«Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района».
ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»:
«МИР ФАНТАЗИЙ И ИДЕЙ».
Воспитатель: Иченских О.Е.
2024 г.
Тема проекта: «Мир фантазий и идей».
Тип проекта: Познавательно-информационный, творческо-практический.
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта: Средней продолжительности: 16.09 – 16.10.2024 год.
Цель проекта: Развивать самостоятельную творческую деятельность детей посредством использования разных видов конструирования.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, способности к анализу и планированию деятельности.
Упражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу.
Учить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения.
Упражнять в плоскостном моделировании, в создании собственных планов, схем, чертежей.
Совершенствовать навыки в конструировании из бумаги в технике ОРИГАМИ
Развивающие:
Развивать у детей умение делать выводы, анализировать, наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать внимание, мелкую моторику, пространственное мышление, воображение, творчество.
Развивать у детей активный интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.
Развивать умение видеть конструкцию и анализировать ее основные части, их функциональные назначения, определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразно скомбинировать.
Развивать умение планировать процесс возведения постройки, преобразо -вании готовой конструкции через изменения или дополнения определенных элементов.
Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы с природным материалом.
Воспитательные:
Способствовать формированию самостоятельности, трудолюбия, стремления доводить начатое дело до конца.
Воспитывать навыки коллективной работы: умение договариваться, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
Воспитывать внимание, усидчивость, отзывчивость.
Воспитывать в детях взаимопомощь и поддержку друг друга.
Задачи по работе с родителями:
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
Привлечь родителей и других членов семей к совместному с дошкольниками конструированию из разнообразного материала;
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
Подготовить материал на тему «LEGOконструирование»
Проблема:
Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию, как реально существующих, так и придуманных детьми объектов.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.
Начиная уже с младшего дошкольного возраста, детям дается возможность постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними.
Дошкольники, как правило, активно участвуют в экспериментальной, поисково-познавательной, исследовательской видах деятельности (перетекающих в игровые и наоборот), в процессе которых формируются необходимые способы действия, отношения детей между собой и со взрослыми, расширяется их кругозор. Появляются дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, у ребенка развиваются креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации. Важно, что это происходит в коллективе сверстников, в совместных, увлекательных занятиях и играх.
Конструктивная деятельность способствует развитию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание и уважение к их творцам.
У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому очень важно при помощи конструирования удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Наличие у детей дошкольного возраста интереса и активности в познании окружающего мира послужило основанием для разработки и реализации познавательно-исследовательского проекта «Мир фантазий и идей».
Актуальность:
Дети - прирожденные изобретатели и исследователи. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Игра – необходимый спутник детства. Конструкторы позволяют детям развиваться - играя, и обучаться в игре. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание развиваться. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа, сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируется представление о различных видах конструирования, деталях конструктора и способах их соединения;
Дети научатся делать простейший анализ сооруженных построек (виды конструкций, форма, цвет, величина);
Выполнять простейшие конструкции в соответствии с заданными условиями;
Использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу;
Увеличится число детей, имеющих достаточно высокий уровень в социально – личностном, интеллектуальном, творческом развитии.
Усовершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, в коллективе, в распределении обязанностей.
Будут сформированы предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Сформируются представления: о деталях конструкторов и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.
Формы работы:
1. Беседа, обсуждение, дискуссия.
2. Конструирование по образцу.
3.Конструирование по модели.
4. Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам.
5. Конструирование по теме.
6. Конструирование по условиям.
7. Конструирование по замыслу.
8. Конструирование из бумаги
9. Конструирование из природного материала
10. Чтение художественной литературы.
11. Игровые ситуации.
12. Сюжетно-ролевая игра.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
1. Подбор и анализ методической, научно-популярной и художественной литературы по теме, наглядных пособий, иллюстрационного материала по теме проекта.
2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по данному проекту
3. Пополнение уголка конструирования конструкторами с разными способами крепления.
4. Подборка элементарных рисунков, фотографий, простых схем, чертежей, моделей.
5. Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтение художест-венной литературы, рассматривание картин и беседы.
6. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап. Основной.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности.
Социально-коммуникативное развитие.
Беседа «Знакомимся с профессией конструктора»; «Строительные профессии».
Сюжетно-ролевые игры: «Конструкторское бюро»; «Строители».
Дидактические игры: «Найди такую же деталь»; «Запомни расположение»; «Что изменилось»; «Найди постройку»; «Строительство по схеме»; «Накладные картинки».
Совместная деятельность. Создание различных построек из конструкторов.
Познавательное развитие.
Познавательная беседа «Знаменитые изобретатели и их изобретения» Рассматривание энциклопедии «Удивительные здания и сооружения»
Просмотр презентации «Строительные профессии».
Игры со счетными палочками .
Развивающие игры «Танграм».
Вечер загадок про профессии
Речевое развитие.
Пересказ рассказа Н. Калинина «Разве так играют?»
Чтение художественной литературы: М. Пегов «Легендарные автомобили России», Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Автомобиль», «Затейники», В.Одоевский «Городок в табакерке», С.Маршак «Дом, который построил Джек», «Мастер-ломастер», «Автобус номер двадцать шесть», С.Михалков «Кораблики», «Моя улица», «От кареты до ракеты», «Цирк», Н.Калинина «Кто у нас хороший», «Как ребята построили дом».
Художественно-эстетическое развитие.
Создание чертежей. Конструирование по схемам, чертежам.
Плоскостное конструирование.
Объёмное конструирование
Конструирование из мелкого LEGO конструктора
Конструирование из бумаги (в технике ОРИГАМИ)
Конкурс поделок из природного материала .
Взаимодействие с родителями.
Анкетирование: «Значение конструирования в развитии ребёнка».
Консультация «Конструктивно - модельная деятельность дошкольников».
Консультация для родителей: «Конструируем, играем, наших деток развиваем».
Приобщение к участию в конкурсе поделок из природного материала.
Беседа с детьми «Знакомство с профессией конструктора»
Задачи:
1. Познакомить детей с профессией конструктора.
2. Развивать речевую активность, диалогическую речь; умение самостоятельно строить схемы.
3. Воспитывать уважение к труду конструктора, желание в будущем выбрать данную профессию.
Ход беседы
Воспитатель: Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие?
Ответы детей: трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые.
Воспитатель: Золотые руки – руки не из золота.
Золотые руки не боятся холода.
Руки эти – самые нужные руки на свете.
Самые простые. У кого какие.
Выполняется упражнение на координацию речи и движения: "Умелые руки"
Наши руки умелые такие, Поворачивают то вверх, то вниз
Наши руки – руки золотые! Сжимают кулачки
Они умеют вышивать, Загибают пальцы
Шить и шарф вязать.
Подметать и стирать.
Суп варить, пыль вытирать.
Тарелки чисто мыть,
Красить и белить.
За порядком следить. Грозят пальцем
Вот они какие Поворачивают то вверх, то вниз
Руки золотые. Фонарики
Воспитатель: Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия?
Ответы детей.
Воспитатель: Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много! Давайте их назовем.
Проводится самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела».
1,2,3,4,. Дети! Сжимают кулачки
Много дел на белом свете. Хлопки ладонями и кулаками
Вот военные идут – Массаж каждого пальца
Они границу берегут.
А швея иглу берет
И одежду людям шьет.
Дворник улицу метет,
Звонко песенку поет.
Птичница во двор пришла
Курам зерна принесла.
Воспитатель: Как вы думаете, люди, каких специальностей производят технику?
Ответы детей: инженеры, инженеры-конструкторы.
Воспитатель: Какой специалист начинает первым работу по созданию новой техники? …
Ответы детей.
Воспитатель: Первым начинает свою работу конструктор.
Конструктор - это инженер, разработчик конструкций, инструмента и механизмов, одежды. Вначале конструктор получает заказ на изготовление чего-либо, затем создает чертеж. После этого начинается производство изделия, и конструктор участвует в его создании. После изготовления изделия конструктор контролирует проведение испытаний. И как завершающий этап - презентация изделия заказчику.
Как вы думаете, какие инструменты необходимы для работы конструктору?
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами изображения рабочих инструментов. Вам необходимо найти те, которые не использует в своей работе инженер-конструктор.
Проводится игра «Убери лишние предметы».
Воспитатель: Молодцы. Работа конструктора требует большого внимания и сосредоточенности. В настоящее время выполнение чертежей происходит на компьютере. Поэтому конструктору необходимо выполнять гимнастику для глаз. Нам тоже полезно ее выполнить.
Проводится гимнастика для глаз.
Глазкам нужно отдохнуть. (Закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: Молодцы.
Беседа «Профессия - строитель»
Цель: ознакомление детей с профессией строителя, обогащение тематического словаря детей, воспитание уважения к труду строителей.
Ход беседы
Ребята, мы с вами живем в красивой и богатой стране.
Как она называется?
(Россия).
Кто же делает нашу страну богатой и красивой?
(Люди).
Именно от их труда зависит, какой будет наша страна. Сегодня мы поговорим о профессии строителя.
Профессия строителя существует давно, столько, сколько существует человечество. Благодаря тем, кто строил, украшал и отделывал здания, мы многое знаем сегодня о людях и событиях далекой-далекой поры.
Человек всегда нуждался и нуждается в зданиях, где бы он мог жить, учиться, работать, развлекаться. Поэтому работа строителей так важна и необходима. Постройкой здания занимается множество людей разных специальностей – все они строители. Архитектор проектирует здания, делает их чертеж. Экскаваторщик работает на экскаваторе, роет котлован под будущее здание. Крановщик укрепляет краном, поднимает и доставляет тяжелые части дома: кирпичи, панели, рамы. Кровельщик кроет крышу здания. Штукатур отделывает стены. Маляр красит стены, потолок, рамы, пол, двери. Стекольщик вставляет стекла. Строитель должен быть очень внимательным, добросовестным, ответственным человеком. Ему нужно много знать, уметь, чтобы хорошо выполнить свою работу.
-Подумайте, дети, для чего строителю нужна специальная одежда: каска, рукавицы, комбинезон и т. д.
Физминутка.
Тук-тук-постук
Раздается где-то стук
Молоточки стучат
Строят домик для зайчат.
Вот с такою крышею!
Вот с такими стенами!
Вот с такими окнами!
Вот с такою дверью!
Вот с таким замком!
(выполняются движения в соответствии с текстом).
Вопросы для закрепления.
-Какие строительные специальности вы знаете? В чем заключается их работа?
-Какими качествами должны обладать представители этой профессии?
-Что помогает им в работе?
Заключительная часть.
-О чем мы сегодня говорили на занятии?
-Что нового узнали?
- Почему профессия строителя — одна из самых важных?
- Из чего строили в старину? Почему?
- Из чего теперь строят дома?
- Как называют строителей, строящих деревянный дом? Какими инструментами пользуются плотники?
- Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?
- Как называют рабочих, укладывающих кирпичи?
- Как называют рабочих, которые кроют крышу?
- Каких рабочих называют «отделочниками»?
- Кто красит окна, двери, рамы, клеит обои?
- Кто устанавливает оконные рамы, двери?
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Дидактическая игра «Найди такую же деталь».
Задачи: Соотносить схему развертку с деталью конструктора закреплять названия деталей конструктора.
Оборудование: Схемы развертки и детали конструктора к ним.
Ход игры: Дети по очереди берут схему развертку детали конструктора, находят соответствующую строительную деталь
Усложнить: деталь выкладывают, согласно схемы будущей конструкции.
Дидактическая игра «Запомни расположение».
Задачи: развитие внимание, памяти.
Ход игры: педагог строит какую – нибудь постройку. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
Дидактическая игра «Что изменилось?».
Задачи: развитие внимание, памяти.
Ход игры: Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать что изменилось.
Дидактические игры: «Найди постройку».
Задачи: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.
Ход игры: Дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.
Дидактическая игра «Строительство по схеме».
Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.
Материал: схемы построек, строительный набор.
Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.
Игра «Накладные картинки»
Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания. Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.
Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложить детям карту и попросить создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).