СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Скоро в школу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

создание условий для полноценного психического и личностного развития детей подготовительной группы в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

-установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе;

 

Задачи:

1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития детей.

2. Развитие познавательной, эмоциональной  сфер. Развитие восприятия ,  внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности, эмоционально-волевой сферы, координации движений , формирование коммуникативных навыков.

3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями,

Приобщить педагогов, родителей к участию в подготовке детей к школьному обучению, формировать осознание взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации в школе в ближайшем будущем.

4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.

5.Организация и содержание деятельности

Просмотр содержимого документа
«Проект " Скоро в школу"»

Проект «Скоро в школу»

Выполнила педагог - психолог Кузина О.Н.

Цели:

создание условий для полноценного психического и личностного развития детей подготовительной группы в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

-установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе;



Задачи:

1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития детей.

2. Развитие познавательной, эмоциональной сфер. Развитие восприятия , внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности, эмоционально-волевой сферы, координации движений , формирование коммуникативных навыков.

3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями,

Приобщить педагогов, родителей к участию в подготовке детей к школьному обучению, формировать осознание взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации в школе в ближайшем будущем.

4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.

5.Организация и содержание деятельности

Проект “Скоро в школу»” рассчитан на 1 год психологического сопровождения детей

6 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. В проекте сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический.

В проекте участвуют родители (законные представители) детей подготовительной группы и дети подготовительной группы, воспитатели, педагог-психолог, логопед , музыкальный руководитель.

Принципы работы :

-«не навреди!»;

-добровольность;

-конфиденциальность информации;

-соблюдение педагогической этики;

-тактичность.

6. Результативность работы:

Результативность работы оценивалась не только педагогами ДОУ, родителями, , но и учителями школ и, конечно, самими детьми. Ведь проект направлен на то, чтобы адаптация самих детей к школе проходила успешно, и наши дети произносили заветные слова «Скоро в школу» — радостно и уверенно.







Диагностический блок.

Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 слов и другие).

I этап – Первичная диагностика. С детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития (Приложение 2). После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей (Приложение 3).

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:

  1. Развитие психических процессов;

  2. Развитие эмоционально-волевой сферы;

  3. Индивидуальные особенности.

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования (Приложение 4).

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.

Развивающий блок.

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ Арцишевской В.Л , Кушнир Н.Я.,Узоровой О.Е, НефедовойЛ.Н .

С октября по апрель с детьми проводятся специально организованные коррекционно-развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Занятия сопровождения имеют определённую направленность:
- на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.

I этап – с октября каждого года с детьми проводятся занятия на развитие эмоциональной сферы с элементами релаксации.

II этап – в период с ноября по апрель проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.

Консультативный блок.

Данный блок составляют 2 направления:

  1. Работа с родителями.

  2. Работа со смежными педагогами-специалистами.

I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.

- Групповые консультации определены учебным планом и проводятся с целью приобщения родителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятий, ответы на вопросы родителей.

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).

-

II направление. 

Работа со смежными педагогами-специалистами включает групповые, индивидуальные консультации, открытые занятия.

- Индивидуальные и групповые консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).

- Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и смежными педагогами. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

Методический блок.

Оформление документации:

- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;
- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;
- анализ и обработка диагностических данных;
- разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка
- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, педагогов.

Оформление кабинета:

- приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Прогнозируемые результаты.

Диагностический и развивающий.

К 6 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), различает по величине до 7 предметов, Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

К 7 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый.), геометрических фигур: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели” и название предметов и явлений, обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

Консультативный блок.

- Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.
- Информирование смежных специалистов и родителей о возрастных особенностях детей.
- Организация развивающей детско-взрослой общности.

Методический блок.

- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

I. Учебная программа.

Учебно-тематический план

(на каждый год сопровождения, рассчитанный на одну учебную группу).


п.п.

Название блока

Название разделов и тем

1.

Развивающий блок

Занятия на развитие психологической активности с элементами релаксации (психогимнастика).

Общеразвивающие занятия психологических процессов


2.

Диагностический блок

Психолого-педагогическое обследование

3.

Консультативный блок

Групповые консультации родителей и педагогов




Содержание разделов и тем.

  1. Развивающий блок

(Занятия на развитие психологической активности с элементами релаксации –психогимнастика., разминка, дыхательные упражнения, упражнения на профилактику мышечного напряжения, релаксация. )

2. Коррекция эмоционально-волевой сферы. (Психогимнастика)

Цель:

- Коррекция уже имеющихся нарушений эмоций. Профилактика эмоционального дискомфорта.

- Оказание родителям психологической помощи для дальнейшей организации работы с детьми.

Задачи: развитие гибкости поведения, способов адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях.

Пояснительная справка.

  1. Занятия запланированы на основании т. «Семья», т. «Кактус», социометрического обследования (см. индивидуальную карту развития), анкетирования родителей, бесед с воспитателями, где были обнаружены различные нарушения в эмоционально-волевой сфере.

  2. Дети подготовительной группы.

  3. Занятия рассчитаны на месяцев. Планируется проводить 1 раз в неделю в первой половине дня. Время проведения – 25 минут.

  4. Планирование занятий.

Дата

Тема

Кол-во часов

Примечание

1

1.11.18

В кукольном театре

25 минут


2

8.11.18

Встреча с Дюймовочкой

25 минут


3

15.11.18

Котята отправляются в путешествие

25 минут


4

22.11.18

Прогулка в летний сад

25 минут


5

29.11.18

Прогулка в осенний сад

25 минут


6

6.12.18

Цирк

25 минут


7

13.12.18

Колобки

25 минут


8

20.12.18

Зоопарк

25 минут


9

27.12.18

Звездочеты

25 минут


10

10.01.19

Путешествие в Изумрудный город

25 минут


11

17.01.19

Птичий сад

25 минут


12

24.01.19

Волшебные цветы

25 минут


13

31.01.19.

Кот Леопольд и мыши

25 минут


14

7.02.19

Волк и семеро козлят

25 минут


15

14.02.19

Дождевые червячки

25 минут


16

21.02.19

Путешествие в джунглях

25 минут


17

28.02.19

Теремок

25 минут


18

7.03.19

Игры гномиков

25 минут


19

14.03.19

Магазин игрушек

25 минут


20

21.03.19

Встреча с Бабой-Ягой

25 минут




  1. Конечный результат: снижение уровня тревожности, агрессии, воспитания группового сотрудничества.

  2. Литература: Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,Чистякова «Психогимнастика».

Общеразвивающие занятия 

Развитие познавательных способностей

1.Занятия запланированы на основании результатов обследования по мет. Кушнир Н.Я. (см. таблицу результат обследования), бесед с воспитателями,наблюдений.

2.Занятия рассчитаны на 6 мес. Планируется проводить один раз в неделю в первой половине дня по подгруппам. Время проведения 25 мин.

3.Занятия будут проводиться с детьми подготовительной группы.

4.Планирование занятий.

дата

Тема

Кол-во часов

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19


20

21

01.11.18

08.11.18

15.11.18

22.11.18

29.11.18

06.12.18

13.12.18

20.12.18

27.12.18

10.01.19

17.01.19

24.01.19

31.01.19

07.02.19

14.01.19

21.02.19

28.02.19

07.03.19

14.03.19


21.03.19

05.04.19

Развитие внимания, памяти, мышления

Развитие восприятия, внимания, мотор.р.

Развитие логического мышления

Мнемический тренинг

Учебнопозиционный тренинг

Интеллектуальный тренинг

Мнемический тренинг

Сенсорный тренинг

Мнемический тренинг

Сенсомоторный тренинг

Интеллектуальный тренинг

Мнемический тренинг

Учебно-позиционный тренинг

Интеллектуальный тренинг

Мнемический тренинг

Интеллектуальный тренинг

Мнемический тренинг

Сенсомоторный тренинг

Тренинг на развитие ощущений и восприятий

Социально-психологический тренинг

Учебнопозиционный тренинг

Социально-психологический


25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25мин.

25мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25 мин.

+25мин.



5. Конечный результат: повысить уровень познавательных способностей у детей, показавших низкий и средний уровень.

6. Лит-ра: Кушнир Н.Я. «Развитие познавательных способностей». Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Готовимся к школе», Арцишевская И.Л. «Подготовка к школе»







2. Диагностический блок

Диагностика уровня развития психических процессов

.

Уровни

Количество детей

Начало года: 54

Конец года: 54

Высокий

12% (6)

29% (15)

Средне-высокий

12% (6)

31% (16)

Средний

64% (34)

38% (20)

Средне-низкий

8% (4)

2% (1)

Низкий

4% (2)

0



Сравнив результаты обследования, можно увидеть, что количество детей с высоким уровнем увеличилось на 17% (15 детей из 54). С средне -высоким увеличилось на 19% (16 детей из 54). Дошкольников с средним уровнем стало на 26% (20 детей из 54) меньше, так как многие перешли на более высокие уровни, а детей средне-низким уровнем стало меньше на 6% (1 реб. из 54). С низким уровнем в начале года было 4%.В конце года низкого уровня не было.

3. Консультационный блок.

Информирование о теме и содержания занятий с детьми, рекомендации игр и упражнений для закрепления и повторения материала, организации совместной деятельности родителей и ребёнка, ответы на вопросы родителей и педагогов-специалистов.

Тематический план работы с родителями в проекте «Скоро в школу»

на 2018-2019 учебный год

Мероприятие, цель

Задачи

Категория участников

Сроки

На пороге школьной жизни (позиция родителей по вопросам подготовки детей к школе). Анкетирование с целью выявления запросов родителей

Выявление запросов родителей . 

родители детей подготовительной к школе группы

сентябрь

Семинар – практикум «Мой ребенок – будущий первоклассник»: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей будущих первоклассников.

Оказать помощь в разрешении проблем при подготовке детей к школе.

родители детей подготовительной к школе группы, воспитатели,

педагог-психолог

октябрь

Клуб «Университет для родителей»- «День Матери»: повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи

Способствовать объединению семьи посредством совместного участия в творческих мероприятиях, наполнить ее досуг новым содержанием.

родители детей подготовительной к школе группы, воспитатели,

музыкальный руководитель, педагог-психолог

ноябрь

Семинар - практикум «Правильная речь - залог успешного обучения в школе»: повышать педагогическую компетентность родителей в области речевого развития детей.

Сформировать у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей

Учитель - логопед, воспитатель, педагог- психолог

декабрь

Игровой тренинг «Занимательные упражнения, помогающие развивать познавательную активность дошкольников »: обогатить воспитательный опыт, повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи

Предоставить родителям практический опыт в овладении способами общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.

воспитатели, родители, дети, педагог-психолог

январь

Родительское собрание «Скоро в школу»





Формировать у взрослых и детей навыки сотрудничества, ответственности.

воспитатели, родители, дети, педагог-психолог

февраль

Психологические проблемы детей


На примерах показать, какие проблемы есть у детей

педагог-психолог

март

Кризис 7 лет. И как его преодолеть?

Рассказать о кризисных моментах и путях их преодоления

педагог-психолог

апрель

выставка рисунков на тему: «Как я представляю своего ребенка в школе?»

Предложить родителям нарисовать, как они представляют своего ребенка в школе

педагог-психолог, воспитатели, родители

май



Тематический план работы с педагогами на 2018-2019 г.

наименование мероприятий

ответственные

сроки

1

Социологический анализ семей воспитанников

педагог-психолог, воспитатели

сентябрь

2

Консультации по результатам психолого-педагогического обследования детей

педагог-психолог

октябрь

3

Психологические особенности познавательных процессов детей подготовительной группы

педагог-психолог

ноябрь

4

Дошкольный возраст-готовность к школе

педагог-психолог

декабрь

5

Роль сказкотерапии в трудовом воспитании детей.

педагог-психолог, воспитатели

январь

6

Эффективный стиль общения с детьми

педагог-психолог

февраль

7


Психологические проблемы детей: агрессия, застенчивость заниженная самооценка

педагог-психолог

март

8

Гиперактивный ребенок


педагог-психолог

апрель

9.

Готовность к школе (тренинг)


педагог-психолог

май



II. Учебно-методическое обеспечение.

Условия реализации проекта.

а) Материально-технические условия.

  1. Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, музыкальное сопровождение.

  2. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).

  3. Материалы для занятий: тетради в клетку, линейку ; цветные карандаши (,12 цветов); бумага для ксерокса.

б) Организационные условия:

Возраст детей: 6 лет.

Наполняемость групп – 10 человек.



Список литературы:

  1. Арцишевская. Экспресс-подготовка к школе. М., - 2004.

  2. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., – 200

  3. Кушнир Н.Я.Развитие познавательных способностей,Минск,-1998

  4. Павлова,Руденко Диагностика психического развития детей М., 1998.

  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., - 1999.

  6. Узорова О.Е.,Нефедова Л.Н.Подготовка детей к школе,2005.