СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Трудный подросток"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Трудный подросток" рассчитан для работы с детьми в возрасте 10-14 лет, испытывающими социально-педагогические и психолого-педагогические трудности и находящиеся на различных видах учета.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Трудный подросток"»

Рассмотрено

на заседании Коллегии управления образования и молодёжной политики Администрации

г. Смоленска

Протокол №___ от ___________

Утверждён

приказом управления образования и молодёжной политики Администрации г. Смоленска

от __________ №___













Проект

«Трудный подросток»












Разработчики:

методист Лутченкова В.А.

социальный педагог Егорова М.В.

социальный педагог Горькова О.А.

педагог-психолог Сайфулина Ж.В.










Смоленск, 2018

Пояснительная записка


Воспитание трудных подростков – одна из основных воспитательных задач образовательных учреждений любого уровня, в том числе учреждений дополнительного образования.

Трудный подросток – это ребёнок, поведение которого не соответствует общепринятым социальным нормам: он проявляет непослушание родителям и педагогам, не соблюдает правила поведения, допускает пропуск занятий в школе без уважительной причины, курит, употребляет алкогольные напитки или наркотики, совершает противоправные действия. Чаще всего такое поведение подростка приводит к постановке его на внутришкольный учёт или на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних. Как правило, общепринятые формы и методы педагогического воздействия на такого подростка малоэффективны. Вследствие этого актуальной становится проблема поиска новых методов работы с трудными подростками. Актуальность проблемы определяет актуальность проекта «Трудный подросток»:

  • Ежегодно увеличивается количество детей, состоящих на различных видах учёта.

  • Обучающиеся нарушают правила поведения в школе и в общественных местах.

  • Увеличивается количество случаев появления подростков в общественных местах в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

  • Возрастает количество правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых против личности в особо жестокой форме.


Прежде чем определить методы, необходимо выявить причины осложнения отношений с ребёнком в подростковом возрасте. Таких причин достаточно много, однако их можно свести к внешним (дефекты семейного воспитания, слабое воспитательное воздействие на ребёнка в школе) и внутренним (индивидуальные особенности ребёнка). Трудные подростки есть везде, поэтому проблема создания системы целенаправленных действий работы с ними никогда не теряет актуальности. Учреждение МБУ ДО «ЦРДМ» также считает необходимым включиться в процесс разработки проекта, на который могли бы опираться социальные педагоги и психологи в своей практической деятельности.


Цель проекта: создание условий для успешной адаптации трудных подростков в социуме, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.


Задачи по достижению цели:

- проведение диагностики среди стоящих на различных видах учёта подростков разных школ города с целью выявления асоциальных отклонений в их поведении;

- формирование у подростков умения различать хорошие и плохие поступки;

- систематизация знаний об основных видах правонарушений;

- разъяснение последствий необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению правонарушений;

- укрепление отрицательного отношения к противоправному поведению;

- пропаганда здорового образа жизни.


Направления проекта:

- профилактическое;

- познавательное;

- мотивационно-ценностное;

- социально-практическое.


Профилактическая направленность включает профилактику педагогической запущенности, правонарушений, зависимых состояний (профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании).

Познавательная направленность предполагает вооружение обучающихся знаниями в области правопорядка.

Мотивационно-ценностная направленность означает определение личностных ориентиров, предполагает признание общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных, способствует формированию гуманности, уважения прав и свобод личности, человеческого достоинства.

Социально-практическая направленность предполагает формирование умений и навыков, позволяющих реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности, устанавливать конструктивные отношения с людьми, проявлять готовность к разумному компромиссу, способность брать на себя ответственность за свои поступки; помощь трудным подросткам в определении жизненной стратегии.


Условия реализации проекта:

Проект предназначен для реализации социальными педагогами, психологом, педагогами-организаторами МБУ ДО «ЦРДМ» и рассчитан на два года. Срок реализации проекта – 2018-2019 годы.

В реализации проекта принимают участие обучающиеся школ города в возрасте 10-14 лет, испытывающие психолого-педагогические трудности и находящиеся на различных видах учёта. Оптимальное количество обучающихся в группе – 10-12 человек. Периодичность занятий для одной группы – 1 раз в неделю на протяжении одного месяца, итого – 4 занятия. Продолжительность занятия – два академических часа (80 минут).

По окончании реализации практического этапа проекта для подростков из разных школ города, являющихся его участниками, организуется совместное итоговое мероприятие (наиболее оптимальная форма мероприятия определяется психологами в зависимости от результатов проведённой работы).

Предметом деятельности являются социально-педагогические условия развития личности трудного подростка.

Эффективность проекта возрастёт в том случае, если он будет реализовываться как система совместной деятельности психологов и социальных педагогов МБУ ДО «ЦРДМ» и педагогических работников школы.


Форма организации деятельности на занятии: групповая.


Формы занятий: анкетирование, беседа, социально-психологическое занятие с элементами тренинга, круглый стол, дискуссия, лекция, акция, презентация, мозговой штурм (брейнсторминг), диспут, викторина, деловая игра; особый вид разговора, предваряющий и заканчивающий тренинг (шеринг).


Современные технологии, используемые на занятиях: игровые; элементы арт-терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, мульттерапии; развивающего обучения: кейс-стадии, технологии анализа ситуации.


Информационная поддержка: буклеты, информационные листовки, закладки для книг по профилактике правонарушений и зависимых состояний.



Ожидаемые результаты реализации проекта:

- повышение чувства ответственности подростка за свои поступки, действия, слова;

- осознание трудным подростком своих обязанностей;

- умение защищать свои права нравственным и законным способом;

- повышение уровня коммуникативных умений и навыков;

- снижение количества подростков, находящихся на различных видах учёта.


Этапы реализации проекта


Предварительный этап (февраль-март 2018 года)


Содержание:

- взаимодействие администрации МБУ ДО «ЦРДМ» с администрацией школ (обсуждение целей и задач работы по реализации проекта);

- скрининг: встреча с психологами и социальными педагогами школ с целью выявления подростков группы риска, которые будут принимать участие в проекте;

- получение согласия родителей трудных подростков на работу с их детьми;

- формирование мотивации на совместную деятельность;

- аналитическая работа, направленная на осмысление результатов деятельности на предварительном этапе проекта.


Планируемые результаты:

- составление списка подростков – будущих участников проекта;

- получение представления о проблемах и затруднениях подростков;

- выявление основных причин педагогической запущенности указанных подростков;

- определение степени готовности подростков к участию в проекте.


Практический этап (апрель-май, сентябрь-октябрь 2018 года, январь-май 2019 года)


Содержание:

- психолого-педагогическая диагностика , направленная на выявление склонности подростков к противоправному поведению и зависимому состоянию;

- групповые занятия, тренинги, направленные на нормализацию поведения (количество участников тренинга не должно превышать 12 человек, – лишь в этом случае возможно создание атмосферы доверия в группе; систему тренингов разрабатывают психологи, ориентируясь на результаты диагностики и собственный опыт работы);

- занятия по профилактике стрессовых состояний у подростков;

- групповые занятия, направленные на оптимизацию форм общения в подростковой среде;

- индивидуальные консультации по запросам подростков;

- профилактика зависимых состояний;

- налаживание отношений продуктивного сотрудничества с трудными подростками;

- распространение памятки для родителей «Проблемы взросления».


Ожидаемые результаты:

- получение данных о психологических особенностях трудных подростков, участников проекта (уровень сформированности ключевых социальных компетенций, уровень школьной и социальной адаптации, наличие зависимости);

- определение степени сформированности положительных правовых ориентиров;

- развитие навыков равноправного общения подростков;

- снятие внутренней напряжённости у подростков в процессе занятий;

- повышение у трудных подростков степени готовности производить положительные изменения в своей жизни;

- уменьшение количества случаев противоправного поведения;

- повышение уровня заинтересованности родителей в поиске эффективных способов общения с трудными подростками.


Аналитический этап (сентябрь-ноябрь 2019 года)


Содержание:

- проведение повторной диагностики по тем же методикам с целью определения степени эффективности работы по реализации проекта;

- систематизация материалов диагностики и составление рекомендаций для педагогов и родителей;

- подведение итогов проведённой работы;

- сотрудничество с психологами школ по вопросам организации дальнейшей работы с подростками с учётом полученных в процессе реализации проекта результатов;

- организация конференции по вопросам психолого-педагогического эффекта проделанной в рамках реализации проекта работы с приглашением педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, специалистов из школ, представителей комиссии по делам несовершеннолетних.


Ожидаемые результаты:

- оценка уровня эффективности работы по реализации проекта: высокий, средний или слабый;

Характеристика уровней:

- высокий: подростки взаимодействуют друг с другом и взрослыми, адекватно оценивают своё поведение, показывают навыки позитивного общения, выражают отрицательное отношение к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, не допускают правонарушений;

- средний: подростки положительно воспринимают воздействие взрослых, идут на контакт, высказывают своё мнение, пытаются не вступать в конфликт при общении со сверстниками и взрослыми, выражают отрицательное отношение к вредным привычкам и пытаются отказаться от них; на практике реже допускают случаи правонарушений;

- слабый: подростки не идут на сотрудничество с психологом, выражают неудовольствие или равнодушие при попытке взрослого наладить контакт, проявляют демонстративное поведение, не готовы отказаться от вредных привычек, продолжают совершать противоправные действия.


- в случае слабого уровня эффективности работы по реализации проекта проектируются индивидуальные программы, направленные на поиск решения проблем.


Тематическое планирование


Тема и форма проведения занятия

Ответственные

Количество часов

1

Социально-психологическое занятие с элементами тренинга «В мире прав и обязанностей»

Специалисты МБУ ДО «ЦРДМ»

2

2

Социально-психологическое занятие с элементами тренинга по профилактике вредных привычек «Альтернатива есть!»

Специалисты МБУ ДО «ЦРДМ»

2

3

Социально-психологическое занятие с элементами тренинга с целью формирования навыков совладающего (копинг) поведения «Все в моих руках!»

Специалисты МБУ ДО «ЦРДМ»

2

4

Социально-психологическое занятие с элементами тренинга «Ценности нашей жизни»

Специалисты МБУ ДО «ЦРДМ»

2


Методики, используемые для выявления эффективности проекта:

- опросник «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел);

- проективные методики «Человек под дождем»;

- анкета «Что я знаю о правах?»;

- экспресс-диагностика социальных ценностей личности;

- опросник «Определение уровня конфликтоустойчивости».



Методическое обеспечение проекта:

- анкеты для выявления индивидуальных особенностей трудного подростка, склонности к асоциальному поведению, склонности к зависимому поведению;

- карта наблюдений за трудными подростками в процессе реализации проекта;

- материалы для выявления причин дезадаптации и оценки типологии личности;

- материалы для исследования мотивации;

- памятка для родителей «Проблемы взросления».


Источники информации

  1. bezopasnost-detej.ru/spravochnik.. Трудный подросток – определение термина. Справочник безопасности детей

  2. pedportal.net/starshie-klassy/... Авторская программа «Трудный подросток» – Психология

  3. fs.nashaucheba.ru/docs/270/index... Программа психолого-педагогического сопровождения трудных подростков
  4. docplayer.ru/29346785-Programma Программа по работе с трудными подростками асоциального поведения