Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Радужный
(МАУ ДО «ДШИ» города Радужный)
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
(взаимодействие детской школы искусств
и дошкольного образовательного учреждения)
г. Радужный,
2019 г.
СОГЛАСОВАН Заместитель директора по КВР МАУ ДО «ДШИ» города Радужный _________________ Е.В. Карнаухова «___»_____________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ ДО «ДШИ» города Радужный _________________ С.В. Крыжная «___»_____________2019 г. |
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
«СОДРУЖЕСТВО»
(взаимодействие детской школы искусств
и дошкольного образовательного учреждения)
Авторы:
Шаманюк И.И, преподаватель
Савенко Е.Г., преподаватель
Сусоева И.А., преподаватель
г. Радужный,
2019 г.
17СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «СОДРУЖЕСТВО» . . . . . 2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . . . . . . . 3
1.1. Актуальность проекта . . . . . . . . 3
1.2. Целевые группы, участники проекта . . . . . 6
1.3. Цель, задачи проекта . . . . . . . . 7
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА . . . . . 8
2.1. Планируемые этапы и сроки реализации проекта . . 8
2.2. Основное содержание проекта и механизм его реализации . 9
2.3. Ресурсное обеспечение проекта . . . . . . 15
2.4. Ожидаемые результаты проекта . . . . . . 15
2.5. Методика оценки эффективности проекта . . . . 16
2.6. Перспективы дальнейшего развития проекта . . . . 17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . 19
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «СОДРУЖЕСТВО»
Наименование проекта | «Содружество» (взаимодействие детской школы искусств и дошкольного образовательного учреждения). |
Авторы проекта | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный: Шаманюк Ирина Ивановна, преподаватель структурного подразделения «Фортепиано»; Савенко Е.Г., преподаватель структурного подразделения «Фортепиано»; Сусоева И.А., преподаватель структурного подразделения «Хоровое пение». |
Руководитель проекта | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный: - Сусоева И.А., преподаватель структурного подразделения «Хоровое пение». |
Ответственные за реализацию проекта | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный: Шаманюк Ирина Ивановна, преподаватель структурного подразделения «Фортепиано»; Савенко Е.Г., преподаватель структурного подразделения «Фортепиано». |
Партнеры по реализации, участники проекта | Педагогические работники муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Буратино» (МАДОУ ДС № 12 «Буратино»). |
Тип проекта | Социально ориентированный, долгосрочный |
Целевые группы проекта | 1) Обучающиеся МАУ ДО «ДШИ» города Радужный; 2) воспитанники от 5-ти до 8-ми лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Буратино»; 3) родители воспитанников от 5-ти до 8-ми лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Буратино». |
Цель проекта | Создание условий для реализации исполнительских навыков обучающихся детской школы искусств; формирование у дошкольников интереса к музыке и музыкальной деятельности; популяризация деятельности детской школы искусств среди родителей дошкольников. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | В совместных мероприятиях с ДОУ в рамках реализации проекта примут участие не менее 30 обучающихся детской школы искусств, что будет способствовать развитию у них исполнительских навыков, совершенствованию умений грамотно, художественно выразительно исполнять музыкальные произведения в концерте. Не менее 90% воспитанников ДОУ с желанием примут участие в совместных мероприятиях с детской школой искусств, что будет способствовать их музыкально-творческому развитию. За период реализации проекта не менее 10% воспитанников ДОУ от 5-ти до 8-ми лет поступят на обучение в детскую школу искусств. Родители воспитанников ДОУ примут участие не менее, чем в 95% проведенных совместных мероприятий в рамках реализации проекта. Степень эффективности реализации проекта будет удовлетворительной. |
Срок реализации проекта | 2 учебных года, сентябрь 2019 г. – август 2021 г. |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность проекта
Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.
Д.Б. Кабалевский.
В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придаётся особенно большое значение, возрастает необходимость роли искусства в воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой культуры.
В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет, зависит от многих факторов. Все люди от природы музыкальны. Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать всё многообразие существующий вокруг звуков. Чем активнее общение ребенка-дошкольника с музыкой, тем радостнее, желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становится. Об этом необходимо знать и помнить всем взрослым – и родителям, и педагогам, так как именно от них зависит, как ребёнок сможет в дальнейшем распорядиться своим природным даром, кем и каким он станет.
Ребёнок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. И пробудить у него интерес к музыке, её красоте можно очень рано – в 2-3 года. Чудесные мелодии привлекают детей, побуждая к фантазированию, ассоциативному мышлению, желанию творить. Мы считаем одной из важных задач музыкального воспитания подрастающего поколения – научить дошкольников слышать, понимать и наслаждаться музыкой, звучащей в живом исполнении.
Музыка детства - хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь! Доказано, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности. В связи с этим необходимо объединить усилия детской школы искусств и дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) для решения проблемы полноценного музыкального воспитания и развития дошкольников на лучших образцах классической и народной музыки.
Проблема активного вовлечения дошкольников в музыкальную деятельность с целью формирования у них интереса и желания к обучению игре на музыкальных инструментах в детской школе искусств или детской музыкальной школе не нова. В МАУ ДО «ДШИ» города Радужный создано и успешно работает творческое объединение «Детская филармония», участники которой организуют концерты для воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Радужный. Концерты проходят как на базе МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, так и на базе дошкольных образовательных учреждений города.
Опыт работы творческого объединения «Детская филармония» в течение пяти лет показывает, что в процессе организации концертов для воспитанников дошкольных образовательных учреждений возникает ряд противоречий:
1) в период октябрь – март воспитанники ДОУ могут посещать концерты, организованные на базе МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, только в первую половину дня, так как перемещаться по городу детям дошкольного возраста можно только в светлое время суток, а в городе Радужный в 15.00 уже темно. Большая часть обучающихся детской школы искусств в первую половину дня учатся в общеобразовательной школе, а принимать участие в концертах могут только после 15.00;
2) исходя из первого противоречия, можно сделать заключение, что необходимо организовывать концерты для дошкольников на базе ДОУ. В городе Радужный 10 детских садов. Охватить такое количество ДОУ участникам Детской филармонии очень сложно. В связи с этим количество концертов для воспитанников ДОУ крайне ограничено, не более одного-двух в течение учебного года, что ограничивает возможности детской школы искусств организовывать деятельность по приобщению к музыкальному искусству и музыкальной деятельности самой нуждающейся в этом категории детей – дошкольников.
На устранение данных противоречий направлен проект «Содружество» (далее по тексту – проект). Проект предполагает апробацию системы взаимодействия детской школы искусств и одного дошкольного образовательного учреждения. Для взаимодействия выбран один из самых отдаленных от МАУ ДО «ДШИ» города Радужный детских садов – муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Буратино».
Кроме того, воспитанники ДОУ являются потенциальными обучающимися детской школы искусств в будущем, следовательно, формировать у детей музыкальное восприятие, желание играть на музыкальных инструментах лучше начинать заранее.
Все вышеизложенное определяет актуальность и практическую значимость данного проекта.
1.2. Целевые группы, участники проекта
Целевые группы проекта:
обучающиеся МАУ ДО «ДШИ» города Радужный;
воспитанники от 5-ти до 8-ми лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Буратино»;
родители воспитанников от 5-ти до 8-ми лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Буратино».
Участники проекта: проект реализуется в тесном взаимодействии с педагогическими работниками муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Буратино», осуществляющими педагогическую деятельность с воспитанниками групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет, от 6-ти до 8-ми лет.
1.3. Цель, задачи проекта
Цель проекта: создание условий для реализации исполнительских навыков обучающихся детской школы искусств; формирование у дошкольников интереса к музыке и музыкальной деятельности; популяризация деятельности детской школы искусств среди родителей дошкольников.
Задачи проекта:
развивать у обучающихся детской школы искусств исполнительские навыки, совершенствовать умения грамотно, художественно выразительно исполнять музыкальные произведения в концерте;
содействовать музыкально-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством слушания музыкальных произведений различных характеров, жанров, эпох, стилей и направлений в живом исполнении;
содействовать формированию у дошкольников устойчивого желания музицировать на музыкальных инструментах, поступить на обучение в различные структурные подразделения Детской школы искусств;
пропагандировать среди родителей дошкольников знания о положительном влиянии обучения детей игре на различных музыкальных инструментах на их общее развитие и воспитание эстетических взглядов, привлечь родителей к участию в совместных мероприятиях;
провести анализ результатов, определить степень эффективности реализации проекта.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
2.1. Планируемые этапы и сроки реализации проекта
Проект рассчитан на реализацию в следующие сроки: сентябрь 2019 г. – август 2021 г. Проект реализуется в 3 этапа, план реализации проекта представлен в таблице 1.
Таблица 1.
План реализации проекта
Этапы и сроки реализации проекта | Содержание деятельности на этапе | Ответственные |
1 этап – мотивационный. Сентябрь – ноябрь 2019 г. | - Организация взаимодействия педагогов МАДОУ «ДС № 12 «Буратино» и преподавателей МАУ ДО «ДШИ» города Радужный; - подбор музыкального репертуара в соответствии с программой музыкального воспитания детей, реализуемой музыкальным руководителем МАДОУ; - отбор форм просветительской работы с воспитанниками и родителями ДОУ. | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта. |
2 этап – деятельностный. Ноябрь 2019 г. – май 2021 г. | - Организация и проведение совместных мероприятий для детей целевых групп; - организация консультаций для родителей воспитанников ДОУ, желающих поступить на обучение в детскую школу искусств; - привлечение родителей дошкольников от 5-ти до 8-ми лет к участию в мероприятиях проекта. | - Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта; - музыкальный руководитель; воспитатели МАДОУ ДС № 12 «Буратино». |
3 этап – аналитико-итоговый. Июнь – август 2021 г. | - Определение соответствия полученных результатов первоначальному замыслу, степени эффективности реализации проекта; - обобщение и представление профессиональному сообществу опыта работы по реализации проекта на конференциях, фестивалях, конкурсах различных уровней. | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта. |
2.2. Основное содержание проекта и механизм его реализации
Музыка – сложное искусство. Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе. Но музыка может настроить детей на определённый лад – грустный или весёлый, - так как музыка – единственное искусство, обращенное к чувствам человека.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное воспитание играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Однако окружающая нас музыкальная атмосфера далеко неоднородна. Наряду с высоким искусством слушатель воспринимает «музыкальный ширпотреб», поддерживаемый индустрией радио и телевидения, тиражируемый бесчисленным множеством аудиозаписей и компактдисков. Поэтому понятно, сколь остра проблема воспитания человека, способного отличать подлинную красоту высокого искусства.
Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего, в процессе её слушания, благодаря которому закладываются основы музыкальной культуры. В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».
У детей дошкольного возраста от 5-ти до 8-ми лет, по сравнению с малышами, более богатый жизненный и музыкальный опыт. Дети начинают различать новые особенности музыкальных произведений, ранее ими не замечаемых, могут дать достаточно развернутый ответ на вопросы о содержании музыкального произведения. У детей проявляется определенная культура поведения при слушании музыки.
Дети данного возраста способны прослушать достаточно длинные (до 5-ти минут) музыкальные произведения, не отвлекаясь при этом. При определении общего характера музыкального произведения дети этого возраста уже ориентируются не на одно, а на два и более средства музыкальной выразительности (темп и динамику; темп, динамику и тембр; регистр, темп и динамику и т. д.). Дети способны определить одно-, двух-, трехчастную форму музыкального произведения, его жанровую принадлежность, т. е. ребенок легко может определить звучит марш, песня или танец.
Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих качеств: добра и красоты. Всё чаще говорится о формировании личности через культуру – о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и преумножать ценности родной и мировой культуры.
Но в реальной жизни дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную музыку не очень высокого художественного уровня, это подтверждают результаты анкетирования родителей. А в детском саду музыкальное воспитание ведется, в основном на упрощенном по музыкальному языку репертуаре – детские песни, пляски игры. В результате ребенок в дошкольном детстве, сензитивном к усвоению разнообразного опыта, не может постичь, подобно освоению родного языка, семантику музыкальной речи, «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.
Многие ученые, музыкальные педагоги, психологи (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, К.В. Тарасова и др.) отмечают, что в процессе слушания музыки у ребенка-дошкольника развивается не только музыкальное восприятие, но элементарные музыкальные способности, формируются основы музыкальной культуры, как части общей духовной культуры личности ребенка.
Вместе с этим в процессе слушания – восприятия музыки у ребенка развиваются не только специальные музыкальные способности, но и общие психические процессы и свойства личности:
мышление, включающее операционные компоненты - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация;
эмоциональные свойства личности – впечатлительность, отзывчивость;
память и мнемические свойства личности, включающие процессы запоминания и сохранения информации;
внимание и внимательность;
речь;
воображение и творчество;
волевые свойства личности – целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность.
Необходимо отметить, что слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают своё отношение, объясняют свои ощущения и впечатления, это не проходит бесследно для ребенка: он духовно обогащается, постепенно формируется его вкус и привязанности. И, наоборот, равнодушие родителей к классическим и фольклорным музыкальным произведениям и увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.
На основании вышеизложенного можно определить следующий механизм реализации данного проекта:
1. Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта, совместно с музыкальным руководителем и воспитателями МАДОУ ДС №12 «Буратино» организуют цикл совместных мероприятий «В гостях у Феи Музыки», составляют сценарии, отбирают для мероприятия музыкальные произведения, доступные для понимания и восприятия детей от 5-ти до 8-ми лет.
Формы мероприятий могут быть разнообразные – музыкальная гостиная, познавательно-игровая программа, концерт-беседа, музыкальный час и др.
2. На все совместные мероприятия обязательно приглашаются родители воспитанников ДОУ. Для этого организуется информирование родителей как о предстоящем совместном мероприятии на базе МАДОУ ДС №12 «Буратино», так и о мероприятиях, концертах, организуемых в течение учебного года на базе МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, приглашение их посетить вместе с детьми. Формы информирования родителей: размещение объявлений на стендах в группах ДОУ, на официальном сайте ДОУ, размещение информации в официальных группах родителей в мессенджерах Viber, WhatsApp.
3. В марте преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, музыкальный руководитель МАДОУ ДС №12 «Буратино» организуют для родителей воспитанников ДОУ круглый стол «В мире музыкальных инструментов», в ходе которого преподаватели ДШИ рассказывают об особенностях обучения детей игре на том или ином инструменте, правилах поступление на обучение в детскую школу искусств,
4. В апреле каждого учебного года преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта, организуют консультирование родителей и воспитанников ДОУ, желающих отдать своих детей на обучение в детскую школу искусств, по вопросам подготовки дошкольников к сдаче приемного экзамена для поступления в МАУ ДО «ДШИ» города Радужный.
План проведения совместных мероприятий МАУ ДО «ДШИ» города Радужный и МАДОУ ДС № 12 «Буратино» в рамках реализации проекта представлен в таблице 2.
Таблица 2.
План проведения совместных мероприятий
МАУ ДО «ДШИ» города Радужный и МАДОУ ДС № 12 «Буратино»
в рамках реализации проекта
№ | Форма организации деятельности, тема | Место проведения | Срок | Ответственные |
Ноябрь 2019 г. – май 2020 г. |
| Информирование родителей воспитанников ДОУ о мероприятиях, концертах, проходящих в МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, приглашение их посетить вместе с детьми посредством размещения информации на групповых стендах и в официальных группах родителей в мессенджерах Viber, WhatsApp. | МАДОУ ДС № 12 «Буратино» | В течение учебного года | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта; музыкальный руководитель, воспитатели МАДОУ ДС №12 «Буратино». |
| Совместное мероприятие «В гостях у Феи Музыки» (зимняя гостиная) | МАДОУ ДС № 12 «Буратино» | Декабрь 2019 г. | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта; музыкальный руководитель, воспитатели МАДОУ ДС №12 «Буратино» |
| Совместное мероприятие «В гостях у Феи Музыки» (весенняя гостиная) | МАДОУ ДС № 12 «Буратино» | Март 2020 г. | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта; музыкальный руководитель, воспитатели МАДОУ ДС №12 «Буратино» |
| Круглый стол для родителей воспитанников МАДОУ ДС № 12 «Буратино» «В мире музыкальных инструментов» | МАДОУ ДС № 12 «Буратино» | Март 2020 г. | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта; музыкальный руководитель МАДОУ ДС №12 «Буратино» |
| Консультирование родителей и воспитанников ДОУ по вопросам подготовки детей к сдаче приемного экзамена для поступления в детскую школу искусств | МАУ ДО «ДШИ» города Радужный | Апрель 2020 г. | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта |
Ноябрь 2020 г. – май 2021 г. |
| Информирование родителей воспитанников ДОУ о мероприятиях, концертах, проходящих в МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, приглашение их посетить мероприятия вместе с детьми посредством размещения информации на групповых стендах и в официальных группах родителей в мессенджерах Viber, WhatsApp | В течение учебного года | В течение учебного года | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта; музыкальный руководитель, воспитатели МАДОУ ДС №12 «Буратино» |
| Совместное мероприятие «В гостях у Феи Музыки» (сказка в музыке) | МАДОУ ДС № 12 «Буратино» | Ноябрь 2020 г. | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта; музыкальный руководитель, воспитатели МАДОУ ДС №12 «Буратино» |
| Совместное мероприятие «В гостях у Феи Музыки» (голоса музыкальных инструментов) | МАДОУ ДС № 12 «Буратино» | Март 2021 г. | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта; музыкальный руководитель, воспитатели МАДОУ ДС №12 «Буратино» |
| Круглый стол для родителей воспитанников МАДОУ ДС № 12 «Буратино» «В мире музыкальных инструментов» | МАДОУ ДС № 12 «Буратино» | Март 2021 г. | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта; музыкальный руководитель МАДОУ ДС №12 «Буратино» |
| Консультирование родителей и воспитанников ДОУ по вопросам подготовки детей к сдаче приемного экзамена для поступления в детскую школу искусств | МАУ ДО «ДШИ» города Радужный | Апрель 2021 г. | Преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, ответственные за реализацию проекта |
2.3. Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые ресурсы проекта: проект реализуют преподаватели МАДОУ ДО «ДШИ» города радужный – 3 чел.; педагоги МАДОУ ДС №12 «Буратино» - 9 чел. В реализации проекта могут принять участие желающие преподаватели детской школы искусств – количество участников не ограничено.
Материально-технические ресурсы: проект не предполагает приобретения дорогостоящего оборудования.
Информационные ресурсы: художественная и справочная литература, методические пособия, интернет-ресурсы, информации, фотоматериалы, видеоролики на информационных стендах и официальных сайтах МАУ ДО «ДШИ» города Радужный и МАДОУ ДС №12 «Буратино».
Финансовые ресурсы: проект экономичен, не требует дополнительных финансовых затрат. Мероприятия проводятся на базе учреждений, в которых уже созданы условия для музыкальной деятельности детей целевых групп.
2.4. Ожидаемые результаты проекта
В результате реализации проекта ожидается получить следующие результаты:
В совместных мероприятиях с ДОУ в рамках реализации проекта примут участие не менее 30 обучающихся детской школы искусств, что будет способствовать развитию у них исполнительских навыков, совершенствованию умений грамотно, художественно выразительно исполнять музыкальные произведения в концерте.
Не менее 90% воспитанников ДОУ с желанием примут участие в совместных мероприятиях с детской школой искусств, что будет способствовать их музыкально-творческому развитию.
За период реализации проекта не менее 10% воспитанников ДОУ от 5-ти до 8-ми лет поступят на обучение в детскую школу искусств.
Родители воспитанников ДОУ примут участие не менее, чем в 95% проведенных совместных мероприятий в рамках реализации проекта.
Степень эффективности реализации проекта будет удовлетворительной.
2.5. Методика оценки эффективности проекта
Оценка эффективности проекта определяется по критериям и показателям, представленным в таблице 3.
Таблица 3.
Критерии и показатели оценки эффективности реализации проекта
Задача | Критерии оценки эффективности | Показатели оценки эффективности |
1. Развивать у обучающихся детской школы искусств исполнительские навыки, совершенствовать умения грамотно, художественно выразительно исполнять музыкальные произведения в концерте. | Количество обучающихся, принявших участие в совместных мероприятиях. | Процентное соотношение количества проведенных мероприятий в рамках реализации проекта к общему количеству запланированных мероприятий. |
2. Содействовать музыкально-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством слушания музыкальных произведений различных характеров, жанров, эпох, стилей и направлений в живом исполнении. | Количество воспитанников МАДОУ ДС №12 «Буратино», выразивших желание принять участие в совместных мероприятиях. | Процентное соотношение количества воспитанников, выразивших желание принять участие в совместных мероприятиях, к общему количеству воспитанников групп детей от 5-ти до 8-ми лет. |
3. Содействовать формированию у дошкольников устойчивого желания музицировать на музыкальных инструментах, поступить на обучение в различные структурные подразделения Детской школы искусств. | Количество воспитанников МАДОУ ДС №12 «Буратино», поступивших на обучение в МАУ ДО «ДШИ» города Радужный. | Процентное соотношение количества воспитанников, поступивших на обучение в МАУ ДО «ДШИ» города Радужный, к общему количеству воспитанников групп детей от 5-ти до 8-ми лет. |
4. Пропагандировать среди родителей дошкольников знания о положительном влиянии обучения детей игре на различных музыкальных инструментах на их общее развитие и воспитание эстетических взглядов, привлечь их к участию в совместных мероприятиях. | Количество совместных мероприятий в рамках реализации проекта, в которых примут участие родители обеих целевых групп. | Процентное соотношение количества мероприятий, в которых приняли участие родители воспитанников МАДОУ ДС №12 «Буратино» к общему количеству мероприятий, проведенных в рамках реализации проекта. |
5. Провести анализ результатов, определить уровень эффективности реализации проекта. | Степень эффективности реализации проекта. | Процентное соотношение полученных результатов к ожидаемым результатам проекта. |
Степень эффективности реализации проекта определяется следующим образом:
процентное соотношение полученных результатов к ожидаемым составляет от 85% до 100% - удовлетворительная степень эффективности проекта;
процентное соотношение полученных результатов к ожидаемым составляет от 60% до 84% - неудовлетворительная степень эффективности проекта;
процентное соотношение полученных результатов к ожидаемым составляет менее 60% - критическая степень эффективности проекта.
2.6. Перспективы дальнейшего развития проекта
Предполагается следующий сценарий развития проекта:
1. Презентация результатов проекта педагогическому сообществу города, региона, страны с целью распространения опыта работы по организации взаимодействия детской школы искусств и дошкольного образовательного учреждения, направленного на воспитание у подрастающего поколения интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
2. Цикл концертов «В гостях у Феи Музыки» станет традиционным и будет ежегодно включаться в планы работы МАУ ДО «ДШИ» города Радужный и МАДОУ ДС №12 «Буратино».
3. Ежегодно воспитанники МАДОУ ДС № 12 «Буратино» будут поступать на обучение в различные отделения МАУ ДО «ДШИ» города Радужный.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алексеев А.Д. О музыкально-теоретическом образовании современного исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. – М., 1977. – Вып. 32. – С. 56-62.
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.
Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 480 с.: ил.
Методические записки по вопросам музыкального образования. – Вып.2 / Ред. сост. Н.Л. Фишман. – М.: Музыка, 1979.
Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.7/ Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Науч. ред. Л.С. Зорилова, М.Б. Сидорова. – М.: МГУКИ, 2002.
Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.7/ Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Науч. ред. Л.С. Зорилова, М.Б. Сидорова. – М.: МГУКИ, 2002.
Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды. – М.: Педагогика, 1985. – Т.1. Москва: Педагогика, 1985. – 328 с.
Яковлева, Е.В. Важность экологического воспитания дошкольника // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 113-117.