МБУ ДО Родионово-Несветайского района «Детская школа искусств»
Проект открытого урока во 2 классе
по предмету Основы изобразительной грамоты и рисования
Тема: «Теплые и холодные цвета»
в технике монотипия
преподаватель: Чалабян Т.В.
2021г.
Тема: Рисование зимнего леса в технике монотипия «Сказочный лес», «Волшебный лес».
Цель: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего мира, его художественного смысла.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакоить учащихся с техникой монотипия
- закрепить знания о цветоведении о теплых и холодных цветах;
-обучить приемам получения составных цветов;
-познакомить с расположением цветов в радуге;
-познакомить с расположением основных, составных и дополнительных цветов в цветовом круге.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес;
-развивать моторику мелких мышц;
-развивать двигательную сноровку;
-формировать художественные навыки с гуашевыми красками.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к произведениям искусства;
-воспитывать интерес к творчеству;
-воспитывать рачительность;
-воспитывать уважение к человеку труда;
-воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование для учителя:
1.Репродукции с картин художников о временах года.
2.Рисунки детей старших классов в технике «монотипия».
3.Работы учителя.
Оборудование для учеников: лист бумаги А3, краски гуашь, кисти №8, №5, №3, №1, пластиковые плёнки, вода. Тип урока:
Изучение нового материала, урок формирования умений и навыков.
Вид урока:
Урок - знакомство + урок практической работы.
Межпредметные связи: литература, музыка.
Средства обучения:
-слово учителя; -театрализация; -рассказ;
-prezent.ppt Разноцветные краски. (Стрельченок Е.А.);
-музыкальное сопровождение : «Жаворонок» в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа;
-ТСО - мультимедиа, компьютер для каждого учащегося, МРЗ плеер.
Форма обучения: индивидуальная. Методы обучения:
-словесные (беседа, театрализация);
-наблюдение;
-демонстрационный;
-частично - поисковый;
-проблемно - развивающего обучения;
-преодоление фрустрации (выбор цветов для смешивания).
Принципы:
-уважения личности каждого ребенка;
-активизация сознания.
Приемы обучения:
-провокация на творчество (стимуляция и мотивация учебной деятельности);
-свобода в рамках ограничения;
-«делай как я»;
-стимуляция, коррекция поведения и деятельности;
-любование.
Педагогические техники:
-мастер - класс учителя; -мимика, жесты;
-эмоции;
-техника речи.
Материалы и принадлежности для учащихся:
-альбомный лист;
-гуашевые краски;
-кисти (белка).
Планируемые результаты.
Предметные: Обучающийся научится:
- видеть различия в форме овощей и фруктов, их цвете;
- рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками; - оценивать работы товарищей.
- узнает значение слов: художник, палитра;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
-использовать цвета для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- основные и составные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов.
Обучающийся получит возможность:
- усвоить основы художественной деятельности: изображение на плоскости;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя гуашевые краски и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись;
-развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
-приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения овощей и фруктов;
-приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Метапредметные: Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- находить и наблюдать линии и их ритм в природе;
- сравнивать цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.);
- приводить примеры;
- осуществлять возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков; - объективно оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Обучающийся получит возможность:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится: - овладеть умением вести диалог,
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-последовательно и полно передавать партнерам информацию с помощью линейных изображений;
- рефлексия своих действий; формулировать собственное мнение и позицию при изображении радости и грусти;
-учитывать разные мнения при обсуждении выставки.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
- организовать место занятий;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
- ориентироваться на образец и правило выполнения задания; формулировать и удерживать учебную задачу.
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- использовать адекватные выразительные средства при общении; - участвовать в диалоге.
План урока:
Организация класса
1)Приветствие класса.
2)Подготовка к уроку.
II. Введение в тему урока
1)Вступительное слово учителя
2)Просмотр репродукций с картин И. Шишкина «Лес»,
«Корабельная роща».
III. Актуализация знаний учащихся.
IV. Работа над новым материалом.
V. Педагогический рисунок – объяснение.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Этапы выполнение работы:
1)Продумать цветовую гамму и композицию цветовых пятен в зависимости от погоды и времени суток.
2)Нанести цветовые пятна одних холодных или только теплых, или и тех и других тонов на пластиковую плёнку. Добавить белила.
3)Наложить в бумагу для акварели сверху на цветовые пятна и растереть в том направлении, как запланирована композиция или состояние погоды.
4)Снять плёнку осторожно и медленно с одного верхнего угла или с верхнего края листа.
5)К получившемуся отпечатку дорисовать нужные линии веток или стволы.
6)Добавить набрызги белилами, если пасмурная погода и метель в теме рисунка.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»
Организация класса.
1)Приветствие класса.
2)Повторение пройденного материала.
-Посмотрите на цветовой круг и назовите теплые цвета и холодные.
-Где в природе встречаются теплые цвета? холодные цвета
II. Введение в тему урока.
-Что мы будем рисовать, догадываетесь?
Стихотворение о лесе.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о сказочном или волшебном лесе в технике монотипия, с использованием красок.
Лес-………
-Художник И.Шишкин посвятил множество своих работ этой теме, изобразив на полотне лес.. (взять из набора репродукций)
-Много художников создали свои полотна о лесе в разное время года.
Показ и демонстрация репродукций.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель комментирует репродукции художников о лесе.
Обращает внимание детей на цветовые решения картин, эмоциональную сторону восприятия, детализацию, состояние погоды, композицию. Вызывает желание бережно относиться к природе и любить её, любить свой край свою Родину.
VI.Работа над новым материалом.
- Сейчас вы становитесь художниками и перед вами стоит задача – создать сказочный лес в технике «монотипия». Для этого вы проявите смелость, фантазию, своё творчество и вы будите экспериментировать с красками, создавать разные смеси оттенков. Обратить внимание на характер цветовых сочетаний в зависимости от состояния погоды.
V. Педагогический рисунок – объяснение.
Учитель объясняет и показывает последовательность выполнения рисунка.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Дети выполняют свою творческую работу с опорой на просмотренный материал и помощь учителя. Промывают кисти и убирают краски, своё рабочее место.
VII. Итог урока.
Проводится просмотр детских работ помещенных на мольберты.
-Давайте полюбуемся на ваши работы, на сказочный волшебный лес, в котором светит яркое солнце и падают прозрачные снежинки, на сильную метель, через которую еле видны заснеженные ели. Откройте свои конвертики и достаньте предметные картинки: солнышко, снежинка, тучка.
Солнышко – если работа очень понравилась.
Снежинка – если хотелось бы дорисовать ещё что-то.
Тучка – если мне было скучно.
-Молодцы! Вы просто умницы! У вас получились прекрасные работы. В следующий раз в этой же технике мы нарисуем весну.
Список методической литературы
Копцева Т.А. Природа – художник. – М.,Интерпракс. 1994г.
Лободина Н.В. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского. –М., 2009г.
Чадина Т.А. Изобразительные технологии. Методическое пособие. – Оренбург, 2005 г.
Чадина Т.А. Чем и как работают художники. Методическое пособие. - Оренбург, 2005 г.