МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска»
Проект в 1 младшей группе:
«Я не видел войны…!»
Составитель: Жукова Ю.А.
Смоленск, 2023
Пояснительная записка.
Актуальность проекта.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия, начиная с раннего детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных в настоящее время.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, отцы, деды, прадеды…
Тип проекта:
по методу – социально - познавательный.
по количеству участников – групповой.
по продолжительности – краткосрочный.
Срок реализации проекта: 4 мая 2023г.
Участники проекта: воспитанники 1 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Цель проекта: познакомить детей раннего возраста с праздником - День Победы.
Задачи проекта:
Обучающие:
Дать детям первоначальные знания о Дне Победы, о защитниках нашей Родины, об армии нашей страны.
Познакомить детей с понятиями: государственный праздник 9 мая, «Родина», парад, люди военных профессий…
Развивающие:
Развивать слуховые и зрительные анализаторы, речь, воображение, память, мышление.
Развивать умения детей взаимодействовать друг с другом, побуждать к совместной деятельности.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей раннего возраста положительное отношение к защитникам нашей Родины.
Воспитывать чувства патриотизма, любви к своей стране.
Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками нашей Отчизны).
Проблема проекта: в настоящее время в семье мало времени уделяется духовно– нравственному и патриотическому воспитанию детей, поэтому у них наблюдается дефицит знаний о родном крае, о подвиге нашей страны в годы ВОВ…
Гипотеза проекта: в ходе реализации проекта у детей будут сформированы первоначальные представления о празднике 9 мая, о защитниках нашей Родины, об армии нашей страны.
Сфера использования проекта: образовательная область «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Предполагаемый результат:
У детей появится интерес к армии, уважение к защитникам Отечества.
Начнет формироваться любовь к Родине.
Станут развиваться нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность.
Дети получат первоначальные представления об истории праздника нашей страны – 9 мая.
Самостоятельно начнут проявлять инициативу: рассматривать иллюстрации, участвовать в беседах…
С удовольствием будут слушать стихи о войне и победе, песни военных лет.
Педагогические принципы:
Доступность – учет возрастных особенностей детей.
Систематичность и последовательность.
Постепенная подача материала от простого к сложному.
Динамичность (интеграция образовательных областей).
Методы проекта:
Словесные (беседа, рассказ, объяснение);
Наглядные (показ картин и иллюстраций о войне, героях);
Практические (дидактические игры, пальчиковые игры).
Содержание работы по проекту:
Работа с детьми:
Беседа о празднике «Этот День Победы!».
Проведение подвижных игр, физкультминуток.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций на военную тему.
Работа с воспитателями:
Работа с родителями:
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;
Подбор методической литературы по теме.
Беседы с детьми.
Подбор наглядного материала к образовательной, игровой деятельности, беседам (атрибуты, картины, иллюстрации и т.д.).
Подбор художественной литературы по теме.
Основной этап:
Работа с детьми:
Беседа о празднике «Этот День Победы!».
Проведение подвижных игр, физкультминуток.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций на военную тему.
Прослушивание музыкальной композиции: «День Победы».
Работа с воспитателями:
Работа с родителями:
Изготовление открыток: «Подарок ветерану».
Консультация: «Как рассказать ребенку о подвиге народа в годы ВОВ».
Заключительный этап:
Обработка результатов по реализации проекта (самоанализ проделанной работы).
Результат проведенной работы:
У детей появился интерес к армии, уважение к защитникам Отечества.
Дети получили первоначальные представления об истории праздника нашей страны – 9 мая.
Самостоятельно стали проявлять инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах…
С удовольствием слушают стихи о войне и победе, песни военных лет.
Список литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ». Изд. «Учитель». Волгоград. 2007.
Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1.
Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»: Творческий Центр Сфера, Москва 2006 г.
Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе». – М.: Гном,
2011 г.
Киселева Л.С. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
Приложение №1
Работа с детьми.
1. Беседа: «Этот День Победы!».
Задачи:
дать детям первоначальные знания о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны;
активизировать эмоциональную сферу детей, вызвать у них желание участвовать в беседе;
обогащать словарный запас;
воспитывать уважение, любовь к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны.
Ход беседы:
9 мая – самый главный праздник в нашей стране. День Победы - великий и серьёзный праздник, не только для России, но и для других стран мира. Не только российским солдатам и офицерам, было очень трудно во время войны, тяжело было всем, и взрослым, и детям…Армия с помощью русского народа победила врагов и прогнала их из нашей страны, а потом и из других стран. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы.
Чтение стихотворения:
«Навек запомни!» (отрывок)
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты —
Рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел
И Родину сберег.
Автор: М. Исаковский
- Это была страшная и долгая война. Рано утром, в воскресенье 22 июня 1941 года, внезапно разорвали начались взрывы ревущих снарядов. Так началась война. Тогда еще никто не знал, что она будет самая кровопролитная. Наши храбрые солдаты не пустили немцев к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши смелые воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину, и водрузили флаг над Рейхстагом (это главное здание в Берлине). Это случилось 9 мая 1945 года. И с тех пор каждый житель нашей страны, и жители других стран отмечают этот праздник.
Прослушивание муз. композиции: «День Побед
- В этой войне участвовали не только взрослые, но и дети. Много стихов и рассказов написали об их подвигах писатели и поэты. Наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы. Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги, по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых были захоронены погибшие в боях воины (показ иллюстрации).
Мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна.
Берегите свою Родину, растите честными, мужественными, смелыми.
2. Проведение подвижных игр, физкультминуток.
Подвижная игра «Поезд».
Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.
Подвижная игра «Самолёты».
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
Физкультминутки:
Самолеты.
Самолёты загудели, (Вращение перед грудью
согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные
наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (Присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели. (Руки в стороны, "летим" по кругу).
На параде.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас. (Маршируют на месте)
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей! (Хлопки в ладоши)
Застучали наши ножки
Громче, громче, и быстрей! (Ходьба на месте.)
3. Чтение художественной литературы.
Чтение стихов А. Барто «Флажок», «Самолет», «Кораблик».
4. Рассматривание иллюстраций на военную тему.
5. Прослушивание музыкальной композиции: «День Победы».
Приложение №2
Работа с педагогами.
Приложение №3
Работа с родителями:
Изготовление открыток: «Подарок ветерану».
Консультация: «Как рассказать ребенку о подвиге народа в годы ВОВ».
Консультация для родителей:
«Как рассказать ребенку о подвиге народа в годы ВОВ».
Для чего это нужно
Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно, не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка. При этом знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги.
Зачем детям рассказывать о войне
Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны – заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей.
Как рассказать ребенку о войне?
Следует учитывать возрастные особенности детей при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.
Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Как не напугать ребенка ужасами войны?
Рассказывая об Отечественной войне, следует объяснить, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Коварный замысел врага заключался в том, чтобы максимально быстро уничтожить спящий, ни о чем не подозревающий народ.
В беседе с ребенком нужно обязательно указать, что вся страна объединилась против захватчиков. Происходили бои не только в специально отведенных местах – на ратных полях. Военные действия возникали везде, где появлялись враги. В каждом городе или деревне жители отстаивали свою свободу, не желая подчиняться оккупантам.
Так появились партизаны. Это люди, которые не служили в армии, а вели подпольную деятельность, защищая свой народ. Они прятались в лесу, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику. Солдаты, которые уходили на фронт, воевали целыми отрядами, дивизиями. Это были самые обычные граждане, которые хотели помочь своей стране.
Как грамотно рассказать детям о войне 1941–1945 годов? С какого их возраста следует начинать вести беседы?
К 3 годам ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. В этом возрасте не стоит вдаваться в подробности. Достаточно поведать о том, что наша страна победила в этой войне. 9 мая граждане празднуют свой триумф. В День Победы ветераны надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют.
Почему началась война? Как им объяснить, почему она началась?
Такие вопросы волнуют родителей. Перед Днем Победы в дошкольных учреждениях проводятся беседы о героях войны, разучиваются стихи и песни.
Следует объяснить детям, что межгосударственные конфликты могут происходить по разным причинам. Например, руководители стран поссорились, или врагу захотелось захватить богатую и процветающую область. Война с нацистской Германией имела совсем другие причины. Правитель-фашист решил убивать людей, исходя из их национальности. Только арийская раса имела право жить и господствовать на планете. Все остальные национальности (русские, поляки, французы, армяне, евреи) должны были быть уничтожены или полностью подчиниться фашистскому режиму.
В связи с этим следует пояснить, что и в Германии проживали люди разных национальностей. Эта страна первой же и пострадала от нацистов. Чтобы не стать рабами фашистов, русские люди решили победить врага.
Как рассказать ребенку о войне? Как объяснить ее название? Отечество – это родная сторона, в которой находится дом, семья. Солдаты воевали за свою страну, детей, жен, родителей. Поэтому Отечественная война и получила такое название.
Военная техника и военные профессии.
Можно вспомнить о том, что каждый человек имеет свою профессию. Есть врачи, рабочие, учителя, продавцы. И существуют военные профессии. Люди специально обучаются основам тактики и стратегии. Даже в мирное время идет разработка боевой техники – самолетов, оружия, танков, ракетных установок.
Во время войны люди военных профессий становятся командующими. Это генералы, маршалы, которые по карте определяют, куда пойдет враг, где лучше его поймать и обезвредить.