Проект
Скоро в школу
Белово
2020г.
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕЛОВО»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 59 «Рябинка» комбинированного вида города Белово»
(МБДОУ детский сад №59 города Белово)
Проект
Составила:
Субботина Л.А. воспитатель, первой квалификационной категории;
Краткая аннотация: Проект, который мы хотим описать, называется «Скоро в школу!». Цель проекта: познакомить детей с тем как проходит школьный день с уроками и переменами. Реализация этого проекта поможет детям больше узнать о школе, «прожить школьный день», познакомиться с правилами поведения в школе и предметами, которые они будут изучать. В нашем проекте мы будем использовать различные методы и приемы обучения детей, которые помогут более доступно донести до детей информацию
Содержание:
Введение… ……………………………………………. 5
Обоснование значимости проекта…………………… 7
Этапы работы над проектом……………………………11
Ресурсное обеспечение работы над проектом…………
Полученный результат………………………………… 11
Список литературы………………………………………14
Приложения………………………………………………15
Введение
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Обоснование значимости проекта
Тема: « Скоро в школу»
Название: Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Вид проекта: познавательный, практико-ориентированный, информационный
Актуальность: Подготовка к школе — сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:
смена режима сна и питания;
увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом;
смена стиля общения со взрослыми;
необходимость выполнения школьных правил;
необходимость установления контактов со сверстниками;
увеличение объема интеллектуальной нагрузки, полный самоконтроль
и многое другое.
Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.
Главное, что необходимо ребенку, — положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей, воспитателей и учителей.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе должен принадлежать общему развитию. Это означает, что педагоги и родители должны заботиться прежде всего о том, чтобы у детей были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для них деятельности — учебной.
Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» — развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений, навыков, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении — развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому знания, которые получает ребенок в детском саду, должны быть востребованы в его жизнедеятельности сегодня и сейчас, а их отбор осуществляться в первую очередь с позиции будущего.
В последнее время отмечается тенденция увеличения числа детей, которые не хотят идти в школу, успеваемость школьников падает, отсутствует положительная мотивация к занятиям; в школе все больше интеллектуально пассивных детей, которые избегают мыслительной деятельности. Одна из причин — отсутствие познавательного интереса, который должен быть сформирован в дошкольные годы.
Подготовка к школе — сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт
Одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.
Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Однако одним из основных условий успешного обучения является необходимость воспитания положительного отношения к школе.
На наш взгляд, воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий.
Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта «Скоро в школу».
Создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности.
Понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности к школьному обучению.
Осуществление связи ДОУ со школой в вопросах преемственности в условиях внедрения стандартов второго поколения.
Цель проекта:
Стимулировать развитие познавательной активности и деятельности детей. Повысить интерес к школе и сформировать у детей положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
Время реализации проекта: краткосрочный, групповой.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Предполагаемый результат:
-формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
-благоприятное течение адаптационного школьного периода.
- наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
- сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
- эмоционально положительное отношение к школе.
Продукт проектной деятельности:
выставка детских работ « Моя школа»;
кукольный театр «Лесная школа»;
создание альбомов «Школа»
оформление в группе уголка будущего школьника;
сюжетно-ролевая игра «Школа»
Методы проекта:
метод эвристической беседы;
метод ролевой игры; поисково-познавательный метод;
игровой метод; иллюстративный метод;
метод «обратной связи».
1этап – организационный
Методическая работа | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
1. Определение целей и задач проекта. 2. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности». Подбор предметных картинок «Школа. Прошлое и будущее | 1.Беседа «Правила поведения в школе, в классе» 2.Беседа «Профессия учитель» 3.НОД «Скоро в школу». 4.Настольные игры школьной тематики: «Букварь и арифметика», «Найди и прочитай», «Учимся считать», «Читаем по буквам». 5.Дидактические игры школьной тематики: «Числовые домики», «Лабиринт», «Цепочка слов», «Что лишнее?» 6.Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Школа». 7. Чтение произведения «Филиппок» Л.Н.Толстого, М. А Панфилова «Лесная школа». 8. Загадывание загадок, чтение пословиц о школе. 9. Пальчиковые игры: «Мы писали, мы писали», «Счет», «Карандаш», «Слова». 11.Подвижные игры: «Светофор», «Делай как я!», «Весёлая Эстафета», «Линеечка». | 1. Беседы 2. Консультации для родителей: «Нам пора в школу», «Советы родителям будущих первоклассников». 3. Мотивационная готовность детей к школе |
2этап – основной
Методическая работа | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
1 Пополнение развивающей предметно-пространственной среды «Школьный уголок» | 1 Выставка рисунков «Моя школа», 2. Аппликация «Собери портфель» 3. Составление рассказов «О школе» 4. Беседы: «Какой должен быть ученик», «Кто такой учитель, какой он должен быфть», «Кто главный в школе?». Профессии школы», 2Что такое перемена», «Что еще есть интересного в школе» | 1. Подбор материала для создания альбома «Школа»» |
3 этап – заключительный
изготовление альбома «Школа»;
выставка рисунков детей на тему « Моя школа»
сюжетно ролевая игра «Школа»
Ресурсное обеспечение проекта
Научно-методическое:
подбор печатных, теоретических материалов;
методическое сопровождение проектной деятельности;
разработка системы планирования, методических материалов (конспекты, сценарии, картотека и т. п.);
Организационное:
организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;
проведение сюжетно ролевой игры «Школа»– педагогами совместно с детьми ;
определение критериев эффективности реализации проекта
Информационное:
Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «Скоро в школу», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей.
В первую очередь уделяется внимание личностной готовности ребенка к школе, мотивационной готовности.
Список литературы:
Для детей и родителей: выставка творческих рисунков «Я в школе».
Для воспитателей и педагога - психолога:
o проведении комплексного мероприятия «Скоро в школу».
o Диагностика детей в конце года.
Результат проекта:
на конец учебного года у детей сформирован познавательный мотив
обучения (дети с особым желанием стремятся научиться читать, писать,
решать арифметические задачи). Дошкольники усвоили такие качества, как
усидчивость, внимание, трудолюбие, старание, прилежность.
Используемая литература:
1. -А.К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 2005.
2. - Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М –
Творческий центр Сфера.
3.Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
4.. Ваш ребенок идет в школу: Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/Д: Феникс, 2005
1.. https://ok.ru/doshkolnik - дошкольник
2..https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/syuzhetno-rolevyie-igryi-v-detskom-sadu.ht – обучение детей дошкольного возраста сюжетно ролевой игре
Приложение
Конспект сюжетно ролевой игры «Школа»
Альбом «Школа»
Фотоприложение
Лэпбук «Школа»
Игры на формирование мотивационной готовности к обучению в школе
11