XIV Всероссийский конкурс исследовательских работ, рефератов и проектов «Изучаем и исследуем»
Номинация: «Мой выбор»
Вязаная ключком сумка
Автор проекта:
Константинова Алла, обучающаяся 9 «Б» класса
Руководитель: учитель
географии Хамитова И.В.
г. Троицк Челябинской области, 2025 год
Содержание
Введение 3 Теоретическая часть История возникновения пряжи и вязания крючком 4 История возникновения сумок 5 Интересные факты про сумки 6 Памятники сумке 7 Практическая часть Экономическая оценка материалов проекта 8 Технологическая карта выполнения проекта 9 Заключение 10 Источники информации 11 Приложения 12 | |
| |
| |
Введение
Мне давно хотелось научиться вязать крючком. Ещё в пятом классе Ирина Владимировна вязала цветы на венок для школьной Масленицы, я попробовала вязать тогда первый раз. В начале декабря 2024 года я решила связать сумку, потому что мне не удобно везде носить с собой портфель. Выбрала вязание крючком, потому что это быстро.
Цель моего проекта: спроектировать и связать сумку крючком.
Задачи:
узнать историю возникновения пряжи и вязания крючком;
узнать историю возникновения сумок;
узнать интересные факты о сумках;
узнать страны и города, где есть памятники сумке;
купить пряжу и крючок;
выбрать материал для сумки;
выбрать модель сумки;
выбрать технологию изготовления;
разработать схему вязания.
Объектом проекта будет техника вязания крючком. Предметом проекта будет вязание с одним накидом. Продукт – сумка через плечо.
Продукт практичен, а знания полученные в ходе выполнения проекта пригодятся мне в жизни.
Теоретическая часть
История возникновения пряжи и вязания крючком
Впервые упоминания о пряже относятся к эпохе неолита, это 10 тысяч лет назад, когда люди начали осваивать земледелие и животноводство. Они получали волокна из растений и шерсти животных. В некоторых регионах Европы использовали крапиву для прочной и долговечной пряжи. Иногда для вязания использовали волосы животных. Такая пряжа была грубой, но прочной. Некоторые народы использовали пух и перья для легкой и теплой пряжи. В Японии и в Китае существовала традиция использование бумаги для вязания одежды и аксессуаров.
Таким образом пряжа для вязания возникла естественным путем в процессе освоения людьми различных материалов и техник работы с ним. Никто конкретный не может считаться изобретателем пряжи, поскольку это был долгий эволюционный процесс, охватывающий многие культуры и цивилизации.
Вязание крючком известно издавна, этому ремеслу более 4 тысяч лет, именно такого возраста образец найден в гробнице Египта. Сначала это было исключительно мужское занятие (Приложение 1) [2]. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Греции и Рима. В V веке вязание процветает на Востоке, примерно в IX веке попадает в Европу, где до этого времени чулки шьют из полотна и тонкой кожи. Изначально вязальные крючки были ровными палочками, которые изготовляли из слоновой кости, бивней, рогов крупного скота, дерева, а потом стали делать из меди, бронзы и стали [3].
История возникновения сумок
Появление сумки связано с необходимостью носить с собой различные мелкие предметы, которые не должны связывать руки.
В Европе сумками начинают пользоваться с XI веке. В то время они представляли собой маленькие сумки-кошельки, прикрепленные к поясу, в которые знатные дамы и кавалеры клали мелкие разменные монеты для раздачи милостыни.
В XIII веке наряду с подвесными сумками появляются и ручные, в основном плоские, квадратной или прямоугольной формы с ручками из вышитого шнура, которые служили футляром для молитвенников. Сумки расшивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали маленькими бубенчиками и кистями.
До XV века сумками пользовались преимущественно купцы и менялы. Непременным атрибутом их костюма был большой поясной кошель. Также сумки-кошели были известны и на Руси.
ХV век роль сумки в костюме меняет. Начинают различать женские и мужские сумки. Сумка становится предметом, популярным во всех слоях общества. Женщины носят сумки в виде мягких кошельков, расшитых шелком, подвешенные на длинном шнуре или цепочке к поясу.
В XVII веке женщины стали носить богато украшенные, бисером и стеклярусом вышитые, вязаные, плетеные сумочки-кисеты (ридикюли).
В XIX веке, в эпоху увлечения классическим костюмом, женщины Древней Греции использовали маленькие изящные мешочки-кисеты.
В начале XX века в моду вошли узкие длинные юбки с перехватом ниже колен, - здесь просто не было места для карманов. И размер сумок стал стремительно увеличиваться. Модницы стали приобретать большие сумочки на длинном ремешке или ремешке-цепочке. И вскоре появились жесткие сумочки, которые и являются прообразом наших, современных, сумок [1].
Интересные факты про сумки
Сумки упоминались еще в мифах. Древнегреческому герою Персею нимфы подарили кожаный мешок для транспортировки отрубленной головы Медузы Горгоны.
Гусары носили сумку, которая называлась ташка или агдташ. Ее надевали на портупею, и она находилась по левой стороне бедра, сзади. На внешней стороне размещали герб или монограмму государя. Первоначально предназначалась для патронов и всяких мелочей, а потом ее носили и в виде украшения.
Есть сумки из телячьей кожи, из кожи крокодила. Самые дорогие из кожи рыб скатов, угря, они очень прочные.
В Великобритании 4 октября отмечают Национальный день сумок. Это больше благотворительный праздник. В этот день десятую долю выручки от проданных сумок отправляют в фонд помощи женщинам, больным раком.
Самая дорогая сумка где более 4 тысяч бриллиантов стоит 3,8 миллиона долларов.
Самая большая коллекция сумок у Виктории Бэкхем, супруги известного футболиста, в её личной коллекции более сотни дорогих и стильных изделий.
В Нидерландах в городе Амстердаме есть музей сумок известных личностей. Там можно найти изделия, дата создания которых относится еще к началу 16 века [3].
В нашей школе тоже есть музей сумок только школьных – портфелей. Наш класс посетил этот музей в 5 классе.
Памятники сумке
Есть несколько стран, где в памятниках присутствует сумка. Это Бельгия в столичном городе Брюссель можно увидеть скульптуру пожилой дамы с кошельком и сумочкой, которая, похоже, направляется домой с рынка или из магазина. Во Франции в столичном городе Париже на площади около вокзала Сент-Лазар скульптура «Вечная камера хранения» изображает башню из забытых сумок и чемоданов. В Белоруссии в городе Молодечно на вокзале можно увидеть скульптуру красивой девушки, которая с сумочкой на плече и большим дорожным чемоданом, на котором восседает кот, направляется по своим делам. В США в Нью-Йорке памятником можно назвать весь фасад магазина Dior, так как это дамская сумочка, в которой поместился модный магазин.
В России в Краснодаре есть памятник кошельку из красного гранита, который приносит удачу, если на нем посидеть. Такой же кошелёк стоит на стабильность и благополучие в Нижнем Новгороде. А в Екатеринбурге есть памятник покупателю. Уставший мужчина тянет за собой несколько сумок с покупками, а женщина тем временем подкладывает еще одну покупку в одну из сумок [3].
Но только в Италии, в Пьемонте, находится памятник женской сумочке. Скульптуру создал испанский мастер в 2013 году, она представляет собой большую полуоткрытую сумку, куда по самую талию с головой нырнула молодая девушка. Ведь все знают, что в женской сумочке может найтись все, что угодно, кажется, что в ней есть пятое измерение или второе дно (Приложение 2). Этот памятник повторили в одном из торговых центров Екатеринбурга.
Практическая часть
Экономическая оценка материалов проекта
Перед началом вязания нужно было выбрать модель сумки. Для этого я составила банк идей с помощью интернета (Приложение 3). Такой как я хотела сумку в интернете не нашлось, поэтому я сначала её сконструировала. Сумка будет из четырёх квадратов разных по цвету нити. Материалы должны быть прочными, красивыми и экологически чистыми. Мне хотелось иметь яркую сумку. Для того, чтобы её связать я купила акриловую пряжу четырех цветов «Детская новинка»: жёлтую, зелёную, оранжевую и красную по цене 70 рублей и крючок №3 по цене 150 рублей. Итого мой расход на продукт проекта 430 рублей. У меня осталось немного пряжи от каждого мотка, этого хватит на ещё какие-нибудь вязанные вещи.
Когда я только купила пряжу меня начала учить мама, Алиса Гиниятовна, затем наша воспитатель Ивашко Оксана Леонидовна научила меня вязать столбики с накидом, а ученица 12 класса Анна Сиромля показала, как вязать, чтобы полотно выходило ровным.
2.2. Технологическая карта выполнения проекта
Прежде всего нужно повторить правила техники безопасности во время работы с крючком и санитарно-гигиенические требования к рабочему месту.
1. С крючком необходимо обращаться очень осторожно, не подносить его к лицу, хранить в футляре.
2. Крючок не должен быть очень острым, иначе им можно поранить пальцы.
3. Нельзя пользоваться ржавым крючком - он портит пряжу, нитки.
4. Сломанные крючки и другие отходы следует складывать в отдельную коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты.
5. Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во время вязания класть их кольцами к себе, сомкнув лезвия.
Санитарно-гигиенические требования во время работы.
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.
3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.
После всех приготовлений и выполненной теоретической части переходим к изготовлению. Я связала четыре квадрата из двадцати пяти петель в ширину и тридцати рядов столбиков с накидом. Для ремешка я связала четыре ряда полу столбиков с одним накидом. Полная последовательность работы отражена в технологической карте изготовления продукта (Приложение 4).
Заключение
Цель проекта выполнена. Сумка связана крючком. Она получилась яркая, прочная, красивая, из экологической пряжи, недорогая (Приложение 5). Данная работа позволила мне проявить творческую фантазию и создать вещь, которая мне была необходима, сумка удобна и практична. Теперь у меня есть прекрасная сумка, которую я могу носить с собой в школу или на прогулку. В ходе работы над сумкой серьёзных затруднений не возникало. Наоборот, я много интересного узнала, когда выполняла теоретическую часть работы. Узнала об истории возникновения сумок, о вязании крючком, о странах, в которых есть памятники этому аксессуару. Все задачи мной были выполнены. Когда я искала идеи для сумки в интернете, то увидела, что стоимость сумок ручной работы доходит до 270 тысяч рублей, то есть это может быть моим заработком в будущем. Но мне кажется, что вещь, сделанная своими руками, стоит дороже, купленных в магазине, поэтому я сейчас смогу дарить подарки своим родным и близким, а также научить вязанию крючком всех желающих.
Проект мне был интересен, тема практичная и пригодится в жизни.
Источники информации
https://vk.com/wall-67406818_6 История сумок (текст, обращение 14.12.2024) https://mail.ru/search?search_source (фото, обращение 08.12.2025) https://www.imperiasumok.ru/blog/istoriya-vozniknove История возникновения и создания сумок: самое интересное (текст, обращение 30.12.2024)
Приложение 1
Изначально вязание крючком было исключительно мужским занятием
Приложение 2
Памятник дамской сумочке в Италии, город Пьемонт
и в торговом центре города Екатеринбурга
Приложение 3
Выбор сумки для вязания
Приложение 4
Технологическая карта изготовления продукта
№ | Технология изготовления | Инструменты |
1 | Подобрала пряжу четырёх цветов | |
2 | Разработала схему сумочки и схему узора для вязания | Карандаш, ручка листок |
3 | Подчитала количество петель, которые нужно набрать на крючок | Крючок |
4 | Подчитала количество рядов вязания | |
5 | Связала четыре квадрата выбранным узором разного цвета | Крючок |
7 | Связала ручку, соединила полотна | Крючок |
Приложение 5
Результаты моего труда