Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №364 «Берёзка»
Проект
Тема: «Занимательная математика» в старшей группе
Воспитатель Сухомлинова О.А.
Новосибирск
Тип проекта: познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность: среднесрочный
Возраст детей: старшая группа 5-6 лет.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Актуальность темы
В. А.Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток понятий, представлений. Игра – это искра, зажигающая огонёк любознательности».
Поэтому игра занимает важное место в развитии детей. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в его жизни. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. В игре, дети не ставят каких- либо целей, они просто играют, учатся логически мыслить и запоминать. В умственном воспитании и в развитии интеллекта играет важную роль математика. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Очень важно в игровой и доступной форме согласно программы проводить обучение ФЭМП на занятиях. Давать детям в повседневной жизни возможности совершать различные действия с предметами. Создавать благоприятные условия для участие детей в сюжетно – ролевых и дидактических игр с математическим содержанием : «Магазин», «Столовая», «Парикмахерская», «Кафе»…и. т. д. Развивать математические представления дошкольников с помощью игр, занятий, увлекательных мероприятий. Развитие – это не только объем знаний полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения : логического мышления, связной речи, воображения, это развитие таких качеств личности,как : любознательность, сообразительность, самостоятельность, наблюдательность.
Решению поставленных задач способствует также созданная в нашей группе развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП. Были приобретены разнообразные игры с математическим содержанием, дидактические игры для закрепления понятий «больше», «меньше», «равно», закрепления счета в пределах десяти, состава числа, моделирования геометрических фигур, ориентировки на плоскости.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Важную роль в нашей работе по обучению наших воспитанников по ФЭМП играет взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность. Многие родители желают, чтобы их дети, придя в первый класс, умели считать, знали цифры, умели решать простейшие математические задачи.
Данный проект разработан и реализован для того, чтобы дети закрепили полученные в ходе образовательной деятельности знания и могли бы их использовать в повседневной деятельности.
Постановка проблемы
В процессе формирования математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, были затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал: дидактические игры, словесные игры, пособия, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми.
В основу проекта положен принцип постоянного увеличения трудности в играх, вариативность их применения, закрепление и усложнение одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр. Раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.
Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, а также, учитывать индивидуальные особенности детей и делать обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта: создать условия для усвоения детьми математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
- расширить и систематизировать знания детей по ФЭМП.
Развивающие:
- формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;
- способствовать развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, логическое мышление).
Воспитательные:
- формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности;
- формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Предполагаемый результат:
- применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
- развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
- осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Схема осуществления проекта
Виды деятельности. Формы деятельности
Дидактические игры.
Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт"
У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами, которые разные по цвету и величине, набор картинок с изображением овощей, фруктов, ягод. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки по заданию воспитателя.
Дидактическая игра "Куда пойдёшь, что найдёшь?"
На столе разложены большие картинки с изображением огорода, сада и леса. Дети самостоятельно выбирают понравившуюся картинку и конверты с набором картинок, на которых изображены овощи, фрукты, ягоды, орехи и грибы. Поочерёдно дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать необходимые картинки, например. "В огороде растут крупные жёлтые помидоры и синие баклажаны" и так далее…
Дидактическая игра "Посылки"
Воспитатель показывает коробку, в которую заранее положил небольшие игрушки: куколку, сувенир, кастрюльку (можно по тематике недели) и обращается к одному из играющих: "Представь, что ты получил посылку с подарком. Что ты с ним сделаешь? Ребёнок отвечает по своему усмотрению, что пожелает. Например: "Я одену это на ноги". После того, как ребёнок ответит, воспитатель достаёт любую, например сувенир. Затем воспитатель меняет игрушки, обращаясь к другим игрокам поочерёдно до тех пор, пока один из игроков не даст подходящего по смыслу ответа. Этот ребёнок становится ведущим. Чем неожиданнее ответы, тем веселее и интереснее игра.
Двигательная. Подвижные игры:
Подвижная игра «Классики»
На асфальте нарисованы классики (5 - 6).Ребенок берет плоский камешек и бросает его в первый класс. Потом прыгает на двух ногах в первый класс, поднимает камушек и прыгает назад. Бросает камушек во второй класс, а сам прыгает сначала в первый класс, а из него во второй. Так же само поднимает камушек и прыгает через первый класс. Затем бросает в третий класс и так дальше, пока не выйдет за линию класса. После этого начинают прыгать остальные дети. Когда очередь подойдет снова к первому ребенку, он берет свой камушек и бросает в тот класс, в который раньше не попал. Так по очереди играют все дети. Выигрывает тот ребенок с группы, который пройдет все классы первым.
«Встань в обруч по одному, по двое, по трое…»
Игры с обручем способствуют формированию правильной осанки, улучшают состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы дают разностороннюю тренировку координации движения, зрительной, слуховой, моторной памяти, ловкости… Также эти игры способствуют выработке основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости и выносливости) и помогают ориентировке в пространстве, влияют на формирование нравственно-волевых качеств (выдержки, настойчивости, взаимовыручки), воспитывают стремление выполнять упражнение не только правильно, но и красиво, легко, развивают реакцию на сигнал, способствуют умению согласовывать движения различных частей тела.
Пальчиковая гимнастика:
«Апельсин»,
«Покупал баран баранки»
(Приложение 1)
Продуктивная «Дорисуй по цифрам»
«Найди соседей»
«Нарисуй по заданию»
«Математические задания»
«Штриховка геометрических фигур»
Задание «Больше, меньше или равно»
(Приложение 2)
Коммуникативная Беседа:
«Зачем нужна математика»
- составление описательных рассказов по картинам»
- упражнение «Дополни предложение»
(Приложение3)
Чтение художественной литературы
- Чтение сказки В. Катаев «Цветик семицветик»
- чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка»
- р. н. с. «Волк и семеро козлят»
- чтение рассказа В. Катаев «Четыре желания»
- чтение С. Маршак «Двенадцать месяцев»
- загадывание загадок
(Приложение 4)
Игровая Развивающие дидактические игры:
- «Сложи узор»
- «Веселый счет»
- «Математическое домино»
- «Математическое лото»
- «Какой фигуры не хватает»
- «Шашки»
- «Геоконт»
- «Пятнашки»
- «Построй из фигур»
(Приложение 5)
Работа с родителями
Информационно - аналитические мероприятия:
- Выявить интересы, потребности,запросы родителей:
- Индивидуальные беседы;
- Анкетирование
- Познавательные мероприятия
Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей
Консультации:
- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,
- «Использование игровых шуток в свободное время»,
- «Математика - это интересно»
(Приложение 6)
Приложение 1
Пальчиковая гимнастика:
«Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для зайчат,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура.
Он сердит на нас, беда,
Разбегайся кто куда.
«Покупал баран баранки»
На базаре (выставляют кулак) Спозаранок (ставят ладонь на ребро) Накупил (показывают ладонь) Баран (кулак) Баранок (ребро) Для барашков (пальцы левой руки «играют») Для овечек (пальцы правой руки «играют») Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев) Девять сушек, Восемь плюшек, Семь лепешек, Шесть ватрушек, Пять коржей, Четыре пышки, Три пирожных, Две коврижки, И один калач купил. (показывают соответствующее количество пальцев). Про себя не позабыл (отрицательное движение головой), А для женушки – подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!
Приложение 2
Продуктивная деятельность
«Дорисуй по цифрам»
Подобное увлечение в игровой форме облегчит процесс изучения цифр. Все взрослые знают, что дети лучше усваивают информацию играя. Определённая область на картинке имеет номер, и предполагает использование конкретного цвета. Этот метод раскрашивания хорош тем, что в сознании ребёнка происходит упорядочивание и соотношение цифр и цветов. Немаловажным является и тот факт, что у дошкольников и младших школьников в процессе работы над картинкой вырабатывается усидчивость, внимательность. Здесь недопустимо изменять цвет у конкретного номера. Иначе произойдёт диссонанс. Конечно, в первое время могут происходить сбои, но в процессе совместной работы они будут сходить на нет. Умные раскраски давно уже признаны во всём мире и ценятся среди людей, занимающихся воспитанием детей.
«Найди соседей»
Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Материалы: карточки с цифрами.
Ход игры: Воспитатель ставит карточки с цифрами 2, 5, 7…. и предлагает детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и вставить их в пустые окошки.Воспитатель выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, семь и т. д.) Какое число предыдущее (последующее) к числу два, пять, семь» (Дети обосновывают свой ответ.)
«Нарисуй по заданию»
«Математические задания»
Штриховка — одно из самых полезных упражнений для детей, которое, кроме развития мелкой моторики руки, имеет много различных плюсов.
- укрепляет мышцы детской руки;
- способствует концентрации внимания;
- развивает умение ориентироваться на плоскости;
- вырабатывает аккуратность, усидчивость;
- учит регулировать нажим карандаша;
- приучает ребёнка действовать по установленным правилам;
- способствует развитию мышечной памяти;
Я в своей работе для штриховки использую трафареты с геометрическими фигурами. Необходимо ребенка научить обводить фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы и образы. Это очень полезно не только для развития мелкой моторики, а также для формирования наглядно-образного мышления.
«Больше меньше или равно»
Приложение 3
Коммуникативная деятельность
Беседа с детьми «Зачем нужна математика»
Цель: Определить значимость математики в жизни людей.
Воспитатель: ребята, помогите мне найти ответ на один сложный вопрос – зачем в нашей жизни нужна математика? Кто мне даст ответ?
Варианты ответов детей
Воспитатель:
Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри,не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей?
(4 карандаша)
Котлеты
Папа, мама, братик, я -
Вот и вся у нас семья.
Все мы любим на обед
Съесть по парочке котлет.
Сколько маме, каждый раз,
Нужно жарить их для нас?
(8 котлет)
Квадрат
Вот посмотрите,
Скажите, ребята,
Сколько углов
У любого квадрата?
(4 угла)
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
(5 свинок)
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
(6 малышей)
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
(7 цветов)
воспитатель: молодцы, ребята! Вижу я, хорошо вы знаете математику. Спасибо, что помогли мне найти ответ на мой вопрос.
Учит нас она считать
И фигуры узнавать.
Объясняет цифры, знаки,
И задачки как решать!
Знать где лево, а где право
Знать длину и ширину.
Понимать значение: "Равный",
"Больше", "Меньше", высоту.
Математика - точна,
Математика - нужна!
Дети любят всё считать,
Нужно только понимать!
Воспитатель: ребята помните о том, чему учит математика.
Упражнение «Дополни предложение»
Не обязательно учить стихотворения наизусть,вместо этого можно предложить ребенку подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он. (один)
Подобные задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, развивают чувство рифмы.
К стихотворениям о геометрических фигурах, цветах и временах года рекомендую подобрать или нарисовать иллюстрации, чтобы ребенок воспринимал информацию не только на слух, но и зрительно.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его. (Квадрат)
Приложение 4
Чтение художественной литературы
Загадки:
Математические загадки в стихах помогут научить счету. Ребенок учится воспринимать и запоминать на слух, мыслительные процессы ведут к развитию памяти. Дети легко обучаются в игровой форме, а применение веселых математических загадок позволяет заинтересовать малыша и вовлечь его в занятия.
Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри,не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей?
(4 карандаша)
Вот посмотрите, Скажите, ребята,
Сколько углов У любого квадрата?
(4 угла)
Упал орех у тропинки,
Разбился на две половинки.
Никак не поделят три ворона
Две половинки поровну.
Но тут - такая потеха!
Упало еще два ореха
И тоже на две половинки
Разбились у той же тропинки.
Теперь-то три черных ворона
Добычу поделят поровну!
Желаем им в этом успехов!
Но каждому ворону,
Ежели поровну,
Сколько досталось орехов?
(по одному ореху)
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка,
Появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
(ни одного)
По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они найдут?
(ни одного)
У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры?
(1 мандарин)
Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
(1 голубь)
Задали детям в школе урок:
Прыгает в поле десять сорок.
Девять взлетели, сели на ели,
Сколько осталось в поле сорок?
(1 сорока)
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
(2 карандаша)
Три яблока.
Одно сорвать
Ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать -
А сколько же останется?
(2 яблока)
Приложение 5
Игровая деятельность.
Развивающие дидактические игры:
«Сложи узор»
«Математическое домино»
«Шашки»
«Геоконт»
«Пятнашки»
«Построй из фигур»
Приложение 6
Работа с родителями
«Анкетирование»
Анкета для родителей
«Математика для развития Вашего ребенка»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Совместная работа детского сада с семьей – важное условие правильного математического развития детей. Поэтому просим Вас ответить на несколько вопросов.
1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?___
1. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:
• научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;
• научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;
• подготовить детей к обучению в школе;
• развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.
___
2. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?
___
3. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?
___
4. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?___
___
5. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?
___
6. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?
___
7. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей элементарных математических представлений? Насколько она полезна для Вас:
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но крайне скудная;
в) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;
г) я не обращаю на нее внимание;
д) информация интересная, но не имеет для меня практической значимости;
е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.
8. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?
Консультация
«Использование игровых шуток в свободное время»
Результаты
У детей развилось умение решать математические задачи. Закрепились знания о геометрических фигурах; ориентация на ограниченной территории (лист бумаги); сформировано умение вести диалог, работать в подгруппах.
А также у детей развилось слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, воображение, любознательность, целеустремленность.