Тема: «Снежинка белая…»
Образ снежинки в творчестве русских поэтов»
Работу выполнила
Коковина Маргарита,
ученица 4 Е класса
Руководитель: Фомина
Елена Николаевна
Цель исследования : выявить сходства и различия словесного выражения образа снежинки в творчестве русских поэтов.
Задачи исследования :
- Изучить литературу по теме исследования;
- Отобрать стихотворения для анализа;
- Выявить и систематизировать средства, при помощи которых поэты создают образ снежинки
Объект исследования :
стихотворения русских поэтов о зиме, в которых встречается описание снежинок
Предмет исследования :
словесное выражение образа снежинки в этих стихотворениях.
Гипотеза исследования: образ снежинки привлекает внимание многих поэтов своей красотой, поэтому для его описания авторы прибегают к использованию множества различных красок и художественных средств.
Методы исследования :
- Изучение и анализ литературы по теме;
- Анализ стихотворения
- Метод сплошной выборки
Глава I. Снежинки в природе.
Среди миллиардов снежинок не бывает двух совершенно одинаковых.
Первый, кто задумался о природе снежинок был великий астроном Иоганн Кеплер. Самая красивая снежинка – шестилучевая звезда - впервые была зарисована в 1555 году.
В 1885 г. американский фермер Уилсон Бентли впервые сфотографировал снежинку. Его коллекция состоит из 5 тысяч уникальных снимков, названных
«Снежными драгоценностями"
Японский ученый Накая Укитиро называл снег "письмом с небес, написанным тайными иероглифами" .
Вид снежинок зависит от содержания воды в том облаке, где она зародилась, температуры воздуха и высоты над уровнем моря.
Глава II . Образ снежинки в стихотворениях русских поэтов
Для поэзии снег одно из ключевых понятий, от него зависит вдохновение и взгляд поэта на мир.
О зиме написано много замечательных стихотворений русскими поэтами. В описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его чувства .
А.С.Пушкин
Поэты XIX века
Поэты XX века
К.Д.Бальмонт «Снежинка»
Автор делает снежинку главной героиней своего произведения, оживляет, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ.
При прочтении стихотворения возникает ассоциация снежинки с душой новорожденного или ребенка раннего возраста, так как дети еще не успели в своей жизни нагрешить – они чисты .
Обращает на себя внимание, что Константин Бальмонт смог увидеть снежинку в потоке снега, индивидуализировав неодушевленный предмет, используя такое выразительное средство языка как олицетворение.
Автор восхищается снежинкой - крохотной частичкой русской зимы. Описывая снежинку, автор использует эпитеты «пушистая, смелая, чистая, белая, метафору - "звезда кристальная", антитезу - "не в высь лазурную, на землю просится’’. Цвета, используемые автором – светлые, теплые: «снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается». Все это помогает читателю представить невинный, чистый, беззащитный образ .
Заключение
Мы пришли к выводу, что гипотеза, которую мы выдвигали в самом начале нашей работы, верна. Действительно, поэтов на протяжении исследуемого периода привлекает описание образа снежинки. Мы делаем вывод, что в XX веке в стихотворениях о зиме обращение к этому образу наиболее частотны, чем в XIX и XXI веках (почти 1/3 часть, около 30 стихотворений)
Многое в изображении снежинки связывает поэтов разных эпох.
Это и эпитеты : « лёгкая, крылатая, пушистая, серебристая, кружевная» и т.д; олицетворения: чаще всего в стихотворениях снежинку наделяют такими качествами: «она танцует, кружится, переливается, порхает, пролетает, горит, вьётся, сверкает» и тд.; метафора – это неназванное сравнение, чаще всего снежинку сравнивают с «белыми мухами», «хрустальными звездами», «пушинками», «хрусталями», «алмазами», «жемчугом», «золотыми льдинками». Встречаются единичные случаи сравнения снежинок с ежатами, мотыльками, бабочками, балеринками, осколками молнии, птицей.