Проект тьюторского сопровождения
«Профессиональное самоопределение учащихся
8-9 классов»
Автор проекта
Хуснуллина В.А.
учитель истории
высшей категории
Почетный работник
общего образования РФ
Пояснительная записка
Aктуальность
Перед учащимися выпускных классов всегда остро встает вопрос выбора, пойти учиться в 10 класс или выбрать учебное заведение? Но тогда надо четко представлять себе будущую профессию. Как правило этим занимаются родители, которые выбирают будущее своих детей не всегда советуясь с ними, не говоря уж о том, чтобы учитывать их способности и возможности.
Исходя из опыта работы, большая часть учащихся вообще не представляют своего профессионального будущего, поэтому и так много разочарований. Родители ждут помощи от педагогов, а педагоги не всегда уделяют должного внимания проблеме профессионального самоопределения или начинают заниматься в середине 2 полугодия 9 класса, что уже очень поздно.
Поэтому передо мной и встал вопрос о начале работе уже в 8 классе, где учащиеся смогут разобраться со своими интересами и осознанно подойти к выбору профессии или профиля.
Актуальность проекта обусловлена:
Государственным заказом в рамках ФГОС, а именно приоритетным становится разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
Возрастными особенностями, то есть в возрасте 14-15 лет (8-9 класс) происходит переход к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
Программой воспитательной работы «Лестница успеха», разработанная для работы с 5-11 класс.
Цель проекта: создание модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов.
Задачи проекта:
Индивидуализация процесса личностного и профессионального развития через создание индивидуальных образовательных программ;
Осуществление мониторинга уровня повышения личностного роста, выявление способностей и интересов, возможностей учащихся, образовательных потребностей;
Выявление способностей и интересов, возможностей учащихся, образовательных потребностей;
Составление индивидуального образовательного маршрута;
Осуществление мониторинга изменения уровня профессионального самоопределения.
Основное содержание проекта
Проект рассчитан на 2 года для учащихся 8-9 классов. Проект осуществляется по направлениям:
8 класс «Кто я?» – выявление карты интересов, личностных особенностей и способностей учащихся.
9 класс «Я и моя профессия» – профессиональное самоопределение, выбор учебного заведения или профильного обучения в 10 классе.
Этапы реализации проекта
Реализация поставленной цели требует поэтапного разрешения ряда задач:
I. Предпроектный (подготовительный)
1. Изучение передового опыта по созданию модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
2. Разработка проекта.
3. Изучение имеющихся нормативно-правовых документов.
4. Изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.
5. Разработка модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
6. Организационные особенности проекта
II. Диагностический
Проведение диагностики с целью выявления интересов и способностей учащихся.
Работа с родителями по изучению запроса для тьюторского сопровождения
Формирование ресурсной среды для тьюторского сопровождения
Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по реализации Проекта.
Разработка мониторингового диагностирования по итогам каждого направления
III. Практический
1. Апробация модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов.
2. Разработка индивидуального образовательного маршрута личностного и профессионального становления учащихся.
3. Проведение мероприятий по личностному и профессиональному самоопределению учащихся (индивидуальные занятия, психологическая помощь, тьюторское сопровождение, тренинги, экскурсии, встречи, ролевые и деловые игры и т.д. и т.п. )
4. Создание карты роста личностного, образовательного и предпрофильного роста.
5. Взаимодействие и сотрудничество с родителями, психолого-социальными службами, с консультантами-тьюторами, учебными заведениями, выпускниками школы, педагогами, предприятиями, культурными объектами.
IV. Итогово-аналитический
1. Обобщение и анализ итогов реализации Проекта.
2. Мониторинг реализации проекта «Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в 8 и 9 классах».
3. Разработка методических рекомендаций по организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.
4. Обобщение опыта работы по проекту через участие в мероприятиях различного уровня.
Принципы реализации Проекта:
Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);
Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности ученика);
Принцип саморазвития (создание условий для появления у учащихся установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности каждого учащегося);
Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);
Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств, способностей и возможностей, интересов).
Целевая группа проекта:
Учащиеся 8-9 класса
План реализации проекта
№ п\п | Этапы | Мероприятия | сроки | Ответственные |
8 класс |
1. | Диагностический | Тестирование «Карта интересов» Обработка материалов | 2 неделя сентября | Учитель с тьюторской компетенцией, классный руководитель шк. психолог |
| | Анкета «Познавательная потребность подростков» Обработка анкеты | 3 неделя сентября | Учитель с тьюторской компетенцией, классный руководитель |
| | Родительское собрание «Профессиональное самоопределение», знакомство с проектом, проведение микроисследования «Метод определения готовности учащихся к выбору профессии и продолжению образования». Выявление желающих включиться в проект. | 4 неделя сентября | Учитель с тьюторской компетенцией, классный руководитель |
| | Диагностика по выявлению интересов и направленности учащихся | 1 неделя октября | Шк. психолог |
| | Индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальная работа по системе Учитель-родитель-ученик | 2-4 неделя октября Осенние каникулы | Родители, классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией |
2. | Практический | Проведение диагностики личностного роста учащихся (групповая работа) | 2 неделя ноября | Учитель с тьюторской компетенцией |
| | Авторская методика «Образовательная картография» (автор: Митрошкина Т.М.). Составление образовательной карты «Мои интересы и сильные качества», «Мои представления о профессиональном будущем», «Я и мой мир образования» и т.д. | 3 неделя ноября | Учитель с тьюторской компетенцией |
| | Индивидуальные консультации по образовательным картам. Составление индивидуальных образовательных маршрутов — чего я планирую добиться в этом году в моем образовательном пространстве. Родителям на собрании объяснять, что ИОМ — это маршрут движения учащихся по интересам для определения профессионального ориентира. Работа с родителями. | 4 неделя ноября – 1 неделя декабря | шк. Психолог, Учитель с тьюторской компетенцией |
| | Тьюторское сопровождение учащихся по интересам: -- консультации; -- деловые и ролевые игры; -- тьюторские тренинги; -- экскурсии; -- круглые столы; -- индивидуальные занятия и консультации: -- групповые занятия; (Мероприятия на выбор. Так как проект достаточно объемный важно выбрать наиболее значимые и полезные ) | Декабрь – апрель | Родители, шк. Психолог, классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, педагоги, ЦДТ, культурные объекты, центры тьюторского консультирования |
3. | Итогово-аналитический | Обобщение и анализ итогов тьюторского сопровождения | 1 неделя мая | Учитель с тьюторской компетенцией, шк. психолог |
| | Проведение диагностики личностного роста учащихся (групповая работа) – самооценка учащихся своих результатов и сравнение результатов одинаковой диагностики в разные периоды времени (в начале и конце года) Проведение анкеты на определение учащимися личных результатов | 2 неделя мая | Учитель с тьюторской компетенцией, шк. психолог |
| | Индивидуальная рефлексия учащихся совместно с родителями. | 3 неделя мая | классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители |
| | Итоговая встреча с родителями для рефлексии тьюторского сопровождения. Планы и перспективы. | 4 неделя мая | классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители |
| | Образовательное событие (итоговое мероприятие) | Начало июня | классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители |
9 класс |
1. | Диагностический | Анкетирование «Профориентация подростка» | 1 неделя сентября | шк. психолог, Учитель с тьюторской компетенцией |
| | Опросник «Готовность подростка к выбору профессии» | 2 неделя сентября | Учитель с тьюторской компетенцией, шк. психолог |
| | Родительское собрание «Профильное и профессиональное самоопределение», знакомство с проектом, проведение микроисследования «Метод определения готовности учащихся к выбору профессии и продолжению образования». Выявление желающих включиться в проект. Составление каталога родительских ресурсов. | 3 неделя сентября | классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители |
| | Индивидуальная работа с учащимися. Создание «Автопортрета», проводится с целью связать знания о себе – представления о своей будущей профессии – его образование – его конкретный шаг в 10 классе (что нужно улучшить, достичь в учебе, узнать про вузы и т.д.) Индивидуальная работа по системе Учитель-родитель-ученик | 2-4 неделя октября Осенние каникулы | Родители, классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией |
2. | Практический | Проведение диагностики учащихся при выборе профессии (групповая работа) | 2 неделя ноября | шк. психолог |
| | Авторская методика «Форсайт-технологии», технология прогнозирования будущего. | 3 неделя ноября | Тьюторское занятие |
| | Индивидуальные консультации по форсайт-технологиям. Составление индивидуальных образовательных программ Работа с родителями. | 4 неделя ноября – 1 неделя декабря | шк. Психолог, Учитель с тьюторской компетенцией |
| | Тьюторское сопровождение учащихся по интересам: -- консультации; -- деловые и ролевые игры; -- тьюторские тренинги; -- экскурсии; -- круглые столы; -- индивидуальные занятия и консультации: -- групповые занятия; -- Дни открытых дверей в учебных заведениях; | Декабрь – апрель | Родители, шк. Психолог, классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, педагоги, ЦДТ, культурные объекты, центры тьюторского консультирования Круглые столы и мероприятия проводить только с профессионалами-тьютерами |
| | «Профессиональное самоопределение» круглый стол | Родители |
| | Занятие по теме «Портфолио» | Тьюторское консультирование |
| | Деловая игра «Ситуация выбора» | Учитель с тьюторской компетенцией |
3. | Итогово-аналитический | Обобщение и анализ итогов тьюторского сопровождения. Проведение диагностики профессионального выбора учащихся (групповая работа) – сравнительный анализ. | 1 неделя мая | Учитель с тьюторской компетенцией, шк. психолог |
| | Индивидуальная рефлексия учащихся совместно с родителями. | 2 неделя мая | классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители |
| | Итоговая встреча с родителями для рефлексии тьюторского сопровождения. | 3 неделя мая | классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители |
| | Сдача экзаменов, определение профилизации 10 класса, поступление в учебные заведения | Июнь | классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители |
Ожидаемые результаты
Осознанный выбор учащимися учебного заведения после 9 класса или выбор профильного обучения в 10 классе с определением углубленного изучения профильных предметов для дальнейшего обучения.
Социальный эффект проекта
Формирование навыков самоопределения, саморазвития и самообразования.
Формирование у учащихся самостоятельности, инициативности, ответственности.
Умения и навыки индивидуального образования
Перспективы дальнейшего развития
По окончании данного проекта учащиеся смогут использовать полученные знания в жизненных ситуациях и при дальнейшем обучении. Учащиеся, которые пойдут в 10 класс смогут выбрать профиль для осознанного выбора предметов и сдаче ЕГЭ. В 10-11 классах тьюторское сопровождение можно продолжить по направлениям – построение ИОП, перспективы карьерного роста, успешного будущего.
Риски проекта
Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:
- Отказ от сотрудничества социально-психологической службы.
- Сопротивление со стороны руководства, участников образовательного процесса.
- Объективные риски (болезнь участников).
- Сопротивление участников образовательного процесса (учащиеся не справятся с самостоятельной работой, разочаруются в деятельности).
- родители откажутся участвовать в проекте
Меры по их преодолению:
Повышение компетентности педагогов — наставников по тьюторскому сопровождению.
Подключение заинтересованных педагогов
Включение сотрудников социально-психологической службы в соавторство и совместное участие в проектах профессионального мастерства
Ресурсное обеспечение проекта:
Временные;
Информационные;
Интеллектуальные, в т.ч. экспертные;
Человеческие или кадровые;
Организационные, в т.ч., так называемый, «административный» ресурс;
Материально-технические;
Финансовые
Организационные особенности проекта
Действия | Комментарий |
Тьютерское сопровождение | Проект реализуется на базе школы классным руководителем, тьютером Должностной функционал: - проведение индивидуальной и групповой работы с учащимися и родителями; - формирование образовательной среды; - составление каталога ресурсов; |
Социально-психологическая служба | Совместная деятельность со школьным психологом Должностные функционал: - проведение диагностики и обработка результатов; - проведение тренингов и микроисследований; - сравнение мониторинга в течении всего проекта; - индивидуальная и групповая консультация учащихся и родителей; |
Сотрудничество с профессиональными тьютерами | В проекте запланировано приглашение специалистов для проведения тьютерских тренингов (платная часть. Заранее оговаривается с родителями) |
Экскурсионная программа | В реализации проекта запланированы экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Часть экскурсий осуществляется за счет родительских взносов |
Канцелярские принадлежности | Для осуществления проекта потребуется бумага, фломастеры, стикеры, ватманы, индивидуальные папки для «Портфолио», файлы. За счет родительских взносов |
Человеческие или кадровые ресурсы | Ресурсами проекта могут стать родители, выпускники, интересные люди-профессионалы своего дела, которых можно заинтересовать интересным проектом . |
Оборудование и аренда помещения | Проект реализуется в рамках одного класса на базе своей школы, поэтому аренда помещения и оборудование не требует затрат |
Услуги сторонних организаций | Посещение мастер классов, тематических лекций, занятий, лекториев, компьютерного тестирования. |
Использованная литература:
1. Сарбаа, Л. Н. Тьюторское сопровождение учебного процесса — индивидуализация обучения / Л. Н. Сарбаа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 824-825. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26131/
2. “Профессия Тьютор” Зыбарева Н.И., ГОУ СКОШ VIII вида No 804, учитель-дефектолог.
Карпенкова И.В., кандидат социологических наук, психолог Учреждения «Наш Солнечный Мир», тьютор, член Тьюторской Ассоциации.
Кузьмина Е.В. педагог-психолог, руководитель методобъединения ГРЦ ИПИО МГППУ
3. Методические рекомендация с моделями тюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ. Составитель: Вишнякова Е.А. - зав. кафедрой специальной педагогики и социальной работы ГАУДПО ЛО «ИРО», канд. пед. наук.