Социальный проект
«Доброе сердце»
«На свете, кроме тебя, есть другие люди,
и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи.»
И. Суриков
Идея проекта.
«Без доброты, сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
I. Информационная карта проекта
1
Авторы проекта:
Абакарова Асият Исаевна Старшая вожатая школы
МКОУ « СУлтанянгиюртовская СОШ № 2»
1 этап. Начальный этап.
1.1. Создание рабочей группы.
1.2. Проведение социологического исследования, в целях подтверждения актуальности социального проекта и выбора основных направлений деятельности.
1.3. Определение темы проекта, формулирование его основной мысли, уточнение цели, исходного положения.
этап. Планирование деятельности по выполнению проекта.
2.1.Создание рабочих групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта
2.2.Определение целевой аудитории и последовательность работы по различным направлениям проекта.
2.3.Распределение обязанностей и поручений среди участников рабочих групп.
2.4. Разработка плана социально-значимых мероприятий и оказания посильной помощи.
3 этап. Реализация проекта.
4 этап. Подведение итогов:
4.1.Анализ и сравнение поставленной цели и достигнутых результатов через социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка.
4.2.Оценивание деятельности всех участников проекта.
4.3.Внесение коррективов в проект с учетом полученной обратной связи.
4.4.Оценка перспектив развития данного проекта.
13
Предполагаемые результаты
Приобретение подростками опыта социально- значимой, одобряемой деятельности;
повышение уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций участников;
организация эффективной и целесообразной деятельности отряда волонтёров школы, в основу которой будут положены нравственные ценности детей и подростков;
организация и проведение социально-значимых мероприятий, оказание посильной помощи в решении социальных проблем в микрорайоне школы;
сотрудничество детей и взрослых в процессе реализации проекта.
Актуальность проекта
Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем: рыночные отношения требуют таких личностных качеств, как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность. Отсутствие таких личностных качеств личности формирует реформы в стране.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.
Социальный проект направлен на формирование гуманизма, нравственных качеств, формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества.
Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.
Краткая аннотация проекта
Социально-педагогический проект «Доброе сердце!» создан для всех учащихся общеобразовательной школы. Рассчитан на 3года реализации проекта. Практические занятия проводится в форме игр, в работе с населением, экологические десанты и другие занятия.
В период стремительной глобализациии информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.
Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение .
В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива -это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Содержание социально-педагогического проекта таково, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
В настоящее время –время нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.
Социально-педагогический проект «Доброе сердцу» дает возможность создания детского волонтерского движения МБОУ СОШ №10 с УИОП и преследует основную идею -воспитать поколение людей, способных помочь, понимающих, строящих свои взаимоотношения с людьми на принципах уважения к человеку .
Цель волонтерского движения -содействовать развитию детского волонтерского движения в школе, формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества. Успех школьного волонтерского движения зависит от позитивного отношения к детскому волонтерскому движению со стороны государственных и общественных организаций различного уровней, оказание организационной и финансовой поддержки деятельности волонтерских отрядов школы.
Волонтер -новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно-полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и организаций. Участие в социально ценной деятельности традиционно рассматривается как действенное воспитательное средство. Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия существует, и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в социальной поддержке.
В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно полезной работы. Школьники-добровольцы занимаются сбором вещей или организацией праздничных концертов, раздачей подарков ветеранам войны. Кроме того, волонтерское движение в современной школе предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах и других. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что ребята вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Можно выделить такие направления волонтерского движения, которые и определяют следующие задачи:
1. психолого-педагогическое направление -воздействие на самочувствие и поведение участников движения;
2. социально-бытовое -воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы;
3.социокультурное -влияние на уровень культуры, организацию досуга;
4.трудовое -организация трудовой занятости, профориентационная работа;
5.валеологическое -формирование здорового образа жизни;
6. социально-правовое -повышение уровня правовой культуры, защита прав человека;
7. профилактическое -предотвращение возникновения социально-запущенной, маргинальной молодежи;
8.лидерское -формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни;
9. патриотическое -воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам;10. информационное -внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм, методов, методик.
Волонтерское движение - это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.
Мы ставим для себя такие цели:
Апробация новых форм организации занятости подростковдля развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность .
Организация условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
Формирование сплоченного коллектива волонтеров и возрождение идеи шефства как средства распространения волонтерского движения.
формирование потребности к социально нравственным действиям;
формирование социальных умений, социализация личности детей;
развитие гражданских качеств;
формирование опыта нравственного поведения и общения;
Формирование умения волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
Организация механизма взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Организация условий, способствующих оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Для организации волонтерского движения необходимо руководствоваться следующими законодательными актами:
Закон РФ «Об образовании»;
Конституция РФ, Конвенция ООН по правам ребенка; Гражданский кодекс РФ
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений от 28.06.1996 №98-ФЗ»
Семейный кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ
Устав школы
Направление деятельности.
«Милосердие» . Организация реальной помощи приютам бездомных животных. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости , сострадания.
«Экология» . Выявление и посильное решение экологических проблем города. (Благоустройство , озеленение).
«Творчество» . Формирование социально-активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей. Организация праздников, концертов для ветеранов ,родителей и младших школьников, воспитанников детского сада.
«Здоровье » . Участие в различных спортивных мероприятиях, пропаганда ЗОЖ,
Этапы деятельности волонтерского движения.
1.Организационный :создание волонтерской группы.
2. Обучающий: обучение волонтеров навыкам волонтёрской деятельности.
3.Проектирование: планирование мероприятий на год.
4. Деятельность по проекту: реализация деятельности волонтерского отряда.
5. Подведение итогов: анализ работы, определение перспектив.
Элементы в волонтерском движении:
Планирование
Поиск волонтёров
Контроль и проверка
Поощрения
Информация
Вовлечение
Управление (менеджмент)
Потенциалы развития
Освещение деятельности блоков проекта;
Публикации по проблемам волонтёрского движения;
Привлечение родителей к проведению различных мероприятий;
Использование информационных стендов, листовок, плакатов.
Ожидаемый результат.
1. Вовлечение большого числа детей и подростков класса в активную общественную жизнь.
2. Рост социальной и общественной активности; формирование зрелой гражданской позиции;
3. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.
4. Появление людей, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни; формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений, наций, религий.
5. Навыки сотрудничества друг с другом и другими людьми.
6. Формирование понятия о ценности совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
7. Приобретения опыта общения.
8. Осмысление своих реальных возможностей.
ПЛАН
основных мероприятий деятельности волонтерского движения «Доброе сердце»
на 2019-2020 учебный год
Акция «Помоги птицам» (изготовление кормушек и кормление птиц )
Акция посади дерево
Сбор Макулатуры
Участие в акции «Киноэкология»
Октябрь –май
Сентябрь-октябрь
Декабрь
Апрель -май
Творчество
1.Организация и проведение концертов, новогодних утренников для ветеранов, родителей и учащихся МБОУ СОШ №10
2. Участие в различных творческих конкурсах.
3.Проведениеконцертных программ и театральных постановок для воспитанников детских садов
Здоровье
1.Организация спортивных соревнований среди учащихся младших классов.
2. Участие в спортивных соревнования школы и районных соревнованиях.
3. проведение мероприятий по профилактике ПАВ и пропаганде ЗОЖ
В течение года
Заповеди волонтеров школы
1.Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2.Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3.Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
4.Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
1.Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2.Будь генератором идей!
3.Уважай мнение других!
4.Критикуешь –предлагай, предлагаешь -выполняй!
5.Обещаешь –сделай!
6.Не умеешь –научись!
7.Будь настойчив в достижении целей!
8.Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни –пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
1.Хотим, чтобы стало модным –Здоровым быть и свободным!
2.Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
3.Акции –нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам –НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо -самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа
4.Готовы доказать на деле: Здоровый дух –в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ) .
5.Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
6.Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело –планирование! Волонтеры освоили новый подход –Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее -это мы! ”)
7.День волонтера имел успех. Желающих много –берем не всех! Ждет новичков перевоплощение –Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний –посвящение в волонтеры.)
8.Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
Качества волонтеров:
Сочувствие людям
Здравый смысл: уступчивость, практическая смекалка, умение работать в команде Последовательность
Надежность
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап –1 этап:
подбор методического материала на основе учета тематики деятельности отряда;
установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры;
размещение информации об отряде на школьном сайте;
Организационный этап –2 этап
сбор отряда;
знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда;
изучение патриотических установок и гражданской позиции;
привлечение детей и подростков разных категорий в различные кружки, клубы, студии, по интересам;
Основной этап –3 этап –непосредственная реализация проекта
реализация основной идеи проекта;
организация деятельности волонтерского движения;
проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий;
Заключительный этап-подведение итогов деятельности отряда.