Проект
по развитию речи
во второй младшей группе
«Ромашка»
«Вместе весело играть»
Подготовила воспитатель: Томашева М.И.
С 03.02 по 28.02 2025г.
1. Актуальность проекта.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей. Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и заучивает их наизусть. А если соединить знакомство с первыми стихами и игру, которая является для малыша основным видом его детской деятельности, то будут созданы благоприятные условия для развития речи и коммуникативных способностей ребенка, что является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В свой проект я включила творческий опыт Агнии Львовны Барто, поскольку ее стихи помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней, это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно запоминать их, а понятный и простой язык четверостишия интересен детям младшего дошкольного возраста и доступен к драматизации.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
Проблема:
Низкий уровень активного словарного запаса детей.
Причины:
1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.
Гипотеза:
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатится речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся запоминать стихотворения, выразительно их рассказывать, драматизировать, а в последствии, сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: развитие речи детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность; повышение активного словаря детей посредством заучивания, драматизации небольших произведений, стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.
Задачи проекта:
- создать условия для игровой деятельности детей в группе и на участке;
- формировать грамматический строй речи;
- расширять словарный запас;
- развивать связную речь;
- развивать активный словарь детей;
- развивать способность заучивать стихотворения;
- развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
- поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении
- повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность проекта: месяц (февраль)
с 3.02 по 28.02.2025 г.
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы «Ромашка», воспитатель, родители.
Идея проекта:
Все занятия и игры по проекту «Вместе весело играть» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.
Структура проекта:
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создаются условия для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают стихи, заучивают, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Ожидаемые результаты:
1. Высокий уровень активного словарного запаса детей.
2. Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
3. У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.
3. Этапы реализации проекта
3.1.Предварительный:
- выдвижение гипотезы;
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
- подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта.
3.2.Основной:
- включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков;
- оформление книжного уголка, выставка иллюстраций по творчеству А. Л. Барто;
- беседа «Почему надо беречь игрушки»;
- дидактические игры: «Угадай, кто?», «Доскажи словечко», «Угадай по описанию», «Собери картинку», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?», «Чего не хватает?», «Кто в домике живет?», «Что лишнее?», «Хорошо, плохо», «Любимые сказки», «Чей малыш?» и другие;
- подвижные игры: «У медведя во бору», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Море волнуется», «Гуси-лебеди», «Подбрось – поймай», «Жмурки», «Найди свое место», «Самолеты», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес» и другие;
- сюжетно-ролевые игры:
«Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Больница», «Почта», «Моряки», «Семья», «Шоферы», «Салон красоты», «Магазин игрушек» и другие;
- игровые упражнения «Кто скорей возьмёт игрушку», «Послушай стихотворение и найди игрушку», «Мишка косолапый», «Идёт бычок, качается», «Игрушки»;
- театрализованные игры, игры-драматизации по произведениям А. Л. Барто;
- творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация;
- раскрашивание любимых игрушек;
- рассматривание картин, иллюстраций, рисунков в книгах.
- создание картотеки игр для развития словаря детей;
- консультации для родителей: «Проведение домашних игр для развития речи детей», «Читаем и сочиняем вместе с ребенком», «Словесные игры и упражнения»;
- создание альбома-раскраски «Герои моих любимых стихотворений».
3.3.Заключительный:
- конкурс чтецов по стихотворениям А. Л. Барто;
4. Результаты проекта
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку систематически вовлекаться в игровые действия. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, систематизирует полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Перспективное планирование работы по реализации проекта
Срок Виды деятельности Задачи Дидактический материал и оборудование
Октябрь
Оформление книжного уголка, выставки иллюстраций по творчеству Агнии Барто.
Февраль
3 февраля «Беседа об А. Л. Барто, показ книг, иллюстраций»
Игровое упражнение «Послушай стихотворение и найди игрушку»
4 февраля
Подвижная игра «Зайка беленький сидит». Познакомить детей с писателем А. Барто. Развивать интерес к стихотворениям. Развивать слуховое внимание. Учить детей в подвижной игре выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Иллюстрации к произведениям, портрет писателя, книги из цикла «Игрушки», игрушки.
5 февраля « Чтение и заучивание стихотворения «Лошадка»»
Игровое упражнение «Цирковая лошадка» Развивать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать дружеские отношения в совместной игровой деятельности. Текст, иллюстрации, игрушка лошадка, лошадка - качалка.
6 февраля «Чтение стихотворения «Мячик»»
Экспериментальная деятельность «Утонет ли мяч в воде» Развивать умение активно повторять за воспитателем отдельные слова и фразы. Расширять активный словарь детей. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, в процессе которой побуждать детей на речевые высказывания. Текст, игрушка – мяч, камешек, тазик с водой.
10 февраля «Заучивание стихотворения «Мячик»»
Продолжать знакомить детей с содержанием стихотворения А. Барто «Мячик». Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам, учить разнообразным играм с мячом. Текст, иллюстрации, игрушка – мяч.
11февраля «Рисование «Мой веселый звонкий мяч».»
Подвижная игра «Прокати мяч в ворота». Вызвать положительный эмоциональный отклик к описанному в стихотворении событию. Учить изображать в рисовании сюжет к произведению А. Барто. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Иллюстрации, игрушка – мяч, бумага, краски.
12 февраля «Рассматривание игрушки - мишка. Составление рассказа описания .»
Логоритмика «Медвежата». Учить детей рассматривать игрушку, рассказывать о ней. Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде, числе и падеже. Развивать мышление, память, умение четко поизносить слова. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Формировать умение двигаться в соответствии со словами. Игрушка – мишка.
13 февраля «Беседа «Почему нужно беречь игрушки». Чтение стихотворения «Мишка».
Подвижная игра «У медведя во бору…» Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Пробуждать в детях чувство сопереживания и желание помочь тому, кто нуждается в помощи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Текст стихотворения, игрушки, шапочка медведя.
14 февраля «Проблемная ситуация»:
Мишку уронили на пол, оторвали лапу что делать?
Сюжетно-ролевая игра «Больница». Знакомить с некоторыми трудовыми действиями, из которых состоит работа врача. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Развивать диалогическую речь. Игрушка, бинт, халат доктора, лекарства
.
17 февраля Заучивание стихотворения «Мишка».
Логоритмика «Медвежата». Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Формировать умение двигаться в соответствии со словами. Текст, иллюстрации, игрушка – мишка.
18 февраля « Чтение и заучивание стихотворения «Зайка»»
Подвижная игра «Зайка беленький сидит».
Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Расширять словарь детей. Учить детей в подвижной игре выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, иллюстрации, игрушка – зайка.
19 февраля «Чтение и заучивание стихотворения «Козленок»».
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Собери картинку». Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Развивать логическое мышление. Текст, иллюстрации, игрушка – козленок, картинки- пазлы.
20 февраля « Повторение стихотворений «Зайка», «Козленок»».
Подвижная игры «Зайка беленький сидит», «Идет коза рогатая». Вызвать желание слушать стихотворения повторно. Приучать детей правильно произносить звук в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре Текст, иллюстрации, игрушки – козленок, зайка.
21 февраля« Чтение и заучивание стихотворения «Бычок»».
Дидактическая игра «Чей малыш?»
Игровое упражнение «Идет бычок качается» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать логическое мышление. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, иллюстрации, игрушка – бычок.
24 февраля «Чтение и заучивание стихотворения «Слон»».
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Вовлекать детей в
коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Текст, иллюстрации, игрушки животных.
25 февраля «Чтение и заучивание стихотворения «Грузовик»».
Подвижная игра «Мы - шоферы»
Дидактическая игра «Светофор». Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Закреплять знания ПДД, формировать основы безопасного поведения. Текст, иллюстрации, игрушка – грузовик, игрушечные рули, светофор.
26 февраля «Драматизация детьми знакомых стихотворений».
Формировать умение инсценировать стихи, развивать интонационную выразительность речи. Текст, иллюстрации, игрушки – бычок, слон, грузовик.
«Чтение стихотворения А. Барто «Снег»».
Дидактическая игра «Где снежинка?». Продолжать формировать умение на слух воспринимать текст стихотворения. Закрепить представление о зиме как времени года. Учить выполнять соответствующие тексту движения. Текст, иллюстрации – снегопад.
27 февраля «Заучивание стихотворения «Кораблик»».
Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно читать его. Продолжать расширять и обогащать словарный запас. В игровой форме учить работать по картинкам-схемам. Текст, волшебный мешочек, игрушки: кораблик, мальчик – кукла, веревка, шапка, лягушка, картинки – схемы.
« Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на кораблике»».
Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Атрибуты для с/р игры.
28 февраля «Чтение и заучивание стихотворения «Самолет»».
Подвижная игра «Самолеты». Познакомить детей с новым стихотворением. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, игрушка – самолет, иллюстрации.
«Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»».
Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Формировать умение принимать игровую роль, участвовать в несложном диалоге. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Корзина с игрушками, касса магазина, бейджик для продавца-кассира, ценники и деньги с изображением геометрических фигур, тележка для товара.
«Конкурс чтецов по стихотворениям А. Л. Барто».
Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям. Медали для победителей.
Просмотреть с детьми фото- и видеоматериалы игровой деятельности за учебный месяц. Учить детей делиться впечатлениями от увиденного, формулировать свои мысли, строить речевое высказывание.