СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «учимся любить и беречь природу вместе с детьми»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Проект «учимся любить и беречь природу вместе с детьми»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка» – детский сад №51 «Родничок» село Кагальник,

Азовского района

Адрес: 346770, Ростовская область, Азовский район, с. Кагальник, 

ул.Пролетарская, 74

__________________________________________________________





ПРОЕКТ

«УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»

в рамках районного конкурса проектных и исследовательских работ

«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ АЗОВСКОГО РАЙОНА»



Номинация «Что делать с отходами?

(Сортировка, уменьшение потребления, выбор упаковки, повторное использование ресурсов.)






Разработали:

Иващенко Ольга Ивановна, воспитатель;

Негодаева Елена Николаевна,

педагог-психолог.


с.Кагальник

2023 г




СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт проекта……………………………………………………………3

2. Актуальность проекта…………………………………………………….. 4

3. Цель, задачи  проекта………………………………………………………5

4. Этапы реализации ………………………………………………………….6

5. Работа с родителями ………………………….………………………….. 9

6. Результативность реализации проекта ..………………………………….9

7. Выводы ……………………………………………………………………. 9

8. Заключение…………………………………………………………………10

9. Список литературы ……………….……………………………………….12

10. Приложения……………………………………………………………… 13





















Паспорт проекта.

Тема:

 «Учимся любить и беречь природу вместе с детьми»


Участники проекта:

Дети младшего дошкольного возраста, педагог-психолог, воспитатель группы, родители.

Вид проекта:

Творческий, познавательно-исследовательский, информационный

Сроки реализации проекта:

Краткосрочный. Март 2023 г.

Разработчики:

Иващенко Ольга Ивановна – воспитатель высшей квалификационной категории;

Негодаева Елена Николаевна - педагог – психолог высшей квалификационной категории.

База реализации проекта:

МБДОУ ЦРР - детский сад № 51 «Родничок», село Кагальник, Азовского района

Формы организации проекта

Родительский всеобуч, совместное творчество родителей и детей, НОД, беседы, чтение художественной литературы, акции, анкетирование.

Цель:

Формирование экологической культуры в процессе углубления и расширения знаний у детей и родителей, привлечение их внимания к проблемам загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и мусором.

Задачи:

  1. – Формировать познавательную активность детей к проблемам загрязнения окружающей среды;

  2. – Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и детским садом по проблеме загрязнения окружающей среды мусором;

- Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы;

- Развивать трудовые навыки и умения;

- Воспитывать бережное отношение к природе;

- Расширять знания детей о деятельности человека, желании общаться с природой, не загрязняя ее.

Предполагаемый результат:

Дети:

1. Соблюдают правила поведения в быту, в природе – владеют знаниями: почему и как нужно убирать и сортировать мусор;

2. Имеют представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;

3. Развита познавательная активность, любознательность.

Родители:

- Проявляют ответственное и гуманное отношение к окружающей среде;

- Повышен уровень экологической воспитанности и экологической культуры в совместном взаимодействии взрослых и детей;

- Формируется интерес к проблеме экологического воспитания своих детей, к раздельному сбору бумаги и пластика для дальнейшей переработки, выбору упаковки, повторному использованию ресурсов.

Педагоги:

- Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с детским садом для рациональной утилизации бытовых отходов;

- Пополнение РППС разнообразными поделками, дидактическими играми из бросового материала (привлечение к повторному использованию отходов);

- Сформирован познавательный интерес к литературному творчеству в процессе совместного чтения литературы по теме экологического воспитания.




Актуальность

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности.

Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк, на речку, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что очень часто можно увидеть мусор и различные отходы, в том числе и токсичные. Все отходы представляют угрозу для окружающей среды, многие из них опасны для здоровья человека. Но, в тоже время, бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных для повторного использования: картон и бумага, древесина и текстиль, кожа, резина, пластмасс и другие материалы.

Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного Донского края в рамках детского сада? Для того, чтобы обратить внимание на проблему загрязнения окружающей среды отходами, искать способы вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, нужно проводить с детьми дошкольниками разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы стимулировать маленьких жителей Дона на сохранность окружающей среды.

Чтобы ответить на многие вопросы: «Откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? Можно ли из мусора сделать, что – то полезное и красивое?», а так же попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Учимся любить и беречь природу» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта

Формирование экологической культуры в процессе углубления и расширения знаний у детей и родителей, привлечение их внимания к проблемам загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и мусором.


Задачи:

Образовательные:

  • формировать познавательную активность детей к проблемам загрязнения окружающей среды;

  • продолжать учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы;

  • расширять знания детей о деятельности человека, желании общаться с природой, не загрязняя ее.

Развивающие:

  • развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы;

  • развивать трудовые навыки и умения;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, природным ресурсам;

  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и детским садом по проблеме загрязнения окружающей среды мусором;


Этапы реализации проекта


I этап – подготовительный

Задачи этапа: определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

1. Сбор литературных источников, составление теоретической концепции.

2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Учимся любить и беречь природу вместе с детьми» по формированию экологического образования, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

3. Анкетирование родителей. Цель: выявление уровня знаний у  родителей в вопросах экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

4. Подбор и оформление методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий в соответствии с планом проекта.

На начальном этапе реализации проекта было проведено анкетирование родителей (Приложение 1). В анкетировании приняли участие 12 родителей второй младшей группы «Звездочки».

Вывод: в результате анкетирования было выявлено: в наибольшем количестве в семье накапливаются пластик, полиэтилен. Так как мы живем в сельской местности, то бумага сжигается, а пищевые отходы – утилизируются в компостные ямы или используются для удобрения на огороде. Мусор не сортируется. Родители недостаточно владеют информацией, чем опасны бытовые отходы. По итогам можно увидеть, что маленький процент родителей приобщают детей к уборке территории возле своего дома. Зато, очень радует, что все родители после различных прогулок на природу убирают за собой мусор и оставляют территорию чистой.

Итоги анкетирования помогли нам в разработке плана нашего проекта.


II этап - организационный

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:


Перспективный план реализации проекта

«Учимся любить и беречь природу вместе с детьми!»


Мероприятия

Участники

1.

Беседы: «Правила поведения в природе», «Мусор - это хорошо или плохо?», «Откуда берется и куда девается».

Педагоги,

дети

2.

Чтение и обсуждение художественной литературы. А. Кривощекова «Нет места мусору», Н.А.Рыжова «Серая шапочка и красный волк».

Педагоги,

дети.

3.

Просмотр видеоролика: «Куда уходит весь мусор».

Педагоги,

дети.

4.

Просмотр мультфильма «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора».

Педагоги,

дети.

5.

Анкетирование родителей

Педагоги, родители.

6.

Акция «Чистая улица моего села».

Родители, дети.

7.

Акция «Что наносит вред природе». Подготовка и раздача консультаций для родителей детского сада.

Педагоги, дети.

8.

Совместные семейные покупки. Выбор БИО упаковки в магазине.

Родители, дети

9.

Родительский всеобуч «Как правильно сортировать мусор».

Педагоги, родители

10.

Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры на природоохранные и экологические темы.

Педагоги, дети


III этап – итоговый

Задачи этапа:

  1. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и детским садом по проблеме загрязнения окружающей среды мусором.

  2. Пополнение развивающей среды разнообразными поделками, дидактическими играми из бросового материала (привлечение родителей к повторному использованию отходов).

  3. Проведение итогового НОД по теме проекта, закрепление новых знаний и навыков.


Мероприятия

Участники

1.

Совместное изготовление поделок из бросового материала. Выставка «Чудеса из мусорной корзинки!».

Родители,

дети

2.

Открытая непосредственно – образовательная деятельность на тему: «Спасём нашу планету».

Педагоги,

дети.

3.

Делимся опытом. Информация о реализации проекта «Учимся любить и беречь природу вместе с детьми!» на сайте детского сада.


Педагоги



Работа с родителями.


Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, педагогов. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.  

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и мусором мы использовали как традиционные формы, так и нетрадиционные, и все эти формы основывались на педагогике сотрудничества.


Результативность реализации проекта.

Проявление достижений ребенка в самостоятельной и

совместной со взрослыми деятельности.

  1. С использованием трудовой деятельности повысился уровень сенсомоторного развития и формирование целостной личности ребенка.

  2. У детей повысился интерес к трудовой деятельности людей ближайшего окружения.

  3. На примере совместной деятельности с родителями и педагогами у детей сформировались первые представления о значении природы в жизни человека, дети пришли к пониманию взаимосвязи в природе и бережнее стали относиться к ней.

  4. Делая первые шаги в установлении взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира, дошкольники учились выявлять простейшие причины и следствия.

  5. Появился интерес к совместному творчеству, развилось воображение, пополнился и обогатился словарный запас.


Выводы

Реализация деятельности по проекту «Учимся любить и беречь природу вместе с детьми!»

способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно -  образовательного процесса было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Данный проект дает возможность при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.

Чтение художественной литературы, дидактические, сюжетно-ролевые, игры, прогулки помогли дошкольникам осознать серьезность проблемы мусора. В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья. Вместе с детьми мы расширили знания дошкольников о зависимости мира природы и людей, дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора. Теперь они будут бережнее относиться к природе, беречь и защищать ее в будущем.

Заключение.

Мы обобщили и обогатили опыт работы с детьми в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. В период работы над проектом у детей развивались эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности.

В результате проведенной работы мы отметили активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Проект позволил развить:

- желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы;

- творческое мышление дошкольников;

- умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в группе.

В заключении можно сделать вывод: цель, которую мы поставили перед собой, мы выполнили. В процессе углубления и расширения знаний у детей и родителей в совместной работе привлекает их внимание к проблемам загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и мусором.

С привлечением внимания к проблемам загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и мусором, пополняются и расширяются знания у детей и их родителей в сфере экологического воспитания.
























Список литературы.

  1. Аксенова З.Ф., «Войди в природу другом». Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011 – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

  2. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».

  3. Воронкевич О.А., «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006 - № 3.- С. 23-27.

  4. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников.-2-е изд., испр.-М.:ТЦ Сфера, 2014.

  5. Николаева С.Н., «Экологическое воспитание младших дошкольников». Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004 - 96с.

  6. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998 № 7.

  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

  8. Рыжова Н.А., Рыжов И.Н. «Сборник экологических сказок и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста». По заказу ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела» Минприроды России 2017 г.

  9. Видеоролик «Куда девается весь мусор» -

https://yandex.ru/video/preview/16815932512827030197
















Приложение 1

Анкета для родителей.

К проекту «Учимся любить и беречь природу вместе с детьми!»

1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Сортируете ли вы мусор для утилизации? _________________________

3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)

4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора? ______________________________________________________

5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы? ________________________

6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов? __________

7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу? __________________________________________________________________

8. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома? __________________________________________________________________

9. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор? ____________________

Ваши предложения по утилизации отходов в нашем селе: __________________________________________________________________







Приложение 2




Сказка «Муравьи и мусор»


В одном сказочном лесу, под большим деревом, жила семья трудолюбивых муравьёв. Жили они в высоком уютном муравейнике. Днём муравьи работали – таскали веточки и соломинки, строили новые ходы в своём домике. А ночью отдыхали в уютных норках. Однажды утром, на рассвете, муравьи проснулись и не смогли выйти из своего жилища. Все ходы были крепко-накрепко закрыты. Несколько сильных муравьёв все же смогли выбраться. Они увидели, что на муравейнике лежала большая пластиковая бутылка. Что же делать? Муравьи стали думать, как спасти своих сородичей. Самим бутылку не поднять! Тогда они подогнали к муравейнику свой строительный кран и, обмотав бутылку нитками, стащили её с муравейника. И муравьи, которые находились внутри, заново отстроили все ходы.

Какой маленький муравей, а какой трудолюбивый! Ни минутки он без дела не сидит! Люди не должны бросать мусор, где попало. Это не только загрязняет окружающую среду, но и мешает жизни братьям нашим меньшим: червям, насекомым, животным, птицам. Они могут погибнуть! Выбрасывайте, пожалуйста, мусор в урну или контейнер!

Не загрязняйте природу!

















Приложение 3

Ссылка на буклет для родителей «Что наносит вред природе»


https://cloud.mail.ru/public/AtE5/gTnHFg4mr


Ссылка на конспект открытого занятия по экологическому воспитанию

во второй младшей группе «Звёздочки» с приложением (картинки к занятию)

«Спасём нашу планету». - https://cloud.mail.ru/public/yhro/VNEzAc4mz


Ссылка на фотоотчёт о реализации проекта во второй младшей группе «Учимся любить и беречь природу» на сайт – maam.ru - https://www.maam.ru/detskijsad/otchyot-o-realizaci-proekta-vo-vtoroi-mladshei-grupe-zvyozdochki-po-teme-uchimsja-lyubit-i-berech-prirodu.html


Делимся опытом. Информация о реализации проекта «Учимся любить и беречь природу вместе с детьми!» на сайте детского сада - http://rodnichok51.ru/index.php?com=web&ctrl=article&task=show&id=4060


Информация о реализации проекта «Учимся любить и беречь природу вместе с детьми!» на странице в VK - https://vk.com/public212644983?w=wall-212644983_249