СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект в группе "Ромашка" с детьми ОВЗ "Соль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект в группе "Ромашка" с детьми ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Проект в группе "Ромашка" с детьми ОВЗ "Соль"»

Проектно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе "Ромашка" «Чудесная соль»

«Умейте открыть перед ребёнком

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл

перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку захотелось

ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А


Подготовил воспитатель высшей категории – Сухоешкина Л.В.

1.Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Вид проекта.

• Исследовательский

• Творческий

• Познавательный

• Информационный

• Групповой

Цель проекта: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.

Задачи проекта

Задачи:

1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

2. Расширить представления о добыче соли.

3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию; способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.

4. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

5. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.

6. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.

7. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.

8. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.

Гипотеза. Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанно правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Продукт проекта: создание мини-музея «Соли», организация выставки из солёного теста «Волшебница-соль», презентация.

Гипозеза

Соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.


Основные принципы реализации.

  • принцип развивающего обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);

  • принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, в игровой и творческой деятельности;

  • принцип интеграции, которая позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире;

  • принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;

  • принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями;

  • принцип прочности закрепляет усвоение знаний.

Предполагаемый результат

На уровне детей:

  • Расширятся первичные представления  о соли, способах добычи, ее пользе и вреде.

  • Появится у детей интерес к исследованию окружающего мира, проявится любознательность.

На уровне родителей:

  • Установятся равноценные и партнерские отношения с родителями.

  • Повысится уровень коммуникабельности, актуализации участия в совместной проектной деятельности.

На уровне педагогов:

  • Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения знаний о детском экспериментировании.

  • Пополнение предметно – развивающей среды.

Миссия  проекта

Показать детям, что в условиях обычной дошкольной группы возможно, необходимо и целесообразно использовать проектную деятельность в различных видах образовательной деятельности

Определение методов, этапов, ресурсов проекта

Методы и приемы реализации проекта:

  • просмотр видео презентаций о соли;

  •  опытно - экспериментальная, исследовательская деятельность;

  • наблюдения;

  • поисковая деятельность;

  • творческая, игровая деятельность.

Этапы проекта:

1-й — подготовительный:

  • постановка цели и задач,

  • поиск информации по объекту исследования,

  • подготовка  оборудования и материалов;

2-й — исследовательский:

  • поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3-й — обобщающий (заключительный):

  • обобщение результатов работы в форме презентации (видео), выставка творческих работ детей, воспитателей и родителей в  нетрадиционной технике « рисование солью».



  • закрепление полученных знаний.

1.3. Ресурсы проекта:

  • Центр исследовательской деятельности «Лаборатория соли».

  • Опытнические зоны.

  • Библиотечка в группе.

  • Видео презентация по теме « Соль».

  • Интернет.

  • 2. Методический паспорт проекта

Этапы

Ситуация развития проекта

Ответственные

Вводный этап

1. Беседа «Что мы знаем о соли» Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности: «На что похожа соль?»  

Воспитатели

2. Разработка проекта. Определение  цели и задачи проекта. Создание условий для реализации проекта

Воспитатели

3. Формирование творческой группы детей и родителей «Юные исследователи - создание условий для реализации проекта. Вовлечение родителей на  разных этапах реализации проекта.

Воспитатели

Основной этап

1. Чтение с детьми художественной литературы. Выставка иллюстраций на центральном стенде в группе о природном ископаемом.

Дети, воспитатели.

2. Изучение свойств соли.  Кристаллизация соли.

Дети, воспитатели.

3. Опытно-экспериментальная деятельность на тему:  «Растворимость соли», «Выращивание кристаллов», «Цветные кристаллики», «Кристаллизация веточки ели». Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.

Дети, воспитатели, родители.

4. Творческая игровая деятельность: лепка из солёного теста «Угощение  к празднику».

Дети, воспитатели,

Итоговый этап

1. Совместный мастер-класс в нетрадиционной технике «Рисуем солью»  по мотивам сказов П.П. Бажова.

Дети, воспитатели, родители.

2. Презентация проекта «Чудесная соль». Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками. Реализации проекта, альбом с творческими работами и видеоролик.

Дети, воспитатели, родители.

3. «Проект «Чудесная соль»». Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта.

Воспитатели.



Заключение

     В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная  и морская соль. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов.

Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно - следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес, дети стали  больше задавать вопросов об окружающем их мире. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Интересная совместная работа сплотила детей, воспитателей   и родителей. Родители стали чаще и активнее участвовать в образовательной деятельности группы, а не только оказывать трудовую и хозяйственную помощь.

Гипотеза.

Мы высказали предположение, что соль необходима всему живому и является интересным материалом для опытов.













Практическая часть проекта:

Исследование соли: 

Опыт №1«Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод : Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №2«Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод :

При взаимодействии с водой соль растворяется.

Опыт №3

Опыт№3«Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана : один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод:

Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.


Опыт№4 : Плавающее яйцо

Для опыта взяли 2 сырых яйца и две кружки стакана с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца, там где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)





Опыт №5«Снежная ветка сосны»

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

Опыт «Незамерзающая соль»

Я налила в две тарелки воды, в одну добавила и размешала соль. Потом обе тарелки я поставила в морозилку. Через 8 часов обнаружила, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная немного замерзла, стала похожа на жидкую кашу.

Вывод: Соль не дала воде замерзнуть!

Опыт с кубиками льда

В одну тарелку налили обычную воду, а в другую - соленую, затем положили в них кубики льда. Что же будет дальше?

Как видно, в несоленой воде кубики льда через 30 секунд остались почти в прежнем состоянии.

А в соленой воде они почти растаяли. Это подтверждает то, что соль в воде затрудняет процесс замерзания.


Выращивание кристаллов

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку, веточки. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и веточки, и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.

Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости.

Использование соли в быту:

1.Солью можно почистить кружку от чайного налёта.

2. Если болит горло, то можно его полоскать солью.

3. С помощью соли можно создавать декорирование баночки с разноцветной солью

4. Ещё с помощью соли можно создавать картины.

5. С помощью соли можно создавать картины и поделки из солёного теста.

Вывод:

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов.

Дети работали в творческой мастерской : красили соль гуашью и декорировали ими баночки, лепили из солёного теста и рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

Спасибо за внимание!





Слово соль произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals» – означающего «море»

В стародавние времена соль была ценнейшим товаром и стояла в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами. В Древнем Риме соль ценилась даже выше, чем золото.

Есть одна старинная красивая легенда, в которой рассказывается про короля, интересовавшегося у дочерей, как сильно они любят отца. Одна сказала, что любит его как небо, вторая как золото, а третья как соль. Царь не понял последнюю дочь, рассердился и выгнал из дома, а вся соль в королевстве превратилась в золото. Вот тогда и понял король, насколько сильно любит его дочь.

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу; без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.

На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Про соль есть много загадок, пословиц.

Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль)

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает (соль)

«Соль всему голова, без соли и жито - трава»

«Без соли стол кривой».

Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.

Применение соли.

Соль применяют в пищевой промышленности.

Соль — это не просто приправа.

Она может быть использована по хозяйству в любом месте вашего дома. Соль может быть использована и в составе косметического средства, и как моющее средство. Она может помочь вам при стирке, устранить неприятные запахи и засоры в трубах и многое другое.

Без технической соли не может обойтись и производство стекла, бумаги, соды и стирального порошка.

Наибольшее распространение соль техническая получила как довольно эффективное орудие борьбы с обледенением дорог в зимний период.

Соль достаточно широко применяется в медицине – как в народной, так и в традиционной.

Какова же суточная норма соли для здорового человека? Прежде считали, что в сутки человек должен получать около 10-15 грамм поваренной соли. Согласно новому заявлению ученых, суточная норма потребления соли не должна превышать 6 грамм (чайная ложка).

Каждый день мы видим соль. Она стала уже привычной для детей и взрослых.

Но, оказывается, с солью можно провести очень много занимательных опытов. Разгадывайте тайны вместе, комментируйте все свои действия и по завершении опыта объясните, почему так произошло. Это поможет малышу по-новому взглянуть на знакомые ему продукты и предметы и приобрести новые знания.


Полезные советы

В процессе изучения литературы про соль и проведения опытов я узнала много интересного про соль:

Яйца с надтреснутой скорлупой не вытекают, если их варить в соленой воде.

При насморке надо промывать нос слегка подсоленной водой. Можно также полоскать горло

Освежит краски ковра (рассыпать 2 стакана соли по ковру и пропылесосить)

Предохраняет стекла от запотевания (протрите стекла теплым раствором соли).

Перед тем как зажечь праздничные свечи, обмакните их в соленую воду - свечи не будут оплывать, будут гореть ровнее и дольше.

Чтобы сливочное масло в жаркую погоде не таяло, оберните его салфеткой, смоченной в соленой воде.

Если вас ужалит пчела или оса, нужно приложить к месту укуса соль, смешанную до состояния кашицы с водой. Это снимет боль и не допустит образование опухоли.