Проект
по театрализованной деятельности
«Стрекоза и Муравей»
Актуальность
Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.
Новизна проекта:
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – просмотр презентаций, мультфильмов и др. Появляется возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по театрализованной деятельности, результатом которой является театрализованное представление- драматизация сказки «Стрекоза и муравей».
Цель проекта:
Формирование творческой личности дошкольников средствами театральной деятельности.
Задачи:
- Систематизировать знания детей по теме проекта;
- Стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями;
- Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;
- Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
- Развивать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка — средствами детского театра;
- Развивать артистизм и навыки сценического воплощения.
- Формировать у педагогов, участников педагогического проекта практической готовности в оказании помощи при организации театрального воспитания.
- Стимулировать у детей развитие творческой, поисковой и самостоятельной активности в проектной деятельности средствами театрального искусства;
- Воспитывать у детей чувство любви к театру и драматизации;
- Воспитывать у детей уважительного отношения к сверстникам и старшим, учиться работать вместе и самостоятельно;
- Воспитывать у детей уважительное отношение к труду, результатам своего труда (поделки, рисунки, атрибуты);
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- Поддерживать стремление искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию.
- Воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствие).
- Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Формы и методы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; тематические выставки в ДОУ; праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры.
Формы работы с родителями:
Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.
Методы работы с детьми:
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта;
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос.
Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта: творческий
Продолжительность: среднесрочный – 2 месяца
Образовательные области:
- художественно-эстетическое развитие
- социально – коммуникативное развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
Этапы реализации проекта:
1 этап (сентябрь) - подготовительный
- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
- Сбор и накопление материала, изучение литературы
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Анкетирование родителей
2 этап (октябрь) – реализация проекта
- Беседа с детьми о театре
- Чтение художественной литературы, рисование
- Театрализованные игры, игры - драматизации
- Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и
настольный театры, настольно-печатный театр.
- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание необходимых
костюмов или элементов костюмов, декорации и т.д.).
3 этап – заключительный
- Драматизация сказки по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»
- Подведение итогов проекта
План реализации проекта
Сроки реализации | Мероприятия |
Сентябрь | Беседы: «Что такое театр»; «Правила поведения в театре»; «Театральная азбука»; Настольные игры: «Назови сказку», «Любимые сказки»; Чтение сказки «Стрекоза и Муравей»; Пересказ сказки «Стрекоза и Муравей»; Рисование по сказке «Стрекоза и Муравей»; |
Октябрь | Консультации, беседы для родителей: «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста и применение различных видов материалов для игр»; «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольника»; Папка передвижка «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»; Анкетирование для родителей «Театр и дети». |
Ноябрь | Литературная викторина «Наши любимые сказки». |
Декабрь | Знакомство с варежковым театром; Показ сказки «Теремок» для младших групп. |
Январь | Чтение сказки «Снегурушка»; Пересказ сказки «Снегурушка»; Рисование по сказке «Снегурушка»; |
Февраль | Самостоятельная театрализованная деятельность с пальчиковыми куклами: «Репка»; «Теремок»; «Курочка Ряба». |
Март | Чтение сказки «Гуси лебеди»; Рисование: путешествие в сказку «Гуси-лебеди» |
Апрель | Репетиции спектакля «Гуси лебеди»; Показ спектакля «Гуси лебеди». |
в течение года | Дыхательная гимнастика; Артикуляционная гимнастика; Настольно-печатные игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку»; «Путешествие по сказкам» «Сказочное домино»; Игры «Угадай эмоцию», «Что бы это значило?»; Подвижная игры: «Гуси -гуси»; «Волк во рву» Просмотр мультфильма «Снегурочка»; «Двенадцать месяцев»; «По щучьему веленью»; |
Май 2019 г. | Подведение итогов реализации проекта |
Ожидаемые результаты
Дети:
- развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
- обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- самостоятельное исполнение и передача образа сказочных персонажей;
- решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают);
- целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность.
Родители:
- формирование представлений о создании игровой среды для полноценного
творческого развития ребенка
- повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста
- активное участие в жизни группы.
Приложение
Вопросы к беседе с детьми о театре
Цель: дать представление о театре, познакомить с видами театров (кукольный, настольный, пальчиковый, варежковый)
1. Знаешь ли ты, что такое театр?
2. Ты был в театре? Что там тебе больше всего понравилось?
3. Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
4. А кто занимается постановкой спектакля? Как называются люди, которые исполняют роли (смотрят спектакли?)
5. Как называется место, где актеры исполняют свои роли?
6. Чем украшают сцену?
7. Тебе нравится, когда действия актеров происходят под музыку? Почему?
8. Как ты думаешь, нужна ли музыка в спектакле?
9. Тебе приходилось когда-нибудь участвовать в спектакле?
10. Какую роль ты исполнял? Тебе понравилось? Почему?
11. Какая у тебя любимая роль?
12. Кого бы ты хотел (а) сыграть в спектакле?
Беседа «Правила поведения в театре»
Цель: познакомить детей с правилами поведениями в театре.
Театр — незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но и зрители. От зрителей тоже во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение. Если во время представления кто-то рядом разговаривает, шепчется или шуршит фантиком от конфеты, у кого-то зазвонил мобильный телефон или еще хуже, — кто-то опоздал и пытается протиснуться между сиденьями в поисках своего места, то настроение наше будет уже совсем не праздничным!
Итак, какие же правила следует соблюдать при посещении театра и что следует рассказать ребенку?
В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете.
В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.
Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.
Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.
Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.
Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.
Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение.
Если по каким-либо причинам ты опоздал, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своему месту.
Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба, отключи звук свего мобильного телефона.
В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.
Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой.