МОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Черных»
Тема проекта: «Влияние музыки на человека»
Автор проекта: Заусаева Анна, 5 класс
Заусаева Ирина, 5 класс
Руководитель проекта: Погодаева Наталья Анатольевна,
учитель музыки
Новоилимск, 2020
Тема проекта: «Влияние музыки на человека»
ВВЕДЕНИЕ
Цель проекта – выяснить, как музыка влияет на человека.
Задачи:
Изучить информацию о влиянии музыки на человека.
Провести социологический опрос учеников нашей школы.
Сделать выводы.
Гипотеза:
Музыка влияет на человека: на его организм, чувства, психическое состояние.
Предмет исследования: влияние музыки на человека.
Объект исследования: человек.
Актуальность:
Нет ни одного дня, чтобы в нашей жизни не звучала музыка в любой форме. Почему это происходит? Как музыка влияет на человека так, что мы совершенно не можем обходиться без неё?!
Новизна:
работы заключается в том, что данные исследования никогда не проводились в нашей школе.
Практическая значимость:
Привлечение детей к изучению, слушанию музыки, вызвать желание целенаправленно заниматься изучением музыки, пению, танцам и другими видами искусств.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Музыка - это универсальный язык.
Спасибо, музыка, за светлые леса…
Они звучат под осень, как оркестры,
Мы всё ещё не верим в чудеса,
А ты творишь их запросто и честно…
(А.Козловский)
Музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.
Поэты, писатели и сами музыканты воспевают музыку, трепетно к ней относятся. Мне с моей сестрой тоже нравится заниматься музыкой: воспроизводить её, петь, слушать ... Нет ни одного дня, чтобы в нашей жизни не звучала музыка в любой форме. Почему это происходит? Как музыка влияет на человека так, что мы совершенно не можем обходиться без неё?!
Музыка - это универсальный язык. Она обращается ко всем, она наше общее достояние. Язык музыки понятен каждому человеку - мужчине, женщине, ребёнку - богатому или бедному, счастливому или несчастному,- каждому, кто способен воспринимать её могучий зов.
Мы изучили различную литературу и узнали, что было проведено множество интересных исследований влияния музыки на человека.
2.2 Влияние музыки на развитие детей.
Сегодня ученые утверждают, что уже плод, находящийся в утробе матери, начинает слышать звуки, начиная с девятнадцатой недели. С этого времени рекомендуется на час в день прикладывать к животу беременной женщины наушники, в которых звучит негромкая спокойная музыка, желательно классика – Чайковский, Моцарт, Бетховен… Другой способ – самой будущей маме слушать любимую музыку.
Особого внимания заслуживает музыка Моцарта. Доказано, что она обладает терапевтическим и расслабляющим эффектом, причем это чувствует даже еще не рожденный младенец – от звуков музыки этого композитора плод затихает, как - бы «прислушиваясь», а после рождения такие дети отличаются более спокойным нравом.
Специалисты доказали, что чем больше мозг ребенка получает информации в раннем возрасте, тем более развитым он будет. Звуки являются одним из основных источников информации для ребенка. Малыши прекрасно усваивает звуковую информацию и из всех музыкальных произведений особенно ценят классические произведения.
Музыка влияет и на развитие личности ребёнка. Посещение музыкальной школы – это не только развитие музыкальных способностей детей. Занятия музыкой приучают ребенка к ежедневному систематическому труду, усидчивости, прививают ему терпение. Постоянное прослушивание и воспроизведение талантливых музыкальных произведений делает внутренний мир ребенка ярче, богаче, а самого ребенка – счастливее.
Если ваш ребенок несколько лет прилежно посещал музыкальную школу, а в восьмом или девятом классе вдруг начал проявлять способности к математике – не удивляйтесь: это – благодаря музыке. Именно музыка позволяет развиться пространственному представлению и образному мышлению человека.
Развитие музыкальных способностей детей способствует и развитию грамотности. Не удивляйтесь – это, в самом деле, так. Умение писать без ошибок зависит не только от прилежного заучивания правил. Играя на музыкальном инструменте, ваш ребенок отлично тренирует пальчики – а ведь только тренированные пальцы справятся в первом классе с правильным написанием непослушных букв и цифр. Кроме того, игра на музыкальном инструменте – прекрасный способ развить чувство ритма, наладить прекрасную координацию между слухом и моторикой рук.
(Приложение Фото 9-10)
Из этого следует, что музыка развивает все виды восприятия и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, ассоциативную).
2.3 Влияние музыки на организм человека.
Учёные рекомендуют использовать музыку и для лечения некоторых заболеваний:
Опыт лечебного применения музыки имеет многовековую историю. Аристотель считал музыку средством лечения тела и очищения души. Выдающийся врач Авиценна уже тысячу лет тому назад исцелял музыкой нервнобольных.
В Китае уже много веков назад музыка использовалась как лекарство.
Гармоничные мелодии благотворно влияют на человека, например:
• Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов.
• Орган – приводит ум в порядок.
• Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу.
• Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему.
• Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность.
• Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости.
• Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление.
• Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение.
• Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки.
• Балалайка – лечит органы пищеварения.
• Труба – лечит радикулит.
Еще в Древней Греции ученые обнаружили, что прослушивание определенных музыкальных композиций помогает быстрее выздоравливать и способствует улучшению самочувствия больных.
Также, музыка оказывает сильнейшее влияние на психическое состояние человека. Интересно, что знаменитый греческий ученый Пифагор начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и взбодриться, а вечером – успокоиться и настроиться на отдых.
2.4 Эксперименты учёных, доказывающих различное влияние музыки.
Но всякая ли музыка одинаково полезна?
Швейцарский ученый Ханс Йенни изучал воздействие звука на воду. Под воздействием звука капелька воды, вибрируя, принимала форму трёхмерной звезды или двойного четырехгранника в кругах. Чем выше была частота вибрации, тем сложнее были формы. Но как только звук стихал, красивейшие образования снова становились по форме капелькой воды.
Японский учёный профессор Эмото Масару проводил эксперименты по воздействию на воду различной музыки, положительных и негативных высказываний.
Его опыты показали, что результатом воздействия духовной и классической музыки и слов, несущих положительную энергетику, является образование в обычной воде снежинок поразительной красоты.
Напротив, при воздействии рок музыки, тяжёлого рока или слов, несущих отрицательную энергетику, в обычной воде кристаллическая структура не образовывалась вовсе, а предварительно хорошо сформированная кристаллическая структура воды разрушалась.
Дистиллированная вода под влиянием классической музыки строит утонченные, симметричные формы.
Под влиянием музыки Тяжелого Металла образцы воды вообще не образовали кристаллов, а лишь хаотичные, фрагментарные структуры.
Если же мы вспомним, что человеческое тело на 70% процентов состоит из воды, мы можем понять, что организм человека даже на физиологическом уровне реагирует на то, что мы думаем, ощущаем, что мы говорим и что слышим вокруг себя.
Все живое предпочитает гармоничную музыку. Так акулы, услышав классическую музыку, собираются, чуть ли не со всего океанского побережья.
В 70-е гг. группа учёных провела эксперимент, результаты которого стали настоящей сенсацией. Она выращивала различные садовые растения под звуки классической музыки и под музыку в стиле рок. Там, где звучала классика, были супер-урожаи, а там, где звучал рок, все растения погибли.
Мы провела социологический опрос учеников нашей школы. 100% учащихся отметили, что любят слушать музыку, петь и танцевать. 85% предпочитают весёлую и спокойную, добрую и энергичную музыку. Только 15% предпочитают рок - музыку. Во время опроса на лицах детей появлялась улыбка, они оживлялись, некоторые начинали припевать.
Заключение.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что музыка влияет на человека, полностью подтвердилась.
Из приведённых примеров и опытов, мы видим, что музыка непосредственно влияет на эмоциональное, душевное состояние человека, и более того, даже на его здоровье. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, снимать боль, усиливать агрессию.
Музыка снимает стресс и повышает иммунитет. Она поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни.
Благодаря занятиям музыкой, мы стали лучше и быстрее усваивать учебный материал по разным предметам. У нас развивается воображение, идет развитие творческих способностей.
Мы хотела бы посоветовать родителям, больше слушать самим и давать слушать своим детям музыку, особенно классическую.
И ещё мы хотела бы предложить попробовать в школах на переменах включать классическую музыку.
ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА
У старика спросил поэт:
– Что музыка такое, дед?
– Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
– Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
– Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка – наш дом,
В ней – все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».
– Вы правы все, – сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить –
Нас учит музыка любить.
(А. Лопатина, М. Скребцова)