СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Степанов Артем "Нутрициология - наука о питании" " Всероссийский онлайн-конкурс индивидуальных проектов «Фестиваль естественно-научных проектов школьников»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Степанов Артем "Нутрициология - наука о питании" " Всероссийский онлайн-конкурс индивидуальных проектов «Фестиваль естественно-научных проектов школьников»»

ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа – интернат

имени генерал-майора В. В. Усманова»














Проект

«Нутрициология – наука о питании»












Выполнил: Степанов Артем,

обучающийся 10 класса

предмет: биология

Руководитель проекта:

Лешукова Любовь Анатольевна

учитель биологии, химии













2025 год

Паспорт проекта

Название проекта

«Нутрициология – наука о питании»

Сроки реализации

февраль - апрель

Автор проекта

Степанов Артем, 10 класс

Руководитель проекта

Лешукова Любовь Анатольевна

Учебный предмет

биология

Вид проекта

информационный

Цель проекта

формирование представлений у обучающихся о науке нутрициологии и ее важности для здоровья организма

Задачи проекта

-изучить литературу о науке нутрициологии, её историю, важность для здоровья, ключевые понятия;

- описать основные положения науки нутрициологии;

- провести опрос среди школьников по данной теме;

- рассказать о собственном опыте;

- изготовить диетическое блюдо.

Продукт проекта

диетическое блюдо – салат, богатый клетчаткой и белком, рекомендации по здоровому и правильному питанию

Актуальность проекта

С каждым годом увеличивается число заболеваний, связанных с неправильным питанием. Заболеваемость сердечно-сосудистыми болезнями, диабетом и ожирением подчеркивает важность понимания основ правильного питания. Нутрициология помогает осознанно подходить к выбору продуктов и формировать привычки, способствующие улучшению качества жизни.

Этапы реализации проекта

-Подготовительный этап – формулировка цели и задач, определение предмета и объекта проекта.

-Основной этап – изучение литературы по теме, проведения опроса, анализ результатов, изготовление продукта проекта.

-Заключительный этап – выводы и анализ работы.















Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..

4

I. Теоретическая часть…………………….………...……………………....….

5

1.1. История появления науки нутрициологии………………………………….

5

1.2. Разделы науки нутрициологии………………………….................................

7

1.3. Отличие нутрициологии от диетологии …………………………………….

8

1.4. Советы нутрициологов по веществам, необходимым организму ………...

9

2. Практическая часть ………………………………………………………….

11

2.1. Анкетирование и анализ результатов………………………………………..

11

2.2. Личный опыт применения знаний в области нутрициологии …………….

12

Заключение ………………………………………………………………………

13

Список использованных ресурсов …………………………………………….

13

Приложение








































Введение

В условиях современного мира, где вопрос правильного питания становится все более актуальным, нутрициология предлагает комплексный подход к изучению потребностей организма в макро- и микроэлементах, витаминах и других биологически активных веществах.

Нутрициология – это относительно молодая, но стремительно развивающаяся наука, изучающая влияние питания на здоровье человека, его физическое и психологическое состояние.

Актуальность заключается в том, что с каждым годом увеличивается число заболеваний, связанных с неправильным питанием. Заболеваемость сердечно-сосудистыми болезнями, диабетом и ожирением подчеркивает важность понимания основ правильного питания. Нутрициология помогает осознанно подходить к выбору продуктов и формировать привычки, способствующие улучшению качества жизни.

Цель: формирование представлений у обучающихся о науке нутрициологии и ее важности для здоровья организма.

Задачи:

  • изучить литературу о науке нутрициологии, её историю, важность для здоровья, ключевые понятия;

  • описать основные положения науки нутрициологии;

  • провести опрос среди школьников по данной теме;

  • рассказать о собственном опыте;

  • изготовить диетическое блюдо.

Объект – наука нутрициология

Предмет –взаимосвязь между нутрициологией и различными факторами здоровья

Методы исследования: литературный анализ, опрос, сравнительный анализ данных, выводы

Практическая значимость: нутрициология помогает осознанно подходить к выбору продуктов и формировать привычки, способствующие улучшению качества жизни. Поэтому учащиеся должны следить за своим питанием. Данная работа покажет подрастающему поколению актуальность данной проблемы, заставит задуматься о своём здоровье сейчас и в будущем.

Новизна проекта: нутрициология как наука о питании постоянно развивается, подстраиваясь под новые исследования, изменения в обществе и технологические инновации. Некоторые тренды, которые отражают новизну и развитие нутрициологии: персонализированное питание, интуитивное питание, технологии в питании. Умные устройства для мониторинга рациона, приложения для подсчёта калорий и анализа питания становятся простыми инструментами для поддержания здорового образа жизни.



















  1. Теоретическая часть

1.1. История появления науки нутрициологии

Нутрициология — это наука, изучающая влияние питания и питательных веществ на здоровье человека. Термин происходит от латинского слова nutritio (читается как «нутритио»), что значит «питание», и греческого λόγος (читается как «логос»), что означает «учение», «наука». Нутрициология является важной темой и объектом изучения на протяжении многих веков, а ее истоки восходят к древним практикам.

На протяжении всего прошлого человечества питание было необходимо для выживания, и ранние цивилизации перешли на диеты, включающие различные растительные и животные продукты. В качестве примера можно привести древних египтян, которые придерживались диеты, состоящей в основном из зерновых и бобовых культур. Они дополнялись фруктами, овощами, сыром, мясом и рыбой.

Аналогичным образом много веков спустя, во времена китайской династии Шан (1766−1122 гг. до н. э.), пища делилась на две основные группы: иньские продукты, которые, как считалось, давали охлаждающий эффект (например, арбузы), и янские продукты, которые считались согревающими (например, черные бобы). Династию часто называют первопроходцем в области нутрициологии благодаря пониманию того, что определенные продукты питания оказывают непосредственное влияние на здоровье и самочувствие. [1]

Ещё великий Гиппократ говорил: «Пусть пища будет твоим лекарством, а лекарство пищей». С эпохи Гиппократа с 400 г. до н. э. и до начала XX в. многие практикующие врачи применяли свои знания о питании для улучшения здоровья и самочувствия человека. Гиппократ был одним из первых, кто начал использовать пищу в качестве лекарственного средства, пропагандируя специальные диеты и планы питания при различных заболеваниях и состояниях.

В Греции, а также в Европе и Азии для укрепления здоровья использовались многочисленные пищевые продукты. Например, «печеночный сок» капали в глаза для лечения глазных болезней, вызванных недостатком витамина А. Грибковые инфекции лечили чесноком, а имбирь ускорял обмен веществ. [1]

До XVIII в. ученые публиковали идеи о том, как наш организм использует пищу. Химик, француз Антуан Лавуазье утверждал, что человек получает энергию от пищи, подобно машинам, работающим на топливе. Он предположил, что организм, подобно двигателю во время сгорания, выделяет углекислый газ при дыхании. И подтвердил свою теорию рядом научных экспериментов. Теперь информацией о сжигании калорий никого не удивить, а в то время это стало удивительным открытием.

К середине XIX в. ученые обладали достаточными знаниями, чтобы разделить компоненты пищи на четыре основных элемента: белки, жиры, углеводы и воду.

С течением времени нутрициология претерпела множество изменений, поскольку были сделаны новые научные открытия в области питания и его влияния на здоровье человека.

Начало современной науки о питании приписывают доктору Жану Антельму Брилья-Саварину (1755–1826 гг.). Он известен своей книгой «Физиология удовольствия» (1825 г.), в которой были изложены многие фундаментальные теории о потребностях человека в питании, актуальные и сегодня. В частности, подчеркивающие важность сбалансированного питания с достаточным потреблением белков, углеводов и жиров. [1]

Все эти открытия позволяют разрабатывать персональные диеты, отвечающие индивидуальным требованиям, будь то состояние здоровья или культурные/религиозные предпочтения. Наконец, это новое понимание привело к проведению масштабных кампаний, поощряющих людей к более здоровому питанию, таких как программы потребления фруктов и овощей «5 в день» или снижение потребления соли в целях борьбы с эпидемией сердечно-сосудистых заболеваний. Все они напоминают нам о том, что, несмотря на пройденный путь, еще многое предстоит сделать, если мы хотим обеспечить здоровое питание для будущих поколений.

Сегодня нутрициология повсюду, она прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Постоянно проводятся новые исследования того, как выбор рациона влияет на состояние нашего здоровья и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.

1.2. Разделы науки нутрициологии

Интенсивно развиваясь, нутрициология стимулирует появление новых научных направлений, которые можно рассматривать как разделы нутрициологии.

Общая нутрициология направлена на изучение биохимического состава пищи, свойств веществ, которые содержатся в продуктах питания, их взаимодействие в процессе обмена веществ в организме человека.

Спортивная нутрициология направлена на создание специализированных схем оптимального питания с использованием специальных диет и дополнения их биологически активными веществами и биоактивными добавками. Цель спортивной нутрициологии – добиться к соревновательному периоду максимальной формы, позволяющей спортсмену наилучшим образом реализовать физические возможности в своём виде спорта.

Токсикология. Вопросы безопасности питания изучаются как с точки зрения минимизации содержания токсичных и опасных веществ, так и в вопросах избытка или недостатка тех или иных веществ в пище, особенностями взаимодействия тех или иных компонентов пищи в процессе обмена пищевых веществ в организме.

Нутригеномика исследует влияние различных компонентов пищи и биологически активных добавок на экспрессию генов.

Нутригенетика изучает, как вариации в генах отражаются на усвоении и метаболизме пищи и, соответственно, выявляет генетические предрасположенности к заболеваниям и возможность их коррекции теми или иными компонентами пищи.

Нейронутрициология занимается изучением влияния питания на головной мозг, поведение, память и механизмы гомеостаза пищевых веществ и энергии

Нутригеронтология изучает влияние продуктов питания, питательных веществ, соотношений нутриентов и диет на продолжительность жизни, процесс старения и ассоциированные с возрастом заболевания. Она разрабатывает диеты, способствующие профилактике возрастных нарушений обмена веществ и болезней старения

Нутриметаболомика занимается комплексным изучением особенностей обменных процессов и диагностику нарушений метаболизма, включая оценку клинических проявлений алиментарно зависимых заболеваний и обеспеченности организма различными нутриентами и энергией.

Фармаконутрициология – практическая отрасль, наука о питании здорового и больного человека, рассматривающая пищу не только как источник пластического материала и энергии, но и как комплекс биологически активных веществ, регулирующих отдельные функции организма. [2]

1.3. Отличие нутрициологии от диетологии

Диетология и нутрициология отличаются подходами к питанию и сферой деятельности.

Диетология изучает рацион для поддержания здоровья, а также питание человека с различными заболеваниями. Специалист разрабатывает схему питания для людей с патологиями, назначает диеты и лечебные столы. Диетолог может ставить диагноз, назначать анализы и давать подробный план лечения, прописывать препараты. Он обязан иметь высшее медицинское образование.

В основе современной диетологии лежат два основные положения концепции оптимального питания, разработанной ещё в 60-х годах XX столетия академиком А.А. Покровским:

  • энергетическая ценность рациона человека должна соответствовать энергозатратам организма;

  • величины потребления основных пищевых веществ – белков, жиров и углеводов - должны находиться в пределах физиологически необходимых соотношений между ними. В рационе предусматриваются необходимые количества животных белков – источников незаменимых аминокислот, физиологические пропорции ненасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот, оптимальное количество витаминов. [3]

В отличие от диетологии, нутрициология не занимается изучением и подбором питания для сохранения здоровья при различных патологиях и отмечается более глубоким подходом к изучению проблем питания. Нутрициология подходит к питанию комплексно, углубляясь в состав и качество продуктов. Специалист работает с людьми, у которых нет хронических заболеваний или других проблем со здоровьем. Нутрициолог разрабатывает индивидуальные схемы питания с учётом образа жизни пациента. Он не может работать в государственных учреждениях, ставить диагнозы, направлять на анализы и расшифровывать их, а также назначать лекарства и БАДы. [3]

Предмет нутрициологии – микрокомпоненты пищи, физиологические потребности человека в различных компонентах пищи, химический состав пищевых продуктов, технологии производства обогащённых нутриентами продуктов и даже мотивы выбора пищи человеком и рекомендации по улучшению биохимического состава пищи. Нутрициология изучает питание человека практически на уровне клеток – минимальных структурных единиц организма человека.

Таким образом, диетология направлена на лечение с помощью разработанных диет, а нутрициология помогает предотвратить возникновение симптомов или обострений патологий, подбирая индивидуальный рацион.


1.4. Советы нутрициологов по веществам, необходимым организму

Каждый человек уникален и имеет персональные потребности в питательных веществах. Такой подход помогает избежать недостатка или избытка конкретных нутриентов, которые способны привести к сбоям в работе организма. Пища содержит смесь питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. 

  Белки – строительный материал организма, они особенно необходимы человеку в период интенсивного роста. Белки содержатся в мясе, молоке, яйцах, фасоли, рыбе, сыре. 

  Жиры – запасной источник энергии. Они входят в состав тканей. Жиры есть в сале, орехах, молоке, масле и других продуктах. Много жирной пищи есть вредно. 

  Углеводы богаты энергией. Большинство углеводов придают лакомствам сладкий вкус. Углеводов много в сахаре, конфетах, овощах, хлебе, макаронах, крупе, ягодах. 

Витамины имеют большое значение для здоровья. Они помогают внутренним органам правильно работать. Витамины содержаться во всех натуральных продуктах. 

Минеральные вещества важны для поддержания в здоровом состоянии костей, зубов и крови, а ещё они регулируют содержание воды в нашем организме.

  Злаки составляют основу питания. Это хлеб и хлебобулочные изделия, а также каши. Прежде всего, злаки полезны тем, что в них содержаться углеводы и клетчатка, которые способствуют очищению организма. В злаках содержатся витамины В и Е, а также такие полезные вещества, как марганец, кальций, цинк, железо, магний.

Молочные продукты и яйца необходимы человеку для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии. В молоке, кефире, твороге содержатся необходимые человеческому организму белки, жиры, витамины. Молочные продукты и яйца также являются источником витамина D и кальция, что способствует укреплению костей.

Вода содержится во всех тканях. Без воды человек не сможет прожить и неделю. Вода поступает в организм не только при питье, но и в составе пищи. Особенно много воды в овощах и фруктах. [4]

Таким образом, пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Это необходимо организму.

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения построены по принципу светофора: зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов; желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты; красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше. [4]

Таким образом, здоровое питание следует прививать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни. Правильно питающиеся дети и взрослые меньше подвержены многим заболеваниям. [4]


II. Практическая часть

2.1. Анкетирование и анализ результатов

На следующем этапе работы было проведено анкетирование среди подростков, чтобы выяснить, знакомы ли они с наукой нутрициологией, правилами здорового питания и используют ли их в своей повседневной жизни. В опросе приняли участие 50 обучающиеся из 7 класса и 10 класса.

Результаты анкетирования отражены в диаграмме 1:

Диаграмма 1


По результатам анкетирования сделаны следующие выводы:

  • большинство опрошенных не знают о науке нутрициологии;

  • 62% опрошенных следят за своим питанием;

  • не смотря на то, что что около 82% ребят считают питание важным фактором здоровья, они не придерживаются правильного питания;

  • 7 человек не считают питание важным фактором здоровья.

Вывод: с помощью анкетирования было доказано, что большинство опрошенных не следят за своим питанием. Также некоторые ребята не считают питание важным фактором здоровья.


2.2. Личный опыт применения знаний в области нутрициологии

Тема для моего проекта возникла на почве того, что я задумался о своём здоровье. Все физические показатели были в норме, но у меня не получалось быстро бегать и долго ходить пешком. Поскольку в моей жизни были регулярные физические нагрузки, у меня сразу возникла мысль о неправильном питании.

Действительно, я точно так же, как и опрошенные ребята, не уделял своему питанию должное внимание

Для начала я исключил все вредные продукты из своего рациона, в первую очередь это был сахар. Далее я стал следить за своим рационом: добавил больше белка, клетчатки, а сахар заменял фруктами. После этого я ввел дополнительную физическую нагрузку в виде прогулок, в день я проходил порядка 12000 шагов.

В итоге за 3 месяца моя выносливость увеличилась, физические показатели заметно возросли, кожа стала чище и снизился вес на 5 килограммов. (Приложение 1).

Таким образом, изученная информация, анализ проведенного опроса, личный опят показал, что большинство школьников не следят за своим питанием, некоторые не считают питание важным фактором здоровья. Поэтому я решил подобрать рекомендации по здоровому и правильному питанию для школьников и изготовить вкусный и полезный салат, богатый белком и клетчаткой, который часто использую в своем рационе. (Приложение 2)


Заключение

Таким образом, нутрициология изучает все, что имеет отношение к пище и вопросам питания: белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы, их взаимодействие, усвоение, расходование, выведение и то, какое влияние все это оказывает на здоровье и качество жизни человека. В результате проведенной работы были рассмотрены теоретические вопросы истории, важности для здоровья, ключевые понятия нутрициологии. Проведено анкетирование, результаты которого доказали, что подростки мало внимания уделяют своему питанию и над этим необходимо работать. На примере личного опыта, было доказано, что правильное питание способствует улучшению здоровья.

Правильное питание – это основа здоровья человека. Пища, которую мы употребляем, необходима для построения клеточных структур органов и является источником энергии, которую организм расходует. Именно пища позволяет клеткам и тканям обновляться. Здоровое питание – это здоровая жизнь и продление молодости. Тема нутрициологии мне интересна, я хотел бы и в дальнейшем продолжить ее изучение.


Список использованных ресурсов

  1. https://znanierussia.ru/articles/Нутрициология - история нутрициологии

  2. https://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-center/press-reliz/14463-12042021.html - разделы науки нутрициологии

  3. https://md.school/blog/osnovy-nutriciologii - отличие нутрициологии от диетологии

  4. https://www.lotos74.ru/about/blog/7-printsipov-zdorovogo-pitaniya/ - советы нутрициологов по веществам, необходимым организму


























Приложение 1

Личный опыт


До После












Приложение 2

Технологическая карта изготовления салата


Этапы изготовления диетического салата:


Изображение

Нашинковать 200г капусты

Мелко нарезать зелень

Два огурца нарезать соломкой

300г куриного филе нарезать кубиком

Добавить банку консервированной кукурузы

100г твердого сыра натереть на тёрке

Добавить греческий йогурт

Добавить соль и перец по вкусу

Готовое блюдо










13