УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
«Вода – источник жизни растений» (исследовательский проект)
Оглавление
1.Введение
2.Основная часть
2.1.Зачем растениям нужна вода?
Эксперимент № 1
2.2.Как растения пьют воду?
Эксперимент № 2
2.3.Какова потребность растений в воде?
Эксперимент № 3
3.Заключение
Литература
Приложение 1. Вода - необходимое условие развития и жизни растений
Таблица 1.Ход проведения исследования
Приложение 2. Как растения «пьют» воду?
Приложение 3 . Сколько воды требуется растениям?
1.Введение
Актуальность: мне очень нравятся растения, в том числе и цветы. Я поливала цветок и задумалась, как растение получает воду. Мне захотелось найти информацию по этому вопросу.
Цель: узнать о роли воды в жизни растений.
Задачи:
- изучить литературу о питании растений;
- определить потребность в воде у растений;
- провести наблюдения и исследования и сделать выводы;
- обобщить результаты, защитить проект
Гипотезы:
1). Если растение не получает воды, то оно погибает;
2). Растение «пьёт» воду;
3). Чем больше листьев у растений, тем больше ему требуется воды.
Объект исследования: комнатные растения, срезанные цветы, листья растений.
Предмет исследования: вода - необходимое условие для развития растений
Методы исследования: чтение книг, поиск в Интернете, эксперимент, наблюдение, анализ и обобщение результатов.
Опытным путём я хочу показать, что растениям необходима вода. Растения, как и человек тоже относятся к живой природе. Планирую познакомить с результатами своих исследований одноклассников. Привлечь их к работе по выращиванию и уходу за комнатными растениями.
2.Основная часть
2.1.Зачем растениям нужна вода?
Из детской энциклопедии «Хочу всё знать» я узнала, что растение на 80 % состоит из воды. Она входит в состав, как самого растения, так его семян и плодов. А ещё вода действует как растворитель для минералов, которые находятся в почве и с поглощением воды из почвы, минералы также поступают в организм растения. Вода, испаряясь через листья, охлаждает растения в жаркие и солнечные дни. Но как только растение перестает получать воду, а вместе с ней питательные вещества оно начинает увядать. Чтобы эту информацию проверить, надо провести эксперимент.
Эксперимент № 1. (Приложение 1).
Подготовка: Выбрала здоровое комнатное растение, полила и разрыхлила почву. Ознакомилась с состоянием растения: цвет листьев насыщенный, сверху, снизу темно-бардовый.
Описание исследования: В течение трех недель я наблюдала за комнатным растением. Две недели был прекращен полив растения и рыхление почвы. Все наблюдения за изменениями состояние растения и почвы записывала в дневник. Через две недели растение практически погибло, осталось пара листиков сверху. Затем возобновила полив и рыхление почвы. Растение стало восстанавливаться, вновь расти, через 4 дня появились маленькие листочки, но ещё очень слабые и бледные
За время наблюдения я выяснила, что растениям необходима вода, регулярный полив для хорошего роста и развития. Растение начнет постепенно увядать, если не будет получать нужное для жизни количество воды. В первую очередь оно потеряет свою красоту и упругость всех органов. После чего растение погибает из-за того, что не поступают вместе с водой питательные вещества.
Вывод: гипотеза: если растение не получает воду, то оно погибает - подтвердилась.
2.2. Как растения пьют воду?
В сети - Интернет я прочитала, что листья, как и корни растения, обладают сосущей силой. Стебли и листья большинства растений имеют капилляры (такие тонкие трубочки), по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Они поглощают воду и питательные вещества с помощью трубочек – сосудов, идут вдоль стебля от корней к листьям, и вода движется снизу вверх. Это называется капиллярный эффект. Происходит капиллярный эффект потому, что давление воздуха на жидкость в стакане больше давления внутри стебля или листа. У всех растений эта система одинакова. Чтобы в этом наглядно убедиться, как поднимается вода, решила провести эксперимент с капустными листьями и посмотреть, как растения «пьют», как вода поднимается вверх.
Эксперимент № 2. (Приложение 2)
Для эксперимента стаканчик наполнила водой, добавила в неё пищевой краситель: красный. Поместила в стакан капустный лист. Стала наблюдать. Первый результат увидела уже через час: на нижних частях капустного листа, показались прожилки бледно-розового цвета. А на следующий день прожилки всего листа полностью окрасились в красный, цвет. Значит, вода постепенно поднимается по растению вверх, окрашивая его все выше и выше.
Затем я рассмотрела разрезы листа через лупу и микроскоп и обнаружила окрашенные красителем тонкие трубочки, проходящие по длине листа. Это сосуды растений – капилляры, по которым вода и поднимается. Так растение пьёт воду.
Вывод: В результате проведённого эксперимента гипотеза про то, что растения «пьют» воду подтвердилась.
2.3 .Какова потребность растений в воде?
Итак, я узнала, что растения обладают некоторыми «волшебными» способностями, которые помогают им жить даже тогда, когда их срезают. Именно этим свойством мы пользуемся, когда составляем букеты из цветов и ставим их вазу с водой. В тоже время, я обратила внимание на то, что даже срезанные растения поглощают колоссальное количество воды. А от чего зависит количество потребляемой воды? Наблюдая за комнатными растения, я заметила, что растения с более крупными листьями, требуют большего и частого увлажнения почвы, чем те у которых листьев немного и они меньше. Поэтому я предположила, что потребность в воде связана с количеством и размером листьев у растений.
Эксперимент № 3? (Приложение 3)
Подготовка: Приготовила два одинаковых срезанных цветущих растения – хризантемы, две бутылки с пробками. В пробках бутылок сделала отверстия, чтобы входил стебель. Наполнила бутылки одинаково водой. Сделала отметки на бутылках по уровню воды. У одного растения удалила все листья. Вставила оба растения в емкости с водой.
Стала наблюдать за уровнем воды в бутылках. В течение первых суток вода в емкостях стала уменьшаться, это означает, что растения поглощают воду. Через три дня заметила, что в бутылках уровень воды немного отличается. На пятый день разница в количестве поглощаемой растениями воды абсолютно разная. В той бутылке, где листья были удалены, воды осталось больше.
Вывод: моё предположение, что чем больше листьев у растений, тем больше ему требуется воды, подтвердилось.
Заключение
Проведенная исследовательская работа позволила сделать следующие выводы:
- растениям необходим регулярный полив для хорошего роста и развития, иначе оно может погибнуть;
- растения «пьют» воду, она поднимается по капиллярам снизу вверх; - потребность растений в воде зависит от количества и размера листьев.
Тема исследования «Вода - необходимое условие для жизни растений» заинтересовала меня.
В ходе работы возникли ещё вопросы, связанные с необходимыми условиями развития растений. Поэтому я решила, что в будущем продолжу изучение. Хочу сама выращивать необычные растения, родом из разных уголков нашей планеты и наблюдать за их развитием.
Литература
1.Большая детская энциклопедия. Растения - М.; 2009г. Детская энциклопедия «Хочу всё знать»- М.; 1999г.
2.Занимательные опыты и эксперименты /(Ф.Ола и др.) – М.;2007г.
3.http:// bio.1september.ru
4.http://biofile.ru
Приложение 1
Вода - необходимое условие развития и жизни растений
Восковой плющ Сансевьера
Таблица 1
Ход проведения исследования
Дата | Действия | Наблюдения за почвой | Наблюдения за растением |
14.01.19 | Землю разрыхлила и полила растение | Почва влажная | Цвет листьев насыщенный, сверху зелёный, снизу темно-бардовый. |
16.01.19 | | Почва начала подсыхать | Без изменений |
19.01.19 | | Почва сухая, рыхлая | Без изменений |
22.01.19 | | Почва потрескалась, появился белый налет | Один листочек завернулся |
28.01.19 | | На почве появилась корка | Завернулось еще несколько листочков снизу, начали темнеть и засыхать |
30.01.19 | | Почва сухая | Половина листочков потемнели и засохли, несколько обвалилось. |
03.02.19 | | Почва сухая | Почти все листья стали сухими, и отвалились. Остались только несколько на верхушке растения. |
03.02.19 | Полив растения и рыхление почвы | Почва влажная, рыхлая. | |
04.02.19 | Полив растения | Почва влажная, рыхлая | Оставшиеся листочки стали ярче и насыщенней по цвету |
06. 02.19 | Полив растения и рыхление почвы | Почва влажная | Стал проглядывать на верхушке растения новый первый листик |
09. 02.19 | Полив растения | Почва влажная | Появилась новый лист, светло зеленого цвета |
14. 02.19 | Полив растения | Почва влажная | Появились несколько новых листиков, но светло - зеленого цвета |
Приложение 2
Как растения «пьют» воду?
Приложение3
Сколько воды требуется растениям?
4