Проект «Скоро в школу»
Выполнила педагог - психолог Кузина О.Н.
Цели:
- создание условий для полноценного психического и личностного развития детей подготовительной группы в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
-установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе;
Задачи:
1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития детей.
2. Развитие познавательной, эмоциональной сфер. Развитие восприятия , внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности, эмоционально-волевой сферы, координации движений , формирование коммуникативных навыков.
3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями,
Приобщить педагогов, родителей к участию в подготовке детей к школьному обучению, формировать осознание взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации в школе в ближайшем будущем.
4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.
5.Организация и содержание деятельности
Проект “Скоро в школу»” рассчитан на 1 год психологического сопровождения детей
6 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. В проекте сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический.
В проекте участвуют родители (законные представители) детей подготовительной группы и дети подготовительной группы, воспитатели, педагог-психолог, логопед , музыкальный руководитель.
Принципы работы :
-«не навреди!»;
-добровольность;
-конфиденциальность информации;
-соблюдение педагогической этики;
-тактичность.
6. Результативность работы:
Результативность работы оценивалась не только педагогами ДОУ, родителями, , но и учителями школ и, конечно, самими детьми. Ведь проект направлен на то, чтобы адаптация самих детей к школе проходила успешно, и наши дети произносили заветные слова «Скоро в школу» — радостно и уверенно.
Диагностический блок.
Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 слов и другие).
I этап – Первичная диагностика. С детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития (Приложение 2). После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей (Приложение 3).
II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:
Развитие психических процессов;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Индивидуальные особенности.
В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования (Приложение 4).
III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.
Развивающий блок.
Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ Арцишевской В.Л , Кушнир Н.Я.,Узоровой О.Е, НефедовойЛ.Н .
С октября по апрель с детьми проводятся специально организованные коррекционно-развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Занятия сопровождения имеют определённую направленность:
- на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.
I этап – с октября каждого года с детьми проводятся занятия на развитие эмоциональной сферы с элементами релаксации.
II этап – в период с ноября по апрель проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.
Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.
Консультативный блок.
Данный блок составляют 2 направления:
Работа с родителями.
Работа со смежными педагогами-специалистами.
I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.
- Групповые консультации определены учебным планом и проводятся с целью приобщения родителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятий, ответы на вопросы родителей.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).
-
II направление.
Работа со смежными педагогами-специалистами включает групповые, индивидуальные консультации, открытые занятия.
- Индивидуальные и групповые консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).
- Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и смежными педагогами. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.
Методический блок.
Оформление документации:
- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;
- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;
- анализ и обработка диагностических данных;
- разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка
- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, педагогов.
Оформление кабинета:
- приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.
Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.
Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Прогнозируемые результаты.
Диагностический и развивающий.
К 6 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), различает по величине до 7 предметов, Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.
К 7 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый.), геометрических фигур: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели” и название предметов и явлений, обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.
Консультативный блок.
- Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.
- Информирование смежных специалистов и родителей о возрастных особенностях детей.
- Организация развивающей детско-взрослой общности.
Методический блок.
- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
I. Учебная программа.
Учебно-тематический план
(на каждый год сопровождения, рассчитанный на одну учебную группу).
№ п.п. | Название блока | Название разделов и тем |
1. | Развивающий блок | Занятия на развитие психологической активности с элементами релаксации (психогимнастика). |
Общеразвивающие занятия психологических процессов |
|
2. | Диагностический блок | Психолого-педагогическое обследование |
3. | Консультативный блок | Групповые консультации родителей и педагогов |
|
Содержание разделов и тем.
Развивающий блок
(Занятия на развитие психологической активности с элементами релаксации –психогимнастика., разминка, дыхательные упражнения, упражнения на профилактику мышечного напряжения, релаксация. )
2. Коррекция эмоционально-волевой сферы. (Психогимнастика)
Цель:
- Коррекция уже имеющихся нарушений эмоций. Профилактика эмоционального дискомфорта.
- Оказание родителям психологической помощи для дальнейшей организации работы с детьми.
Задачи: развитие гибкости поведения, способов адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях.
Пояснительная справка.
Занятия запланированы на основании т. «Семья», т. «Кактус», социометрического обследования (см. индивидуальную карту развития), анкетирования родителей, бесед с воспитателями, где были обнаружены различные нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Дети подготовительной группы.
Занятия рассчитаны на месяцев. Планируется проводить 1 раз в неделю в первой половине дня. Время проведения – 25 минут.
Планирование занятий.
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | 1.11.18 | В кукольном театре | 25 минут | |
2 | 8.11.18 | Встреча с Дюймовочкой | 25 минут | |
3 | 15.11.18 | Котята отправляются в путешествие | 25 минут | |
4 | 22.11.18 | Прогулка в летний сад | 25 минут | |
5 | 29.11.18 | Прогулка в осенний сад | 25 минут | |
6 | 6.12.18 | Цирк | 25 минут | |
7 | 13.12.18 | Колобки | 25 минут | |
8 | 20.12.18 | Зоопарк | 25 минут | |
9 | 27.12.18 | Звездочеты | 25 минут | |
10 | 10.01.19 | Путешествие в Изумрудный город | 25 минут | |
11 | 17.01.19 | Птичий сад | 25 минут | |
12 | 24.01.19 | Волшебные цветы | 25 минут | |
13 | 31.01.19. | Кот Леопольд и мыши | 25 минут | |
14 | 7.02.19 | Волк и семеро козлят | 25 минут | |
15 | 14.02.19 | Дождевые червячки | 25 минут | |
16 | 21.02.19 | Путешествие в джунглях | 25 минут | |
17 | 28.02.19 | Теремок | 25 минут | |
18 | 7.03.19 | Игры гномиков | 25 минут | |
19 | 14.03.19 | Магазин игрушек | 25 минут | |
20 | 21.03.19 | Встреча с Бабой-Ягой | 25 минут | |
Конечный результат: снижение уровня тревожности, агрессии, воспитания группового сотрудничества.
Литература: Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,Чистякова «Психогимнастика».
Общеразвивающие занятия
Развитие познавательных способностей
1.Занятия запланированы на основании результатов обследования по мет. Кушнир Н.Я. (см. таблицу результат обследования), бесед с воспитателями,наблюдений.
2.Занятия рассчитаны на 6 мес. Планируется проводить один раз в неделю в первой половине дня по подгруппам. Время проведения 25 мин.
3.Занятия будут проводиться с детьми подготовительной группы.
4.Планирование занятий.
№ | дата | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 | 01.11.18 08.11.18 15.11.18 22.11.18 29.11.18 06.12.18 13.12.18 20.12.18 27.12.18 10.01.19 17.01.19 24.01.19 31.01.19 07.02.19 14.01.19 21.02.19 28.02.19 07.03.19 14.03.19 21.03.19 05.04.19 | Развитие внимания, памяти, мышления Развитие восприятия, внимания, мотор.р. Развитие логического мышления Мнемический тренинг Учебнопозиционный тренинг Интеллектуальный тренинг Мнемический тренинг Сенсорный тренинг Мнемический тренинг Сенсомоторный тренинг Интеллектуальный тренинг Мнемический тренинг Учебно-позиционный тренинг Интеллектуальный тренинг Мнемический тренинг Интеллектуальный тренинг Мнемический тренинг Сенсомоторный тренинг Тренинг на развитие ощущений и восприятий Социально-психологический тренинг Учебнопозиционный тренинг Социально-психологический | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25мин. 25мин. | +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25 мин. +25мин. |
5. Конечный результат: повысить уровень познавательных способностей у детей, показавших низкий и средний уровень.
6. Лит-ра: Кушнир Н.Я. «Развитие познавательных способностей». Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Готовимся к школе», Арцишевская И.Л. «Подготовка к школе»
2. Диагностический блок
Диагностика уровня развития психических процессов
.
Уровни | Количество детей |
Начало года: 54 | Конец года: 54 |
Высокий | 12% (6) | 29% (15) |
Средне-высокий | 12% (6) | 31% (16) |
Средний | 64% (34) | 38% (20) |
Средне-низкий | 8% (4) | 2% (1) |
Низкий | 4% (2) | 0 |
Сравнив результаты обследования, можно увидеть, что количество детей с высоким уровнем увеличилось на 17% (15 детей из 54). С средне -высоким увеличилось на 19% (16 детей из 54). Дошкольников с средним уровнем стало на 26% (20 детей из 54) меньше, так как многие перешли на более высокие уровни, а детей средне-низким уровнем стало меньше на 6% (1 реб. из 54). С низким уровнем в начале года было 4%.В конце года низкого уровня не было.
3. Консультационный блок.
Информирование о теме и содержания занятий с детьми, рекомендации игр и упражнений для закрепления и повторения материала, организации совместной деятельности родителей и ребёнка, ответы на вопросы родителей и педагогов-специалистов.
Тематический план работы с родителями в проекте «Скоро в школу»
на 2018-2019 учебный год
Мероприятие, цель | Задачи | Категория участников | Сроки |
На пороге школьной жизни (позиция родителей по вопросам подготовки детей к школе). Анкетирование с целью выявления запросов родителей | Выявление запросов родителей . | родители детей подготовительной к школе группы | сентябрь |
Семинар – практикум «Мой ребенок – будущий первоклассник»: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей будущих первоклассников. | Оказать помощь в разрешении проблем при подготовке детей к школе. | родители детей подготовительной к школе группы, воспитатели, педагог-психолог | октябрь |
Клуб «Университет для родителей»- «День Матери»: повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи | Способствовать объединению семьи посредством совместного участия в творческих мероприятиях, наполнить ее досуг новым содержанием. | родители детей подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог | ноябрь |
Семинар - практикум «Правильная речь - залог успешного обучения в школе»: повышать педагогическую компетентность родителей в области речевого развития детей. | Сформировать у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей | Учитель - логопед, воспитатель, педагог- психолог | декабрь |
Игровой тренинг «Занимательные упражнения, помогающие развивать познавательную активность дошкольников »: обогатить воспитательный опыт, повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи | Предоставить родителям практический опыт в овладении способами общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться. | воспитатели, родители, дети, педагог-психолог | январь |
Родительское собрание «Скоро в школу» | Формировать у взрослых и детей навыки сотрудничества, ответственности. | воспитатели, родители, дети, педагог-психолог | февраль |
Психологические проблемы детей | На примерах показать, какие проблемы есть у детей | педагог-психолог | март |
Кризис 7 лет. И как его преодолеть? | Рассказать о кризисных моментах и путях их преодоления | педагог-психолог | апрель |
выставка рисунков на тему: «Как я представляю своего ребенка в школе?» | Предложить родителям нарисовать, как они представляют своего ребенка в школе | педагог-психолог, воспитатели, родители | май |
Тематический план работы с педагогами на 2018-2019 г.
№ | наименование мероприятий | ответственные | сроки |
1 | Социологический анализ семей воспитанников | педагог-психолог, воспитатели | сентябрь |
2 | Консультации по результатам психолого-педагогического обследования детей | педагог-психолог | октябрь |
3 | Психологические особенности познавательных процессов детей подготовительной группы | педагог-психолог | ноябрь |
4 | Дошкольный возраст-готовность к школе | педагог-психолог | декабрь |
5 | Роль сказкотерапии в трудовом воспитании детей. | педагог-психолог, воспитатели | январь |
6 | Эффективный стиль общения с детьми | педагог-психолог | февраль |
7 | Психологические проблемы детей: агрессия, застенчивость заниженная самооценка | педагог-психолог | март |
8 | Гиперактивный ребенок | педагог-психолог | апрель |
9. | Готовность к школе (тренинг) | педагог-психолог | май |
II. Учебно-методическое обеспечение.
Условия реализации проекта.
а) Материально-технические условия.
Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, музыкальное сопровождение.
Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
Материалы для занятий: тетради в клетку, линейку ; цветные карандаши (,12 цветов); бумага для ксерокса.
б) Организационные условия:
Возраст детей: 6 лет.
Наполняемость групп – 10 человек.
Список литературы:
Арцишевская. Экспресс-подготовка к школе. М., - 2004.
Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., – 200
Кушнир Н.Я.Развитие познавательных способностей,Минск,-1998
Павлова,Руденко Диагностика психического развития детей М., 1998.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., - 1999.
Узорова О.Е.,Нефедова Л.Н.Подготовка детей к школе,2005.