Проект сюжетно-ролевой игры «Семья» во второй младшей группе
Дошкольный возраст – это возраст первоначального усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе…». Эти слова являются ценными и актуальными на протяжении всего дошкольного возраста ребенка.
Когда я приняла детей во второй младшей группе и, наблюдая за их игрой,
заметила, что каждый ребенок играет со своей игрушкой. Для совместной
игры ребята не объединялись, некоторые вообще не играли, а только
наблюдали. Часто возникают конфликты из-за игрушек: многим хочется
поиграть с маленьким самосвалом, которых не хватает на всех.
Я решила объединить детей в совместные игры, выработать
доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и
как они будут играть. Для объединения детей в совместных играх я
использовала различные приемы.
Например, Максим возит грузовую машину, а Никита что-то начал строить,
беря время от времени детали из строителя. Предлагаю Максиму подвозить
Никите детали, и чтобы быстрее была закончена постройка, подключаю к
ней Рому: «Рома помоги, пожалуйста, Максиму» — прошу я. Игра обрела
новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обратила их
внимание на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики.
Потом, когда дети будут что-то строить, они будут объединяться.
Однажды я внесла в группу двух кукол в нарядной одежде и сказала: «К
нам пришли гости, давайте угостим их чаем». Девочки довольно охотно
откликнулись на это предложение. Варя усадила кукол за стол, поставила
чашки с блюдцами, София поставила на плиту чайник и разлила куклам чай.
Лизе, которая наблюдала в стороне, я обратилась с просьбой помочь Варе
и Софии помыть посуду. Возникла игра с новым сюжетом.
Так возникла мысль о создании проекта сюжетно-ролевой игры «Семья».
Участниками проекта были дети 2-ой младшей группы, воспитатель,
родители.
Вид проекта: информационно-игровой, творческий; групповой;
среднесрочный (3 месяца)
Обоснование необходимости проекта: В настоящее время в нашей
стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в
прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является
хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и
развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья»
невозможна без поддержки самой семьи.
Гипотеза проекта:
Полагаю, что целенаправленная организация предметно-игровой среды в
группе поможет:
- создать условия психологической защищенности, эмоционально-
положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности
педагога с детьми;
- повысить уровень развития сюжетно-ролевой игры, детскую активность,
стремление действовать самостоятельно, желание изменить привычный
сюжет, найти другой способ решения задач, действовать согласованно с
другими детьми и взрослыми;
- сформировать умения творческой деятельности.
Цель: Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей
младшего дошкольного возраста.
Задачи руководства:
• Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
• Обогащать социально - игровой опыт между детьми.
• Развивать игровые умения по сюжету «Семья».
• Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов
семьи.
• Развивать интерес к игре.
• Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно
принятой на себя роли.
• Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
• Ожидаемые результаты:
• Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
• Умение организовать сюжетно-ролевую игру на основе имеющихся
знаний о семье.
• Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Этапы проекта:
1. В информационно-аналитический этап входит:
• Изучение методической, научно-популярной и художественной
литературы по теме.
• Определение проблемы.
• Выбор цели проекта.
• Планирование сюжетно-игровой деятельности.
2. В ходе основного этапа я проводила следующую работу:
• Показ игровых действий, создание игровых ситуаций «Мама и
дочка», «Время обеда», «Оденем кукол на прогулку» " Что такое хорошо и что такое плохо" и т. д.
• Чтение стихов и беседы о маме и папе, игры с куклами,
• Рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о
ребёнке.
• Хороводная игра: «Мама»
• Беседа Рассматривание семейных фотографий, сюжетных
картинок, картины «Наша семья»
• Слушание и чтение колыбельных прибауток
• Чтение русской народной сказки «Репка», «Три медведя», «Маша
и медведь»
• Занятие на тему «Моя семья»
с детьми об их семьях.
• Рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом».
• Д\и «Мама и папа», «Дедушка и бабушка», «Кто старше?», «Кто
младше?», «Назови по именам»
Работа с родителями по реализации проекта:
• Наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми.
• Помощь дома маме в приготовлении еды, в уборке комнаты.
• Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для
сюжетно-ролевых игр
• Конкурс: «Игрушка – самоделка», совместное изготовление игрушек
родителей и детей (всех членов семьи).
• Конкурс: «Игрушка – самоделка»
3. Заключительный этап:
Проведение сюжетно-ролевой игры «Семья» с включением каждого
ребенка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний,
умений, навыков.
В результате проекта игра стала неотъемлемой частью жизни и
деятельности детей, у ребят появились такие качества как активность,
уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное,
дружить. Работа над проектом имеет большое значение для формирования
личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений.
Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень
важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи,
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям
чувство привязанности к семье и дому, семейным традициям.
Сюжетно-ролевые игры -самые любимые для малышей. В них дети могут
представить себя взрослыми, проявить эмоции и самостоятельность,
применить воображение и творчество «Подготовка к обеду, обед во второй младшей группе»
Учить связно и последовательно выражать свои мысли, опираясь на схему.
Развивающая задача:
Развивать диалогическую речь.
3. Воспитательная задача:
1. Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
2. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки: аккуратно мыть и насухо вытирать руки, вешать полотенце на место.
3. Создавать условия для повышения качества деятельности детей по самообслуживанию во время подготовки к приему пищи.
4. Формировать привычку к здоровому образу жизни (профилактика нарушений осанки во время приёма пищи);
5. Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой); умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
6. Воспитывать умение спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо, вежливость (благодарить за еду, потребность в чистоте и аккуратности.
7. Сервировка стола: беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетическому оформлению столов.
8. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.
9. Подготовка ко сну: гигиенические процедуры; создание условий для организации сна; укладывание спать.
Предварительная работа:
- Рассматривание посуды во время приема пищи;
- Отгадывание и разучивание загадок о посуде;
- Игры: «Что в чем» (словообразование, «Наоборот» (подбор слов-антонимов,
«Какая посуда спряталась?» и др.
- Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Оборудование: скатерть, салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, столовая посуда (глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, хлебница, салфетница, салфетки из бумаги для сервировки стола.
Задачи:
Образовательная задача:
Методы и приемы: беседа, художественное слово.
Словарная работа: сервировать, столовые приборы.
Ход режимного момента:
Организация гигиенических процедур после прогулки проводится постепенно, небольшими группами детей, по мере раздевания дети с воспитателем идут в умывальную комнату. Воспитатель, заходя в комнату, надевает фартук, включает воду, проверяет ее температуру. Вода должна быть теплой. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи. Не настаивать на проведении таких процедур, которые дети боятся (например: мытье лица с мылом и т. д.)
В умывальной комнате проводится беседа.
В-ль: Что мы сейчас делаем?
Дети: Моем руки.
В-ль: А зачем нужно мыть руки?
Дети: Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.
В-ль: Какой бедой?
Дети: Разными болезнями.
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть.
Надо руки с мылом мыть!
В-ль:
Посмотрите! Стол накрыт
У нас хороший аппетит!
Вот теперь мы можем съесть
И обед спокойно съесть.
Воспитатель усаживает детей за столы
Усаживаю детей за столы (каждый садится на свое место, поточным методом.
Воспитатель: «Мы сели за стол. Прекращаем все игры и разговоры. За столом мы только едим, а не играем.»
«За столом мы все сидим,
Не играем, а едим!»
При организации питания необходимо обратить внимание:
- перед ребенком должно находится только одно блюдо;
- блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;
- не допускать громких разговоров и звучания музыки;
- не допускать понуканий, поторапливания детей;
- не допускать носильного кормления детей;
- не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;
Воспитываем культуру поведения за столом, объясняя ребенку, почему так делать нельзя. Например: «Машенька, если ты будешь вертеться, то можешь опрокинуть на себя тарелку; Вова, если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…»
Обращаю внимание на осанку детей (тихо подойдя, поправляю стульчик). Закрепляю умение правильно сидеть за столом, прямо, не наваливаясь на него грудью.
Закрепляю навыки пользования столовыми приборами. Обращаю внимание детей, как правильно держать ложку и есть суп: «Левой рукой придерживаем суповую тарелку. Столовая ложка в правой руке: ее ручка лежит на среднем пальце, а большой и указательный ее придерживают. Ко рту ложку подносить чуть наискось, не захватываем ее губами, а сливаем содержимое в рот. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем, пока он немного остынет.» Объясняю: «Чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, ведем ложку по тарелке не к себе, а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Напоминаю детям, что: «Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке», что «кусок хлеба берем из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков.» При этом приговариваю:
«Аккуратно кушай хлеб-
Это кухня, а не хлев…»
«За столом мы все сидим
Хлеб не крошим, а едим!»
«Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.»
Напоминаю детям, что: «нельзя класть локти на стол. Рука должна упираться об стол «серединой» между запястьем и локтем». Объясняю: «Если у тебя локоть лежит на столе, тебе неудобно есть! Ты мешаешь соседу!» Показываю детям, как пользоваться бумажной салфеткой: «Промокнув губы, сложите салфетку так, чтобы следы губ оказались внутри ее. Закончив есть блюдо, вытираем салфеткой губы, затем руки! (а не наоборот) и кладем ее в специальный стаканчик!» Во время приема пищи воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: хвалит детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приема пищи).
Если ребенок допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину. Учить следует без замечаний, спокойно поправить, если ребенок что-то делает не так.
Не настаиваю, если ребенок отказывается от еды, предлагаю ему отдохнуть, или помогаю, сказав: «Ты устал. Давай я тебе помогу!» Не следует принуждать ребенка к еде!
Многим детям хватает только первого блюда. Объясняю: «Приступая ко второму, не надо шуметь «Я съел (а)», а нужно тихо подождать следующее блюдо.»
Напоминаю детям: «Когда пьем, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе. Оторви локти от стола и подними чашку ко рту». «Спина должна быть прямая!» «Пить надо тихо. Так, чтобы тебя никто не слышал». «Когда ты выпил, поставь чашку на стол. Держать ее в руке не надо (рука устанет и в результате ты либо уронишь чашку, либо прольешь все на стол, а то и на пол)». «Вставая из-за стола, тихо задвигаем стульчик и обязательно благодарим за вкусный обед «Спасибо!»
(Помощник воспитателя организует постепенную смену блюд). Младший
воспитатель осуществляет раздачу второго блюда на раздаточном столе.
После того, как дети съели первое, воспитатель собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.
Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду: хлебницы, салфетницы. Младший воспитатель моет столы.
Дети, которые закончили прием пищи, встают из-за стола, идут в умывальную комнату принимать культурно-гигиенические процедуры перед сном.
Когда остальные дети вышли из-за стола, воспитатель помогает детям готовиться ко сну.
Конспект занятия по аппликации «Оденем кукол на прогулку» (младшая группа)
Цель: Продолжаем воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание помочь игрушечным персонажам. Учить составлять узор в определенной последовательности, правильно чередуя фигуры. Повторить геометрические фигуры. Развивать чувство ритма. Продолжаем знакомить с правилами наклеивание. Учить выкладывать на бумаге готовые фигуры и наклеивать их.
Материал: готовые трафареты шапочек, шарфов, рукавичек. Заготовки для украшение в виде треугольника, кружка, квадрата, клей, салфетка, две куклы.
Ход занятий:
Появляются две куклы Маша и Даша. Маша кашляет, Даша чихает.
Воспитатель: Сашенька, Дашенька, что с вами?
Куклы: Мы заболели.
Воспитатель: Где же вы так простудились?
Куклы: На улицу ходили.
Воспитатель: Вы, наверное, раздетые ходили на улицу?
Куклы: А у нас нет теплой одежды.
Воспитатель: А у вас шапочки есть?
Куклы: Нет.
Воспитатель: А шарфики у вас есть?
Куклы: нет
Воспитатель: А рукавички есть у вас?
Куклы: Нет.
Воспитатель: Не волнуйтесь, Маша и Даша, наши дети вам помогут.
Ребята, хотите помочь Маше и Даше?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель объясняет детям, что надо делать и как разложить готовые формы, чтобы получился красивый узор. После того как все готово, дети показывают свои работы куклам. Куклам очень понравилось. Маша с Дашей благодарят детей.
Воспитатель: Воспитатель напоминает, что нужно одеваться тепло, что бы не заболеть.
И читает стихотворение
Шубка-шубейка, куколку согрей-ка,
На головку шапку надевай!
Ушки закрывай.
На ручки рукавички,
Рукавички-невелички!
Не кашлей, не чихай,
На шейку шарфик надевай!
Тема: Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…»
Цель: Совершенствовать диалогическую речь малышей.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с новым стихотворением И. Косякова «Все она».
Развивающие:
• Развивать и активизировать словарь, побуждая детей к диалогу со взрослыми.
• Развивать речевую активность.
• Развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
• Формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное;
Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов о маме; заучивание стихотворений; прослушивание песен о маме; беседы о маме;
Ход занятия
Дети заходят в группу, в центре зала стоит посылка.
Воспитатель: Ребята, а вы знает что это? (ответ детей). А для кого она? (ответ) Я тоже не знаю. Как мы можем узнать? (письмо).
Открывает и читает его. (Стихотворение И. Косякова "Все она")
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
«Мама дорогая».
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песню напевает,
Кто вам сказки говорит,
И игрушки вам дарит?
«Мама золотая».
Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда, —
Кто же слезы льет тогда?
«Все она, родная».
Воспитатель: Я сейчас прочитаю еще раз, а вы мне поможете. Вам понравилось стихотворение? А что понравилось больше?
Вы уже догадались для кого эта посылка? (ответ детей)
А вы помогаете мамам? Давайте покажем как?
Пальчиковая игра «Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
(сжать руки на груди)
Я стираю,
(потереть кулачок о кулачок)
Полоскаю,
(кулачки сжимать-разжимать)
Воду с ручек отряхаю,
(стряхиваем воду с пальчиков)
Пол я чисто подмету
(погладить одну ладошку другой)
И дрова ей наколю.
(постучать кулачком по ладони свободной руки)
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
(сложить ладошки вместе и положить под щечку)
Я на цыпочках хожу,
(указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.
(указательный палец к губам)
Какие вы хорошие и послушные ребята. Как вы замечательно помогаете.
Вам понравилась игра? Было сложно выполнять движения? А что именно?
«Вы любите своих мам? – спрашивает воспитатель. – Очень-очень любите? Расскажите об этом. Давайте сыграем в игру. Я начну фразу, а вы продолжите. Очень мамочку люблю, потому что…» (Воспитатель, по очереди обращаясь к детям, каждый раз повторяет эту фразу.)
Воспитатель: Давайте же посмотрим, правильно ли мы отгадали для кого посылка. (Открываем) Правильно? Пусть каждый возьмет своей мамочке тот подарок, который ему понравился больше всего. А вечером, когда за вами прейдут, вы их подарите и скажете, как сильно вы их любите.
Красивые подарки? Вам понравилось играть? А во что больше? Сложно было?
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (вторая младшая группа)
Воспитатель:
Программное содержание: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятным окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления).
Задача № 1 обучающая: формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.
Задача № 2 развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость на действия игровых персонажей, развивать диалогическую речь, побуждать детей к разговору.
Задача № 3 воспитательная: формировать представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения делиться с товарищем, опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, музыкально - художественная.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Оборудование и материалы: игрушки (2 зайца, кубики.
Предварительная работа: Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо; рассматривание сюжетных картинок по теме «хорошо - плохо», ежедневно беседы с детьми о культурном поведении в саду, дома, на улице, о доброжелательном поведении друг к другу, желанием делиться игрушкой с товарищем, жить дружно.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. (Сюрпризный момент) Появляюсь с зайцем. Ребята, подойдите ко мне.
Ребята, я шла к вам в гости и встретила Степашку, который горько плакал. Я взяла его с собой, потому, что знаю, что здесь живут самые добрые дети. Это правда? Вы хотите помочь Степашке?
2. Садитесь на стульчики. Сейчас мы узнаем, что у него произошло…
Ребята, посмотрите какой я построил дом, буду в нем от лисы прятаться. И дождь меня в доме не намочит. Еще поставлю ящик и буду держать в нем морковку. Другие зайцы придут спрятаться от дождя, а я их морковкой угощу.
И тут появился Ушастик.
Что ты тут делаешь?
Дом строю, чтобы от дождя прятаться и морковку хранить.
Я тут прыгать хочу!
Прыгай в другом месте.
Нет, я здесь хочу! (ломает дом).
Я так старался, хотел всех друзей в гости позвать. Ты мог бы в другом месте попрыгать.
Что случилось со Степашкой?
(Ушастик сломал у него дом, его обидел другой заяц.)
Давайте успокоим и пожалеем его, скажем ласковые слова (дети подходят к зайцу).
3. Д/и «Назови ласково»
Заяц, а если он маленький, то зайчик.
Ребята, а как мы друг друга называем?
Варя, а ласково…
Сережа, а ласково…
Лиза, а ласково…
Арсений, а ласково…
Игнат…
Ребята, какой Степашка? Хороший, пушистый, добрый! Что мы можем сказать Степашке? Не плачь, Степашка! Мы тебе новый дом построим!
А что же мы скажем Ушастику?
Дети ругают «плохого» зайца: (грозят пальчиком, так нельзя делать! Нельзя никого обижать! Молодцы ребята вы Степашку пожалели, а теперь, давайте, со мной поиграем, повторяйте за мной: п/ и «Зайка серенький сидит»:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит (дети сидят на корточках и показывают руками ушки). Проговариваем текст.Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть (трем ладошки)
Зайке холодно стоять надо зайке поскакать (прыгаем на месте)
как же еще можем ему помочь?
Дети вместе с воспитателем строят дом и любуются им.
Спасибо вам, друзья!
Молодцы, ребята, вы хорошо поступили! Я так и знала, что вы сможете помочь Степашке. Эта беда случилась, потому что Ушастик не знал, как правильно себя вести, а вы знаете? Давайте научим Ушастика правильно себя вести. Хотите? Мы сейчас поиграем в одну очень интересную игру она называется хорошо - плохо. А вы, зайчата, садитесь и слушайте.
3. Я буду называть разные поступки, если так поступать хорошо вы будете говорить «можно», если так делать нельзя, то вы говорите «нельзя». Попробуем?
Драться?
Ломать чужую постройку?
Покатать друга на санках?
Отбирать игрушки?
Мириться?
Кусаться?
Делиться игрушками?
Обижать друзей?
Рвать книги?
Угощать друзей конфетами?
Помогать взрослым?
Молодцы, ребята, все знаете! А ты, Ушастик, понял, как правильно себя вести?
Спасибо вам, ребята, я все понял, и больше никогда не буду ломать чужие постройки. И ты меня, Степашка, извини.
Молодец, Ушастик!
Я тебя прощаю, Ушастик
Ребята, смотрите, как зайцы обнимаются. Как хорошо, что Ушастик исправился, и больше никогда не будет обижать Степашку!
Это вы меня научили. Молодцы!
А вам, ребята, понравилось помогать зайчикам?
Мы обязательно расскажем своим друзьям, какие замечательные дети живут в этой группе. До свидания!
Я провожу зайчиков, чтобы они не заблудились. До свидания