ef5374 (дата обращения 21.11.19) Доступ открытый

  5. Концерт русской симфонической музыки [Электронный ресурс]. URL: https://afishanovgorod.ru/события/концерт-русской-симфонической-музык (дата обращения 08.11.19) Доступ открытый

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!