СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект творческой мастерской "АРТ-диван"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможности использования АРТпедагогики во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проект творческой мастерской "АРТ-диван"»

Проект творческой мастерской «АРТ диван»

Автор проекта: Семьянова Ольга Валерьевна


Проект творческой мастерской «АРТ диван»

Тема: «Возможности элементов артпедагогики в детском санаторном оздоровительном лагере»


Содержание



Стр.

  1. Пояснительная записка………………………………………………… 3

1.1. Актуальность программы…………………………………………..3

1.2. Цели и задачи программы………………………………………….4


  1. Краткое содержание программы……………………………………….5

2.1. Роль «Творческой мастерской АРТ диван» в жизни лагеря……..5

2.2. Основные направления «Творческой мастерской «АРТ диван»...7

2.3. Диагностические методы изучения личности воспитанника……9

2.4. Механизмы и способы реализации программы…………………..11


  1. Ожидаемый результат…………………………………………………..12


Приложение 1.


Список литературы………………………………………………………....13

















Проект творческой мастерской «АРТ диван»

Тема: «Возможности элементов артпедагогики в детском санаторном оздоровительном лагере»


Будь добрым, не злись, обладай терпением.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твоё настроение,
Но тысячу раз настроенье других!... 

(Э. Асадов)

  1. Пояснительная записка


1.1.Актуальность


Для большинства ребят детский оздоровительный лагерь – это интересные встречи, новые друзья, игры, смех, солнце, лето и множество незабываемых впечатлений, которые каждый увозит с собой и долго хранит их в памяти.

Но, все дети разные. И, потому, одни едут с удовольствием, и с нетерпением ждут момента встречи с новым, интересным, но неизвестным, а другие с опаской, настороженностью, недоверием. Как это проявится в первые дни пребывания в лагере, как будут вести себя ребята по мере узнавания друг друга - это вопросы каждого заезда. Потому, одной из основных задач всегда является создание благоприятных условий для всех категорий отдыхающих ребят. Чтобы решить эту задачу, был задуман проект «АРТ диван», в рамках которого разработана программа «Возможности использования элементов артпедагогики в детском санаторном оздоровительном лагере», которая по мере деятельности будет наполнятся содержанием в виде подпрограмм по творческим направлениям. В начале нашей творческой деятельности мы будем использовать разные направления, но в последующем остановимся на тех из них, которые будут пользоваться большим интересом у ребят.

Артпедагогика (художественная педагогика) (по Медведевой Е.А.) — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении детей, развитии средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности (3).

В своей программе используя элементы артпедагогики, мы решили поработать с детьми через вовлечение их в некоторые интересные для них виды деятельности художественно-эстетического цикла, одновременно индивидуально работая с ними по коррекции педагогически запущенных проблем. Мы обращаемся к средствам искусства для решения педагогических и психологических задач воспитания и развития, не преследуя при этом специальных целей художественного образования, психотерапевтических и психокоррекционных целей, используя термин «арт-педагогика».


    1. Цели и задачи программы


Цель программы: создание условий для коррекции поведения отдыхающих ребят посредством вовлечения их в деятельность художественно-эстетической направленности.


Задачи программы:

  • оборудование кабинета «Творческая мастерская «АРТ диван» для индивидуальной работы с детьми по программе;

  • подбор направлений художественно-эстетического цикла для индивидуальной работы с детьми с учётом возрастных, индивидуальных, психологических особенностей;

  • воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя через элементы артпедагогики;

  • предоставление детям свободы в выборе своего досуга, возможность раскрыть и реализовать свой потенциал в целях саморазвития и личностного роста;

  • приобретение воспитанниками практических навыков в новых видах творческой деятельности через индивидуальные занятия в студии «АРТ диван»:

  • разработка аналитических методик по программе;


    1. Принципы реализации программы

Программа:

- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта воспитательного процесса (воспитанник, педагог, семья) как индивидуальность;

- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи ребёнку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи воспитаннику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленном на удовлетворение потребностей отдыхающих;

- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у воспитанников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина.


  1. Краткое содержание программы


2.1. Роль творческой мастерской «АРТ диван» в жизни лагеря


«Коллектив — это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества». При этом, «положение, что цели деятельности коллектива не могут быть замкнуты в нем самом, а должны быть вынесены за рамки данной группы, — это не требование к коллективу, а его сущность» (К. К. Платонов). «В коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т. е реальным его содержанием». (А. В. Петровский). 

Стадии формирования коллектива зависят от многих внешних и внутренних факторов. Для оздоровительного лагеря, где пребывание коллектива ограничено по времени, время и факторы весьма важны, а качество формирующегося коллектива очень важно для каждого его члена. Потому, в зависимости, от степени сформированности детского коллектива, а значит, на разных этапах смены творческая мастерская «АРТ диван» будет решать разные задачи, в зависимости от проблем, возникающих у ребят как индивидуально, так и в группе (табл. 1).

Таблица 1.

Стадии формирования коллектива

(применительно к оздоровительному лагерю)

и проблемы, возникающие в коллективе


Стадия коллектива

Основные характеристики

Особенности внутри группы

Проблемы

Группа — конгломерат

(4 – 5

дней смены)

Группа незнакомых ранее детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время

  1. Взаимоотношения в группе и их взаимодействия поверхностны и ситуативны.


  1. Есть дети, которые хотят домой, часто плачут и звонят родителям;

  2. Ссоры между детьми на фоне самоутверждения, самовыражения и т.п.;

  3. Нарушение внутренней дисциплины лагеря, так как нет сильного коллектива и взаимной ответственности.

Группа-ассоциация


Первичный коллектив

  1. Произошло начальное объединение;

  2. Появляются общие цели, общие задачи, но держать группу вместе ещё очень трудно.

  1. Появляется больше конфликтных ситуаций;

  2. Остаются желающие уехать домой, которые пока не влились в коллектив и им трудно и одиноко.

Группа-кооперация

Более крепкая группа, способная организоваться и выполнять более сложные задачи, но внутри которой могут находится разрозненные группы.

Группа, объединённая общими целями и задачами.

В группе меняются межличностные отношения.

  1. Появляются изгои в отрядах.

  2. Появляются дети с девиантным поведением.

  3. Дети, скучающие по дому, но которые уезжать не хотят.

Группа — автономия

Характеризуется высоким внутренним единством

Для группы характерны верность и спаянность

  1. Встречаются дети, требующие повышенного личного внимания.

  2. Дети с девиантным поведением.

Группа —коллектив.


Группа выходит на межгрупповое взаимообщепие и взаимодействие. Многоплановое развитие группы.

Будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет вхождению в социум без потери личностного своеобразия.

  1. Дети, требующие повышенного личного внимания.


В любой другой малой группе, в ассоциации, кооперации, корпорации человек не находит такт, степени защищенности и, в то же время, такой степени свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему коллектив. В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной же группе, полярной противоположности коллективу, личность подавлена, несвободна, боязлива, опаслива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха. Поэтому, пока идёт процесс становления детского коллектива «Творческая мастерская АРТ диван» оказывает содействие по уменьшению всех видов дискомфорта, связанных с эмоциональным состоянием детей, конфликтности и разными видами нестандартных ситуаций.



    1. Основные направления творческой мастерской «АРТ диван»


Традиционно индивидуальную работу с проблемными детьми в оздоровительном лагере выстраивают через: беседы с вожатыми, работу с психологом, беседы у директора т.п.

Творческая мастерская «АРТ диван» разработана с целью изменить систему работы с такими детьми. Наша задача раскрыть внутренний мир детей через искусство, без наставительных бесед и наказаний, а решение насущных проблем найти в сотворчестве и в процессе детского творчества. Отличие от кружковой работы – занятия проходят индивидуально, происходит диагностика проблем ребёнка в процессе занятий и решение этих проблем через АРТпедагогику. Если у ребёнка, однажды посетившего мастерскую, возникла потребность прийти сюда ещё раз – двери для него открыты – мы общаемся, творим, создаём комфортные условия для каждого, кто заглянет к нам сам или по необходимости…

Варианты техник, предлагаемых детям для творчества, представлены в таблице 2. Это не все техники для работы, мы пробуем то, что интересно детям, что им больше удаётся, в чём ребёнок лучше раскрывается, также используются рисунок, лепка, аппликация, оригами и др.



Таблица 2.

Варианты творческих технологий творческой мастерской «АРТ диван»


Название техники

Цель

Приобретаемые умения и навыки

Пример работы

Шерстяная акварель

Для коррекции поведения ребёнка, с целью расположить его на общение, успокоить, вызвать чувство доверия.

В процессе работы над картиной развивается усидчивость, умение смешивать разные цвета,

нетрадиционные навыки по рисунку.


Сухое объёмное валяние

Выплеск лишней энергии при работе с иглой, губкой и шерстью.

Сначала выброс эмоциональной энергии, затем развитие усидчивости, развитие художественно-эстетического мышления.

Кукла мотанка

Расположение к общению с девочками, чаще в адаптационный период смены

Развивает мелкую моторику, усидчивость, художественное мышление.

Капитошки

Расположение к общению, чаще в адаптационный период смены, но и с детьми, которые не могут влиться в коллектив

Развитие мелкой моторики, самостоятельности, навыков по рисунку.


Игрушки из фетра

Расположение к общению.

Развитие мелкой моторики, умение шить, развитие художественного вкуса.

Игрушки из помпонов

Расположение к общению. Возможность в процессе совместного творчества вывести на беседу. В случае проблем в общении в коллективе показать ребёнку собственные возможности по созданию новых образов в виде игрушек, возможность найти новых друзей.

Развитие мелкой моторики, творческих способностей, воображения.


    1. Диагностические методы изучения личности


Прежде чем предложить творить ребёнку, заглянувшему в нашу творческую мастерскую «Арт диван», необходимо понять, с чем пришёл ребёнок: душевное состояние, интересы, проблемы. Потому, изучение состояния ребят является неотъемлемой частью нашего проекта. В зависимости от ситуации, проблемы, с которой к нам попадают дети, используем следующие методики.


Направление «НРАВСТВЕННОСТЬ»


  1. Изучение воспитанности.

Методика «Репка, или какие качества я в себе вырастил?»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности ребёнка за период занятий в студии «АРТ диван» и нахождения в лагере в целом.

Ход проведения: ребятам предлагается ответить на вопросы.

I. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (и тогда поставь рядом с цифрой знак «+»), а что стало хуже (поставь знак « - »):

  1. Физическая сила и выносливость

  2. Умственная работоспособность

  3. Сила воли

  4. Выдержка, терпение и упорство

  5. Ум. Сообразительность

  6. Память

  7. Объем знаний

  8. Внимание и наблюдательность

  9. Критичность и доказательность мышления

  10. Умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность)

  11. Умение планировать работу

  12. Умение организовать свой труд (организованность)

  13. Умение беречь время

  14. Умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки

  15. Умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи

  16. Чуткость и отзывчивость к людям

  17. Умение работать вместе с товарищем, видеть кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других

  18. Умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива

  19. Умение видеть ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве

  20. Умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

II. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

III. Какие специальные способности ты в себе открыл этим летом или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

IV. Над какими из них ты сейчас работаешь?

V. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?


  1. Методика неоконченных предложений

(по Н.И. Дереклеевой)


Продолжить предложения.


Добро – это…

Зло – это…

Любовь – это…

Ненависть – это…

Дружба – это…

Враждебность – это…

Честность – это…

Хитрость – это…

Открытость – это…

Подлость – это…

Совесть – это…

Наглость – это…

Порядочность – это…

Право – это…

Обязанность – это…


Далее ведётся работа с этими понятиями в зависимости от того, как ребёнок трактует то или иное понятие.


  1. Ранжирование понятий

(по Н.И. Дереклеевой)


Проранжируйте понятия по степени личной значимости.

Друзья

Профессия

Слава

Семья

Богатство

Здоровье

Общение

Родина

Деньги

Квартира

Любовь

Талант

Способности


После анализа ранжирования понятий, станут ясны те проблемы, которые нуждаются в решении. Метод ранжирования может помочь в выборе правильного направления работы с ребёнком как в творческом, так и в педагогическом аспекте.


Направление «ЗДОРОВЬЕ»


Заполнив таблицу, а затем, проанализировав результаты, можно проанализировать степень тревожности, связанных с физиологической симптоматикой и помочь детям снизить определённую степень перегрузок в режиме дня, спорте, учёбе, влияющих на здоровье.

Виды недомоганий, которые я испытываю

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Сонливое состояние





Раздражительность, невозможность сосредоточиться





Головные боли





Боли в желудке





Головокружение







Направление «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»


Этот тест лучше всего проводить среди ребят 6 – 7 класса. Они наиболее объективны в этом возрасте. Отвечая на вопросы, предлагается называть фамилии только одного из ребят своего отряда.


  1. Кого из ребят отряда ты взял бы с собой в поездку на 6 дней в одном купе?

  2. С кем из ребят отряда ты хотел бы жить в одном доме, на одной улице?

  3. Кому из ребят отряда ты мог бы доверить свою тайну?

  4. Если бы ты был вожатым в своём отряде, кого бы ты перевёл в другой отряд?



    1. Механизмы и способы реализации программы

Программа «Возможности использования элементов артпедагогики в детском санаторном оздоровительном лагере» рассчитана на три года:


- 2015 год – создание программы, подбор наиболее подходящих творческих технологий для индивидуальной работы с детьми с целью коррекции всех видов нестандартных, конфликтных ситуаций, возникающих в оздоровительном лагере;


- 2016 год – наполнение содержания подпрограмм (творческих технологий), создание аналитической составляющей программы;


- 2017 год – работа по программе, анализ полученных результатов.



  1. Ожидаемый результат

В ходе работы над программой «Возможности элементов артпедагогики в детском санаторном оздоровительном лагере» предполагается достичь следующих результатов:


  • создание педагогической службы, использующей в деятельности творческой мастерской элементы артпедагогки, способной оказать квалифицированную помощь в организации воспитательного процесса в рамках санаторного оздоровительного лагеря круглогодичного действия;

  • разработка подпрограмм, способных помочь детям адаптироваться в новом пространстве, незнакомой группе детей с наименьшими потерями для эмоционального и психо-эмоционального состояния как для себя, так и для окружающих;

  • несение радости через развитие и раскрытие новых творческих способностей и возможностей детей при работе в неизвестных для ребят творческих техниках: шерстяная акварель, сухое объёмное валяние, игрушки из помпонов и т.п.



Список литературы:


  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М. Академический проект, 1999;

  2. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив. – Новосибирск. НГПУ, 2010;

  3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М., 2001;

  4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М. : Academia, 2001. - 246 c. - (Пед. образование);

  5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 13.05.2013 г.

12