СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Терроризм на воздушном транспорте"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Терроризм на воздушном транспорте"»





«Согласовано»

Заместитель директора


__________Е.А. Константинова


«Утверждаю»

Директор ГКУ СО Московской области «Непоседы»

____________Н.С. Курышова














Проект на тему:

«Терроризм на воздушном транспорте»












Подготовили воспитатели: Челмайкина О.М.,

Байшева О.М.

Иванова Л.А.





г.о. Балашиха

  1. Введение

Терроризм на воздушном транспорте. Сейчас эта проблема очень важна, так как мы уже не можем представить свою жизнь без транспорта. А ведь именно на нем чаще всего происходят теракты.

Для начала разберемся, а что вообще такое терроризм?

Терроризм –метод достижения одним человеком или группой людей намеченных ими целей посредством применения насилия. В большинстве случаев итогом является смерть невинных людей.

Но суть терроризма для каждого человека своя. Террористы выбирают места скопления большого количества людей. Места, где будет как можно больше жертв, больше последствий. Чем больше последствия, тем больше людей узнают об этом. Ведь информацию о теракте будут распространять везде: в социальных сетях, интернете, на телевидении и радио. Люди будут обсуждать это, передавать эту новость друг другу. Они будут бояться.

Но для террористов – это способ донесения своего мнения. Одни делают все анонимно, планируют свои действия, чтобы их не поймали. Другие же настолько безумны, что вешают взрывчатки на себя и погибают, тем самым донося до других свое мнение. Террористический акт нужен для привлечения как можно большего внимания.

Они берут заложников, взрывают бомбы, запугивают. Дети остаются без родителей или же, наоборот, матери теряют своих детей. Погибают хорошие, ни в чем не повинные люди. Я считаю, что это неправильно и не справедливо. Так не должно быть мире. Наши деды и прадеды сражались, чтобы мы жили и жили в мире, но получилось все иначе.

В настоящее время терроризм является глобальной проблемой. Технологии развиваются. С одной стороны это хорошо. Мы можем общаться на расстоянии, всегда быть в курсе событий. Новые технологии помогают полиции, в медицине и во многом другом. Но также их используют и со злым умыслом. Благодаря им становится проще создать взрывчатку самому, распространить информацию на гораздо большую аудиторию, а также все хорошо спланировать и при этом не быть пойманным.

Цель моей работы – раскрыть суть терроризма на воздушном транспорте, показать актуальность этой проблемы и методы борьбы с ним.


  1. Актуальность

Террористическая активность за последние 20 лет резко возросла во многих регионах мира, и грозит стать глобальной угрозой. Террористические группировки экстремистского толка берут на вооружение методы, свойственные прежде лишь мафиозным структурам. Все чаще террористические акции используются как способ давления на правительство, общество, политических противников.

Особенно привлекательны для террористов объекты транспорта, как наиболее уязвимые по сравнению с другими. Теракты на транспорте, как правило, сопровождаются большими жертвами, зачастую парализуют деятельность важнейших сфер экономики, вызывают огромный резонанс, дестабилизируют положение в обществе.

Впервые случай захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 году в Южной Америке. В дальнейшем (до 1967 года) этот вид незаконного вмешательства не был особо популярен у преступников. С 1931 по 1967 год было отмечено всего 65 случаев захватов и угонов.

И только начиная с 1967 года, когда по Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов воздушных судов, диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план.

Наибольшее количество актов незаконного вмешательства отмечено в период с 1970 по 1979 год. За эти 10 лет в мире зарегистрировано более 700 случаев захватов и угонов воздушных судов, погибло более 1.100 человек, ранено более 1.000 человек. За этот же период зарегистрировано более 10.000 угроз о захвате воздушных судов и диверсиях. Высокий процент успешных попыток захватов и угонов самолетов в первые годы активизации преступных действий, явился результатом попустительства ряда государств, не принявших практически никаких мер по отношению к лицам, виновным в угоне воздушных судов на их территорию.

В результате терактов только на воздушных судах и в аэровокзалах за погибает более тысячи человек, причиняется огромный материальный ущерб. Количество таких актов сокращается, но они становятся значительнее по масштабам и количеству человеческих жертв. Эту тенденцию наглядно иллюстрируют взрыв самолета ,,Боинг-747,, авиакомпании ,,PAN AM,, над Шотландией в декабре 1988 года и самолета ,,Боинг-747,, авиакомпании ,,ТWА,, над островом Лонг-Айленд в июле 1996 года. Не уменьшается число угонов и попыток угона воздушных судов, захватов в заложники авиапассажиров и членов экипажей.

Крупнейший в истории по числу жертв террористический акт произошел 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки. Группа людей из 19 человек захватила четыре пассажирских авиалайнера. Два авиалайнера из которых врезались в башни-близнецы, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Другой захватчики направили в здание Пентагона, расположенное недалеко от Вашингтона, а четвертый самолет упал в поле в штате Пенсильвания. В результате атак, кроме террористов, погибло 2977 человек, ещё 24 пропали без вести.

24 августа 2004 года практически одновременно в воздухе взорвались два авиалайнера: Ту-134А-3 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» и Ту-154Б-2 авиакомпании «Сибирь». Оба лайнера были взорваны террористками-смертницами.

24 января 2011 года был осуществлен взрыв террористом-смертником в московском аэропорту Домодедово.




  1. Историография

Проблему терроризма на воздушном транспорте изучали многие исследователи. Один из них Лопатин.

Лопатин В.Н. Проблемы предупреждения терроризма на транспорте и пути их решения // Материалы II Международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте». - М., 2003.

Это исследование актуально по следующим причинам:

- Роль транспорта и всей инфраструктуры общества растет,транспорт становится жизненно важной артерией современной цивилизации и вмешательство приводит к катастрофическим последствиям для всего социума.

- Транспорт распространен среди террористов.

Также эту проблему исследовали и другие:

1 Гринько С.Д. Борьба с терроризмом и захватом заложника (уголовно-правовые и криминологические проблемы): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1998; Киреев М.П. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте (уголовно-правовой и криминологический аспект): Автореф. Дис. докт. юрид. наук. - М., 1995;

2 Бородин A.M. Политические проблемы современного терроризма: Автореф. дис. . канд. полит, наук. - Казань, 2002; Каратуева E.H. Политический терроризм: теория и практика: Автореф. дис. канд. полит, наук. - М., 2001.

3 Фердман ГЛ. Механизмы противодействия проявлениям терроризма на железнодорожном транспорте Украины: Автореф. дис. канд. наук гос. управления. — Одесса, 2006.

4 Манацков И.В. Политический терроризм: региональный аспект: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1998.

5 Кафтан В.В. Терроризм как общественное явление современности (социально-философский анализ). - Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2004. перечисленных исследованиях проблема терроризма на транспорте рассматривается в основном в контексте террористической активности в целом, среди других видов и форм террористического воздействия.

Анализируя работы исследователей, их можно разделить на несколько групп. К первой группы относятся работы, в которых терроризм – это явление политического насилия. Ко второй – работы, в которых выявляют признаки терроризма, отличительных черт и форм проявлений. К третьей – работы, в которых исследуются особенности терроризма на транспорте.

Также есть много исследователей, которые изучают методы борьбы с терроризмом на транспорте:

1 Ильин А. Терроризм или как защитить наши города от взрывов // Школа выживания в условиях экономического кризиса - М., 2003; Ольшанский Д.В. Психология терроризма.- СПб.: Питер, 2002.

2 Международная конвенция о борьбе с захватом заложников принятая ГА ООН 17.12.1979; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, совершенная в Монреале 1.03.1991; Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая ГА ООН 9.12.1994 // Жаринов КВ. Терроризм и террористы - Мн., 1999 Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принятая ГА ООН 15.12.1997; ФЗ РФ «О противодействии терроризму» от 10.03.2006. № 35-Ф3. - М., 2006. 32 е.; Концепция национальной безопасности РФ. www.scrf.gov.ru/Documents/ Decree/2000/24-l.


  1. Структура данного преступления

Объект терроризма - общественная безопасность: безопасные условия жизни и деятельности человека, использование предметов и источников повышенной опасности, проведение работ, которые связанны с летальными исходами, и т.п. В роли дополнительного объекта может выступать жизнь и здоровье человека.

Cубъектами терроризма являются лица, достигшие 16 лет, а в некоторых случаях достигшие 14 лет. В некоторых случаях это лица , наделённые специальными признаками.

Состав преступления:

  • Объективная сторона

  • Субъективная сторона

Объективная сторона состоит:

- в учинении взрыва, поджога или других действий, которые создают опасность смерти людей, причинения значительного имущественного ущерба либо установление других общественно опасных последствий;

- в угрозе учинения данных действий.

Состав данного преступления– формальный.

Субъективная сторона характеризуется:

- виной (в форме прямого умысла);

- целью (несоблюдение общественной безопасности, запугивание населения или оказание воздействия на принятие решений органами власти).


  1. Способы борьбы с данным явлением

Многие страны разработали определенные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

К числу таких мероприятий относится:

- принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;

- заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников;

- введение национальных законов, предусматривающих строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности в гражданской авиации;

- введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях;

- создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском и грузовом потоках и предназначенных для охраны аэропортов и других мероприятий.

Основные способы борьбы с терроризмом:

1) Уничтожение сети террористических ячеек.

У террористов обычно существует строгая иерархия лидеров. Поэтому ликвидация главарей влияет на них разрушительным образом.

2) Политическая трансформация.

Иногда получалось остановить разрушительную деятельность террористов, направив их усилия на политическую борьбу.

Таким образом, террористы могут удачно функционировать лишь в некоторых политических условиях. При исчезновении условий они утрачивают свою силу.

3) Утрата поддержки населения.

Террористические группы могут функционировать долгое время только при поддержке населения или его части. Это дает возможность им вербовать новых бойцов, удачно прятаться и вести разведку. Однако они могут потерять такую помощь.

4) Проведение армейских операций и репрессии.

В большинстве случаев террористы ликвидируются войсками, хотя в большей степени это работа спецслужб и полиции.

5) Использованиеновых информационных технологий.

Было разработано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и приняты международные конвенции по борьбе с терроризмом на воздушном транспорте:

1) Токийская конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту ВС;

2) Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом ВС;

3) Монреальская конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и дополняющий эту конвенцию протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.

Авиационная безопасность производится выполнением следующих мероприятий и процедур:

1) созданием контролируемых зон аэропорта и обеспечение их безопасности;

2) организацией пропускного и внутриобъектового режима;

3) обеспечением безопасности пассажирских терминалов и аэровокзала;

4) обеспечением безопасности воздушных судов и объектов инфраструктуры аэропорта;

5) организацией досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них багажа, грузов, почты, воздушных судов и бортовых запасов.


  1. Заключение

Итак, подведем итоги. Проблема терроризма на воздушном транспорте существует уже давно, а с развитием новых технологий количество террористических актов и угонов объектов гражданской авиации только растет.

Уничтожить терроризм за один невозможно. Так же как и заставить исчезнуть терроризм силовыми способами: насилие неизбежно порождает насилие. Проблему по борьбе с терроризмом нужно решать комплексно.

В наше время терроризм является глобальной проблемой. С каждым годом происходит все больше террористических актов, и они становятся все более спланированными и изощренными. Поэтому создается все больше программ и мероприятий по борьбе с терроризмом. С каждым годом они становятся лучше, но этого все равно недостаточно, чтобы предотвратить все теракты. Терроризм существовал и существует в наше время.

Все зависит от нас. Ведь террористические акты проводятся людьми.


  1. Литература

  1. Бородин A.M. Терроризм в России: история и современность // Право и образование. 2001. №3. - С.112-131.

  2. Губарев О.И. Тайны воздушного терроризма. М.: Вече, 2002. - 320 с. Гусейнов A.A. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии.- 1994. №6. Дайчман И. Моссад - история лучшей в мире разведки. - Смоленск: Русич, 2003. - 464 с.

  3. Замковой В., Ильчиков М. Терроризм глобальная проблема современности. — М.: Гардарики, 1996. - 80 с.

  4. Международный терроризм и право. Реферативный сборник РАН ИНИОН, Центр социальных научно информационных исследований. Отдел правоведения. / Под ред. Ю.С. Пивоварова. - М., 2002. - 147 с.

  5. Н.Н.Ветров .Уголовное право: учебник // Общая и особенная части. 1999г. – 415 с.