Проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
«Увлекательное путешествие в мир комнатных растений»
Автор: воспитатель Шабалина В. В.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы для детей с ОНР, воспитатели группы, учитель-логопед, родители.
Время проведения проекта: краткосрочный - 2 недели февраля 2020 г.
Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя:
- в экологическом образовании;
- в воспитании гуманного, осознанного отношения к природе;
- в приобретении практических навыков.
Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Результаты проекта:
- расширение экологических знаний;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе);
- обогащение словарного запаса детей по данной тематике;
- приобретение практических навыков.
Реализация проекта:
1. Беседы.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
3. Чтение художественной литературы.
4. Работа в книжном уголке.
5. Поисково-познавательная деятельность.
6. Опытно-экспериментальная деятельность.
7. Создание выставок.
8. Продуктивная деятельность.
9. Экологические игры.
10. Дидактические игры.
12. Пальчиковые игры.
13. Подвижные, хороводные игры.
14. Настольные игры:
15. Коррекционные игры.
16. Психологический тренинг, психогимнастика.
17. Физкультминутки.
18. Театрализованная деятельность.
19. Трудовая деятельность.
20. Самостоятельная игровая деятельность детей.
21. Просмотр мультфильмов.
22. Презентации.
24. Работа с родителями.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Для чего нужны комнатные растения?
Проблемные вопросы
Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?
Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
Как создать аптеку на подоконнике?
Обучающие вопросы
Для чего цветку горшочек?
Может ли растение жить без воды?
Какая польза от алоэ?
Какие растения нельзя выращивать в доме?
Какие съедобные растения можно вырастить дома?
Модель 3-х вопросов.
Что дети знают | Что хотят узнать | Где можно узнать |
1. Растения очищают воздух дома. 2. Разнообразие комнатных цветов. 3. Растениям нужен свет и вода. | 1. Как правильно пересаживать и ухаживать за комнатными растениями. 2. Больше узнать о своём любимом комнатном растении. 3. Как размножаются | 1. В книгах. 2. Просмотр познавательных передач. 3. Спросить у взрослых. 4. В интернете |
Актуальность
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г.Х. Андерсен.
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Цель: формирование основ экологической культуры всех участников проекта.
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний воспитанников о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Продолжить знакомство воспитанников со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
5. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Этапы работы по проекту
1 Подготовительный этап
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Выбор оборудования и материалов.
4. Составить план проекта.
5. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
2 Основной этап
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний воспитанников о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Продолжить знакомство воспитанников со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
5. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
8. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Мероприятия проекта:
1. Беседы:
«Полезные советы»,
«Комнатные растения в интерьере»,
«Знакомство с комнатными растениями»,
«Какие комнатные растения живут у вас дома?»,
«Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
2. Непосредственно образовательная деятельность:
Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная группа)», стр. 380-401
3. Чтение художественной литературы:
Задачи: Расширять представления детей о многообразии художественной литературы о комнатных растениях познавательного характера. Уточнить знания детей об отличительных особенностях комнатных растений через ознакомление с художественной литературой. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через ознакомление с литературой.
Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,
русская народная сказка «Привередница»,
стихотворения Е.Благинина «Бальзамин», «Огонёк», Н.Шайбакова «Кактус», Б. Заходер «Алоэ».
Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др.,
В. Тушнова «Не понимаю»,
С. Каратов «Комнатные цветы»,
Н. Нищева «Комнатные цветы»,
О. Аленкина «Кактус»,
И. Евдокимова«Кактус»,
Ю. Лысаков «Кактус»,
Б. Ферпер «Бегония»,
Б. Пастернак «Герань» и др.
4. Работа в книжном уголке:
предметные картинки по теме,
картины из серии «Уход за комнатными растениями»,
демонстрационный материал В. Н. Нищевой «Дежурим в живом уголке»,
альбом В.Н. Нищевой «Наш детский сад»,
картины из альбома по развитию речи «Дети поливают цветы»
5. Поисково-познавательная деятельность:
экскурсия с детьми в магазины ТЦ цветочный отдел, «Все для сада».
6. Опытно-экспериментальная деятельность:
Задачи: Расширять представления о необходимости благоприятных условий для роста растений. Формировать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы). Развивать память, логическое мышление, речь.
Циклические наблюдения:
Наблюдение 1. Комнатные растения украшают наш дом.
Наблюдение 2. Установление способности растения к поиску света.
Наблюдение - исследование 3. Надо ли поливать растение?
Наблюдение - опыт 4. Какую воду любят растения?
Наблюдение - опыт 5. С водой и без воды.
Наблюдение 6. Результаты опыта «С водой и без воды».
Наблюдение 7. Индивидуальные потребности некоторых растений.
Наблюдение 8. За протиранием широких листьев «Растение дышит».
Наблюдение 9. Опрыскивание растений.
Наблюдение 10. За цветущими растениями.
Наблюдение - опыт 11. Для чего корешки?
Наблюдение 12. За появившимися корешками у черенков и их посадка.
Наблюдение 13. Кому в горшочке тесно?
Наблюдение 14. Как размножаются растения.
Наблюдение 15. За рассаживанием цветка.
Наблюдение 16. В погоне за светом.
Наблюдение 17. Рассматривание растения – фиалка.
Наблюдение 18. Рассматривание листа растения через лупу.
Наблюдение 19. Что изменилось?
7. Создание выставок:
выставка работ «Цветочная фантазия»,
выставка «Цветы своими руками»,
фотовыставка «Любимые цветы нашего дома».
8. Продуктивная деятельность:
дизайнерское оформление растений,
«Цветочное царство» коллаж,
«Мой любимый цветок» (рисование),
«Кактус» (рисование подошвой обуви на снегу),
«Я цветочек посажу, нашу группу наряжу» (рисование пластилином),
«Цветок» (оригами),
«Калла» (ручной труд, из ватных дисков и ватных палочек),
9. Экологические игры:
«Если бы ты был комнатным цветком».
10. Дидактические игры:
«Узнай растение»,
«Что изменилось?»,
«Найди по описанию растение»,
«Магазин цветов»,
«Где растут цветы»,
«Найди такой же»,
«Где спряталась матрешка»,
«Чего не стало»,
«Найди, о чем расскажу»,
«Большие и маленькие»,
«Найди растение»,
«Отгадай, что за растение»,
«К названному растению беги»,
«Найди похожее»,
«Один и много»,
«Найди такой же»,
«Цветовод»,
«Узнай растение»,
«Угадай растение по описанию»,
«У кого какой цветок»,
«Опиши, а мы отгадаем»,
«За покупками в магазин»,
«Кому что надо»,
«Что лишнее»,
«Что и как растет»,
«Найди растение по названию»,
«Опиши цветок»,
«Загадай, мы отгадаем»,
«К названному растению беги»,
«Собери цветок»,
«Что изменилось?»,
«Продайте то, что назову»,
«Узнай растение»,
«Четвертый лишний»,
«Вылечи человека»,
«Украсим комнату»,
«Собери букет»,
«Какого цветка не стало?»,
«Где спрятано растение?».
11. Пальчиковая игра:
«Наши алые цветы»,
«Зимний сад»
12. Подвижные игры:
«Кто раньше дойдет до цветка»,
«Солнышко и дождик»,
«Цветик-семицветик»,
«Цветы и ветер»,
«Кто быстрее посадит цветы».
13. Хороводные игры:
«Посеяли девки лен»,
«Мы на луг ходили»,
«Галя по садочку гуляла».
14. Настольные игры:
«Выложи цветы» (мозаика),
«Собери комнатное растение»,
«Собери букет»,
«Цветочное лото»,
Домино «Цветы».
15. Коррекционные игры:
«В горшочек посажу росток» (координация речи с движением),
«Подбери листок» (упражнение),
«Фразы» (упражнение на активизацию лексики),
«Солнышко, покажись! Ясное, появись!» (игра-импровизация),
«Болезнь», «Усталость», «Смелость» (пантомимический этюд),
16. Психологический тренинг:
«Заряд бодрости».
17. Психогимнастика:
«Я - растение».
18. Театрализованная деятельность:
Сценка по сказке П. Бажова «Аленький цветочек»,
«Веселые превращения»,
«Дюймовочка».
19. Трудовая деятельность:
поливка комнатных растений,
мытье комнатных растений,
уход за комнатными растениями: удобрение, рыхление,
посадка рассады цветов,
черенкование комнатных растений,
пересадка комнатных растений,
наблюдение за комнатными растениями в группе,
сравнение комнатных растений.
20. Самостоятельная игровая деятельность детей:
Игра с конструктором «Строим оранжерею»,
Сюжетно-ролевые игры «Зимний сад», «В тепличном хозяйстве»,
рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями,
раскрашивание цветов в раскрасках,
продуктивные виды деятельности,
настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры,
составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.
21. Музыка:
Песня «В нашей группе на окне»,
П. Чайковский «Вальс цветов»,
«Органная токката ре минор» И. С. Бах.
22. Просмотр мультфильмов:
«Дюймовочка»
23. Презентации:
«Комнатные растения»,
«Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?»,
«Загадки о комнатных растениях»,
«Комнатные растения – зеленые санитары»,
24. Работа с родителями:
создание лаборатории,
подбор познавательного и иллюстрированного материала,
составление книги «Сборник загадок про комнатные растения для детей и родителей»,
книжка своими руками «Мое любимое комнатное растение»,
выставка «Цветы своими руками»,
фотовыставка «Любимые цветы нашего дома».
3 Заключительный этап
Задачи:
1. Подвести итоги проекта.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Определить перспективу на будущее.
Продукты проекта:
альбомы «Паспорт комнатных растений», «Художественное слово»,
рабочий материал по теме,
выпуск книги «Сборник загадок про комнатные растения для детей и родителей»,
карточки-схемы по уходу за комнатными растениями,
мнемотаблицы,
презентация «Комнатные растения»,
презентация «Загадки комнатных растений»,
презентация «Комнатные растения – зеленые санитары»,
выставка семейных поделок «Цветы своими руками»,
фотовыставка «Любимые цветы нашего дома»,
выпуск книжки-самоделки «Мое любимое комнатное растение»,
памятки, консультации для родителей,
итоговое занятие «Помоги растению».
Ожидаемый результат проекта.
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
Приобретение практических навыков.
Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Расширение экологической среды группы.
Активное участие родителей в жизни группы.
Прогностические результаты.
Дети, родители и педагоги получат возможность расширить знания о комнатных растениях, их значимости в жизни человека, сформировать практические навыки ухода за комнатными растениями и расширить экологическую среду группы.
Распространение опыта работы в данном направлении.
Обогащена развивающая среда в группе.
Взаимосвязь детского сада и семьи.