СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект внеклассного мероприятия по химии "Что узнали, что умеем, изучая химию"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект  внеклассного мероприятия по химии для учащихся 5 - 7 классов

Просмотр содержимого документа
«Проект внеклассного мероприятия по химии "Что узнали, что умеем, изучая химию"»



МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»











Итоговый проект

на тему: «Что узнали, что умеем, изучая химию »

(внеклассное мероприятие)



















Ученика 10 класса

Марченкова Павла Сергеевича

Руководитель проекта:

учитель химии: Колотина Н.Л.



2018г

Содержание:

  1. Введение

  2. Литературный обзор

  3. Ход работы, материалы и методы.

  4. Вывод.

  5. Список литературы.

  6. Приложение





































Паспорт проекта

Тема проекта

Что узнали, что умеем , изучая химию

Учебный предмет

Химия

Участники проекта

Учащиеся 5 -7 класса

Руководитель проекта

Колотина Наталья Леонидовна

Тип проекта

Познавательный

Актуальность

Познание начинается с удивления. Химия- наука экспериментальная, поэтому занимательный химический эксперимент должен способствовать усилению изучения химии учащимися, как предмета школьного курса


Цели проекта

Развитие познавательной деятельности учащихся к химии через показ занимательных опытов.


Задачи проекта

. 1.Заинтересовать учащихся в изучении химии.

2.Дать учащимся первые навыки обращения с химическим оборудованием и веществами.

3.Воспитывать соблюдение правил техники безопасности, на примерах выполнения демонстрационных опытов.

4. Повышение познавательной активности учащихся по химии, демонстрируя её занимательную сторону


Сроки

Октябрь 2018 года – Март 2019 года

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап. Обсуждение с учащимся вопросов, связанных с постановкой проблемы, выполнением проекта, использованием доступа к Интернету и пр. Определение цели и задач проекта.

2. Основной этап. Работа с различными источниками информации с целью поиска ответа на поставленные вопросы; выполнение необходимых работ. Ознакомление учащегося с критериями оценивания итогового проекта . Предварительный просмотр собранного учащимся материала, рекомендации для дальнейшей работы. Организация выполнения учащимся самостоятельных исследований и выполнение практической части по теме проекта.

3.Заключительный этап. Итоговое занятие с представлением подготовленной работы. Оценка проведенной работы (самооценка, оценка учителя).Защита проекта.

Продукты проекта

Внеклассное мероприятие







Тема проекта: «Что узнали, что умеем, изучая химию».

Актуальность: Познание начинается с удивления. Химия- наука экспериментальная, поэтому занимательный химический эксперимент должен способствовать усилению изучения химии учащимися, как предмета школьного курса.

Цель: развитие познавательной деятельности учащихся к химии через показ занимательных опытов.

Задачи: 1. Заинтересовать учащихся в изучении химии.

2.Дать учащимся первые навыки обращения с химическим оборудованием и веществами.

3.Воспитывать соблюдение правил техники безопасности, на примерах выполнения демонстрационных опытов.

4. Повышение познавательной активности учащихся по химии, демонстрируя её занимательную сторону.





















Литературный обзор

Во все времена химия имеет большое значение в развитии различных наук, техники, народного хозяйства. Каждый человек стремится полнее и больше познать окружающий мир, химические явления и другие законы природы. Поэтому популяризация химических знаний среди молодёжи - одна из форм получения их. Химия - наука экспериментальная, поэтому занимательный химический эксперимент должен повысить интерес учащихся к изучения данного предмета.(3)

Знакомство с химией можно осуществлять в занимательной и доступной форме во внеклассных мероприятиях. Необычные и интересные химические опыты, сопровождающиеся ярким внешним эффектом просты в исполнении, доступны для понимания и наглядны. Занимательный химический эксперимент помогает развивать познавательные интересы, побудить учащихся к творческому поиску, к научно-исследовательской работе.

Учащиеся, наблюдающие за химическими превращениями, убеждаются, что «химических чудес» не бывает; в явлении нет ничего таинственного, все они объяснимы, т.к. подчиняются естественным законам. Познание их обеспечивает возможность широкого использования химических превращений в практической деятельности человека.(4)





















Ход работы

Дорогие ребята! Добро пожаловать на наше внеклассное мероприятие, которое будет проходить в виде занимательных опытов.

Этот химический праздник проведу для вас я, Марченков Павел, а также моя помощница, моя одноклассница - Чинченко Маша. Мы - учащиеся 9»Б» класса.

Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас. Она нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю и многим другим. С другой стороны это наука абстрактна: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает грозные формулы и сложные законы.

Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука- старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования… И старая наука молодеет…


Химия – интересная увлекательная наука. При помощи химии наша жизнь становится интересней и разнообразнее.

Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем

С химией мы бок обок живем!



Хоть чудес на свете нет. 

Химия дает ответ. 
«Чудеса на свете есть. 
И, конечно, их не счесть!»



Но прежде чем приступить к практической части мероприятия, прослушайте шуточные правила техники безопасности.

Войдя в химический наш кабинет,

Не нарушай учителей совет:

И если даже ты не трус,

Не пробуй вещества на вкус!

И нюхать их не думай ты.

Пойми, что это не цветы!

Ничто руками не бери,

Ожег получишь, волдыри!



Чай и вкусный бутерброд 
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя - 
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.



Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.



В кабинете химии

Много всяких штучек:

Колбочки, пробирки,

Воронка и штатив.

И тянуть не нужно

Понапрасну ручек,

А то прольешь случайно

Ценный реактив


Итак, объявляю вечер, посвященный химии открытым!!!

Сейчас мы проведем и покажем ряд демонстрационных опытов, которые откроют для вас красивую и таинственную сторону химии…»


1-ый: жарко здесь, хочу я пить. У кого б воды спросить?

2-ой: я бы выпила немного газировки без сиропа.

3-ий: ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть - чуть, немного.

4-ый: братцы, мне нужна корова - молочка хочу парного!

Ведущий: вы ребята пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу: я ведь химию учу! Подставляйте – ка стаканы! Опыт точно проведём.


«Превращение жидкостей»

Опыт №1: 4 стакана с веществами. Ведущий наливает в каждый из колбы вещество.


В: вот вода, вот газировка, вот парное молоко. Получилось очень ловко! Я ведь химию учу. Стоп ребята, погодите, чтобы не было беды, вы пожалуйста не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Вы запомните друзья : здесь ни пить , ни есть нельзя!


«Фотоателье»


В: на нашем вечере сегодня работает необычное фотоателье. Для того чтобы получить портрет нужны добровольцы.

Опыт №2 ( Вызывает 4 учеников. Один рисует , другой позирует. Листки с портретами высушиваем на штативе 20 мин.) Портреты будут готовы через 20 минут.


«Снег и соль»

В: Мы знакомы с чудесами! Делать их умеем сами. Мне нужен помощник из зала.

На обычную дощечку наливается вода

и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.

Насыпаю в стакан соль,

а ты, дружок, мешать изволь.

Считаю до пяти, а ты всё палочкой крути.

Опыт№3 ( стакан со снегом, фанерка, нитрат калия , ст. палочка).


«Несгораемый платок»

В: Вспомните волшебные предметы из сказок (ответы детей).

Улетел наш ковер-самолет,
Самобранки у нас тоже нет,
Есть платок, он сейчас загорит,
Но, поверьте, не сможет сгореть.

Опыт №4: смочить платок в смеси клея и воды (силикатный клей + вода = 1:1,5), слегка подсушить; затем смочить спиртом и поджечь. Или смочить в воде, а затем спирте и поджечь. Платок держать хим. щипцами.

«Дым без огня»

В: бывает ли дым без огня? Вспомните старую поговорку «Дыма без огня не бывает», а у нас, химиков, бывает!

Опыт №6: нитрат аммония смочить немного 25% раствором аммиака. По ст. палочке прилить немного соляной кислоты (конц.).

«Костёр без спичек»

В: в походе может возникнуть ситуация, при которой спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась, но это не помеха для человека знакомого с химией, он может разжечь костер без спичек или зажигалки.

В чудесах химических я уже остёр,

без огня, без спичек разведу костёр.

Наложу лучинок – дров и костёр уже готов.

Возьму в руки ватку, спиртом намочу,

на костёр им капну: гори, раз я хочу!

Сейчас я покажу как это умеют делать химики.


Опыт №7: со спиртом или глицерином.


« Змеи»

В: в Индии, в Египте можно наблюдать танцы змей под дудочку заклинателей. Давайте и мы попробуем заставить «змей» танцевать, только заклинателем у нас будет огонь.

Опыт№8: на подставку положить таблетку сухого горючего, на нее положить 3 таблетки глюконата кальция и поджечь. Образуется светло-серая масса по форме напоминающая змей. Или таблетки сульгина, фталазола, биссептола. Большие из сахарной пудры.



«Заживление раны»

Опыт №9: на столе три пузырька: «йод» (раствор FeCl3), «спирт» (KCNS), «живая вода» (NaF).

В: Вот вам еще одно развлечение
Кто даст руку на отсечение?  
Жаль руку на отсечение, 
Тогда нужен больной для лечения! (приглашается самый смелый мальчик)
Оперируем без боли.
Правда будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте спирт.
Один момент! (дает спирт КCNS) .Спиртом смажем мы обильно.
Не вертитесь, пациент, 
Дайте скальпель, ассистент! 
(«скальпель» - палочка, смоченная в FeCl3

Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От пореза ни следа! 
«йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.



«Вулкан»

В: Полна чудес могучая природа,
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы,
Порывы ветра и морской прибой…
Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами.

А сейчас друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане. Вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.

Опыт10: на поднос насыпать горкой бихромат аммония, добавить порошок магния, капнуть спирт, поджечь.

На этом окончить хотим мы

И желаем всем обязательно

отличных успехов по химии.



Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!







































Приложение.

Опыт №1: превращение жидкостей. 4 стакана. На дне 1-го ничего.2-ой карбонат натрия,3- метилоранж,4-хлорид бария. Приливаем серную кислоту.


Опыт №2: фотоателье. 2 листа бумаги, кисточки, штативы. Нитрат калия, жёлтая кров. соль. Обработка : хлорид железа, тлеющая лучинка. Или гидроксид калия и фенолфталеин.


Опыт №3: снег и соль. Фанерка, стакан, снег, нитрат калия или аммония, ст. палочка.


Опыт №4: несгораемый платок. 2 чашки, платок, тигельные щипцы, вода, спирт, спички.


Опыт №5: дым без огня. На дно колбы налить немного капель нашатыря 25% и прилить несколько капель конц. соляной кислоты.


Опыт №6: костёр без спичек. Делаем смесь, размером с горошину из кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Помещаем смесь в фарфоровую чашечку и сверху на нее ложем лучинки (дрова), таким образом, что бы они не касались смеси. Смачиваем ватку обильно спиртом и выдавливаем каплю спирта на смесь. Костер загорается.

Или В фарфоровую чашку помещают 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, накладываем лучинки в виде колодца, а затем из пипетки наносят 3 – 4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется.


Опыт №7: «Змеи» на подставку положить таблетку сухого горючего, на нее положить 3 таблетки глюконата кальция или фталозол, или биссептол, или сульгин и поджечь. Образуется светло-серая масса по форме напоминающая змей. Или: 2 дес. ложки сахарной пудры + 2 дес. ложки соды хорошо перемешать. На металлический лист выложить большой горкой речной песок. Разровнять верх в виде «ложа». Гору песка из шприца смочить спиртом. На «ложе» выложить смесь соды и песка. Поджечь.

Опыт №8: «Заживление раны». Растворы хлорида железа (3), роданида калия, фторида натрия, пластмассовый нож, вата.


Опыт №9: «Вулкан». На поднос насыпать горкой бихромат аммония, добавить порошок магния, капнуть спирт, поджечь

Заключение

Продуктом проекта явился сценарий внеклассного мероприятия, который был проведён для учащихся 5-7 классов с целью повышения интереса к предмету. Мероприятие было интересно для них. Ученики активно участвовали в его проведении, узнали много нового в познавательном плане: правила соблюдения техники безопасности не только в кабинете химии, но и в быту. Как показывает проведённый мною опрос, цель проекта достигнута.





Список литературы:

        1. Радецкий А.М. «Знакомьтесь: химия» журнал «Химия в школе» №6 2014

        2. Хомченко Г.П. «Демонстрационный эксперимент по химии» М. Просвещение 1998г

        3. Зайковский И.И. «Занимательная химия» М. Просвещение 1986г

        4. Гусаков А.Х. «Учителю химии о внеклассной работе» М. Просвещение. 1988г

























Критерии результативности

        1. Грамотно подобрать материал для мероприятия.

        2. Разработать методику постановки опытов.

        3. Соблюдение техники безопасности в кабинете химии.

        4. Применение техники безопасности в жизни для предотвращения катастрофы.









































Отзыв

на проектную работу

ученика 10 класса

МБОУ « Шумячской СШ им В.Ф.Алешина»

Марченкова Павла Сергеевича

Тема проекта « Что узнали, что умеем , изучая химию». Данная тема работы соответствует её содержанию. Ученик обосновал выбор темы. Работа актуальна. Цели и задачи выбраны грамотно и соответствуют теме работы и её актуальности. К выполнению работы Павел относился с полной ответственностью. Изучил несколько литературных источников, прежде чем приступил к её выполнению. Хорошо отработана техника постановки опытов, правильно подобраны реактивы. Этот проект имеет практическую направленность, т.к. в результате мероприятия у учащихся возникает интерес к предмету. Также хорошо просматриваются вопросы по технике безопасности не только в кабинете химии, но и в жизни. Эта работа полностью выполнялась самостоятельно учеником. К работе относился ответственно и с инициативой. Данная работа выполнена в соответствии с критериями результативности и может быть использована учителями на уроках химии в 8-11 классах.



18.11.2018г Руководитель проекта:

учитель химии Колотина Н.Л.







16