Исследовательская работа Влияние различных факторов на зрение учащихся
Автор проекта:
ученица 9 класса «Гальцовской ООШ»
филиал «Барановской СОШ»
Шелепова Юлия
Руководитель проекта: Малинник Наталья Петровна
Цель: выявление факторов, оказывающих влияние на зрение школьников.
Задачи:
- Провести опрос среди школьников, беседы с учителями
- Выявить детей с близорукостью и причины нарушения зрения
- Выявить уровень освещенности в кабинетах.
- Создать буклет и составить рекомендации.
- Объект исследования : учащиеся школы
- Предмет исследования : различные факторы, влияющие на зрение
Глаз - самонастраивающийся прибор. Он позволяет нам видеть близкие и удаленные предметы.
Близорукость
- Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение). Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.
Факторы близорукости
- 1. Чрезмерное приближение глаз к рассматриваемому предмету: при неправильной посадке, чтении лежа, чтении в транспорте;
- 2. Значительное напряжение при недостаточном и неправильном освещении рабочего места в школе и дома: малая контрастность между написанным на доске и самой доской, чтение старых книг с мелким текстом, уже пожелтевшими страницами, письмо карандашом, разведенными чернилами. Большого зрительного напряжения требует просмотр телевизионных передач, особенно без соблюдения гигиенических правил.
- 3. Ослабление организма в результате перенесения заболеваний: инфекционной желтухи, малярии, кори, скарлатины, ангины, туберкулеза, эндокринных расстройств - малокровие и др. Эти заболевания неблагоприятно сказываются на глазном яблоке, вызывая нарушение питания тканей глаза.
- 4. В происхождении близорукости прослеживается и влияние неблагоприятной наследственности.
- 5. Некоторые ученые связывают возникновение близорукости с нерациональным питанием, недостаточным потреблением витаминов, минеральных солей, белков.
Освещение учебных помещений
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам:
- на рабочих столах - 300 - 500 лк,
- в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк,
- в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк,
- в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк,
- в рекреациях (на полу) - 150 лк.
Влияние современной цифровой техники на зрение
- Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
- для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут,
- для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут,
- для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут,
- для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут
Практическая часть
Наблюдение на переменах
Обработка результатов опроса
Измерение освещенности в кабинете
Результаты исследования близорукости и ее причин
1.Страдаешь ли ты близорукостью? Да-0, Нет -22
2.Имеются ли в семье близорукие? Да-0, Нет -22
3.Носите ли Вы очки? Да-1, Нет -21
4.Знаете ли, причины появления близорукости? Да- 4, Нет -9
5.Назовите причины близорукости: назвали только- 5 человек
6.Устраивает ли освещенность учебных кабинетов? Да -9, Нет-2
7.На каком расстоянии от глаз должна находиться книга при чтении?
20 см-7 человек Более 30 см-11 человек
8.На каком расстоянии от глаз должен находиться телефон?
20 см-7 человек Более 30 см-11 человек
9.На каком расстоянии от глаз должен находиться компьютер?
30 см- 7 человек Более 40 см-11 человек
10. На каком расстоянии от глаз должен находиться телевизор?
3 м-7 человек Более 3 м-11 человек
11. Что надо делать, чтобы сохранить нормальное зрение?- из опрошенных назвали только -2 человека
12. Сколько времени ты уделяешь на гаджеты?
1 час-7 человек Более двух часов-11 человек
Результаты исследования длительности использования различных цифровых устройств
Вопросы
5-7 класс
1.Сколько времени в день вы посвящаете компьютеру
8-9 класс
4 часа
2. Сколько времени в день вы посвящаете телефону
5 часов
Более 10 часов
3. Сколько времени в день вы посвящаете телевизору
4.Любите ли вы читать лежа, в транспорте, при плохом освещении?
Долее 10 часов
2 часа
2 часа
Да
(8 человек)
5.Любите ли вы играть в телефоне?
Да
(8 человек)
Да
(11 человек)
Да
(9 человек)
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
Классы
просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
1 - 2
просмотр телепередач
10
3 - 4
Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения
15
15
5 - 7
8 - 11
20
20
15
работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой
20
25
15
25
15
25
30
30
20
25
2.4. Исследование освещенности учебных кабинетов
Результаты измерения освещенности с помощью
Кабинеты.
Освещенность, лк, 01.02.2024
8.15 ч.
Искусственное освещение
Биология, химии
2
14.30 ч
Естественное освещение
Информатика
500
17
Кабинет истории
68
500
Кабинет математики, физики
Кабинет 2 класса
500
30
15
500
Кабинет 4 класса
500
27
Кабинет англ/языка
8
500
500
Результаты исследования.
- Проведя исследования я выяснила, что многие из учеников нашей школы не знают что такое близорукость, не знают какие причины влияют на близорукость, какие правила должен соблюдать для того, чтобы глаза здоровыми.
- Что многие ученики нашей школы не выполняют правила продолжительности непрерывного применения технических средств обучения.
- Освещенность в кабинетах не соответствует СанПинам на первых уроках когда используется освещение при помощи электрических ламп.
Выводы
- Данная работа может быть интересна и полезна тем, что ее можно использовать в качестве материала для уроков биологии, физики.
- Данную работу можно продолжить: провести больше исследований.
- Результатом моей работы стал буклет , для того что бы вернуть зрения для глаз при близорукости, «5 способов вернуть зрение»
Литература
Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., 1974, с. 3-10.
Аветисов Э. С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии.- М.: Медицина, 1987.
Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. – М.: Просвещение, 1971.
Белецкая В. И., Гнеушева А. Н. Охрана зрения слабовидящих школьников.— М., 1982.
Дашевский А.И. Близорукость. – Л, 1962.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. – 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989.
Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М, Медицина, 1970.
Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача.- М.: Медицина, 1999.
Практикум по экологии. Учеб. Пособие. Под. ред. С.В. Алексеева.- М.:АО МДС, 1996.
Соколова Н.В. Гигиеническое воспитание детей в семье и школе. – СЫБ; Отделение издательства «Просвещение», 1992-160с.
Справочник по офтальмологии. «Под ред. Проф. Э.С. Аветисова. – М, Медицина, 2008.
Григорьева, К. Н. Миопия — актуальная проблема офтальмологии / К. Н. Григорьева, В. С. Бакумец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86340/ (дата обращения: 07.11.2022).
О.М. Филькина, Е.А. Воробьева, Н.В. Долотова, О.Ю. Кочерова, А.И. Малышкина. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников
https://xn--80aaoaijp1bgbu5n.xn--p1ai/stati/portit-li-kompyuter-zrenie/