КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатели старшей группы
- старший воспитатель,
- музыкальный руководитель,
Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Вид проекта: досугово - познавательный.
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы воспитательно-образовательной работы.
Предполагаемый результат:
- создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
- разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
- разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
Сроки реализации проекта: 1 год.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В городе Москве ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
- незнание дошкольниками элементарных правил;
- стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы воспитательно-образовательной работы.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми (см. Приложение ).
2. Взаимодействие с родителями (см. Приложение ).
Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.
Транспорт.
.Улица.
Движение транспорта и пешеходов.
Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
Правила поведения в транспорте.
Велосипед, самокат.
Загородная дорога.
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
- изготовление стендов с наглядной информацией;
- заочные и очные консультации;
- участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
- тематические родительские собрания;
- обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
- семейные конкурсы;
- анкетирование;
- совместная детско-родительская досуговая деятельность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
- установление прочных связи с ГИБДД;
- разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
- разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения
Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста:
1. Дидактические игры:
1.1. “Законы улиц и дорог”
1.2. “Час пик”
1.3. “Транспорт”
1.4. “Дорожные знаки”
1.5. “Знаки на дорогах”
1.6. “Светофор”
1.7. “Мы идем и едем”
1.8. “Ловкий пешеход”!
1.9. “Перекресток”
1.10. “Назови знак”
1.11. “Слушай-запоминай”
1.12. “Угадай, какой знак”
2. Домино “Дорожные знаки”
3. Коллекция дорожных знаков и машин.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”
5. Альбом “Автотранспорт”.
6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”
7. Игра “Автошкола”
8. Обучающие игры по правилам дорожного движения: “Поездка по городу” (“В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое движение”, “Едем через переезд”, “Знаки обязательного направления”, “День веселых развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”, “Автомагистраль”).
9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.
10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.
11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.
12. Книжки-раскраски
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Месяц | Работа с детьми | Работа с родите-лями |
Тема | Занятия познавательного цикла Продуктивная деятельность | Игры | Целевые прогулки | Беседы | Чтение | Досуги развлечения |
ОКТЯБРЬ | «Транспорт». Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт) | Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта». Конструирование «Автобус». Аппликация «Троллейбус» | Дидактические: «Чудо-машина», «Найди по действию», «Подбери колеса». Строительные: «Гараж», «Улица с автобусными остановками». Подвижная: «Цветные автомобили». Игра-фантазия: «Все наоборот», «На чем я путешествую». Сюжетно-ролевая: «Гараж» | К проезжей части: «Транспорт на нашей улице», «К автостоян-ке». | «Какие машины нужны человеку»«Профес-сия — шофер» | М. Ильин, Е. Сигал «Маши-ны на нашей улице». | Театр картинок «Машины на нашей улице»; викторина «Транспор-тные средства». | Папка-передви-жка «Дорож-но-транспорт-ный травма-тизм». |
НОЯБРЬ | «Улица». Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничитель-ная линия. | Составление рассказа по картине «Улица города». Конструирование «Городок для любимых игрушек». Рисование «Улица города». Развитие элементарных математических представлений «Дома, в которых мы живем». | Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось», «Близко — далеко», «Перекресток». Строительная: «Различные виды дорог». Подвижная: «Дома и номера». Игра-фантазия: «Что не так». Сюжетно-ролевая: «Автостроители». | К проезжей части: «Знакомство с улицей, на которой находится детский сад». | «Участ-ники дорож-ного движе-ния», «Маши-ны движутся в разные стороны» | С. Михал-ков «Моя улица», А. Дмо-ховский «Чудес-ный остро-вок». | Театр на столе «Автоша отправля-ется в путь». | Составле-ние фотоаль-бома «Наша улица». |
ДЕКАБРЬ | «Движение транспорта и пешеходов». Формировать понятие «правосторон-нее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай. | Ознакомление с окружающим «Движение транспорта». Рассматривание картины «Обход транспорта». Рисование «Перекресток с потоком машин». | Дидактические: «Направо — налево», «Угадай, что изменилось». Строительная: «Трамвайное депо». Подвижная: «Встречные перебежки». Ситуации: «Мы выходим из трамвая», «Я перехожу проезжую часть». Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия». | «К трамвай-ной остановке, «На автобус-ную остановку» | «История правосто-роннего движе-ния», «Опасные участки на дороге». | Я. Пишу-мов «Азбука города», Г. Тумаринсон «Новые дорож-ные приключения Бурати-но». | Инсцени-ровка «На лесном перекрест-ке». | Консуль-тация «Учите детей правильно обходить транс-порт». |
ЯНВАРЬ | «Светофор». Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене. | Развитие элементарных математических представлений «На прогулку с Автошей». Лепка «Светофор». Рисование «Красный сигнал светофора». Ручной труд — изготовление светофора из бросового материала. | Дидактические: «Светофор», «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор». Строительная: «Мы — пешеходы». Подвижная: «Светофор». Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора». | К проезжей части: «К светофору» | «История создания светофо-ра», «Сигналы светофо-ра». | С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой прия-тель — свето-фор», М. Пляцков-ский «Свето-фор» | Досуг «Зеленый, желтый, красный» | Папка-передвиж-ка «Зимние забавы, дети и транс-порт». |
ФЕВРАЛЬ | «Дорожные знаки». Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход» | Ознакомление с окружающим «Путешествие на перекресток». Аппликация «Знаки на нашей улице». Рисование «Наш город», «Перекресток» | Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки». Строительная: «Постройка переходов». Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?» | К проезжей части: «К пешеход-ному переходу без светофора» | «Зачем нужны дорожные знаки» | В. Семерин «Запре-щается — разре-шается» | Вечер загадок | Конкурс «Лучший изготови-тель дорожных знаков» |
МАРТ | «Правила поведения в транспорте». Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней | Развитие речи «Разговор о правилах поведения пассажиров». Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка». Рисование «Люди входят и выходят» | Дидактические: «Правильно — опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом». Строительная: «Строители пассажирских остановок». Подвижная: «Найди каждый свою остановку». Ситуации: «В автобус входит инвалид», «Передайте плату за проезд». Сюжетно-ролевая: «В автобусе» | К проезжей части: «На автобус-ную останов-ку», «К трамвай-ной остановке» | «В город-ском транс-порте», «Зачем нужны правила пассажи-рам» | С. Михал-ков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Авто-бус номер 26» | Кукольный спектакль «Петрушка едет в театр» | Индивидуальные беседы «Как воспиты-вать примерное поведение при пользова-нии обществен-ным транс-портом». |
АПРЕЛЬ | «Велосипед, самокат». Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате | Ознакомление с окружающим «Улица — не место для игр». Лепка «Самокат». Рисование «Велосипед со светоотражателями» | Дидактические: «Запрещается — разрешается», «Подбери цвет», «Далеко — близко». Ситуация: «Мне купили новый велосипед». Подвижные: «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах» | Во дворе жилого дома: «На детскую площадку» | «Игры во дворе», «Безопа-сное поведе-ние на улице». | И. Конча-ловский «Само-кат» | Спортив-ный праздник «Дорожная эстафета» | Консультация «Ребенок во дворе» |
МАЙ | «Загородная дорога». Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд» | Составление рассказа из опыта «Как я путешествовал». Коллективная аппликация «Железнодорожный переезд». Рисование «Голубой вагон бежит, качается...» | Дидактические: «Путешествие за город», «Чудо-техника», «Лабиринты». Строительные: «Магистраль», «Трасса». Подвижная: «Стоп». Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли». Сюжетно-ролевая: «Путешествие» | К железно-дорожному переезду. | «Правила необхо-димы везде», беседа о профес-сии обход-чика. | Б. Житков «Что я видел». | Совместный поход в парк «Пешеходные туристы» |
План-программа обучения родителей методам формирования у детей
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
на 2016-2017 учебный год.
Тема | Ответственный | Сроки |
Детский дорожно-транспортный травматизм, причины и последствия. Причинно-следственный механизм возникновения ДТП | Старший воспитатель | Сентябрь |
Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте. | Старший воспитатель | Октябрь |
Обеспечение безопасности движения детей по пути в детский сад и домой (принципы определения безопасного маршрута движения). | Старший воспитатель | Ноябрь |
Типичные опасные дорожные ситуации для пешехода ("ловушки" на дорогах), формы и методы их изучения в семье | Воспитатель группы | Декабрь |
Основные навыки безопасного поведения ребенка в дорожном процессе. Основные законы безопасного движения | Январь |
Формирование у детей навыков безопасного поведения на улице, дороге, транспорте. | Старший воспитатель | Февраль |
Назначение и правила перехода проезжей части по сигналам светофоров и умение пользоваться дорожными знаками во время движения. | Воспитатель группы | Март |
Изучение обязанностей пешеходов, пассажиров, велосипедистов | Старший воспитатель | Апрель |
Правила поведения детей в общественном транспорте. Правила движения детей организованными группами | Старший воспитатель | Май |
Итоговое занятие «Путешествие в страну правил дорожного движения». | Воспитатели старшей группы | Апрель |
7