Структурное подразделение «Детский сад №11 «Радуга»
МБОУ «СШ №1 г.Вельск».
Проект
в подготовительной к школе группе «Пчелка»
«В МИРЕ ПРОФЕССИЙ!»
Разработали:
Петухова Д.А. – воспитатель 1 кв.кат.;
Кузнецова С.К. – воспитатель СЗД.
2021-2022 уч.год
Тема проекта: «В мире профессий».
Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дошкольники 6-7 лет, родители.
Срок реализации проекта: сентябрь 2021 – май 2022года.
Разработчики: Петухова Д.А. и Кузнецова С.К. – воспитатели группы.
Актуальность:
На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.
Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
Цель: расширение знаний детей о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых и эмоционального отношения к профессиональному миру, а также вовлечение родителей в проектную деятельность группы.
Задачи:
Для детей
Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
Для родителей
Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий и бесед.
Способствовать проявлению интереса к экскурсиям и беседам, проводимых для детей в детском саду.
Заинтересовать в подготовке в домашних условиях с детьми рассказов о профессии своих родителей.
Привлечь к совместной деятельности с детьми в подготовке детей к конкурсу рисунков «Кем я хочу стать?».
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;
• пополнение лексики воспитанников;
• расширение знаний о своей семье.
Для родителей:
• успешное взаимодействие со своими детьми;
• повышение психолого-педагогических компетенций.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта:
— постановка целей и задач;
— создание условий для реализации проекта;
— подбор познавательной, художественной литературы и методов реализации проекта;
— проведение бесед;
— определение содержательных направлений проекта.
Содержательные направления:
Экскурсии по детскому саду и на места работы родителей.
Встречи-беседы с интересными людьми.
Познакомить детей с малоизвестными и популярными профессиями человека.
Включение в игровую деятельность (закрепление полученного опыта).
Основной этап
Реализация основных направлений проекта, обозначенных на подготовительном этапе.
№ | Мероприятие | Задачи | Взаимодействие с родителями | Сроки |
1 | Беседы «Все профессии нужны, все профессии важны» | Закреплять и расширять представления детей о понятии «профессия», «профессиональные навыки», «профессиональная одежда» | | 3 нед.сентября |
2 | Создание альбома «Профессии наших родителей» | Расширять представления о профессиях их родителей, познакомить с малоизвестными профессиями, воспитывать уважение к труду старших, формировать желание совместно с родителями выполнять творческую работу | Привлечь родителей рассказать детям подробнее о своей работе, о ее специфике, творчески подойти к решению поставленной задачи совместно с детьми | Первая неделя ноября |
3 | Встречи с интересными людьми | Привлечь родителей к педагогическому процессу. Расширить представления детей о профессиях повара, сотрудника ППС, медсестры. Воспитывать желание у детей помогать людям. | Пригласить некоторых родителей рассказать подробнее о своей профессии, провести обучающий мастер-класс для детей | В течении года |
4 | Наблюдение за работой взрослых в детском саду | Формировать знания детей о профессиях людей, работающих в детском саду: воспитатель, фельдшер, повар, помощник повара, завхоз, старший воспитатель, дворник и др. воспитывать уважение к труду старших. | | В течении года |
5 | Чтение художественной литературы | Раскрыть детям видение детскими писателями некоторых профессий | | В течение всего проекта |
6 | Экскурсия в «Библиотеку» | Познакомить детей с профессией - библиотекарь | | В течение проекта |
8 | Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Семья», «В детском саду», «Кафе». | Закреплять представления детей о некоторых профессиях. Развивать связную речь. Воспитывать взаимоуважение. | | В течение всего проекта |
9 | Просмотр видео-роликов «Как хлеб на стол пришел?», «Как делают конфеты?», «Откуда берется молоко? Как делают йогурт и творог?» | Формировать представления детей о слаженной работе людей разных профессий на заводах-производителях. Воспитывать взаимопомощь среди детей. | Беседовать с детьми дома о том, что они узнали в детском саду | В течение всего проекта |
10 | Экскурсия в пожарную часть | Формировать представления детей о режиме дня, форме, обязанностях и технике сотрудников пожарной части. Воспитывать уважение к людям опасных профессий, желание помогать людям, попавшим в беду. | Организовать группу сопровождения в пожарную часть и ответственного за безопасность экскурсии. | В течение проекта (апрель) |
11 | Беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?» | Изучить интересы детей о профессиональных предпочтениях. Воспитывать желание высказываться в беседе. | | Ноябрь |
12 | Загадки об известных профессиях | Создать условия для закрепления информации, полученной в течение некоторых мероприятий проекта. Создать хорошее настроение. | | Декабрь |
13 | Создание альбома «Когда я вырасту…» | Развитие творческих способностей детей. Воспитание эстетического восприятия. | Привлечь родителей творчески подойти к созданию странички своего ребенка в альбоме | Январь |
14 | Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Пожарная часть», «Парикмахерская», «Стройка» | Закреплять представления детей о некоторых профессиях. Развивать связную речь. Воспитывать взаимоуважение. | | В течение всего проекта |
15 | Выставка детских рисунков «Профессии будущего» | Творчески представить предпочтения детей к той или иной профессии. Развитие творческих способностей детей. Создать хорошее настроение | Привлечь к созданию творческой работы, эстетически оформленной для выставки. | Январь |
16. | Конкурс чтецов «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Совершенствовать навыки выразительного чтения. Закрепить знания профессий через художественное слово. | | Ноябрь |
17. | Конкурс презентаций «Папа, мама и я – профессиональная семья!» | | Привлечь родителей к созданию презентации. | Ноябрь |
18. | Фотовернисаж «Профессии моей семьи» | | Привлечение родителей к созданию фотоколлажей | Декабрь |
19. | Выставка детского рисунка «Профессиональное древо семьи» | Творчески представить профессии родителей детей. Развитие творческих способностей детей. | Помочь детям оформить работы для выставки | Март |
Заключительный этап
Реализация ключевых направлений нашего проекта на основном этапе и анализ полученных результатов позволили сформулировать следующие выводы:
Родители поучаствовали в проектной деятельности группы, проявили заинтересованность в подготовке детей к составлению рассказа об их профессиях и созданию рисунков детьми на тему «Кем я хочу быть?», альбомов «Профессии наших родителей» и «Когда я вырасту…».
Дети узнали о разнообразии профессий, о том, что даже некоторые увлечения людей в детстве становятся их профессиями в будущем, расширили свои знания и представления об известных им профессиях.
Дети с удовольствием ходили на экскурсии и играли в различные игры, тем самым формировали положительный эмоциональный настрой к данным профессиям в будущем.