Проектно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе "Ромашка" «Чудесная соль»
«Умейте открыть перед ребёнком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл
перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось
ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А
Подготовил воспитатель высшей категории – Сухоешкина Л.В.
1.Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта.
• Исследовательский
• Творческий
• Познавательный
• Информационный
• Групповой
Цель проекта: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
Задачи проекта
Задачи:
1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
2. Расширить представления о добыче соли.
3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию; способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.
4. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
5. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.
6. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
7. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
8. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
Гипотеза. Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанно правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
Продукт проекта: создание мини-музея «Соли», организация выставки из солёного теста «Волшебница-соль», презентация.
Гипозеза
Соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Основные принципы реализации.
принцип развивающего обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);
принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, в игровой и творческой деятельности;
принцип интеграции, которая позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире;
принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;
принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями;
принцип прочности закрепляет усвоение знаний.
Предполагаемый результат
На уровне детей:
Расширятся первичные представления о соли, способах добычи, ее пользе и вреде.
Появится у детей интерес к исследованию окружающего мира, проявится любознательность.
На уровне родителей:
Установятся равноценные и партнерские отношения с родителями.
Повысится уровень коммуникабельности, актуализации участия в совместной проектной деятельности.
На уровне педагогов:
Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения знаний о детском экспериментировании.
Миссия проекта
Показать детям, что в условиях обычной дошкольной группы возможно, необходимо и целесообразно использовать проектную деятельность в различных видах образовательной деятельности
Определение методов, этапов, ресурсов проекта
Методы и приемы реализации проекта:
просмотр видео презентаций о соли;
опытно - экспериментальная, исследовательская деятельность;
наблюдения;
поисковая деятельность;
творческая, игровая деятельность.
Этапы проекта:
1-й — подготовительный:
постановка цели и задач,
поиск информации по объекту исследования,
подготовка оборудования и материалов;
2-й — исследовательский:
3-й — обобщающий (заключительный):
обобщение результатов работы в форме презентации (видео), выставка творческих работ детей, воспитателей и родителей в нетрадиционной технике « рисование солью».
1.3. Ресурсы проекта:
Центр исследовательской деятельности «Лаборатория соли».
Опытнические зоны.
Библиотечка в группе.
Видео презентация по теме « Соль».
Интернет.
2. Методический паспорт проекта
Этапы | Ситуация развития проекта | Ответственные |
Вводный этап | 1. Беседа «Что мы знаем о соли» Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности: «На что похожа соль?» | Воспитатели |
2. Разработка проекта. Определение цели и задачи проекта. Создание условий для реализации проекта | Воспитатели |
3. Формирование творческой группы детей и родителей «Юные исследователи - создание условий для реализации проекта. Вовлечение родителей на разных этапах реализации проекта. | Воспитатели |
Основной этап | 1. Чтение с детьми художественной литературы. Выставка иллюстраций на центральном стенде в группе о природном ископаемом. | Дети, воспитатели. |
2. Изучение свойств соли. Кристаллизация соли. | Дети, воспитатели. |
3. Опытно-экспериментальная деятельность на тему: «Растворимость соли», «Выращивание кристаллов», «Цветные кристаллики», «Кристаллизация веточки ели». Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли. | Дети, воспитатели, родители. |
4. Творческая игровая деятельность: лепка из солёного теста «Угощение к празднику». | Дети, воспитатели, |
Итоговый этап | 1. Совместный мастер-класс в нетрадиционной технике «Рисуем солью» по мотивам сказов П.П. Бажова. | Дети, воспитатели, родители. |
2. Презентация проекта «Чудесная соль». Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками. Реализации проекта, альбом с творческими работами и видеоролик. | Дети, воспитатели, родители. |
3. «Проект «Чудесная соль»». Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта. | Воспитатели. |
Заключение
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная и морская соль. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов.
Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно - следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес, дети стали больше задавать вопросов об окружающем их мире. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Интересная совместная работа сплотила детей, воспитателей и родителей. Родители стали чаще и активнее участвовать в образовательной деятельности группы, а не только оказывать трудовую и хозяйственную помощь.
Гипотеза.
Мы высказали предположение, что соль необходима всему живому и является интересным материалом для опытов.
Практическая часть проекта:
Исследование соли:
Опыт №1«Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод : Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №2«Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод :
При взаимодействии с водой соль растворяется.
Опыт №3
Опыт№3«Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана : один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод:
Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт№4 : Плавающее яйцо
Для опыта взяли 2 сырых яйца и две кружки стакана с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца, там где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
Опыт №5«Снежная ветка сосны»
Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
Опыт «Незамерзающая соль»
Я налила в две тарелки воды, в одну добавила и размешала соль. Потом обе тарелки я поставила в морозилку. Через 8 часов обнаружила, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная немного замерзла, стала похожа на жидкую кашу.
Вывод: Соль не дала воде замерзнуть!
Опыт с кубиками льда
В одну тарелку налили обычную воду, а в другую - соленую, затем положили в них кубики льда. Что же будет дальше?
Как видно, в несоленой воде кубики льда через 30 секунд остались почти в прежнем состоянии.
А в соленой воде они почти растаяли. Это подтверждает то, что соль в воде затрудняет процесс замерзания.
Выращивание кристаллов
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку, веточки. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и веточки, и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.
Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости.
Использование соли в быту:
1.Солью можно почистить кружку от чайного налёта.
2. Если болит горло, то можно его полоскать солью.
3. С помощью соли можно создавать декорирование баночки с разноцветной солью
4. Ещё с помощью соли можно создавать картины.
5. С помощью соли можно создавать картины и поделки из солёного теста.
Вывод:
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов.
Дети работали в творческой мастерской : красили соль гуашью и декорировали ими баночки, лепили из солёного теста и рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.
Спасибо за внимание!
Слово соль произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals» – означающего «море»
В стародавние времена соль была ценнейшим товаром и стояла в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами. В Древнем Риме соль ценилась даже выше, чем золото.
Есть одна старинная красивая легенда, в которой рассказывается про короля, интересовавшегося у дочерей, как сильно они любят отца. Одна сказала, что любит его как небо, вторая как золото, а третья как соль. Царь не понял последнюю дочь, рассердился и выгнал из дома, а вся соль в королевстве превратилась в золото. Вот тогда и понял король, насколько сильно любит его дочь.
Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу; без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.
На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Про соль есть много загадок, пословиц.
Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль)
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает (соль)
«Соль всему голова, без соли и жито - трава»
«Без соли стол кривой».
Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.
В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.
Применение соли.
Соль применяют в пищевой промышленности.
Соль — это не просто приправа.
Она может быть использована по хозяйству в любом месте вашего дома. Соль может быть использована и в составе косметического средства, и как моющее средство. Она может помочь вам при стирке, устранить неприятные запахи и засоры в трубах и многое другое.
Без технической соли не может обойтись и производство стекла, бумаги, соды и стирального порошка.
Наибольшее распространение соль техническая получила как довольно эффективное орудие борьбы с обледенением дорог в зимний период.
Соль достаточно широко применяется в медицине – как в народной, так и в традиционной.
Какова же суточная норма соли для здорового человека? Прежде считали, что в сутки человек должен получать около 10-15 грамм поваренной соли. Согласно новому заявлению ученых, суточная норма потребления соли не должна превышать 6 грамм (чайная ложка).
Каждый день мы видим соль. Она стала уже привычной для детей и взрослых.
Но, оказывается, с солью можно провести очень много занимательных опытов. Разгадывайте тайны вместе, комментируйте все свои действия и по завершении опыта объясните, почему так произошло. Это поможет малышу по-новому взглянуть на знакомые ему продукты и предметы и приобрести новые знания.
Полезные советы
В процессе изучения литературы про соль и проведения опытов я узнала много интересного про соль:
Яйца с надтреснутой скорлупой не вытекают, если их варить в соленой воде.
При насморке надо промывать нос слегка подсоленной водой. Можно также полоскать горло
Освежит краски ковра (рассыпать 2 стакана соли по ковру и пропылесосить)
Предохраняет стекла от запотевания (протрите стекла теплым раствором соли).
Перед тем как зажечь праздничные свечи, обмакните их в соленую воду - свечи не будут оплывать, будут гореть ровнее и дольше.
Чтобы сливочное масло в жаркую погоде не таяло, оберните его салфеткой, смоченной в соленой воде.
Если вас ужалит пчела или оса, нужно приложить к месту укуса соль, смешанную до состояния кашицы с водой. Это снимет боль и не допустит образование опухоли.