СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект"Тема Родины в произведениях поэтов 20 века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект"Тема Родины в произведениях поэтов 20 века"»

Дагестанский институт развития образования



Кафедра филологического образования





ПРОЕКТ



Тема Родины в произведениях литературы начала

ХХ века





Выполнила: Биятлиева А.Ш.. МБОУ«Каспийский лицей №8

имени Амет-Хана Султана»;

.


Руководитель: Магарамова Ш.А., к.п.н., старший преподаватель кафедры

филологического образования ДИРО



Дата сдачи работы:





МАХАЧКАЛА - 2021







СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация .………………………………………… ……………………….3

Введение……………………………………………………………………… 5

ГЛАВА I. Теоретические основы изучения темы Родины в произведениях литературы xx века………………………………………………………………7

1.1.Теоретико-литературный метод раскрытия темы Родины в произведениях литературы начала ХХ века в 5 классе на произведении И.А.Бунина «Косцы»…………………………………………………………………………..7

1.2. Тезис «Поэзия как мастерство» - «формула», определяющая логику изучения произведений литературы начала ХХ века в 6 классе. Тема Родины в стихотворении С.А.Есенина «Топи да болота……………………………………………………………………………..9

1.3. Содержательная категория «Мир и человек в литературе», заключающая в себя рассмотрение темы Родины в стихотворении И.А.Бунина в 7 классе……………………………………………………………………………..11

1.4. «Литературный процесс» и «литературная традиция» - основная черта русского модернизма, ракурс освоения темы Родины в поэзии начала ХХ векав8классе……………………………………………………………………...12

ГЛАВА II. Практическая часть. Викторина по фрагментам биографии поэтов, писателей начала ХХ века…………………………………………………………….14

2.1. Кроссворд « Родина в произведениях С. А. Есенина»………………….16

2.2. Мультимедийная презентация «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина……………………………………………………………………...17

Выводы…………………………………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………20

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………….









Аннотация

В проектной работе тема Родины, являющаяся актуальной во все времена, раскрыта на основе произведений литературы начала ХХ века поэтапно от теоретико-литературного (5-8классы) к историко-литературному процессу (9,11 классы) с учётом возрастных особенностей учащихся в соответствии с базовыми компонентами литературного образования. В школьных учебных пособиях и хрестоматиях курса литературы представлены тексты произведений без комментариев и литературоведческого анализа, что затрудняет восприятие и истолкование произведения. В проектной работе синтезированы и проанализированы произведения литературы начала ХХ века на тему Родины. Такой подход облегчает путь познания и позволяет на заключительном этапе школьного образования создать целостное представление о данной теме.

В работу включена практическая часть, содержащая тематические тесты, викторины по фрагментам биографии писателей, поэтов, кроссворд, мультимедийная презентация по творчеству С.А.Есенина, составленные непосредственно авторами этой работы.

















Введение

Патриотические и гражданские чувства, преданность Родине, гордость за неё, желание беречь и приумножать её богатства – такие качества начинают формироваться уже в школьном возрасте. Трудно сформировать положительные черты характера, полноценную личность без приобщения к шедеврам русской литературы.

В школьной программе курса литературы тема Родины в произведениях начала ХХ века раскрыта вскользь, неосновательно, что является проблемой, требующей рассмотрения.

Итак, в 5-8 классах поверхностно раскрывается тема Родины на одном-двух произведениях И.А. Бунина, С.А. Есенина, в 9, 11 классах - А. А.Блока, В.В. Маяковского, М.И.Цветаевой, А.А. Ахматовой, а в деятельности остальных представителей Серебряного века указанная тема не рассматривается. Ведь изучение произведений на актуальные темы необходимо для подготовки литературных аргументов к заданию 25 экзамена по русскому языку, сдачи экзамена по литературе и для ценностных ориентиров подрастающего поколения.

Решением данной проблемы может стать реализация данного проекта, так как подобный метод позволяет усвоить сложный литературоведческий материал через совместный поиск решения проблемы. Метод проекта мотивирует познавательный интерес, развивает творческие способности обучающихся и сам педагог повышает свою компетентность.

В проектной работе, раскрывающей тему Родины в произведениях литературы начала ХХ века, отмечено, что именно в переломный период мотив любви к Родине становится наиболее актуальным, острым. « На рубеже ХIХ – ХХ веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Это время характеризовалось напряжённостью, трагичностью времени. Очевидна была необходимость перемен, перестройки. Литература, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Многие представители русской интеллигенции не смирились с новыми идеями. Одни вынуждены были покинуть Родину, другие были расстреляны и сосланы в лагеря, где погибли. Их имена десятилетиями были забыты. Лишь небольшая часть поэтов Серебряного века приняла новую власть, но это обернулось для них утратой своего таланта и индивидуальности. О себе и своих современниках поэт А.Блок сказал: «Мы – дети страшных лет России»

Да и такой, моя Россия, Ты всех краёв дороже мне [6 c.53]

С целью расширения читательского кругозора, приобщения к чтению в проектной работе рассмотрено изучение и внепрограммных произведений этого периода, представлены тематические тесты «Угадай автора», викторины по фрагментам биографии писателей, поэтов, кроссворд, мультимедийная презентация по творчеству С.А.Есенина, составленные непосредственно автором этой работы. Во всех видах заданий отражена тема Родины в произведениях литературы начала ХХ века. Помимо этого анализируются и не включённые в курс школьной программы произведения данного периода,

Цели: подчеркнуть трагичность судьбы литературы начала ХХ века; отметить актуальность темы Родины независимо от общественного настроения, упадка и борьбы идей; выявить специфику трактовки темы Родины в произведениях литературы этого периода; приобщить учащихся к искусству слова

Задачи: формировать у подрастающего поколения чувство любви к своему родному краю, родине на основе приобщения к чтению литературы начала ХХ века; воспитывать гражданско-патриотические чувства раскрытием темы Родины в произведениях художников слова Серебряного века; развивать творческие способности анализом поэтических текстов.

Предмет исследования – тема Родины в произведениях литературы начала ХХ века и её совершенствование

Объект исследования – произведения литературы начала ХХ века, пронизанные темой Родины.

Гипотезы эмпирического исследования – изучение темы Родины в произведениях литературы начала ХХ века способствует активизации индивидуального познавательно – творческого потенциала школьников и формирует гражданско-патриотические чувства, если

- учитываются методологические принципы, методы, приёмы, формы, применяющиеся в деятельности;

- теоретический анализ произведений по представленной проблеме, методы беседы, тестирования, составления кроссвордов, мультимедийных презентаций и др.

- разработаны методические рекомендации по совершенствованию темы Родины в произведениях литературы ХХ века.

Для изучения и совершенствования темы проектной работы выбраны произведения русских писателей- эмигрантов, поэтов Серебряного века.

Практическая значимость: Данная работа призвана помочь школьникам в преодолении трудностей, связанных с изучением темы Родины в произведениях литературы начала ХХ века.









Основная часть

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ РОДИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

1.1.Теоретико-литературный метод раскрытия темы Родины в произведениях литературы начала ХХ века в 5 классе на основе очерка И.А.Бунина «Косцы».

Изучение литературы начала ХХ века в 5 классе на первый взгляд кажется абсурдом, поскольку пятиклассники не обладают ещё достаточным литературным опытом, чтобы даже просто воспринять стихотворения, рассчитанные на встречную активность читателя. Поэтому методически эффективнее в вопросно-ответной форме выявлять непосредственное читательское восприятие, эмоциональную реакцию, патриотически-гражданские чувства учащихся. При истолковании стихотворения необходимо обратить внимание на мелодию стихотворения. Чтобы осуществить метапредметный подход обучения , нужно прослушать романс или аудиотекст стихотворения в исполнении профессионального артиста или актёра, при этом назвать композитора, певца, затем демонстрировать иллюстрации к произведению и ознакомить с творчеством автора-художника. Одновременно подчеркнуть звукопись поэтического текста – аллитерацию, ассонанс, тем самым систематизировать подготовку к выполнению задания 24 экзамена по русскому языку, обучать выделению изобразительно-выразительных средств. Стихотворения, посвящённые теме Родины, могут быть хорошим подспорьем для приведения литературных аргументов к заданию С1 (сочинению - рассуждению).

В учебник – хрестоматию 5 класса (Москва «Просвещение»2007 год Авторы В.Я Коровина, В.П. Журавлёв и др.) включено всего одно произведение литературы начала ХХ века на тему Родины (Бунин И.А.»Косцы»).

Как было отмечено выше, истолкование, восприятие произведений в 5 классе осуществляется под руководством учителя.

Очерк И. А. Бунина «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

Изучению очерка должно предшествовать краткое изложение биографических фактов. Можно отметить место рождения автора, его детские годы. Он рано начал работать самостоятельно. Бунин очень любил путешествовать, но где бы он ни находился, ностальгия по Родине сопровождала его. Все произведения, которые написаны в эмиграции, о Родине.

Следующим этапом работы над произведением может послужить история создания рассказа. В основе очерка лежит реальный факт из жизни И.А.Бунина. Однажды он с братом Юлием и племянником ехали на беговых дорожках по большой дороге, и рядом в берёзовом лесу услышали, как задушевно, искренне пели косцы. Им же пришлось услышать восхитительную, дружную песню грузчиков, нагружавших пароход , в Казани. Они были в восторге и пришли к выводу, что так поют люди , получающие удовольствие от труда, жизни , то есть русские люди. Свои воспоминания автор отразил в рассказе, написанном в Париже в 1921 году. Очерк «Косцы» свидетельствует о том, как глубока любовь И.А.Бунина к Родине, как гордился тем, что он родом из России, душа которой может так самозабвенно петь[1 c.35]

В пятом классе анализ рассказа нужно построить в вопросно-ответной форме:

-как проявляется любовь рассказчика к Родине? Ответы подтверждайте фрагментами текста.

-каково отношение крестьян к труду, к родной земле?

-в каком отрывке текста передаются чувства и размышления героев?

-что объединяет косцов?

-в чём проявляются ваши патриотические чувства?

Чтобы осуществить метапредметный подход обучения, далее можно описать картину «Косцы» Г.Мясоедова и прослушать ту народную песню, которую пели косцы в рассказе:

- в чём сходство картины и рассказа?

- как изображены просторы, раздолья русской земли?

Песня «Коло леса косец косит» наводит на размышления о судьбе народа и родины.

В заключение нужно подчеркнуть, что рассказ заканчивается горьким воспоминанием о косцах и песне.

1.2. Тезис «Поэзия как мастерство» - «формула», определяющая логику изучения произведений литературы начала ХХ века в 6 классе. Тема Родины в стихотворении С.А.Есенина «Топи да болота»

Поскольку в современных программах литературы в курсе 6 класса предполагается заложить основы теории стихосложения, оптимальной методической формой для урока является урок – практикум. Цель такого урока – дать возможность воплотиться в собственном творчестве ; научить приёмам свободного обращения с поэтическим материалом, т.е поэзию можно изучить, постигнув законы благозвучия.

Можно предложить простой способ запоминания трёхсложных размеров стихосложения: Николай Гумилёв – анапест; Анна Ахматова- дактиль; Георгий Иванов – амфибрахий [1.17]

Для анализа можно остановиться на стихотворении С.А.Есенина «Топи да болота». К сожалению, единственное произведение о Родине литературы начала ХХ века, предложенное программой в 6 классе. Такой факт необходимо посчитать своеобразной проблемой привития патриотических чувств молодому поколению.

Можно предложить составить таблицу, с помощью которой учащийся демонстрирует основные аспекты изучаемого лирического произведения, помогает проявить самостоятельность и визуально запомнить содержание изучаемого произведения.



План

Опорная лексика

История создания произведения

С.А. Есенина называют поэтом деревни. Большинство его произведений посвящено родным местам, великолепным далям

То, о чём стихотворение

Любовь к родине. Малой родиной он называл своё село, где прошли его детские и юношеские годы, взросление и формирование характера поэта

Мысли и чувства автора

Русь в стихотворении напоминает любимую женщину, одетую в юбку с вышитыми ветвями, цветами, в таинственную кофту, на голове синий платок, с голубыми глазами.

Идея произведения

Человек, который с безграничной любовью описывает свою родину, не в состоянии её когда-либо забыть.

Образные выражения, использованные автором

Для передачи чувств героя автор использует различные стилистические приёмы и народные выражения, помогающие понять и видеть красоту и прелесть родимой стороны. Стихотворный размер придаёт тексту напевность и мелодичность





1.3. Содержательная категория «Мир и человек в литературе», заключающая в себя рассмотрение темы Родины в стихотворении И.А.Бунина «Родина» в 7 классе.

В рамках этого проблемно- тематического блока выделяются следующие аспекты: понятие о лирическом герое поэтического произведения, предметный мир в литературе, художественная деталь и её роль в литературе. Из литературы начала ХХ века по теме Родины в данном классе изучаются несколько стихотворений. Одним из них является «Родина» И.А.Бунина. Для того чтобы понять содержание произведения, необходимо изучить мотивы, побудившие написать его. Истоки мотивов, как обычно, хранятся в биографической справке. Итак, И.А.Бунин отрёкся от преобразований, носящих насильственный характер – навсегда покинул Россию. Поэтому в стихотворении «Родина» он отразил мрачную, унылую, лишённую самобытности и очарования Родину. Изображая Россию, автор употребляет различные приёмы, изобразительно- выразительные средства. Например, цвет неба напоминает лицо умершего, зимний день печальный, суровый, не вызывает приятные ощущения. При этом рассказчик замечает бесконечность соснового леса, отдалённость деревень. Вероятно, стихотворение составлено в форме путевых заметок. Увиденная во время путешествия картина произвела на рассказчика настолько глубокое впечатление, что легло в основу стихотворения «Родина».

Во второй части таинственное появление молочно-синего тумана скрашивает угрюмый пейзаж, придаёт светлые тона. Такой пейзаж, по мнению автора, напоминает печаль русской души, противоречивость страны, где с высокими нравственными качествами совмещаются и грязные дороги, и прекрасные, восхитительные пейзажи. Всё это автор называет Родиной.

1.4. «Литературный процесс» и «литературная традиция» - основная черта русского модернизма, ракурс освоения темы Родины в поэзии начала ХХ века в 8 классе.

Сложность изучения данной темы состоит в том, что у школьников пока не сформировано устойчивое представление об историко-литературном процессе. В поэтическом произведении читатель как соавтор. Поэтому восприятие текстов рубежа веков у учащихся 8 класса вызывает затруднения.

В учебник – хрестоматию 8 класса (Москва «Просвещение» 2010 год Авторы В.Я Коровина) включены без анализа, комментариев два стихотворения А.А.Блока «Россия», «На поле Куликовом», одно Н.Оцупа «Мне трудно без России…», в которых раскрывается тема Родины, России.

Особую трудность вызывает истолкование и восприятие лирических произведений поэтов-символистов, потому что они изображают мир намёками, деталями, историко-литературным ракурсом. Как же передаёт свои чувства и мысли поэт-символист А.А.Блок, для которого нет России без ощущения ветра? Русский ветер, Россия, весёлые падения и преобразования слились в его стихах. Он с особым трепетом любил ту несчастную Россию. В наше время бегущей из «нищей России» в западный рай толпе в пример хочется ставить патриотизм поэта. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» автор рассуждает как об историческом прошлом, верно отражённом в стихотворении, так и осмысляет современность и перспективы будущего. Главный герой готов вступить в битву, на которую благословляет Родина. Движение, беспокойство, Россия, устремлённая вперёд, в будущее, несмотря на все испытания, символизируется образом степной кобылицы:

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль [6c.22]

Тема Родины отражается во всём творчестве поэта. Герои его стихотворений испытывают тоску, стремятся к гармонии в любви к Родине.

В страшном мире рухнут надежды людей, но у А.Блока за тьмой всегда свет.

Поэт русского зарубежья Н.Оцуп в стихотворении «Мне трудно без России» признаётся, что разлука с родиной заставила его почувствовать всю глубину жизни, что Россия для него не может быть чужой, врагом.

В выпускных 9, 11 классах оптимальной методической тактикой в изучении Серебряного века (большое место в литературе начала ХХ века занимает именно этот период) является сочетание обзорных тем с монографическими. Лишь творчества И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина, М.Цветаевой, А.А. Ахматовой излагаются относительно подробно. Хотя тема Родины в их творчестве в данных классах получает незначительное развитие. В произведениях И.А.Бунина Родина предстаёт в замечательных картинах природы, вызывающей чувства и эмоции. В.Маяковский искренне радовался достижениям людей, старался преодолевать пережитки времени. В произведениях «Левый марш», «Ода революции» отражается родина, озарённая верой в лучшее будущее, в мощь, чистоту молодого отечества.

Необходимо отметить, что тема Родины в творчестве М.Цветаевой отражена в цикле «Стихи о Москве». В этом городе она чувствовала себя счастливо, вольготно вопреки всем жизненным невзгодам. Москва М.Цветаевой гордая, величественная, народная. В поздних стихотворениях С.Есенина тоска по уходящей крестьянской Руси выражается проникновенной интонацией. В лирике А.А.Блока образ России представлен в виде доверчивой, но гордой и сильной духом женщины, на долю которой выпадут многие испытания.



























ГЛАВА II. Практическая часть «Душа обязана трудиться»

Преподавать литературу – предмет, при изучении которого «душа обязана трудиться», – в век компьютера, телевидения, кино и видео очень трудно: ребята предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени для чтения. Поэтому очень остро перед учителем – словесником стоит вопрос: как повысить интерес к своему предмету, как сделать книгу необходимым спутником школьников? Чтобы урок литературы был увлекательным и в то же время более эффективным, на разных этапах работы можно использовать интеллектуальные задания – викторины, тесты, кроссворды и др.

В связи с тем, что некоторые фрагменты из жизни авторов произведений являются побуждающими факторами создания тех или иных творений, необходимо хотя бы частично ознакомить с биографией поэта или писателя для объективного восприятия его художественного слова. Поэтому целесообразно проводить викторины.

Викторину по фрагментам биографии поэтов, писателей начала ХХ века можно провести в 9, 11 классах.

1.После окончания церковно-приходской учительской школы в Спас- Клепиках поехал в Москву, где работал в мясной лавке, а потом в типографии Д.Сытина
(С.А. Есенин)

2.Отец - профессор Варшавского университета, мать – дочь известного учёного - ботаника, родился в Санкт-Петербурге. Жена - дочь известного химика
(А.А. Блок)

3.Учился в Елецкой уездной гимназии, затем продолжил образование под руководством брата- народовольца Юлия. Не принял Октябрьскую революцию. Скончался в Париже в 1953 году.
(И.А. Бунин)

4.Родился в Грузии в семье лесничего. У него было две сестры и два брата. В Москве познакомился с революционно- настроенными студентами. Хорошо рисовал. Музой живописи была художница Евгения Ланг.
(В.В. Маяковский)

5.Училась читать по азбуке Л.Н.Толстого, затем на высших историко-литературных курсах Н. Раева. Литературным псевдонимом является девичья фамилия татарской прабабушки. Репрессиям подверглись трое близких людей : первый муж, второй муж, сын.

(А.Ахматова)

6. Отец – основатель Музея изящных искусств, мать – пианистка , ученица Н.Рубинштейна Красная кисть рябины- своеобразный символ творчества.

(М.Цветаева)

Учащиеся 7- 8 классов с удовольствием составляют кроссворды. КРОССВОРД « Родина в произведениях С. А. Есенина»

















1












1



2































3


4









2



















3





































































4


5














































По горизонтали: 1.Назовите малую родину С.А. Есенина. 2.С.А.Есенин готов заложить душу «октябрю и маю» в обмен на свободу чего?

3.На какой символ указывает цветовой эпитет «голубой» ? 4. Определите размер стихотворной строчки «Край любимый сердцу снятся…»

По вертикали: 1.Назовите поэму Есенина, означающую службу по умершему, совершающуюся в течение сорока дней после смерти. 2. Определите эпитет в следующей стихотворной строке: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в Раю!» 3.Восстановите стихотворную строку словом «Я скажу: «Не надо Рая – дайте … мою. 4. В дороге на Кавказ С.Есенин увидел в окне вагона несущегося рядом с паровозом животного, который стал символом вымирающей деревни. Назовите животного. 5.С.Есенин пишет три стихотворения о Родине, в заглавие которых вынесено одно и то же слово. Какое слово?

















1С












1

К

О

Н

2С

Т

А

Н

Т

И

Н

О

В

О



Р


В












О


Я





4Ж







К


2Т

В

О

3Р

Ч

Е

С

Т

В

О



О


А



О


3Р

У

С

Ь




У


Я



Д


Е







С





И


Б







Т





Н


Ё












А


Н













4Х

О

5Р

Е

Й











К

У














С














Ь




Мультимедийная презентация «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» составлена учащимися 9 класса



Интеллектуальная игра «Угадай автора»

«И вечный бой! Покой нам только снится» (А. Блок «На поле Куликовом»)

«Но ложимся мы в неё и становимся ею, Оттого зовём так и свободно – своею» (А.Ахматова «Родная земля»)

« Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою»

(С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»)

ВЫВОДЫ:

В первой главе «Теоретические основы изучения темы Родины в произведениях литературы начала ХХ века» раскрыты теоретические аспекты изучения данной темы на основе художественного анализа произведений курса литературы 5 класса (И.А.Бунин «Косцы»), 6 класса (С.А. Есенина «Топи да болота»), 7класса (И.А.Бунин «Родина»), 8 класса (А.А.Блока «Россия», «На поле Куликовом»), Н.Оцупа («Мне трудно без России…»), 9, 11 классы (А.А.Блока «Двенадцать», М.Цветаевой «Тоска по Родине», «Родина», А.Ахматовой «Молитва», «Не с теми я, кто бросил землю»). Патриотическая лирика этого периода направлена на размышления о Родине, гордость за неё, на желание видеть её преображённой. Одним словом, тема Родины стала источником вдохновения.

Во вторую эмпирическую часть «Душа обязана трудиться» включены методы и приёмы эффективного, увлекательного раскрытия темы Родины в произведениях литературы начала ХХ века. Это тематические тесты «Угадай автора», викторины по фрагментам биографии писателей, поэтов, кроссворд, мультимедийная презентация по творчеству С.А.Есенина.

Подобные виды заданий активизируют познавательный интерес читателей, приобщают к чтению, прививают любовь к искусству слова, способствуют детальному, подробному раскрытию темы Родины в произведениях литературы ХХ века.





Реализация проекта:

  1. Проанализировать идейно-художественную направленность и основные мотивы лирики военных лет (в течение 2016г.);

  2. Изучить творчество поэтов, указанных в теме, произведения, посвящённые Великой Отечественной войне (январь – апрель 2016г.);

  3. Провести внеклассное мероприятие на тему ВОВ (6 май 2016 г.);

  4. Родительское собрание с совместно с учениками на тему патриотического воспитания (март 2016 г.);

  5. Классный час на тему «Родина зовет» (март 2016г.);

  6. Урок пресс-конференция поэзия подвига (май 2016г.).

  7. Тематические тесты «Угадай автора», викторины по фрагментам биографии писателей, поэтов, кроссворд, мультимедийная презентация по творчеству С.А.Есенина.













































Заключение

В наше время, когда Россия отстаивает свою национальность, уникальность и самобытность на мировом уровне, важна духовная ниша, вдохновляющая россиян на патриотизм, героические поступки, на гордость за свою страну. Именно в сложный исторический период, в эпоху реформ, преобразований остро поднимается проблема отношения к Родине. И представители Серебряного века, как ярые патриоты Отчизны, своим творчеством «открывали глаза» многим людям на пороки, своеволие власти, порочащее страну. Творческим людям, настоящим художникам слова необходимо было почувствовать родную землю под ногами, взаимопонимание со стороны соотечественников. Им хотелось, чтобы «туча над тёмной Россией, стала облаком в лучах солнца» [9.с.52 ]

Каждый поэт по-своему, трепетно относится к Родине. Ф.Сологуб признаётся, что он любит «даже грусть просторов милого края, святой Руси». [5.с.75]. А. Белый готов был умереть за сою родину, чем коротать время в ожидании. А.Ахматовой необходимо было дышать воздухом своей страны, поэтому не смогла покинуть её. Своё сиротство, трагедию потери Родины, тоску по ней отразила в своей эмигрантской поэзии М.Цветаева. Поэзия А.Блока о родине с её искренностью, волшебной музыкой помогает людям любить, творить и бороться.

Всех их объединяла любовь к Родине, и их произведения были проникнуты верой в будущее. Они отражали в своих произведениях Россию, устремлённую вперёд, летящую в будущее, наперекор всем испытаниям. Их произведения формируют национальное самосознание и воспитывают уважение и любовь к родной стране







Список литературы

1. Аганесов В.В. Литература русского зарубежья.11класс: учебное пособие. Москва. Дрофа, 2007 г.

2. Коровина В.Я. Литература 8 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2 М. Просвещение, 2010 г. стр.227

3. Егораева Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века.11 класс.1 полугодие. М. «Вако», 2008 г.

4. Русская литература ХХ века 11 класс. Хрестоматия в 2 ч. Ч.1. Составитель А.В. Баранников. М. Просвещение 2001г. Стр 87

5.Е.М.Болдырева Поэзия Серебряного века в школе. М. Дрофа 2007 г.

6. Александр Блок. Стихотворения, поэмы. Воспоминания современников. Москва. Издательство «Правда» 1997г.

7. С.А. Есенин. Избранное. Москва «Просвещение» 1986г.

8. Марина Цветаева. Стихотворения. Ашхабад «Туркменистан» 1986г.