Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат»
______________________Н.П. Новикова
Приказ № 77 от «29» августа 2024 г.
Проект
создания школьного музея «АВАНГАРД»
2024
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Когда нередки попытки «переписать», исказить историю нашей страны и общества, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связи поколений. Мы не должны забывать горькие, но в то же время героические и славные главы нашей истории. Не должен сын забывать своего отца, а внук деда. Только памятью крепок человек.
Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.
Обоснование необходимости проекта.
На Земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая Родина в историю большой страны.
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности ребенка, воспитания Гражданина и Патриота и необходим для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность обучающихся, их родителей и сотрудников ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат».
Школьный музей внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма обучающихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего района, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
Таким образом, мы считаем, что в нашей школе-интернате необходимо расширить границы работы музея, начало работы которого было положено в 2023-2024 учебном году.
Проект будет полностью реализовываться в 2024-2025 учебном году.
2. Цель проекта:
2.1 Сохранение исторической памяти и культурного наследия.
2.2 Развитие интереса обучающихся к истории, углубление исторических знаний и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений.
2.3 Воспитание Гражданина-патриота.
3. Основные задачи проекта:
3.1 Обобщить и систематизировать накопленный поисковый материал в соответствии с выбранными направлениями: «Времен связующая нить», «Дом, в котором я живу», «Великая Отечественная война в судьбе моей школы»; «Мой адрес – Советский Союз», «И спросил Апостол у Солдата: «За кого ты воевал, Солдат?»».
3.2 Расширение границ работы музея.
3.4 Регулярное пополнение и обновление экспозиций музея.
3.5 Развитие у обучающихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.
3.6 Приобщение учеников к общественно-полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города.
3.7 Привлечение к проекту педагогов школы-интерната, родителей и других представителей общественности.
4. Описание реализации проекта.
Для реализации поставленных целей и задач необходимо приобрести и изготовить стеллажи-витрины, материал для стендов, а также систематизировать материал по направлениям и разместить его. Предметы старины после регистрации в книге будут размещены в витринах. Мы считаем, что музей в школе-интернате будет способствовать повышению интереса к истории своего города, активному участию в исторических и краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах, походах, экскурсиях, формированию гражданско-патриотической позиции у школьников.
5. Планируемая деятельность.
Проект рассчитан на 1 учебный год (2024-2025 г. г.) и включает 3 этапа:
I этап — подготовительный (сентябрь - декабрь 2024 г.)
II этап – основной (декабрь 2024-март 2025 г.)
III этап – заключительный (март-май 2025 г.)
Подготовительный этап (сентябрь - декабрь 2024 г.)
Основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта.
Содержание деятельности подготовительного этапа.
Анализ состояния возможностей школы-интерната.
Создание нормативной базы школьного музея.
Актуализация проекта среди участников образовательного процесса.
Определение круга лиц из числа педагогов и администрации школы-интерната по руководству проектом, распределение ролей, создание рабочей группы.
Знакомство с опытом работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других образовательных организациях.
Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в учреждениях культуры, ветеранских и волонтерских организациях, учительском сообществе.
Основной этап (декабрь 2024-март 2025 г.)
Основной задачей является расширение границ деятельности школьного историко-краеведческого музея «АВАНГАРД».
Содержание деятельности основного этапа.
Оформление интерьера музея.
Создание экспозиции, разделов музея.
Организация работы с обучающимися, родителями, общественностью города с целью пополнения школьного музея экспонатами.
Подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий в школьном музее.
Заключительный этап (март-май 2025 г.)
Основной задачей этого периода является анализ результатов деятельности, выявление достижений и недостатков, корректировка дальнейшей работы по направлениям, подготовка экскурсий, а также включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Содержание деятельности заключительного этапа.
6. Рабочий план реализации проекта.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап (сентябрь - декабрь 2024 г.) |
1. | Изучение нормативных документов, и разработка нормативной базы | сентябрь 2024 г. | Заместитель директора по ВР, рабочая группа |
2. | Анализ состояния возможностей школы-интерната | сентябрь 2024 г. | Заместитель директора по ВР, рабочая группа |
3. | Приобретение необходимого оборудования | сентябрь 2024 г. | Директор, заместитель директора по АХЧ, рабочая группа |
4. | Изучение опыта работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах | октябрь 2024 г. | Заместитель директора по ВР |
5. | Поисково-исследовательская работа. | сентябрь-декабрь 2024 г. | Заместитель директора по ВР, рабочая группа |
6. | Комплектование фондов музея | сентябрь-декабрь 2024 г. | Заместитель директора по ВР, рабочая группа |
Основной этап (декабрь 2024-март 2025 г.) |
1. | Оформление интерьера музея. Создание экспозиции, разделов музея | декабрь 2024 г. -март 2025 г. | Заместитель директора по ВР, рабочая группа |
2. | Подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий в школьном музее | декабрь 2024 г. -март 2025 г. | Заместитель директора по ВР, рабочая группа |
Заключительный этап (март-май 2025 г.) |
1 | Анализ результатов выполнения проекта | Март 2025 г. | Заместитель директора по ВР |
2 | Торжественное открытие Школьного историко-краеведческого музея «АВАНГАРД» | Май 2025 г. | Директор, заместитель директора по ВР, рабочая группа |
3 | Освещение итогов проекта на сайте школы-интерната и официальной странице ВК | Май 2025 г. | Заместитель директора по ВР |
7. Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации проекта в ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» распахнет двери современный, привлекательный, востребованный всеми участниками образовательного процесса школьный историко-краеведческий музей «АВАНГАРД».
Музей органично впишется в образовательное пространство школы-интерната, что позволит проводить, например, музейные уроки, классные часы, викторины, уроки Мужества, экскурсии, интеллектуальные игры, встречи с ветеранами и тружениками тыла и др. Это поможет развить лучшие гражданские качества школьников, включение их в творческую деятельность и культурно-историческое пространство школьного музея.
В результате реализации проекта обучающиеся:
•Освоят базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, активную деятельностную позицию, способы решения проблем творческого и поискового характера.
•Приобретут устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.
•Научатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры.
• Получат опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.
•Апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов.
8. Библиографический список
1.Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003. - 154 с.
2. Юхневич. М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001
3. Детское творчество и музей: собирание, хранение и экспонирование: метод. рекомендации для музейных педагогов, учителей изобразительного искусства и руководителей школьных музеев / сост. М. А. Литвинова, Б. А. Столяров; науч. ред. Б. А. Столяров ; ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – СПб.: ГРМ, 2010.
Интернет ресурсы:
1.http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2280
2.http://ipk.68edu.ru/consult/gsed/748-cons-museum.html
3. http://festival.1september.ru/articles/593908/