СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Влияние различных факторов на зрение учащихся"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Влияние различных факторов на зрение учащихся"»

Исследовательская работа    Влияние различных факторов на зрение учащихся   Автор проекта: ученица 9 класса «Гальцовской ООШ» филиал «Барановской СОШ» Шелепова Юлия  Руководитель проекта: Малинник Наталья Петровна

Исследовательская работа Влияние различных факторов на зрение учащихся

Автор проекта:

ученица 9 класса «Гальцовской ООШ»

филиал «Барановской СОШ»

Шелепова Юлия 

Руководитель проекта: Малинник Наталья Петровна

 Цель:  выявление факторов, оказывающих влияние на зрение школьников. Задачи: Провести опрос среди школьников, беседы с учителями Выявить детей с близорукостью и причины нарушения зрения Выявить уровень освещенности в кабинетах. Создать буклет и составить рекомендации.

Цель: выявление факторов, оказывающих влияние на зрение школьников.

Задачи:

  • Провести опрос среди школьников, беседы с учителями
  • Выявить детей с близорукостью и причины нарушения зрения
  • Выявить уровень освещенности в кабинетах.
  • Создать буклет и составить рекомендации.
Объект исследования :   учащиеся школы Предмет исследования :   различные факторы, влияющие на зрение
  • Объект исследования :   учащиеся школы
  • Предмет исследования :   различные факторы, влияющие на зрение
Глаз - самонастраивающийся прибор. Он позволяет нам видеть близкие и удаленные предметы.

Глаз - самонастраивающийся прибор. Он позволяет нам видеть близкие и удаленные предметы.

Близорукость Близорукость имеет научное название  миопия  (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение). Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.

Близорукость

  • Близорукость имеет научное название  миопия  (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение). Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.
Факторы близорукости   1. Чрезмерное приближение глаз к рассматриваемому предмету: при неправильной посадке, чтении лежа, чтении в транспорте; 2. Значительное напряжение при недостаточном и неправильном освещении рабочего места в школе и дома: малая контрастность между написанным на доске и самой доской, чтение старых книг с мелким текстом, уже пожелтевшими страницами, письмо карандашом, разведенными чернилами. Большого зрительного напряжения требует просмотр телевизионных передач, особенно без соблюдения гигиенических правил.

Факторы близорукости

  • 1. Чрезмерное приближение глаз к рассматриваемому предмету: при неправильной посадке, чтении лежа, чтении в транспорте;
  • 2. Значительное напряжение при недостаточном и неправильном освещении рабочего места в школе и дома: малая контрастность между написанным на доске и самой доской, чтение старых книг с мелким текстом, уже пожелтевшими страницами, письмо карандашом, разведенными чернилами. Большого зрительного напряжения требует просмотр телевизионных передач, особенно без соблюдения гигиенических правил.
3. Ослабление организма в результате перенесения заболеваний: инфекционной желтухи, малярии, кори, скарлатины, ангины, туберкулеза, эндокринных расстройств - малокровие и др. Эти заболевания неблагоприятно сказываются на глазном яблоке, вызывая нарушение питания тканей глаза. 4. В происхождении близорукости прослеживается и влияние неблагоприятной наследственности. 5. Некоторые ученые связывают возникновение близорукости с нерациональным питанием, недостаточным потреблением витаминов, минеральных солей, белков.
  • 3. Ослабление организма в результате перенесения заболеваний: инфекционной желтухи, малярии, кори, скарлатины, ангины, туберкулеза, эндокринных расстройств - малокровие и др. Эти заболевания неблагоприятно сказываются на глазном яблоке, вызывая нарушение питания тканей глаза.
  • 4. В происхождении близорукости прослеживается и влияние неблагоприятной наследственности.
  • 5. Некоторые ученые связывают возникновение близорукости с нерациональным питанием, недостаточным потреблением витаминов, минеральных солей, белков.
Освещение учебных помещений В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк,  в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

Освещение учебных помещений

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам:

  • на рабочих столах - 300 - 500 лк,
  • в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк,
  • в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк,
  • в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк,
  • в рекреациях (на полу) - 150 лк.
Влияние современной цифровой техники на зрение   Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут

Влияние современной цифровой техники на зрение

  • Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
  • для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут,
  • для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут,
  • для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут,
  • для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут
Практическая часть Наблюдение на переменах Обработка результатов опроса Измерение освещенности в кабинете

Практическая часть

Наблюдение на переменах

Обработка результатов опроса

Измерение освещенности в кабинете

Результаты исследования близорукости и ее причин   1.Страдаешь ли ты близорукостью? Да-0, Нет -22 2.Имеются ли в семье близорукие? Да-0, Нет -22 3.Носите ли Вы очки? Да-1, Нет -21 4.Знаете ли, причины появления близорукости? Да- 4, Нет -9 5.Назовите причины близорукости: назвали только- 5 человек 6.Устраивает ли освещенность учебных кабинетов? Да -9, Нет-2 7.На каком расстоянии от глаз должна находиться книга при чтении? 20 см-7 человек  Более 30 см-11 человек 8.На каком расстоянии от глаз должен находиться телефон? 20 см-7 человек  Более 30 см-11 человек 9.На каком расстоянии от глаз должен находиться компьютер? 30 см- 7 человек  Более 40 см-11 человек   10. На каком расстоянии от глаз должен находиться телевизор? 3 м-7 человек  Более 3 м-11 человек 11. Что надо делать, чтобы сохранить нормальное зрение?- из опрошенных назвали только -2 человека 12. Сколько времени ты уделяешь на гаджеты? 1 час-7 человек  Более двух часов-11 человек

Результаты исследования близорукости и ее причин

1.Страдаешь ли ты близорукостью? Да-0, Нет -22

2.Имеются ли в семье близорукие? Да-0, Нет -22

3.Носите ли Вы очки? Да-1, Нет -21

4.Знаете ли, причины появления близорукости? Да- 4, Нет -9

5.Назовите причины близорукости: назвали только- 5 человек

6.Устраивает ли освещенность учебных кабинетов? Да -9, Нет-2

7.На каком расстоянии от глаз должна находиться книга при чтении?

20 см-7 человек Более 30 см-11 человек

8.На каком расстоянии от глаз должен находиться телефон?

20 см-7 человек Более 30 см-11 человек

9.На каком расстоянии от глаз должен находиться компьютер?

30 см- 7 человек Более 40 см-11 человек  

10. На каком расстоянии от глаз должен находиться телевизор?

3 м-7 человек Более 3 м-11 человек

11. Что надо делать, чтобы сохранить нормальное зрение?- из опрошенных назвали только -2 человека

12. Сколько времени ты уделяешь на гаджеты?

1 час-7 человек Более двух часов-11 человек

Результаты исследования длительности использования различных цифровых устройств   Вопросы 5-7 класс 1.Сколько времени в день вы посвящаете компьютеру 8-9 класс 4 часа 2. Сколько времени в день вы посвящаете телефону 5 часов Более 10 часов 3. Сколько времени в день вы посвящаете телевизору 4.Любите ли вы читать лежа, в транспорте, при плохом освещении? Долее 10 часов 2 часа 2 часа Да (8 человек) 5.Любите ли вы играть в телефоне? Да (8 человек) Да (11 человек) Да (9 человек)

Результаты исследования длительности использования различных цифровых устройств

Вопросы

5-7 класс

1.Сколько времени в день вы посвящаете компьютеру

8-9 класс

4 часа

2. Сколько времени в день вы посвящаете телефону

5 часов

Более 10 часов

3. Сколько времени в день вы посвящаете телевизору

4.Любите ли вы читать лежа, в транспорте, при плохом освещении?

Долее 10 часов

2 часа

2 часа

Да

(8 человек)

5.Любите ли вы играть в телефоне?

Да

(8 человек)

Да

(11 человек)

Да

(9 человек)

 Продолжительность непрерывного применения технических  средств обучения на уроках   Классы просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения 1 - 2 просмотр телепередач 10 3 - 4 Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения 15 15 5 - 7 8 - 11 20 20 15 работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой 20 25 15 25 15 25 30 30 20 25

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Классы

просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

1 - 2

просмотр телепередач

10

3 - 4

Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения

15

15

5 - 7

8 - 11

20

20

15

работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

20

25

15

25

15

25

30

30

20

25

2.4. Исследование освещенности учебных кабинетов

2.4. Исследование освещенности учебных кабинетов

 Результаты измерения освещенности с помощью   Кабинеты. Освещенность, лк, 01.02.2024 8.15 ч. Искусственное освещение Биология, химии 2 14.30 ч Естественное освещение Информатика 500 17 Кабинет истории 68 500 Кабинет математики, физики Кабинет 2 класса 500 30 15 500  Кабинет 4 класса 500 27 Кабинет англ/языка 8 500 500

Результаты измерения освещенности с помощью

Кабинеты.

Освещенность, лк, 01.02.2024

8.15 ч.

Искусственное освещение

Биология, химии

2

14.30 ч

Естественное освещение

Информатика

500

17

Кабинет истории

68

500

Кабинет математики, физики

Кабинет 2 класса

500

30

15

500

Кабинет 4 класса

500

27

Кабинет англ/языка

8

500

500

 Результаты исследования.    Проведя исследования я выяснила, что многие из учеников нашей школы не знают что такое близорукость, не знают какие причины влияют на близорукость, какие правила должен соблюдать для того, чтобы глаза здоровыми. Что многие ученики нашей школы не выполняют правила продолжительности непрерывного применения технических средств обучения. Освещенность в кабинетах не соответствует СанПинам на первых уроках когда используется освещение при помощи электрических ламп.

Результаты исследования.

  • Проведя исследования я выяснила, что многие из учеников нашей школы не знают что такое близорукость, не знают какие причины влияют на близорукость, какие правила должен соблюдать для того, чтобы глаза здоровыми.
  • Что многие ученики нашей школы не выполняют правила продолжительности непрерывного применения технических средств обучения.
  • Освещенность в кабинетах не соответствует СанПинам на первых уроках когда используется освещение при помощи электрических ламп.
Выводы    Данная работа может быть интересна и полезна тем, что ее можно использовать в качестве материала для уроков биологии, физики. Данную работу можно продолжить: провести больше исследований. Результатом моей работы стал буклет , для того что бы вернуть зрения для глаз при близорукости, «5 способов вернуть зрение»

Выводы

  • Данная работа может быть интересна и полезна тем, что ее можно использовать в качестве материала для уроков биологии, физики.
  • Данную работу можно продолжить: провести больше исследований.
  • Результатом моей работы стал буклет , для того что бы вернуть зрения для глаз при близорукости, «5 способов вернуть зрение»

Литература

Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., 1974, с. 3-10.

Аветисов Э. С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии.- М.: Медицина, 1987.

Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. – М.: Просвещение, 1971.

Белецкая В. И., Гнеушева А. Н. Охрана зрения слабовидящих школьников.— М., 1982.

Дашевский А.И. Близорукость. – Л, 1962.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. – 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989.

Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М, Медицина, 1970.

Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача.- М.: Медицина, 1999.

Практикум по экологии. Учеб. Пособие. Под. ред. С.В. Алексеева.- М.:АО МДС, 1996.

Соколова Н.В. Гигиеническое воспитание детей в семье и школе. – СЫБ; Отделение издательства «Просвещение», 1992-160с.

Справочник по офтальмологии. «Под ред. Проф. Э.С. Аветисова. – М, Медицина, 2008.

Григорьева, К. Н. Миопия — актуальная проблема офтальмологии / К. Н. Григорьева, В. С. Бакумец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86340/ (дата обращения: 07.11.2022).

О.М. Филькина, Е.А. Воробьева, Н.В. Долотова, О.Ю. Кочерова, А.И. Малышкина. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников

https://xn--80aaoaijp1bgbu5n.xn--p1ai/stati/portit-li-kompyuter-zrenie/