Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 7 «Жемчужинка»
Проект «П. И. Чайковский. Детский альбом»
Автор: Абдуллаева М.В.,
музыкальный руководитель
Ст. Егорлыкская
2023 г.
В течение многих лет я использую в своей работе «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Дети всегда очень чутко реагируют на произведения этого цикла, музыка яркая, доступная, понятная для восприятия детьми 5-6 лет. Мы слушаем музыку, беседуем, рассматриваем иллюстрации, мультимедийные презентации по теме, инсценируем некоторые пьесы, танцуем под эту музыку. Я много рассказываю о композиторе, провожу виртуальную экскурсию по музей-усадьбу им. П. И. Чайковского (Воткинск). Как итог этой работы – проводим «Музыкальную гостиную».
Такой опыт работы я решила систематизировать и оформить проектом.
Работа над проектами музыкально - эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Паспорт проекта:
Тема проекта: «П. И. Чайковский. Детский альбом».
Автор проекта: Абдуллаева М.В.. – музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 7 «Жемчужинка».
Участники проекта:
- дети подготовительной группы;
- воспитатели;
- старший воспитатель;
- родители;
- музыкальный руководитель.
Тип проекта: творческий.
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Срок реализации:
Январь-март (до 8 марта).
Проблема:
Дети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки, так как
дома, в семьях она звучит редко. Родители не понимают значимости влияния «классики» на нервную систему ребёнка. Звучащая низкопробная эстрадная музыка не формирует эстетический вкус ребёнка, её ритмы действуют возбуждающе, перегружают нервную систему, вульгарные повторяющиеся тексты легко запоминаются детьми и используются в самостоятельной деятельности, что недопустимо в детском возрасте.
Актуальность:
Слушание и восприятие классической музыки помогает формированию духовно - нравственного начала развития гармоничной личности, повышает качество музыкального воспитания.
Цель:
Формирование у детей основ музыкальной, эстетической и художественной культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Расширить представление детей о классической музыке.
2. Подобрать и изучить материал о детских годах П. И. Чайковского.
3. Познакомить детей с одной из ярких страниц творчества П. И. Чайковского - «Детским альбомом».
4. Развивать воображение, более глубокое эмоциональное восприятие музыки, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности при реализации проекта.
Предполагаемые результаты:
Для педагогов:
1. Появление интереса к классической музыке и использование её в разных видах деятельности.
2. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной деятельности.
Для воспитанников:
1. Более качественное усвоение знаний в организованной образовательной деятельности.
2. Развитие образного мышления и творческого воображения детей.
3. Появление интереса к различным формам музыкальной деятельности.
4. Формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.
5. Проявление творческого самовыражения.
Для родителей.
1. Повышение музыкальной культуры.
2. Ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье.
3. Заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкально - эстетического воспитания.
Механизмы реализации:
-изучение материалов по теме;
-разработка системы организованной образовательной деятельности;
-разработка проекта;
-проведение «Музыкальной гостиной».
Содержание проекта.
I ЭТАП – подготовительный.
Срок реализации – январь-февраль
Цель: Подобрать необходимый по теме материал, систематизировать и подготовить к применению в рамках проекта.
Содержание деятельности:
1. Сбор и изучение материалов по теме: статьи Л. Осиповой, В. Горностаевой, Н. Катиной; биографические данные; справочная литература, ИКТ.
2. Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений (публикации О. П. Радыновой).
Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной
литературы и нормативных документов по проблеме.
3. Внесение изменений и дополнений в развивающую среду: создание «Детского альбома в картинках» из совместных рисунков детей и родителей;
оформление тематической интерактивной папки лэпбук по теме.
4. Выявление уровня знаний детей по результатам мониторинга.
5. Разработка перспективного плана: система занятий, бесед, экскурсий.
II ЭТАП – продуктивный (основной, практический).
Срок реализации – февраль-март.
Цель: Реализация проекта. Расширение знаний детей о классической музыке, о великом русском композиторе П. И. Чайковском, об истории создания его «Детского альбома».
Формы работы по основным направлениям дошкольного образования, по образовательным областям:
Образовательная область «Познание»:
Беседы:
1. П. И. Чайковский – великий русский композитор, жизнь и творчество.
2. История создания «Детского альбома».
3. Рассказ о странах, где бывал Чайковский, народах, обычаях.
Совместная работа с педагогами, родителями – сбор материала, использование мультимедийных презентаций.
Образовательная область «Социализация»:
Виртуальная экскурсия:
1. В музей-усадьбу им. П. И. Чайковского(Воткинск).
Образовательная область «Художественное творчество»:
Продуктивная деятельность:
девочки - изготовление на шаблоне эскизов бальных платьев для кукол;
мальчики – изготовление «лошадок» (украсить шаблон головы лошади, прикрепить его к палочке).
Работа с родителями:
рисование дома с детьми иллюстраций к пьесам из «Детского альбома» для составления альбома в картинках;
слушание музыки П.И. Чайковского «Детский альбом»;
просмотр мультфильма по теме.
Продуктивная деятельность - с воспитателями:
Работа над атрибутами для оформления столов:
Работа для оформления действа «Музыкальной гостиной»:
изготовление атрибутов к итоговому мероприятию: камин, канделябры, напольные часы, шарманка и др.
Образовательная область «Музыка».
Организованная образовательная деятельность:
Раздел «Слушание музыки».
• Увлечение девочек: «КУКЛЫ» - «Болезнь куклы»; «Вальс»; «Новая кукла».
• Игры мальчиков: «Марш деревянных солдатиков»; «Игра в лошадки».
Цикл «Путешествия П. И. Чайковского»:
Италия: «Неаполитанская песенка»; «Итальянская песенка».
Франция: «Старинная французская песенка».
Германия: «Немецкая песенка».
Раздел «Музыкально – ритмическая деятельность».
• Девочки - «Танец с куклами»;
• Мальчики - «Игра в лошадки».
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»:
Индивидуальная работа:
Восприятие текста и отработка ролей участников итогового мероприятия;
Разучивание стихов;
Разучивание песен «Неаполитанская песенка» и «Немецкая песенка».
Работа по подгруппам:
Танец «Полька».
Танец «Вальс».
Девочки: «Танец снежинок»; «Вальс цветов».
Мальчики: «Марш деревянных солдатиков».
ИТОГ: Музыкальная викторина по слушанию пьес из «Детского альбома».
III ЭТАП – заключительный.
Срок реализации – март.
ЦЕЛЬ: Обобщение опыта работы, анализ эффективности реализации проекта.
Содержание деятельности:
1. Проведение «Музыкальной гостиной» совместно с детьми, педагогами, родителями (на празднике, посвященном Международному женскому дню 8 марта).
2. Оформление материалов проекта с целью дальнейшей трансляции:
представление проекта на педагогическом совете, на сайте ДОУ, мессенджерах и сообществах в сети интернет.
3. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта.
4. Создание презентации по итогам реализации проекта.
5. Оформление лэпбука по теме.