Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«Создание воспитывающей среды образовательной организации
общего образования»
Тема: «Место воспитания в образовательном процессе общеобразовательной организации»
Выполнила:
Савелькина Елена Викторовна
Дата сдачи:
16.09.2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Основная часть:
Раздел 1
Раздел 2
Литература
ВВЕДЕНИЕ.
Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Основа воспитания – социальное действие, которое определяется как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнёров и предполагающее осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.
Понятие «воспитание» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность , систему, воздействие, взаимодействие и т.д. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание – это процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
Цель воспитания в школе: личностное развитие школьников, которое проявляется:
- в приобретении опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике, в развитии позитивных отношений к общественным ценностям.
Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение следующих задач:
Реализовывать потенциал классного руководства, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы.
Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования. (Раздел 2).
Использовать возможности школьного урока.
Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций.
Организовывать в школе волонтёрскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности.
Организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы.
Организовывать работу с семьями школьников, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
РАЗДЕЛ 1
Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Необходимость специально организованного воспитания человека обусловлено тем, что в воспитательном процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, соответствующей требованиям общества, развитие склонностей, способностей личности, нужных и полезных обществу, развитие коммуникативных функций и социализация личности.
Воспитание позволяет организовать личностно и общественно ценную деятельность школьника, сформировать у него опыт достижения личного и коллективного успеха.
В современной педагогике концепция воспитания рассматривается как неотъемлемая часть целостного педагогического процесса. Целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т.е формирование интеллектуальной культуры личности. Цель воспитательного процесса – освоение норм поведения, т.е формирование поведенческой культуры личности. Процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет чёткие временные границы (учебный год, четверть, учебный день, урок), осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты замеряются на основе чёткой нормы оценок, процесс воспитания не имеет чёткой регламентации, во многом хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и количественных показателей.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер протекания.
Воспитание – целенаправленный процесс. Это проявляется в том, что основным ориентиром в работе педагога служит социальный заказ как совокупность нравственных норм, принятых в обществе. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет его цель, отражающую модель личности воспитанника. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, когда он соглашается с нею, принимает ее и в процессе самовоспитания опирается на те же ориентиры.
Воспитание – многофакторный процесс, поскольку при его осуществлении педагог должен учитывать множество объективных и субъективных факторов, осложняющих воспитательный процесс или способствующих успешности его протекания. В числе объективных факторов, влияющих на процесс воспитания, следует рассматривать различные стороны общественной жизни (экономику, политику, культуру, идеологию, мораль, право, религию и др.); среди субъективных факторов – социальную среду, в которой воспитывается личность (влияние семьи, школы, друзей, значимых личностей), а также индивидуально-личностные особенности воспитанника.
Воспитание – субъективный процесс, что выражается в неоднозначной оценке его результатов. Это объясняется тем, что результаты воспитания не имеют четкого количественного выражения, поэтому нельзя точно сказать, какой ученик воспитан отлично, а какой – неудовлетворительно. В силу этого трудно определить, какой воспитательный процесс можно считать качественным, эффективно воздействующим на личность воспитанника, а какой является «показухой», ведется «для галочки» и не приносит желаемого результата. Субъективный характер воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическими умениями, чертами характера, личностными качествами, ценностными ориентирами, наличием или отсутствием талантов, способностей, увлечений.
Воспитание – процесс, характеризующийся отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Это происходит в силу того, что воспитание призвано оказать глубинное, комплексное воздействие на личность (сознание, поведение, эмоции и чувства). Чтобы воспитанник осознал, чего именно добивается педагог, адекватно прореагировал на воспитательное воздействие и сделал для себя правильные выводы, необходимо время. Иногда на это уходят целые годы.
5.Воспитание – непрерывный процесс, поскольку личность нельзя воспитывать «от случая к случаю». Отдельные воспитательные мероприятия, какими бы яркими они ни были, не способны сильно повлиять на поведение личности. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий, включающих постоянный контакт педагога и воспитанников. Если же процесс воспитания нерегулярен, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать у воспитанника новые устойчивые привычки.
Воспитание – комплексный процесс, что выражается в единстве его целей, задач, содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного процесса идее целостного формирования личности, в которой гармонично представлено высокое развитие сознания, поведения и чувств. Это означает, что личность нельзя формировать «по частям», либо уделяя внимание только формированию сознания, либо делая упор на развитие норм и правил поведения, либо формируя эмоции и чувства.
7. Воспитание – двусторонний процесс, поскольку он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает к педагогу от воспитанников. Чем больше информации об особенностях, способностях, склонностях, достоинствах и недостатках воспитанника имеется в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее и эффективнее он осуществляет воспитательный процесс.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание и образование тесно связаны между собой.
Средства воспитания.
С их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор явлений и объектов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребёнка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. (Раздел 2). Выделяется ведущий вид деятельности в каждом конкретном возрасте:
- игровая деятельность в дошкольном возрасте;
- учебная деятельность в младшем школьном возрасте;
- личные отношения в подростковом возрасте;
- учебно-трудовая деятельность в старшем школьном возрасте;
Переход к информационному обществу требует более широкого использования технических средств: видео, телевидение, кино, компьютерные программы и т.д.
Таким образом, к средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы: наглядные пособия, историческая , художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, СМИ.
К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы: вечера, собрания, праздники (Раздел 2).
Педагог, классный руководитель должен уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая для них является естественной жизнью, а для педагога называется развивающей, воспитывающей деятельностью.
В рамках современного реформирования образования внеурочной деятельности придаётся особое значение как средству социализации и развития школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1.