Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа VIII вида с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Коллективный проект учащихся 5 б класса
Руководитель: Губайдуллина С.М.
Сатка
2019
Оглавление.
Введение…...….………………………………………….3
Паспорт проекта………………………………………….4
Этапы работы…………………………………………….4
Технология реализации проекта………………………..6
Заключение…………………………………………….....7
Список использованной литературы…………………...8
Приложения………………………………………………9
Введение.
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности учащихся – метод проектирования. В нашей школе в воспитательно-образовательном процессе используется проектная деятельность с учащимися. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Удивительная поваренная соль») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:
принять и освоить цель, актуальную для них;
решать творческие споры, достигать договоренности;
оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;
обсуждать результаты деятельности.
Проблема: При изготовлении поделок из соленого теста у ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что обычная поваренная соль вреден для здоровья, а второй сказал, что без соли никак не обойтись. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать и изучить, как поваренная соль влияет на здоровье человека и чем она может помочь в хозяйстве.
Гипотеза: предположим, что если исключить из рациона человека поваренную соль, то это отрицательно скажется на его здоровье.
Основные принципы реализации проекта: развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и интернета).
Принцип наблюдений и экскурсий в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
Паспорт проекта
Тема проекта | Удивительная поваренная соль |
Участники проекта | Участниками проекта являются учащиеся 5 б класса МКСКОУ школа-интернат VIII вида. |
Цель проекта | Изучить, как поваренная соль влияет на здоровье человека и чем она может помочь в хозяйстве. |
Задачи проекта | проанализировать научную информацию по данной теме; описать влияние соль на здоровье человека; предложить советы по использованию поваренной соли. |
Сфера использования | Данный проект адресован учащимся, родителям и педагогам школы. |
Этапы реализации проекта:
| Ситуации развития проекта | цель | продукт | ответственные |
Вводный этап |
1. | Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» | Рассказать детям о вреде и пользе соли для человеческого организма | Определение проблем | Педагог |
2. | Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта. | Создание условий для реализации проекта. | Проект | Педагог |
3. | Подбор познавательной, научной и методической литературы. | Анализ литературы для организации осуществления исследования | Мини-библиотека | Дети, педагог родители |
Основной этап |
1. | Изучение с детьми познавательной и научной литературы. | Посмотреть литературу для получения информации о соли | Выставка книг, статей о поваренной соли | Дети, педагог |
2. | Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойства соли» | Пробудить у детей интерес к естественно- научным экспериментам. | Создание картотеки опытов и экспериментов «Соль» | Дети, педагог, родители |
3. | Беседа с сотрудниками школы (учитель биологии, повар, медицинский работник) | Поощрять желание детей самостоятельно (с помощью взрослых) находить необходимую информацию, пользуясь видеокамерой | Создание видеофрагментов | Дети, педагог, сотрудники школы |
4. | Творческая мастерская. Лепка из соленого теста «Подводный мир глазами детей» | Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста. | Детские поделки | Дети, педагог |
6. | Формирование творческой группы детей и родителей. | Побуждать детей интересоваться местами добычи соли в Астраханской области | Дидактическая игра «Путешествие по Астраханской области» | Дети, педагог |
7. | Опытно-экспериментальная деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?» | Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли. | Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Соль» | дети, педагог |
9. | Творческая мастерская «Капсула желаний», декорирование цветной солью | Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала. | Детские творческие работы | Дети, педагог |
10. | Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли» с участием творческой группы детей и родителей | Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация. | Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Соль». | Семья Рачевой Виктории. |
Итоговый этап |
1. | Создание паспорта «Удивительная поваренная соль» | Обобщить знания и элементарные представления о поваренной соли. | Паспорт «Удивительная поваренная соль» | Педагог |
2. | Презентация проекта «Удивительная поваренная соль» | Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности с учащимися. | Фотоальбом «Фотосессия реализации проекта» | Дети, педагог |
3. | Подготовка к выступлению на школьном фестивале проектов | Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта | Выступление на школьном фестивале проектов с темой: «Удивительная поваренная соль» | Педагог |
При реализации проекта были использованы методы и приемы:
анализ познавательной литературы
опытно-экспериментальная деятельность,
исследовательская деятельность,
экскурсии,
наблюдения,
творческая деятельность,
игровая деятельность.
Технология реализации проекта
Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. Выдвинули гипотезу – если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои и выявим вредные качества соли для здоровья человека. Ребята решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Мы обратились за помощью к педагогам, сотрудникам школы, родителям, они нас поддержали.
Следующим нашим шагом была экскурсия в библиотеку. Дети познакомились с самыми разными энциклопедиями. Посетили читальный зал, где библиотекарь им выдал литературу, в которой можно было найти статьи о соли. Сотрудник библиотеки предложил посетить зал, где находятся компьютеры. Взрослые помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о соли.
С помощью взрослых мы подобрали познавательную, научную литературу и организовали книжную выставку «Соль». Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли, читали о разновидности соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская); просили прочитать статьи, которые их больше заинтересовали, особенно их заинтересовала поваренная соль. Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с поваренной солью, что мы и сделали. С интересом ребята воспринимали рассказ и фотографии Рачевой Виктории. Виктория продемонстрировала детям свой эксперимент, проведенный совместно с родителями, «Кристаллизация соли». Эксперимент был долгим, только через 3 недели соль начала кристаллизоваться, и все это время мама и сестра Виктории следили за изменениями и сообщали о них, пока Виктория была в школе. Еще один эксперимент ребят очень удивил, как из соленой воды мы добывали питьевую воду. И у нас все получилось.
Событием стало создание в классе творческой мастерской. Дети покрасили соль в разные цвета и создали капсулу желаний. Ребенку было предложено, загадав желание, насыпать соль с сосуд и его желание, непременно сбудется. Получилось красочно, ярко, увлекательно. Также ребята много лепили из соленого теста, и эти работы украшают школьные выставки.
Совместно с педагогом была создана картотека, куда входят опыты и эксперименты с пошаговой инструкцией.
Последним этапом нашего проекта была презентация проекта. В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам
Соль не может нанести вред здоровью человека.
Соль используется человеком в быту и на производстве.
Соль необходима в медицине и человеческому организму
Соль добывают в России, в том числе и в Астраханской области.
Срок реализации проекта: сентябрь- декабрь 2018 года
Заключение:
Выдвинутая нами гипотеза о том, что если исключить из рациона человека поваренную соль, то это отрицательно скажется на его здоровье, подтвердилась. Работая по проекту, учащиеся с помощью взрослых смогли описать влияние соли на здоровье человека и предложили советы по использованию поваренной соли, и пришли к такому выводу, что: поваренная соль - единственный минерал, который человек употребляет в пищу. Она не только улучшает вкус многих блюд, но и полезна и даже необходима для здоровья. Любому пищевому продукту можно найти замену даже хлебу, без многих видов продуктов удается обойтись. Без соли нет. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна.
Список использованной литературы:
Атлас мира справочный. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА – 2008 – 280 с.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 – 2-е изд. – М.: - Просвещение – 2006 – (Зеленый дом).
Серия «Эрудит». Строение Земли. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: Изд – во Эксмо, 2002. – 128 с.
Тера – Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА – 2004 – 672 С.
Универсальный энциклопедический словарь. – М.: У 59 Большая Российская энциклопедия – 2005 – 1551 С.
Уорд Б. Иллюстрированная энциклопедия для любознательных / Пер. с англ. И. Я. Дихтер. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС» - 2008 – 96 с.
Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. – Л.: Детская литература – 1975 – 240 с.
Шалеева Г. П. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 9. – М.: Филологическое общество «СЛОВО» - 2001 – 248 с.

Творческая мастерская




Поделка из соленого теста
«Подводный мир глазами детей»
Экскурсия в библиотеку

Наши эксперименты
Кристаллизация соли.
Нам понадобится:
- вода;
- стеклянный сосуд;
- соль (поваренная, медный купорос или другая);
- нитка;
- карандаш или другой похожий предмет.
Инструкция
1Нужно использовать самую обыкновенную поваренную соль, тогда получаются красивые бесцветные кристаллы. Привяжите канцелярскую скрепку к нитке, нитку закрепите на карандаше (подойдёт и ручка, стержень, что-то другое т.п.), так, чтобы при расположении его на краю стакана, канцелярская скрепка на нитке висел в центре стакана.
Наполните стеклянную банку водой. Добавьте в неё немного соли. Перемешайте состав, чтобы вся соль растворилась. Добавьте ещё немного соли, также добейтесь её полного растворения. Проделывайте эту операцию до тех пор, пока соль не перестанет растворяться, т.е. пока на дне банки не появится осадок из кристалликов соли.
Поставьте банку с раствором в спокойное место с комнатной температурой, в котором на него не будут влиять внешние воздействия. Зафиксируйте карандаш на краю банки. Накройте банку листом бумаги.
Теперь вам необходимо ждать. Банку с раствором трогать не стоит.
Спустя некоторое время вы заметите, как поваренная соль кристаллизуется и кристалл увеличивается в размерах.
И я с помощью соли вы своими руками вырастите себе настоящий кристалл!!!



Добыча пресной воды из соленой
Налейте стакан воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На другой стакан знатяните чистую тряпочку, сложенную в несколько слоев. Далее пропускайте соленую воду через тряпочку в другой стакан. Готово, попробуйте, вода уже не соленая, а пресная! Теперь, когда вы знаете, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и из нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду.


Конкурс рисунков

