СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: «Система информационно-образовательного сопровождения родителей в процессе формирования опыта решения педагогических задач по математическому развитию дошкольников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект:   «Система информационно-образовательного сопровождения родителей  в процессе формирования опыта решения педагогических  задач по математическому развитию дошкольников».

Цель проекта:

содействовать формированию ключевых компетенций родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.

           Гипотеза  проекта:

         Взаимодействие с родителями в рамках решения задач познавательно - математического развития дошкольников  обеспечит выполнение требований ФГОС ДО, если педагогами будет целенаправленно осуществляться информационно-образовательное сопровождение родителей в целях формирования у них  деятельностного опыта решения задач по познавательно-математическому развитию дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Проект: «Система информационно-образовательного сопровождения родителей в процессе формирования опыта решения педагогических задач по математическому развитию дошкольников».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 муниципального образования город Горячий Ключ


Проект: «Система информационно-образовательного сопровождения родителей в процессе формирования опыта решения педагогических задач по математическому развитию дошкольников».


Разработчики проекта:

Арутюнова Аида Григорьевна - воспитатель первой категории МБДОУ д/с №9

Буданова Светлана Николаевна - воспитатель МБДОУ д\с № 9









Пояснительная записка.

Актуальность проекта.

Сегодня ориентиром для воспитания дошкольников является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования. В ФГОС ДО обязательными принципами организации образовательного процесса являются: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Эти принципы определяют новые требования к вариативности, доступности и качеству образовательных услуг. Стандарт  актуализирует представления о социальной ситуации развития ребенка, о кризисных и литических периодах его психического развития, о психологических новообразованиях, возникающих к концу каждого периода (литического и критического). ФГОС ДО базируется на представлениях о доминирующем развитии в соответствующий сензитивный период отдельных психических процессов, которые обуславливают  неравномерность развития ребенка дошкольного возраста. Положение о психологических новообразованиях, появляющихся к концу каждого возраста, заявляются ФГОС ДО качественной характеристикой развития ребенка. В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации ребенка к  школе выступают наличие познавательных и социальных мотивов учения; умение ребенка фантазировать, воображать; умение ребенка работать по образцу; умение ребенка работать по правилу; умение ребенка обобщать; умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение языком, на котором ведется обучение в школе; умение ребенка общаться со взрослым и сверстниками.

Достижение этих результатов невозможно без эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Согласно 44-й статье федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. В этой связи очевидна актуальная необходимость грамотного и компетентного родителя, способного развивать своего ребенка в соответствии с современными требованиями. Эта необходимость определяет особую значимость задач по установлению и развитию сотрудничества с семьями воспитанников, взаимодействию с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. В свою очередь, эффективное решение этих задач возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость и актуальность повышения уровня педагогической компетентности родителей и поиска современных эффективных форм и методов организации этой работы.

Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах раннего сенсорного развития и формирования у дошкольников элементарных представлений из области естествознания и математики также продиктовано в контексте реализации Концепции развития математического образования в Краснодарском крае в 2015 году.

Основная идея (идеи) противоречия, проблема проекта.

Проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т.И. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. Однако, проблема формирования педагогической компетентности родителей в решении задач по познавательно- математическому развитию детей, определяемых ФГОС ДОО, по-прежнему остается на периферии педагогических исследований.

Педагогическим коллективом детского сада № 9 города Горячий Ключ в проводилась опытная работа, цель которой заключалась в изучении актуального состояния компетентности родителей по решению задач математического развития детей. Анализ результатов работы позволил составить обобщенный портрет родителя, который: при высокой заинтересованности в успешном результате воспитания ребенка не стремится понять мотивы поступков своего ребенка, поддержать его интересы и способности; не обладает знаниями основ познавательно-математического развития ребенка, психологических особенностей его личности; не знает и не владеет эффективными методами воспитания самостоятельности ребенка, привлечения его внимания к элементарным представлениям из области естествознания и математики; не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности; не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики.

Исследования показали, что родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Обучение, под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: « … математика – это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее». В этой связи можно зафиксировать имеющееся противоречие между сформировавшейся потребностью в новом содержании и формах взаимодействия родителей и педагогов ДОО, способствующих формированию у родителей педагогической компетентности в решении задач математического развития дошкольников и отсутствием объективного знания, подходов и технологических средств этого взаимодействия.

На основании выявленного противоречия определим проблему проекта: как моделировать и реализовать на практике взаимодействие педагогов и родителей, обеспечивающее формирование у родителей компетентности в решения задач математического развития детей.

Контингент участников проекта:

* Воспитатели группы, специалисты детского сада.

* Родители, бабушки, дедушки воспитанников группы.

* Воспитанники группы «Аленький цветочек».




Цель проекта:

содействовать формированию ключевых компетенций родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.


Гипотеза проекта:

Взаимодействие с родителями в рамках решения задач познавательно - математического развития дошкольников обеспечит выполнение требований ФГОС ДО, если педагогами будет целенаправленно осуществляться информационно-образовательное сопровождение родителей в целях формирования у них деятельностного опыта решения задач по познавательно-математическому развитию дошкольников.


Задачи проекта:

в области информационной компетенции:

разработать модель информационно-образовательного сопровождения родителей в процессе формирования опыта решения педагогических задач по математическому развитию дошкольников,

подготовить методические рекомендации «Система взаимодействия педагогов и родителей в целях формирования у родителей компетентности для эффективного решения педагогических задач в области познавательно-математического развития детей»,

содействовать обогащению, углублению и систематизации знаний родителей в области математического развития детей дошкольного возраста,

способствовать обогащению и систематизации собственного информационного поля родителей в методических аспектах формирования математических представлений у детей дошкольного возраста,

уточнять и обобщать представление родителей о путях и средствах формирования элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания;

  1. мотивационной компетенции:

способствовать становлению потребности родителя в реализации воспитательной функции,

содействовать формированию осознанного интереса родителей к процессу математического развития ребенка дошкольного возраста;

  1. технологической компетенции:

содействовать активному и осознанному овладению родителями умения формировать математические представления у ребенка дошкольного возраста,

подготовить серию мастер классов по проблематике проекта,

подготовить методические разработки проблемно-аналитических и проектных семинаров по проблематике проекта,

способствовать формированию умений работать с методическими пособиями по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания;

  1. коммуникативной компетенции:

способствовать освоению коммуникативных средств, обеспечивающих эффективность детско-родительского взаимодействия в области математического развития,

содействовать формированию адекватного, осознанного отношения к воспитательной функции,

способствовать развитию аналитических, прогностических умений в работе с методическими пособиями в области формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.



Содержание проекта.

1-ый этап.

Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ по подготовке ребенка к школе. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.


2-й этап.

Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить по формированию осознанного интереса к процессу математического развития ребенка.

3-й этап.

Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Осуществление повышения компетентности родителей в вопросах математического развития детей.


4-й этап.

Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5-й этап.

Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие родителей в образовательном процессе (НОД и совместная деятельность) .

Индивидуальные формы- предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Развитию познавательно-математической компетентности родителей способствует целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. Родители могут играть следующие формальные и неформальные роли в жизни детского сада:

Гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми игр и совместной деятельности.

Сотрудничество родителей друг с другом – это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.

Приведённые ниже примеры направлены на перенос смысловой нагрузки, инициативы общения на родителей и освобождение педагогов от установки «завлекать», «привлекать», «(за)мотивировать» родителей на активное участие в жизни их детей в дошкольном образовательном учреждении.

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.

Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи. Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п. Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия. Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм. Преимущества интерактивных игр:

• Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

• Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

• Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

• Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.

• Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.

• Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.

• Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.

• Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Обучение родителей практическим умениям – педагог показывает родителям оптимальные приёмы обучения и общения с ребёнком. В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных занятий.

Метод имитации рабочего дня воспитателя – среди родителей проводится конкурс «Если бы я был воспитателем». Соревнование проходит по различным направлениям:

- математическая дидактическая игра с детьми;

- работа в рабочих тетрадях по математике;

- составление плана совместной деятельности с детьми познавательно-математического содержания для показа родителям и т.д.


Партнеры (сетевое взаимодействие, социальные партнеры)

Взаимодействие с родителями воспитанников группы «Малыши Карандаши» осуществляется и через сайт детского сада: http://www.dou9-gk.ru

  1. Страничка для родителей: http://www.dou9-gk.ru/?cat=10

  2. Страничка логопеда: http://www.dou9-gk.ru/?cat=16

  3. Страничка психолога: http://www.dou9-gk.ru/?cat=17

  4. Клуб отцов «Папы будьте вместе с нами!»:

http://www.dou9-gk.ru/?cat=18

  1. Электронный адрес почты детского сада, куда может обратиться каждый родитель: [email protected]

В рамках социального партнерства педагоги взаимодействуют с учреждениями образования и культуры: МОАУСОШ №6, МБУК «ЦБС» Муниципального Образования город Горячий Ключ Саратовской детской библиотекой №11, МБУ ТО «Перекресток», Детской школой искусств станицы Саратовской.



Объем выполненных работ:

-создание на систематизированной основе сайта ДОУ и группы, информационного банка,

- презентация с теоретическими положениями по проблеме, электронные сборники практических рекомендаций,

- анкеты, буклеты, брошюры, листовки, газеты для родителей по математическому развитию детей в условиях семейного воспитания,

- мастер-классы с привлечением родителей, дни открытых дверей,

- родительский проект «Геометрия рядом»,

- практикум «Семья на пороге школьной жизни ребенка».



Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

Качественная оценка: результаты опроса родителей; выполнение рабочего плана реализации проекта, достижение конкретных ожидаемых результатов, сравнительный анализ. Экспертные заключения. Степень достижения запланированных результатов.

Количественная оценка: количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям проекта.

Планируемые результаты проекта:

- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах раннего сенсорного развития и формирования у дошкольников элементарных представлений из области естествознания и математики посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формирование мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также  участию в образовательном процессе ДОУ;

- установление единства стремлений и взглядов на процесс воспитания  и обучения дошкольников между детским  садом, семьей и школой.

Планирумые эффекты проекта:

-увеличится % детей, не испытывающих или испытывающих в меньшей степени проблемы в педагогическом, психологическом, медико-физиологическом аспектах их развития (результаты комплексного мониторинга, опросы, анкетирование);


-увеличится % детей с высоким уровнем познавательно-математического развития, способствующим их дальнейшей успешности и конкурентоспособности в младшей школе (результаты диагностики);

-увеличится % родителей, имеющих хорошие и высокие показатели по развития педагогических компетенций, влияющих на обеспечение качества педагогической деятельности, подготовки детей к школе (результаты диагностики);

-будут расширены формы информационно-образовательного сопровождения родителей в образовательном процессе ДОУ.