№ | № слайда презентации, используемое СО | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Образовательный эффект |
этап 1. Организационно-мотивационный этап 5 мин. |
1 | Слайд 1 | - Все расселись по местам, Никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!” - Ребята, сегодня нас ожидает путешествие в мир финансовой грамотности, я приглашаю вас принять участие в интересном квесте, где много увлекательных, иногда даже трудных, заданий, но я уверена, что вы достойно пройдете все испытания! Я желаю вам быть дружными, внимательными, активными! Давайте скорее начнем наше путешествие. Команды у нас готовы. Каждая команда получает маршрутный лист (Приложение 1), где указано, в какой последовательности вам нужно посетить станции. Будьте внимательны, не забывайте вписывать заработанные вами денежки! А денежки за знания сегодня – это вот такие «финансики» (Приложение 2), копите их и храните в ваших кошелечках (Приложение 3). Я желаю удачи всем командам! Мы начинаем! | Знакомятся с порядком работы на занятии. | Положительный настрой на работу. |
этап 2. Этап актуализации знаний 30 мин. |
Квест состоит из пяти станций, на каждой станции предлагаются задания в различных формах, способствующие актуализации и обобщению знаний по заявленной теме |
Станция «История денег» |
2 | Приветствие на станции. СО – раздаточный материал. | - Ребята, рада вас приветствовать на станции «Из истории денег». На этой станции вам предстоит выполнить 3 задания из истории появления денег, справившись с которыми, можно заработать 12 финансиков. - Итак, начнем. | Приветствуют руководителя станции, слушают инструкцию. | Положительный настрой на работу. |
| Задание 1. Первые деньги на Земле | - Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но шло время… И у людей возникла необходимость приобретать товар. - Вспомните, что было в качестве первых денег? Рассмотрите демонстрационный материал (Приложение 4). - Разложите раздаточные карточки в соответствии: первые деньги – страна. Проверка выполненного задания. На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья. А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то – железные гвозди и топоры, а где-то – даже шерсть слона! -Почему возникла необходимость появления первых денег? | - В качестве первых денег использовали сушеную рыбу, раковины каури, перья, соль, чай, шкуры животных. Рассматривают раздаточный материал. Устанавливают соответствие. Высказывают свое мнение. | Обобщение знаний по теме (повторение терминов: обмен, бартер, товары, услуги). Формирование умения устанавливать соответствия. |
| Задание 2. Игра «Бартер» | - Со временем люди стали встречаться и обмениваться товаром между собой. Обмен товара один на другой называется бартер. - Ребята, предлагаю Вам представить, как это происходило в древние времена и поиграть в игру «Бартер» (Приложение 5). Педагог объясняет правила игры и раскрывает ситуацию. Антон принёс сапоги и ему нужен гусь. Борис принёс топор и ему нужна рубашка. Вася принёс рубашку и ему нужна пила. Гриша принёс пилу и ему нужны сапоги. Дима принёс гуся и ему нужен топор. Задание: торговец Антон посредством бартерного обмена должен получить гуся. Затем происходит обмен. Решение: 1 обмен. Антон отдаёт Грише сапоги и получает пилу. 2 обмен. Антон отдаёт Васе пилу и получает рубашку. 3 обмен. Антон отдаёт Борису рубашку и получает топор. 4 обмен. Антон отдаёт Диме топор и получает гуся. Вывод: Ребята, в результате четырёх обменов Антон получил то, что хотел, причем, товар был получен без денег. - Как вы думаете, что удобнее — приобретать необходимые товары за деньги или обмениваться ими? (Обменять товары всегда труднее, чем их купить.) | Обучающиеся принимают правила игры, ищут возможные варианты для проведения обмена. | Освоение способов решения проблем творческого характера. Развитие навыков сотрудничества. |
| Задание 3. Старинные деньги | - Слово «деньги» произошло от «деньга» - это была серебряная монета времен Дмитрия Донского (Приложение 6). 1 деньга =1/2 к, 1 полушка = ¼ коп. - Решите задачу: Яблоки стоят по 24 деньги за штуку. У первого покупателя в кошельке только копейки, у второго – только полушки. Сколько каждый из них заплатит за одно яблоко? - Проверка задания. (Ответ: один заплатит 12 к, другой 48 полушек.) | Решают задачу. Ответ выкладывают с помощью раздаточного материала. | Закрепляют знания о старинных денежных единицах, развивают умение их соотносить. |
| Подведение итогов. | Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вам удалось набрать? Спасибо за работу! Желаю дальнейших успехов! | Подсчитывают монеты - финансики. Вписывают количество заработанных финансиков в маршрутный лист. | |
Станция «Задачкино» |
3 | Слайд 2. Слайд 3. Задача 1 | - Ребята, рада вас приветствовать на станции «Задачкино». Вам предстоит решить задачи и за правильный ответ получить финансики. Первая задача оценивается в 1 финансик. Трехлитровая банка морошки стоит 2250 рублей. Выберите купюры, которыми можно расплатиться за покупку. - Проверка решения задачи. | Читают задачу, выбирают варианты оплаты покупки. | Положительный настрой на работу. Формирование умения набирать сумму разными купюрами. |
| Слайд 4. Задача 2 | - Решаем задачу № 2. За правильное решение вы получите уже 2 финансика. Летом килограмм клубники стоит 120 рублей. Маша купила полкилограмма клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить со 100 рублей? - Проверка решения задачи. (Ответ: 40 руб.) | Решают задачу. | Формирование умения решать задачи на нахождение стоимости покупки и сдачи. |
| Слайд 5. Задача 3 | - Решаем задачу № 3. За правильное решение вы получите уже 3 финансика. На каргопольской ярмарке семья Потаповых продала глиняные игрушки: 3 медведя по 50 рублей за штуку, 2 Полкана по 100 рублей за штуку, и одну птицу Сирин за 200 рублей. Сколько Потаповы получили прибыли, если на материалы потратили 150 рублей. - Проверка решения задачи. (Ответ: 400 руб.) | Решают задачу. | Формирование умения решать задачи на нахождение прибыли. |
| Слайд 6. Спасибо за работу. | Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вы заработали? Спасибо за работу! Желаю дальнейших успехов! | Подсчитывают денежки. | |
Станция «Азбука финансовых понятий» |
4 | СО: раздаточный материал. | - Ребята, вы попали на станцию «Азбука финансовых понятий». Я вам предлагаю разгадать кроссворд (Приложение 7). Алгоритм работы следующий: 1) Прочитайте вопрос. 2) Разгадайте слово. 3) Запишите ответ. 4) Переходите к следующему вопросу. Проверка результатов. За каждый правильный ответ – 1 финансик. - Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вы заработали? Спасибо за работу! Желаю дальнейших успехов! | Коллективно решают кроссворд. Подсчитывают количество правильных ответов. Подсчитывают количество финансиков. | Актуализация знаний по теме, повторение терминов: бюджет, стипендия, пенсия, товар, зарплата, деньги. Использование данных терминов в жизненной ситуации. |
Станция «Сказка – ложь, да в ней намёк!» |
5 | СО: компьютер, мультимедиа, презентация. Слайд 7. Слайд 8. «Выберите категорию и цену вопроса». | - Уважаемые участники финансового путешествия, рада вас приветствовать на станции «Сказка – ложь, да в ней намёк!». Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами две темы вопросов: «Сказочные финансисты из России» и «Сказочные финансисты из зарубежных стран». В каждой теме содержится по три вопроса. Каждый вопрос стоит разное количество финансиков: чем сложнее вопрос, тем больше финансиков вы можете заработать, если дадите верный ответ. Каждая команда может по очереди выбирать любую тему и сложность задания. Если команда не может дать ответ на выбранный вопрос, соперники могут ответить правильно на этот вопрос и заработать дополнительные финансики. | Изучают предложенные темы, совещаются, какие вопросы будут открывать. Вопросы открывают в произвольном порядке. | Актуализация познавательного интереса. Выработка победной стратегии. |
| Категория 1. Вопрос 1. | Задание: Корней Иванович Чуковский считает, что её достаточно, чтобы купить на базаре самовар! Как называется эта валюта? | Дают ответ: Денежка. | Активизировать познавательный интерес к сказочным сюжетам с финансовым содержанием, способствовать внимательному чтению литературных произведений, развивать навыки сотрудничества, принятия коллективных решений. |
| Категория 1. Вопрос 2. | Задание: В сказке Степана Писахова поп нанимал работницу, обещая ей, что через 100 годов она станет богатейкой, потому что заработает за это время много денег. Сколько заработает девушка? | Дают ответ: 100 рублёв. |
| Категория 1. Вопрос 3. | Задание: Герой произведения Алексея Толстого открыл вклад путём закапывания денег в землю. Сколько монет внёс герой на свой сберегательный счёт? | Дают ответ: 5 монет. |
| Категория 2. Вопрос 1. | Задание: Как называется финансовое учреждение, куда Али-Баба с друзьями вносили на сохранение свои денежные средства? | Дают ответ: Пещера. |
| Категория 2. Вопрос 2. | Задание: Какая профессия была у знаменитого утки-миллионера Скруджа Макдака? | Дают ответ: Банкир. |
| Категория 2. Вопрос 3. | Задание: Какой валютой расплачивались волшебники из сказочных историй про Гарри Поттера? 1) Доллар. 2) Фунт стерлингов. 3) Галлеон. 4) Евро. | Дают ответ: 3) галлеон. |
| | Подведем итоги. Посчитаем, сколько финансиков заработала команда. | Считают количество заработанных финансиков. |
Станция «Секреты денег» |
6 | СО: презентация, компьютер, проектор, экран, купюры и монеты. Слайд 21. Современные деньги России. | - Ребята, рада вас приветствовать на станции «Секреты денег». - Рассмотрите информацию на слайде. О каких деньгах пойдет речь? - На какие 2 группы можно разделить представленные деньги? - Кого называют нумизматами? - Итак, вам предстоит выполнить 3 задания, справившись с которыми, можно заработать 7 финансиков. | Изучают информацию и делают вывод, что речь пойдет от современных деньгах России. Отвечают на вопросы. - На монеты и купюры. - Это те, кто собирают редкие монеты. | Положительный настрой на работу. Формирование понятий по теме. |
| Слайд 22. «От Москвы до самых окраин…» (города на купюрах) Слайд 23. Купюры. На столе представлены купюры номиналом 50 р, 200 р, 500 р, 1000 р, 2000 р. | - Первое задание: перед вами купюры, назовите города, достопримечательности которых изображены на представленных купюрах. За каждый правильный ответ – 1 финансик. | Рассматривают купюры, называют города. | Формирование умения описывать современные деньги России. |
| Купюры номиналом 50 р, 200 р, 500 р, 1000 р, 2000 р и монеты номиналом 10 р., 5 р, 50 к. | - Второе задание: назовите и продемонстрируйте на купюрах не менее трех способов защиты денег от подделок. За правильный ответ – 1 финансик. | Называют способы защиты денег от подделок: специальные насечки на гурте монеты, номер на купюре, водяные знаки, др. | Формирование умения отличать настоящие деньги от фальшивых. |
| Купюры (200 р., 100 р., 2 по 50 р.) и монеты (3 по 10 р., 3 по 5 р., 3 по 50 к., 3 по 5 к., 2 по 1 к.) | - Третье задание: перед вами купюры и монеты. Посчитайте, сколько денег всего. За правильный ответ – 1 финансик. | Считают, сколько денег на подносе (446 р. 67 к.) | Формирование умения считать деньги. |
| Слайд 24. Спасибо за работу. | Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вам удалось набрать? Спасибо за работу! Желаю финансового благополучия! | Подсчитывают финансики. | |
этап 4. Этап подведения итогов 5 мин. |
7 | | Уважаемые участники команд, давайте подведем итоги, посчитаем количество финансиков у каждой команды. | Считают количество заработанных финансиков. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
этап 5. Оценочно-рефлексивный этап 3-5 мин. |
8 | | Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня: Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами | Осознание проделанной работы. Подведение итогов занятия. | Излагают свою точку зрения и признают возможность существования других мнений. Анализируют степень усвоения темы, выделяют наиболее сложные моменты, с которыми требуется дополнительная работа. |
9 | | Планирование будущей работы: Учитель предлагает детям провести мероприятие «Ярмарка Мастеров», в ходе которой можно на заработанные финансики приобрести поделки. | | |