СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Свято-Троицкий собор

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Православный Храм

на примере  Свято Троицкого собора г. Саратова

 

Выполнили:

Учащиеся  7 «Б» класса

Фатюшкин Григорий

Ендягин Егор

Халанская Валерия

 

                                                                                           Руководитель:

                                                                                                Ендягина И.В

 

Просмотр содержимого документа
«Проект Свято-Троицкий собор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 47» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА









Православный Храм

на примере Свято Троицкого собора г. Саратова











Выполнили:

Учащиеся 7 «Б» класса

Фатюшкин Григорий

Ендягин Егор

Халанская Валерия



Руководитель:

Ендягина И.В












Саратов 2019



Содержание







Введение…………………………………………………………....................3

ГЛАВА I.История православного храма

1.1.Первые русские храмы................................................................................5

1.2. Устройство православного храма………………………………………..7 ГЛАВА II. Православный Свято Троицкий собор…………………………8

Заключение………………………………………………………………… .20

Список использованной литературы……………………………………….21

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...22

























ВВЕДЕНИЕ


Проблема воспитания толерантности, нравственного поведения подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. К сожалению, большая часть информационного пространства сегодня не имеет никакого отношения к тому, что является основополагающим и существенным для формирования человеческой личности, а значит, и для благополучия общества и благополучия страны. Это происходит не по какой-то злой воле, а просто потому, что мысли людей в первую очередь направлены на то, что важно в данный момент. Это связано с профессиональной деятельностью, с решением различных вопросов — административных, технических, политических. Общественная повестка дня настолько уплотнена этой повседневностью, что последняя закрывает собой -то самое основное и фундаментальное, без чего и сама повседневность не может быть позитивной, мирной и благополучной.

Святейший Патриарх Кирилла сказал: "Основы православной культуры — это основы нашего духовного бытия, это основы нашего национального самосознания. Мы видим, что сегодня происходит во многих странах и государствах — какое смятение умов, кровопролитие, ненависть, вражда, столкновения различных групп. Почему это происходит? А именно потому, что размыты фундаментальные основы мировоззрения и становления личности человека… "(8)

Актуальность проекта

Вопросы, связанные с введением в школьную программу об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том сношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Знание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

Цель проекта : знакомство с устройством христианского храма на примере собора Святой Троицы г. Саратова

Задачи:

  •  познакомить с особенностями христианского храма;

  • воспитывать устойчивый интерес к получению новых знаний;

  • вырабатывать умения работать с любыми источниками информации;

  •  формировать представления школьников о культурном наследии

Аннотация проекта

В ходе своей проектной деятельности:

  • знакомятся с устройством христианского храма

  • осваивают навыки по сбору информации в разных источниках, работая в группах

Принимая участие в проекте, мы знакомимся с историей возрождения собора Святой Троицы в г. Саратове. .

Подготовительная работа

  • Изучение истории собора

  • рассказ одноклассникам о соборе и постановка вопросов, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии в собор

Объект исследования является православный собор

Предметом исследования является архитектура священных сооружений православия















ГЛАВА I

История православного храма

1.1Первые русские храмы


Строительство первых храмов началось с проникновением на Русь христианства, видимо, к X веку. В договоре князя Игоря с Византией 945 г., то есть за полвека до принятия Русью христианства, упоминается киевская церковь Ильи Пророка. Однако в основном, как вы уже знаете, русичи были язычниками, и, как и другие язычники, часто разрушали христианские храмы. После принятия Русью Православия, то есть с 988 г., начался процесс активного культового строительства.


Сначала для этого приглашали «мастеры из грек». Постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители-русичи осваивали греческий стиль, постигали его секреты и вместе с тем дополняли его собственным опытом, вносили элементы славянского мировоззрения и мироощущения, личное переживание этического и эстетического содержания новой религии. Так формировался русский стиль христианской архитектуры.


Как вы уже знаете, первым каменным храмом, построенным на Руси после её крещения, стала возведённая в Киеве, на месте убиения христиан-варягов Иоанна и Феодора, церковь Успения Пресвятой Богородицы. Строилась она приглашёнными Владимиром византийскими мастерами с 989 по 996 гг. и символизировала торжество новой государственной религии. Церковь называли Десятинной, потому что Владимир выделил на её содержание одну десятую часть своих доходов. Храм был разрушен в 1240 г. стенобитными машинами хана Батыя. До наших дней дошёл неполный фундамент этой церкви.


Самым древним из дошедших до нас русских храмов является Спасо-Преображенский собор в Чернигове, строительство которого было начато до 1036 г. Это была придворная церковь князя Мстислава Черниговского. Высота её около 30 метров. Среди всех древнерусских храмов это самый «византийский», то есть в наибольшей степени соответствующий византийскому стилю, но, как отмечают специалисты, и здесь уже присутствуют элементы русского своеобразия.


В 1037 г. было начато возведение собора Святой Софии в Киеве по указанию Ярослава Мудрого, который в годы своего правления развернул в столице грандиозное строительство. Храм, посвящённый Софии — Премудрости Божией, стал центром главного города Киевской Руси. Высота центральных глав Софийского собора около 29 метров.


Автор книги «Тысяча лет русской архитектуры» А. В. Иконников пишет: «Киевская София стала крупнейшим зданием Руси и была им до конца XV века. Столь грандиозных построек в то время не создавали уже и в самой Византии. Каменные своды киевского храма складывались в непрерывную систему, завершавшую все здание. Эта система опережала конструктивные эксперименты раннероманского зодчества Западной Европы, которое в начале XI в. ещё использовало сочетание каменных и деревянных конструкций. Русь получила эталон постройки, технически наиболее совершенной для своего времени. Это дало мощный толчок к развитию каменного зодчества». Храм сохранился с большими изменениями в результате разрушений, нанесённых монголо-татарами, а также из-за более поздних перестроек духовными пастырями и реконструкций Петра Могилы в XVII веке. И всё же собор во многом сохранил первоначальный облик, особенно в интерьере.


По образцу этого храма Софийские соборы были построены в других центрах Руси: Новгороде и Полоцке. Возможно, строительство новгородского Софийского собора возглавляли зодчие, которые участвовали в возведении Киевской Софии, что сказалось на их большом сходстве. Инициатором строительства Новгородской Софии стал также Ярослав Мудрый, который до киевского княжения был князем новгородским, где после себя посадил на княжеский престол сына своего Владимира. Эти два храма, имеющие одно название, столь близкие по внешнему устроению и размерам, должны были символизировать единство двух главных городов и княжеств, а, следовательно, и единство общерусское. Новгородский Софийский собор строился с 1045 по 1050 гг. Софийские соборы в Новгороде и Полоцке дошли до нас, но новгородский — в сильно перестроенном виде. Хорошо сохранились некоторые храмы XII века: Успенский (1158-1185 гг.) и Дмитриевский (1194-1197 гг.) во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165 г.) близ Владимира, смоленская церковь св. Петра и Павла (сер. XII в.), новгородский собор Николая Угодника на Ярославском дворе (1113 г.), Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде (1119-1130 гг.), новгородская церковь Спаса на Нередице (1198 г.), Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском (1157 г.). Под Суздалем князь Юрий Долгорукий в местечке Кидекша возвёл мощный укреплённый замок с церковью святых Бориса и Глеба (1152 г.). Этот храм был построен на том месте, где сыновья Владимира Святого Борис и Глеб стали жертвой борьбы за киевский престол от руки старшего брата Святополка, получившего за то прозвище «Окаянный». Одноглавая церковь была сооружена из массивных блоков местного белого известняка, а не по традиции византийского зодчества — из плинфы, поэтому производит впечатление, что строилась она не обыкновенными зодчими, а сказочными богатырями.

Внутреннее устройство храма.

От Византии русские мастера переняли кладку из плинфы, плоского квадратного обожжённого кирпича светло-розовых тонов. Толщина плинфы была, как правило, 4 см, но иногда использовалась и более тонкая, и более толстая. Так, например, для церкви Успения Богородицы в Киеве (Десятинной) была использована плинфа необычная: светло-жёлтого цвета и совсем тонкая — 2 см. А черниговские мастера использовали прямоугольную плинфу толщиной 5 см.


В сочетании с толстым слоем белого или розового раствора извести такая кладка выглядела необыкновенно красиво. Камень обычно использовали только для фундамента, и лишь иногда храмы возводили целиком из природного материала — известняка, например, церковь святых Бориса и Глеба под Суздалем.


Использовали для строительства храмов на Руси и более дешёвый материал — дерево. В деревянном зодчестве русские зодчие добивались поразительного совершенства: строили быстро, красиво, надёжно, без единого гвоздя, все элементы скреплялись только деревом. Дошедшая до нас культовая деревянная архитектура удивляет и восхищает как внешней красотой, так и мастерством исполнения. Наиболее древний деревянный храм — церковь Ризоположения в селе Бородава Вологодской области, ныне — на территории Кирилло-Белозерского монастыря, была срублена (построена) в 1486 г.



1.2Устройство православного храма

Как вы уже знаете, храм имеет совершенно особое назначение отличное от любого другого сооружения: обычного жилища дворца, развлекательного учреждения, школы, больницы и т.п. Храм создаётся для верующих, для их соборных молитв и совершения таинств. Поэтому и строится он так, чтобы и внешний облик, и внутреннее устроение храма соответствовали этому назначению.


Главной внешней особенностью православного храма является его купольное завершение с водружённым на нём православным крестом. Во внутреннем устроении здания храма особое значение имеет свод, символизирующий Духовное Небо и сооружаемый таким образом, чтобы создавать впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности духовного мира — тверди небесной (вспомните, в каком смысле используется слово «твердь» в 1 главе "Бытия").


В христианских храмах используют разные типы конструкций сводов: крестовая, цилиндрическая, купольная и другие. В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная архитектурная система. Принцип её заключается в организации храмового пространства и главных несущих и опорных конструкций по типу креста с возведённым в центре куполом. В плане здание церкви как бы расчленяется крестом, перекрестье которого приходится точно на центр храма, то есть на подкупольное пространство между четырьмя столбами, где собираются верующие во время богослужения.


Вход в здание находится в западной его части, а алтарь располагается в восточной. Главные и прочие столбы делят храм на нефы (озн. «корабль») — галереи, идущие от входа к алтарю. Нефов в храме может быть один, два, три и более, чаще всего — три или пять.


В деревянном зодчестве на севере Руси в XIV-XV веках сложился шатровый стиль, а в XVI веке он стал широко распространяться в строительстве каменных храмов центральной части России.


Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов, теремов в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды. Такое завершение использовано, например, в храме Вознесения Господня, построенного на высоком берегу Москвы-реки в Коломенском (Москва). Храм был освящён 3 сентября 1532 года. Шатровый стиль украшает и храм Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Василия Блаженного), построенного в 1555-1560 гг. на Красной площади столицы по приказу Иоанна Грозного в честь завоевания Казани.


В 1649-1652 гг. в Москве была построена церковь Рождества Богородицы в Путинках, ставшая последним храмом в Москве с шатровым завершением. В 1652 г. патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, и с этого времени шатры строились только для колоколен.

Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле

наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов. Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию.

Кровля храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы могут иметь:

  • 1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа;

  • 2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);

  • 3 купола — Святая Троица;

  • 5 куполов — Христос и четыре евангелиста;

  • 7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;

  • 9 куполов — девять чинов ангельских;

  • 13 куполов — Христос и 12 апостолов.

  • 24 купола — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;

  • 25 куполов — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;

  • 33 купола — возраст Христа, в котором его распяли.

В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с «вытягиванием» формы купола возникло пространство между сводом и куполом. В православном храме выделяют три части: притвор, основной объём храма — кафоликон (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Основные части православного храма

Алтарь — место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Самое важное место в алтаре — престол в форме четырёхугольного стола, имеет две одежды: нижнюю из белого полотна (срачица) и верхнюю парчовую (индития). Символическое значение престола — как места, где невидимо пребывает Господь. На престоле находится антиминс — главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. Связано это с тем, что в первые века христианства служба (литургия) совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Антиминс хранится в чехле (илитон).

Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда — иконостас. На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):

  • местный (в нём располагаются местночтимые иконыцарские врата и дьяконские двери);

  • праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) — эти два ряда могут меняться местами;

  • пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);

  • праотеческий (иконы ветхозаветных святых).

Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

  • На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего имеют 6 клейм — изображение Благовещения и четырёх евангелистов.

  • Слева от царских врат — икона Богородицы, справа — Иисуса Христа

  • Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).

  • На дьяконских дверях — обычно архангелы или святые.

  • Над царскими вратами — «Тайная вечеря», выше (на той же вертикали) — «Спас в силах» или «Спас на престоле» деисусного чина, справа от Него — Иоанн Предтеча, слева — Богородица. Особенность икон из Деисуса — фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.

Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё). Иконостас — символ небесной Церкви, предстоящей с земною. Завеса, отделяющая престол от царских врат, называется катапетасмой. Цвет катапетасмы бывает различным — тёмный в трагические дни, на праздничные богослужения — золотой, голубой, алый. Входить в царские врата, а также пересекать пространство между катапетасмой и престолом не должен никто, кроме священнослужителей. Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение — солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней — 1, 3 или 5. Символическое значение солеи — приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико — в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь. Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее, перед флангами иконостаса. У восточной пары столбов кафоликона может располагаться царское место — у южной стены для правителя, у северной — для духовного лица.

Другими структурными частями православного храма являются:

  • Основное пространство храма (кафоликон) — область земного пребывания людей, место общения с Богом.

  • Трапезная (необязательно), как второй (тёплый) храм — символ помещения, где происходила пасхальная Тайная вечеря. Трапезная устраивалась по ширине апсиды.

  • Притвор (предхрамие) — символ греховной земли.

  • Пристройки в виде галереи, дополнительные храмы, посвящённые отдельным святым — символ града небесного Иерусалима.

  • Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу.

Следует отличать колокольню от звонницы — сооружения для подвески колоколов, не имеющего башнеобразной внешности.

Храм, церковь — самый распространённый вид культового сооружения в православии и в отличие от часовни имеет алтарь с престолом. Колокольня может стоять как вплотную к храму, так и отдельно от него. Нередко колокольня «вырастает» из трапезной. Во втором ярусе колокольни может располагаться маленький храм (темничка). В более поздние времена, когда возводились тёплые церкви в подклете устраивалась печь для обогрева всего здания. Территория вокруг храма обязательно благоустраивалась, производилось ограждение участка, посадка деревьев (в том числе плодовых), например, круговая обсадка, образующая своеобразную беседку. Такой садик имел также символическое значение райского сада.

Первые православные храмы Киевской Руси строились из кирпича, который потом имел широкое применение на протяжении всех периодов русского храмового строительства. Для северо-западных земель (Новгорода, Пскова), Владимиро-Суздальского и Московского княжеств характерно было использование белого камня. Третьим видом строительного материала для церквей служило дерево. Большой пласт уникальных образцов русского деревянного зодчества находится в северных регионах России (знаменитый Кижский погост в Карелии, памятники Кинозёрья в Архангельской обл.). До настоящего времени дошли деревянные храмы, построенные не ранее XVII в.





















ГЛАВА II

Православный Свято Троицкий собор


Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства. Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды).  Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом. При этом, если ставится 1 глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы - два естества в Христе (божественное и человеческое), если 3 - три лица троицы, если 5 - Христа и четыре евангелиста, если 7 - семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если 9 - девять чинов ангельских, если 13 - Христос и двенадцать апостолов.

Троицкий собор – самый древний храм Саратовской митрополии, живой памятник русской культуры и истории, духовный символ нашего города.

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году . После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением. В 1694 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение. Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный. В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 г. Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни четверик. Собор вместе с городом неоднократно страдал от пожаров. Наиболее разрушительные последствия для храма имел пожар 1774 года – в его стенах появились трещины. Примечателен тот факт, что через несколько лет после пожара 1774 года по распоряжению Екатерины II из «отнятого от мятежников (пугачевцев) имущества», которого в Астраханской губернской канцелярии хранилось 81 руб. 91/2 коп., была выделена половина суммы для «исправления» погоревшего в Саратове собора. В 1786 году Астраханский митрополит Антоний прислал грамоту, предписывающую даже разобрать храм по причине ветхости и выстроить новый. Но саратовцы тогда лишь временно закрыли храм, особенно любимый горожанами. За трещинами наблюдал специальный комитет из почетных прихожан. В частности, в него входили известные купцы М.А. Устинов, Г.Я. Волков и И.М. Пулькин. В 1798 – 1799 гг. на средства Михаила Андрияновича Устинова под стены собора были подведены контрофорсы, укрепившие здание, и возведена над ними крытая галерея (в связи с чем собор утратил часть своего декора), на западной стороне над галереей была устроена 2-х этажная паперть, которую венчал треугольный фронтон.

Перестройки храма существенно изменили его первоначальный облик, собор потерял часть своего внешнего декора и присущую этому архитектурному стилю динамику, но приобрел яркую индивидуальность, а своим силуэтом стал больше походить на корабль – «ковчег спасения». Поскольку Троицкий собор был кафедральным, то именно в нем зачитывались манифесты, провозглашались указы Синода и Сената. Собор посещали многие приезжие исторические личности, а также царственные особы.

Точно известно о посещении Троицкого собора императором Петром I в июне 1722 г., во время его Персидского (или Каспийского) похода в Закавказье. Остановка царского каравана, плывшего по Волге, была сделана в Саратове ради встречи с калмыцким ханом Аюкой – правителем и владыкой калмыцких племен, почевавших в междуречье Волги и Урала. Запись в «Походном журнале» о пребывании Петра I в Саратове гласит: «с утра Его Величество был у тамошнего управителя, оттуда был в соборной церкви у обедни» (Походный журнал 1722 г. СПб, 1855)(7) . В 1809 года Императором Александром I в Саратовский Троицкий собор была «всемилостивейше пожалована» новая «крещатая» ризница, состоявшая из нескольких дорогих облачений и наделавшая «много шуму в городе, ибо столь счастливого происшествия он от бытия своего не видел!» – повествует об этом событии в своем дневнике протоиерей Троицкого собора Н.Г. Скопин(8). В 1863 г. наш храм посетил наследник всероссийского престола великий князь Николай Александрович, брат будущего императора Александра III. В целях ознакомления будущего императора со страной в июле 1863 г. было предпринято путешествие цесаревича со свитой по Волге. Великий князь отстоял литургию в соборе и приложился к особо чтимой иконе – Спаса Нерукотворного. В июне 1913 г. Саратов посетили великие княгини Мария Александровна (дочь императора Александра II) и Мария Павловна, вдова великого князя Владимира Александровича, третьего сына Александра II, президент императорской Академии художеств. Хроника «Саратовского листка» за июнь 1913 г. повествует о пышной встрече царственных особ и посещении ими старого собора.

Принимал у себя Саратов и цесаревичей Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и будущего императора Александра III с супругой. Однако не все царственные особы во время своих визитов в Саратов посещали Троицкий собор, так как с 1826 г. он перестал быть кафедральным и гостей встречал «новый» собор – Святого благоверного князя Александра Невского. Интересен тот факт, что уже в «перестроечные» времена саратовский Троицкий собор вновь принимал у себя представителей Дома Романовых. До 1992 года династической главой семейства Романовых являлся великий князь Владимир Кириллович (правнук Александра II, 1917–1992). В год 380-летия дома Романовых Саратов посетили приехавшие из Франции супруга великого князя Леонида Георгиевича, его единственная дочь Мария Владимировна, которая унаследовала положение главы династии, и ее сын и наследник великий князь Георгий Михайлович. В сопровождении Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) высокие гости посетили Троицкий собор. В веке 20-м собор уцелел чудом. 13 сентября 1934 г. прозвучал приговор Свято-Троицкому собору – президиум Саратовского горсовета постановил: «В виду бесхозяйственности в церкви, разрушения кирпичной кладки стен, оград и наличия трещины в арках колонн, невыполнении обязательства о произведении ремонта – договор с коллективом верующих расторгнуть и церковь передать Краевому Музею для научных целей». В течение 1934 г. община верующих пыталась опротестовать это решение. Обращались в краевую прокуратуру, в крайисполком, писали в Святейший Синод, митрополиту Сергию и даже в канцелярию председателя ВЦИК М.И. Калинина. Давление на православную общину Свято-Троицкого собора было столь сильным, что в 1935 г. «коллектив верующих» попросил горсовет расторгнуть с ними договор, т. к. они не имели средств для выплаты причитающихся с них платежей ренты и налога со строений, «ввиду того, что не имели в церкви службы с июля 1934 г.»

Свято-Троицкий собор хранит память о многих поколениях верующих, возносивших здесь молитвы, просящих милости и заступления Господа в тяжелые дни, которых было много в истории России. Собор был местом служения множества архипастырей и пастырей, некоторые из которых прославлены в лике святых. Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, незадолго до своей кончины побывал в Саратове. Последнее свое Богослужение он совершил именно в Свято-Троицком соборе. Епископ Саратовский и Царицинский Гермоген (Долганев), по чьей инициативе вначале XX века был создан «Строительный Комитет по ремонту и благоукрашению Троицкого собора» и настоятель нашего храма протоиерей Геннадий Махровский закончили свое служение Церкви подвигом мученичества. В нижнем Успенском храме Троицкого собора хранится частиц мощей священномученика Гермогена (Долганева), переданная в Саратов из Тобольской епархии. 62-летнего
заслуженного протоиерея Геннадия Махровского, прослужившего в Троицком соборе 37 лет, продержав почти два месяца в концентрационном лагере, расстреляли 30 сентября 1919 года в рамках объявленного ЧК В настоящее время клирики собора, певчие и все прихожане стремятся, чтобы Свято-Троицкий собор сохранил значение средоточия церковной традиции. Здесь находятся старинные иконы, многие из которых не только являются святыней, но и представляют историко-культурную ценность. Икона Спаса Нерукотворного – самая древняя почитаемая святыня Саратовской Митрополии. В соборе пребывают образы особо чтимой иконы Казанской Божией Матери, Ветхозаветной Троицы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, образы святителей Феодосия Черниговского и Иннокентия Московского с частицами святых мощей. В январе 2004 года в соборе была обретена икона преподобного Серафима Саровского с фрагментами его одежды. В январе состоялась 

торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском музее краеведения: уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. Хранится он в нижнем Успенском храме Троицкого собора. В нашем соборе также находится несколько икон, принесенных с Афонской горы в XIX веке. Это иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Взыскание погибших», образ святого великомученика целителя Пантелеимона. В 2010 году в Свято-Троицкий собор доставлена Иверская икона Божией Матери, специально написанная и освященная на Святой Горе Афон по заказу прихожан собора — копия с той самой иконы, которая за свою более чем тысячелетнюю историю прославилась по всему миру многими чудесами.

Для сохранения и изучения церковных древностей и исторических сведений о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории нашего собора при нем был создан в 2012 году первый в Саратовской митрополии церковный музей.

В 2012 году на территории Свято-Троицкого собора завершилось строительство нового административного корпуса, в котором располагаются воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.

Итак, на рубеже 3-го тысячелетия саратовцы снова сохранили и восстановили свой старый собор, по-прежнему в нем возносится молитва к Богу, в Троице Единосущному, по-прежнему собор служит людям и является украшением нашего города.



Заключение

Работая над проектом, мы узнали для себя много нового и полезного о Свято Троицком соборе нашего города, об не легкой судьбе этого святого места, о внутреннем и внешнем убранстве , проследили историю его востановления . Мы узнали о прекрасном творении человеческих рук, от вида которого замирает сердце.

Для себя мы поняли, что храм — это место особенное, специально предназначенное:

1) для встречи с Богом каждого человека;

2) для соборных молитв;

3) для совершения богослужений;

4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).

Лучшие русские храмы стали славой России. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Цель и задачи выполнены.





Список использованной литературы

1.Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. 2-е изд. Просвещение, 2012.- 80 с

2.Всеобщая история религий мира. М., 2008.

3.Знаменский П. В. История Русской церкви (Учебное руководство). 9-е изд., испр. М., 2000.

4.Православие: словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2007.

5.Примерная программа по окружающему миру//Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. 4-е изд., перераб. М., 2010.

8.Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: энциклопедический словарь/ред. кол.: М.П. Мчедлов и др. М., 2001.

(1)Беликов М.П. Старый собор и Старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных.- Саратов, 2015.С. 24
(2)Там же, с.110
(3)Там же. С.190
(4)Там же. С. 277
(5)Там же. С. 309
(6)Там же. С.332
(7)См.: Максимов Е.К., Мезин С.А. Города Саратовского Поволжья петровского времени. Спб,2010.С. 162.
(8)См.: Скопин Н.Г., протоиерей. Записки дневные о делах и вещах достопамятных // Саратовский исторический сборник. Т. 1. Саратов, 1891. С. 378.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



23