СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Умные ручки» (развитие мелкой моторики рук)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Умные ручки» (развитие мелкой моторики рук)»

Проект  «Умные ручки»  (развитие мелкой моторики рук)    Возраст детей: 3-4 года    Воспитатель:  Ковальчук Е.М.

Проект «Умные ручки» (развитие мелкой моторики рук) Возраст детей: 3-4 года Воспитатель: Ковальчук Е.М.

Обоснование проблемы

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Актуальность проекта

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с младшего дошкольного возраста.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка, а главное формированию интеллектуальных способностей.  

    Цель проекта:      - Развитие мелкой моторики   и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста.  - Привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.

Цель проекта:

- Развитие мелкой моторики  и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста.

- Привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.

   Задачи проекта:   Образовательные:  Знакомить детей с названиями пальцев.  Учить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, понимать их значение.  Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.  Формировать умение согласовывать движение с речью.  Развивающие:  Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.  Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.  Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность. Воспитательные:  Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.  Формировать у детей интерес к разнообразной деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные: Знакомить детей с названиями пальцев. Учить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, понимать их значение.

Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

Формировать умение согласовывать движение с речью. Развивающие: Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Воспитательные: Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать у детей интерес к разнообразной деятельности.

      Ожидаемый результат:       Повышение уровня развития мелкой моторики рук, улучшение координации движений.  Улучшение дикции, звукопроизношения.  Расширение словарного запаса детей.  Наблюдается интерес к разнообразной деятельности.

Ожидаемый результат:

Повышение уровня развития мелкой моторики рук, улучшение координации движений.

Улучшение дикции, звукопроизношения.

Расширение словарного запаса детей.

Наблюдается интерес к разнообразной деятельности.

    Основные принципы  при реализации проекта:     Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.  Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.  Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.  Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.  Принцип системности - решение задач в системе образовательно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДО и семьи.

Основные принципы при реализации проекта:

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности - решение задач в системе образовательно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДО и семьи.

     Подготовительный этап.       Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.  Изучение методической литературы по данной теме.  Подготовка наглядного материала.  Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Подготовительный этап.  

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Изучение методической литературы по данной теме.

Подготовка наглядного материала.

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

   Основной этап.    Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей .  Работа с детьми по всем образовательным областям: в процессе НОД (продуктивной деятельности); индивидуальной работе; на прогулке; утренней гимнастике; самообслуживание; использование нетрадиционных приемов.  в процессе НОД (продуктивной деятельности); индивидуальной работе; на прогулке; утренней гимнастике; самообслуживание; использование нетрадиционных приемов.   Совместная деятельность с родителями.  Составление картотеки пальчиковых игр.  Изготовление папки-передвижки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики». .

Основной этап.

Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей .

Работа с детьми по всем образовательным областям:

  • в процессе НОД (продуктивной деятельности); индивидуальной работе; на прогулке; утренней гимнастике; самообслуживание; использование нетрадиционных приемов. 
  • в процессе НОД (продуктивной деятельности);
  • индивидуальной работе;
  • на прогулке;
  • утренней гимнастике;
  • самообслуживание;
  • использование нетрадиционных приемов. 

Совместная деятельность с родителями.

Составление картотеки пальчиковых игр.

Изготовление папки-передвижки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».

.

  Заключительный этап    Картотека пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.  Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.  Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов рисования и аппликации.

Заключительный этап

Картотека пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.

Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.

Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов рисования и аппликации.

    Совместная деятельность с детьми:    Пальчиковые игры со стихами.  Лепка из пластилина и соленого теста.  Нетрадиционные техники рисования: ватными палочками, ладошками.  Работа с конструктором ЛЕГО, кубиками, мелким конструктором.  Различные виды аппликаций.  Рисование по трафаретам.  Штриховка.  Дидактические игры.  Пазлы, мозаика.  Массаж кистей рук. Работа с родителями:  Изготовление развивающей игры «Бизиборд».  Консультация для родителей «Мои пальчики расскажут».

Совместная деятельность с детьми:

Пальчиковые игры со стихами.

Лепка из пластилина и соленого теста.

Нетрадиционные техники рисования: ватными палочками, ладошками.

Работа с конструктором ЛЕГО, кубиками, мелким конструктором.

Различные виды аппликаций.

Рисование по трафаретам.

Штриховка.

Дидактические игры.

Пазлы, мозаика.

Массаж кистей рук.

Работа с родителями:

Изготовление развивающей игры «Бизиборд».

Консультация для родителей «Мои пальчики расскажут».

Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились… По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Как рукой сняло».

Поэтому одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её « святая святых» — мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов, взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной.

Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребёнок либо вообще не разговаривает, либо плохо, либо разговаривает, но с определёнными ошибками (фонетического и лексико-грамматического строя речи). Эти отрицательно влияет на формирование его компонентов речевой функциональной системы и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Чтобы у ребёнка не было таких затруднений, можно использовать комплекс игр и упражнений, направленный на развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет (вне занятия). Этапы: 1. Подготовительный – направлен на установление эмоционально-положительного настроя., повышение самооценки ребенка.

2. Самомассаж кистей и пальцев . Он оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук.

3. Массаж лица. Во-первых, он выполняет релаксационную функцию, снимает напряжение, а во-вторых, развлекательную – создает благоприятную атмосферу.

4. Артикуляционная гимнастика «Испеки пирожок». Данные упражнения играют важную роль в формировании правильного произношения звуков.

5. Упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики.

Вначале необходимо установить эмоционально-положительный настрой (это подготовительный этап), тем самым повышая самооценку ребёнка. Каждый ребёнок гладит себя по голове и говорит, какой он хороший, добрый, умный. Тем самым выполняется и тактильное упражнение – прикосновение, активизируем внимание детей. Следующий этап - самомассаж кистей и пальцев рук: - растирание ладоней, руки становятся тёплыми;

- массаж ладонных поверхностей, надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании пальцев другой руки, затем положение рук меняется;

- растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий;

- растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Третий этап – массаж лица. Массируем лоб, щёки, уши, нос. Четвёртый этап — артикуляционная гимнастика. Она играет важную роль в формировании правильного произношения звуков. Данные упражнения понятны ребёнку и доступны. Комплекс называется «испеки пирожок».

Насыпаем муку - работаем язычком.

Размешиваем - болтушка.

Раскатываем тесто - кусаем язычок.

Мнём пирожки - укол язычком в щёку.

Поставим в печь - греем пирожок.

Поставили стынуть - дуем на пирожок.

Съели пирожок - круговые движения губами.

Пятый этап – идут упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики в стихотворной форме. Начинаем с самых простых, заканчиваем самыми сложными.

Все этапы проходят постепенно. Сначала дети учатся делать самомассаж пальцев и кистей рук, затем делать массаж лица, потом артикуляционную гимнастику « Испеки пирожок», а уже потом упражнения в стихотворной форме.

Эти упражнения развивают не только мелкую моторику, но и выполняют следующие функции:

- развлекательную — создавать благоприятную атмосферу;

- релаксационную – снимать напряжение;

- коммуникативную – объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

- воспитательную — формировать моральные и нравственные качества;

- обучающую — давать новые знания, умения, навыки и закреплять их;

- развивающую — развивать внимание, память, мышление;

- коррекционную — «исправлять» эмоциональные,

поведенческие или другие проблемы ребёнка.

Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно по 10-12 минут. Помимо этого комплекса, необходимо уделять внимание и различным играм:

«Золушка» (дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки).

«Угадай на ощупь» (различные овощи и фрукты в мешочке).

«Из чего предмет» (определи материал предмета).

«Строим забор» (игры со счётными палочками).

«Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно происходить постепенно. Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Объединяя детей в группы, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к выполнению задания каждым ребенком.

Необходимым условием работы является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций, картинок из детских книг.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

— перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

 — выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

— при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

 — выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

— не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

— вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

— никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

— стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.