СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект тьюторского сопровождения "Профессиональное самоопределение учащихся 8-9 классов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект позволяет провести предпрофильную работу для профессионального самоопределния учащихся для выбора профиля в 10 классе и организовать профориентационную работу в классе и школе

Просмотр содержимого документа
«Проект тьюторского сопровождения "Профессиональное самоопределение учащихся 8-9 классов»





















Проект тьюторского сопровождения

«Профессиональное самоопределение учащихся

8-9 классов»











Автор проекта

Хуснуллина В.А.

учитель истории

высшей категории

Почетный работник

общего образования РФ

Пояснительная записка

Aктуальность

Перед учащимися выпускных классов всегда остро встает вопрос выбора, пойти учиться в 10 класс или выбрать учебное заведение? Но тогда надо четко представлять себе будущую профессию. Как правило этим занимаются родители, которые выбирают будущее своих детей не всегда советуясь с ними, не говоря уж о том, чтобы учитывать их способности и возможности.

Исходя из опыта работы, большая часть учащихся вообще не представляют своего профессионального будущего, поэтому и так много разочарований. Родители ждут помощи от педагогов, а педагоги не всегда уделяют должного внимания проблеме профессионального самоопределения или начинают заниматься в середине 2 полугодия 9 класса, что уже очень поздно.

Поэтому передо мной и встал вопрос о начале работе уже в 8 классе, где учащиеся смогут разобраться со своими интересами и осознанно подойти к выбору профессии или профиля.

Актуальность проекта обусловлена:

  1. Государственным заказом в рамках ФГОС, а именно приоритетным становится разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

  2. Возрастными особенностями, то есть в возрасте 14-15 лет (8-9 класс) происходит переход к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  3. Программой воспитательной работы «Лестница успеха», разработанная для работы с 5-11 класс.

Цель проекта: создание модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов.

Задачи проекта:

  1. Индивидуализация процесса личностного и профессионального развития через создание индивидуальных образовательных программ;

  2. Осуществление мониторинга уровня повышения личностного роста, выявление способностей и интересов, возможностей учащихся, образовательных потребностей;

  3. Выявление способностей и интересов, возможностей учащихся, образовательных потребностей;

  4. Составление индивидуального образовательного маршрута;

  5. Осуществление мониторинга изменения уровня профессионального самоопределения.

Основное содержание проекта

Проект рассчитан на 2 года для учащихся 8-9 классов. Проект осуществляется по направлениям:

  1. 8 класс «Кто я?» – выявление карты интересов, личностных особенностей и способностей учащихся.

  2. 9 класс «Я и моя профессия» – профессиональное самоопределение, выбор учебного заведения или профильного обучения в 10 классе.

Этапы реализации проекта

Реализация поставленной цели требует поэтапного разрешения ряда задач:

I. Предпроектный (подготовительный)

1. Изучение передового опыта по созданию модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся.

2. Разработка проекта.

3. Изучение имеющихся нормативно-правовых документов.

4. Изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.

5. Разработка модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

6. Организационные особенности проекта

II. Диагностический

  1. Проведение диагностики с целью выявления интересов и способностей учащихся.

  2. Работа с родителями по изучению запроса для тьюторского сопровождения

  3. Формирование ресурсной среды для тьюторского сопровождения

  4. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по реализации Проекта.

  5. Разработка мониторингового диагностирования по итогам каждого направления

III. Практический

1. Апробация модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов.

2. Разработка индивидуального образовательного маршрута личностного и профессионального становления учащихся.

3. Проведение мероприятий по личностному и профессиональному самоопределению учащихся (индивидуальные занятия, психологическая помощь, тьюторское сопровождение, тренинги, экскурсии, встречи, ролевые и деловые игры и т.д. и т.п. )

4. Создание карты роста личностного, образовательного и предпрофильного роста.

5. Взаимодействие и сотрудничество с родителями, психолого-социальными службами, с консультантами-тьюторами, учебными заведениями, выпускниками школы, педагогами, предприятиями, культурными объектами.

IV. Итогово-аналитический

1. Обобщение и анализ итогов реализации Проекта.

2. Мониторинг реализации проекта «Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в 8 и 9 классах».

3. Разработка методических рекомендаций по организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.

4. Обобщение опыта работы по проекту через участие в мероприятиях различного уровня.

Принципы реализации Проекта:

  • Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);

  • Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности ученика);

  • Принцип саморазвития (создание условий для появления у учащихся установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);

  • Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности каждого учащегося);

  • Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);

  • Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств, способностей и возможностей, интересов).

Целевая группа проекта:

Учащиеся 8-9 класса

План реализации проекта

п\п

Этапы

Мероприятия

сроки

Ответственные

8 класс

1.

Диагностический

Тестирование «Карта интересов»

Обработка материалов

2 неделя сентября

Учитель с тьюторской компетенцией, классный руководитель шк. психолог



Анкета «Познавательная потребность подростков»

Обработка анкеты

3 неделя сентября

Учитель с тьюторской компетенцией, классный руководитель



Родительское собрание «Профессиональное самоопределение», знакомство с проектом, проведение микроисследования «Метод определения готовности учащихся к выбору профессии и продолжению образования». Выявление желающих включиться в проект.

4 неделя сентября

Учитель с тьюторской компетенцией, классный руководитель



Диагностика по выявлению интересов и направленности учащихся

1 неделя октября

Шк. психолог



Индивидуальная работа с учащимися.

Индивидуальная работа по системе Учитель-родитель-ученик

2-4 неделя октября

Осенние каникулы

Родители, классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией

2.

Практический

Проведение диагностики личностного роста учащихся (групповая работа)


2 неделя ноября

Учитель с тьюторской компетенцией



Авторская методика «Образовательная картография» (автор: Митрошкина Т.М.). Составление образовательной карты «Мои интересы и сильные качества», «Мои представления о профессиональном будущем», «Я и мой мир образования» и т.д.

3 неделя ноября

Учитель с тьюторской компетенцией



Индивидуальные консультации по образовательным картам. Составление индивидуальных образовательных маршрутов — чего я планирую добиться в этом году в моем образовательном пространстве. Родителям на собрании объяснять, что ИОМ — это маршрут движения учащихся по интересам для определения профессионального ориентира. Работа с родителями.

4 неделя ноября – 1 неделя декабря

шк. Психолог, Учитель с тьюторской компетенцией



Тьюторское сопровождение учащихся по интересам:

-- консультации;

-- деловые и ролевые игры;

-- тьюторские тренинги;

-- экскурсии;

-- круглые столы;

-- индивидуальные занятия и консультации:

-- групповые занятия;



(Мероприятия на выбор. Так как проект достаточно объемный важно выбрать наиболее значимые и полезные )

Декабрь – апрель

Родители, шк. Психолог, классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, педагоги, ЦДТ, культурные объекты, центры тьюторского консультирования


3.

Итогово-аналитический

Обобщение и анализ итогов тьюторского сопровождения

1 неделя мая

Учитель с тьюторской компетенцией, шк. психолог



Проведение диагностики личностного роста учащихся (групповая работа) – самооценка учащихся своих результатов и сравнение результатов одинаковой диагностики в разные периоды времени (в начале и конце года)

Проведение анкеты на определение учащимися личных результатов

2 неделя мая

Учитель с тьюторской компетенцией, шк. психолог



Индивидуальная рефлексия учащихся совместно с родителями.

3 неделя мая

классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители



Итоговая встреча с родителями для рефлексии тьюторского сопровождения. Планы и перспективы.

4 неделя мая

классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители



Образовательное событие (итоговое мероприятие)

Начало июня

классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители

9 класс

1.

Диагностический

Анкетирование «Профориентация подростка»

1 неделя сентября

шк. психолог, Учитель с тьюторской компетенцией



Опросник «Готовность подростка к выбору профессии»

2 неделя сентября

Учитель с тьюторской компетенцией, шк. психолог



Родительское собрание «Профильное и профессиональное самоопределение», знакомство с проектом, проведение микроисследования «Метод определения готовности учащихся к выбору профессии и продолжению образования». Выявление желающих включиться в проект. Составление каталога родительских ресурсов.

3 неделя сентября

классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители



Индивидуальная работа с учащимися. Создание «Автопортрета», проводится с целью связать знания о себе – представления о своей будущей профессии – его образование – его конкретный шаг в 10 классе (что нужно улучшить, достичь в учебе, узнать про вузы и т.д.)

Индивидуальная работа по системе Учитель-родитель-ученик

2-4 неделя октября

Осенние каникулы

Родители, классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией

2.

Практический

Проведение диагностики учащихся при выборе профессии (групповая работа)

2 неделя ноября

шк. психолог



Авторская методика «Форсайт-технологии», технология прогнозирования будущего.

3 неделя ноября

Тьюторское занятие



Индивидуальные консультации по форсайт-технологиям. Составление индивидуальных образовательных программ

Работа с родителями.

4 неделя ноября – 1 неделя декабря

шк. Психолог, Учитель с тьюторской компетенцией



Тьюторское сопровождение учащихся по интересам:

-- консультации;

-- деловые и ролевые игры;

-- тьюторские тренинги;

-- экскурсии;

-- круглые столы;

-- индивидуальные занятия и консультации:

-- групповые занятия;

-- Дни открытых дверей в учебных заведениях;

Декабрь – апрель

Родители, шк. Психолог, классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, педагоги, ЦДТ, культурные объекты, центры тьюторского консультирования

Круглые столы и мероприятия проводить только с профессионалами-тьютерами



«Профессиональное самоопределение» круглый стол

Родители



Занятие по теме «Портфолио»

Тьюторское консультирование



Деловая игра «Ситуация выбора»

Учитель с тьюторской компетенцией

3.

Итогово-аналитический

Обобщение и анализ итогов тьюторского сопровождения. Проведение диагностики профессионального выбора учащихся (групповая работа) – сравнительный анализ.

1 неделя мая

Учитель с тьюторской компетенцией, шк. психолог



Индивидуальная рефлексия учащихся совместно с родителями.

2 неделя мая

классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители



Итоговая встреча с родителями для рефлексии тьюторского сопровождения.

3 неделя мая

классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители



Сдача экзаменов, определение профилизации 10 класса, поступление в учебные заведения

Июнь

классный руководитель, Учитель с тьюторской компетенцией, родители

Ожидаемые результаты

Осознанный выбор учащимися учебного заведения после 9 класса или выбор профильного обучения в 10 классе с определением углубленного изучения профильных предметов для дальнейшего обучения.

Социальный эффект проекта

  1. Формирование навыков самоопределения, саморазвития и самообразования.

  2. Формирование у учащихся самостоятельности, инициативности, ответственности.

  3. Умения и навыки индивидуального образования

Перспективы дальнейшего развития

По окончании данного проекта учащиеся смогут использовать полученные знания в жизненных ситуациях и при дальнейшем обучении. Учащиеся, которые пойдут в 10 класс смогут выбрать профиль для осознанного выбора предметов и сдаче ЕГЭ. В 10-11 классах тьюторское сопровождение можно продолжить по направлениям – построение ИОП, перспективы карьерного роста, успешного будущего.

Риски проекта

Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:

- Отказ от сотрудничества социально-психологической службы.

- Сопротивление со стороны руководства, участников образовательного процесса.

- Объективные риски (болезнь участников).

- Сопротивление участников образовательного процесса (учащиеся не справятся с самостоятельной работой, разочаруются в деятельности).

- родители откажутся участвовать в проекте

Меры по их преодолению:

  • Повышение компетентности педагогов — наставников по тьюторскому сопровождению.

  • Подключение заинтересованных педагогов

  • Включение сотрудников социально-психологической службы в соавторство и совместное участие в проектах профессионального мастерства

Ресурсное обеспечение проекта:


  1. Временные;

  2. Информационные;

  3. Интеллектуальные, в т.ч. экспертные;

  4. Человеческие или кадровые;

  5. Организационные, в т.ч., так называемый, «административный» ресурс;

  6. Материально-технические;

  7. Финансовые

Организационные особенности проекта


Действия

Комментарий

Тьютерское сопровождение

Проект реализуется на базе школы классным руководителем, тьютером

Должностной функционал:

- проведение индивидуальной и групповой работы с учащимися и родителями;

- формирование образовательной среды;

- составление каталога ресурсов;

Социально-психологическая служба

Совместная деятельность со школьным психологом

Должностные функционал:

- проведение диагностики и обработка результатов;

- проведение тренингов и микроисследований;

- сравнение мониторинга в течении всего проекта;

- индивидуальная и групповая консультация учащихся и родителей;

Сотрудничество с профессиональными тьютерами

В проекте запланировано приглашение специалистов для проведения тьютерских тренингов (платная часть. Заранее оговаривается с родителями)

Экскурсионная программа

В реализации проекта запланированы экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Часть экскурсий осуществляется за счет родительских взносов

Канцелярские принадлежности

Для осуществления проекта потребуется бумага, фломастеры, стикеры, ватманы, индивидуальные папки для «Портфолио», файлы. За счет родительских взносов

Человеческие или кадровые ресурсы

Ресурсами проекта могут стать родители, выпускники, интересные люди-профессионалы своего дела, которых можно заинтересовать интересным проектом .

Оборудование и аренда помещения

Проект реализуется в рамках одного класса на базе своей школы, поэтому аренда помещения и оборудование не требует затрат

Услуги сторонних организаций

Посещение мастер классов, тематических лекций, занятий, лекториев, компьютерного тестирования.











































Использованная литература:

1. Сарбаа, Л. Н. Тьюторское сопровождение учебного процесса — индивидуализация обучения / Л. Н. Сарбаа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 824-825. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26131/

2. “Профессия Тьютор” Зыбарева Н.И., ГОУ СКОШ VIII вида No 804, учитель-дефектолог.
Карпенкова И.В., кандидат социологических наук, психолог Учреждения «Наш Солнечный Мир», тьютор, член Тьюторской Ассоциации.
Кузьмина Е.В. педагог-психолог, руководитель методобъединения ГРЦ ИПИО МГППУ


3. Методические рекомендация с моделями тюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ. Составитель: Вишнякова Е.А. - зав. кафедрой специальной педагогики и социальной работы ГАУДПО ЛО «ИРО», канд. пед. наук.