Краткосрочный проект «Волшебница вода»
старшая группа
Воспитатель: Дремина Е.С.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Срок реализации проекта: С 12 – 16 февраля (неделя)
Актуальность:
Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса – усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения
Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к людям и природе. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности
Объект: Вода в нашей жизни.
Гипотеза: Мы предположили, что без воды нельзя прожить
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.
Обоснование проблемы:
Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а также ее значимости;
Ухудшение экологической обстановки
Цель проекта: Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.
Задачи:
Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное);
Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;
Развивать навыки элементарного экспериментирования;
Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу;
Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности;
Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а также коммуникативных навыков.
Ожидаемые результаты:
Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
Овладеть элементарными навыками экспериментирования
Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
Повышение знаний с области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи).
Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип диалогического общения, как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта:
Экологические занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный
Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок экологии и экспериментирования в группе
Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).
Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.).
Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой» Сбор иллюстративного материала
II этап: основной
I блок – Социально-коммуникативное развитие
Беседа «Вода, вода – кругом вода» Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, газообразное, твердое).
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. Конспект
Беседа «Чистота та же красота» воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил Конспект
Собери мозаику «Кораблик»
Развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом
Пальчиковая игра «Водичка – вода», «Моем руки», «речка и рыбка», «По воду». Познакомить детей с новой пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.
II блок – Познавательное развитие
Загадки «О воде» Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствовать активному развитию образности речи, обогащать словарь, углубляя и уточняя знания о предмете. Помогать овладеть образностью слов, усвоить знания о словообразовании, развивать поэтический слух и поэтическое восприятие Картинки с изображением ответов
Опыт №1: «Свойства воды» Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета, поверхностное натяжение и др.). Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода, три стакана, соль, сахар, ложечка, пахучий раствор, краситель разного цвета
Опыт № 2 «Живая вода» Познакомить детей с животворным свойством воды. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода»
Опыт № 3 «Испарение» Познакомить детей с превращениями воды из жидкого, в газообразное состояние и обратно в жидкое. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
Опыт № 4 «Агрегатные состояния воды» Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Блюдце, снег
Опыт № 5 «Очистка грязной воды». Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами. Пластмассовые трубки, пластмассовая воронка, пластмассовая крышка, пластмассовая чашка, пакетик камешков, пакетик шариков, бумажные фильтра, губка, измерительная чашка; стаканчик, бинт, вата, стакан с грязной водой, тарелочка, клеенки, мерная ложка.
III блок – Речевое развитие
Стихотворение С. Погорельского «Весенний ручеек», Л. Люшина «Капелька», Э. Мошковской «Капля в море», Г. К. Андерсона «Дюймовочка», рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», «История одного пруда», «Жила – была Река», Сказка о круговороте воды в природе Надежда Болтачева. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Книги
Набор карточек с изображениями лужа, капли, цветы, пар, горы и т. д.
«Подскажи словечко»
Развивать речь детей, моторику речевого аппарата
IV блок – Художественно-эстетическое развитие
Рисование по точкам «Морские обитатели» Формирование элементарных математических представлений. Лист бумаги, цветные карандаши
Рисование живительная влага. Активизировать мыслительные процессы Лист бумаги, цветные карандаши
Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Цветная бумага, клей
Оригами «Белая кувшинка» Совершенствовать умения создавать объемные поделки из бумаги. Белая бумага
V блок – Игровая деятельность
Разрезные картинки. Развивать мыслительную деятельность, закреплять знания о разных водоемах, воспитывать бережное отношение к воде Фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки
Животные водоемов. Закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность Набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема
Где снежинки? Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
VI блок – Физическое развитие
Подвижная игра: «Мы капельки» Развивать воображение детей, активность в игре.
Подвижная игра: «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
Подвижная игра «Мы – большие киты» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода» Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность Мяч
Создание снежных фигурок. Закрепить приёмы: скатывания, создания шара, а так же знания о свойствах снега; побуждать к декоративному оформлению созданного образа; развивать эстетический и художественный вкус детей. Снег, лопатки, ведерки
Совместная деятельность родителей и детей
Изготовление макета отдельных частей аквариума (водоросли, камни, рыбки и т. д.);
Макета болота
Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.
III этап: Заключительный
В ходе реализации проекта «Волшебница вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Результат работы:
Обогащенные и систематизированные знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы
Повышение компетентности воспитателей по представленной теме
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному вопросу
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе
Вода — это вся наша жизнь.
Без воды все давно бы погибли!
Вода планеты, держись:
Пусть спасут тебя чистые ливни.
Мы тебя не оставим, родная,
Ни за что и уже никогда.
От Байкала и до Алтая
Мы спасём тебя, наша Вода!
Мы все хорошо знакомы с водой: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи; пуская в ручейке кораблики; плескались на речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше: познакомимся с разнообразием воды, зачем она нужна человеку, животным, всему живому. Задумаемся о том, сколько человеку необходимо воды; как мы можем помочь природе предотвратить экологическую катастрофу.
Начинается вода с понятия «капля», а заканчивается понятием «океан». От воды зависит жизнь людей, растений, животных. От человека - судьба воды на планете. Вода присутствует в сложных природных явлениях: гроза, радуга, метель, лёд. Человек должен научиться её видеть, обладать обширными знаниями о природных явлениях, свойствах воды и учиться рационально её использовать.
Вода - самый большой по объему потребления "продукт питания" в рационе человека. Вода- это универсальное вещество, без которого невозможна жизнь. Человек постоянно использует воду в своей повседневной жизни. Вода – непременная составляющая часть всего живого. В растениях содержится до 90% воды, а в теле взрослого человека – около 70%.
Вода — источник жизни,
Источник светлых дней. Взгляни безукоризненно
В стремительный ручей. Напиться хочет каждый,
Ты реки береги, Озера, океаны и малые пруды.
Что такое вода? Это струйка из крана, Это волны и шторм на морях- океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке, И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном. В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем. Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Полезная, нежная, просто безбрежная, Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая. В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами, Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса. Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно, Чтоб сохранилась твоя чистота –
Незаменимая наша вода. Река, и озеро, и пруд.
Всегда нас летом в гости ждут, В жару приятно очутиться
И у ручья — воды напиться. Повсюду, всем вода нужна:
Она и кораблям важна, Плывут, что на морском просторе,
Пшенице, спеющей на поле. И для людей, и для зверей,
Нет ничего воды ценней. Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить! Вода ручьев. Она перед тобой —
То возле ног журчит, то в отдаленье. В пустыне путник, отгоняя зной,
Ее увидев, станет на колени. Вода немногословного ручья
С души усталость снимет и тревоги. Вот снова фляга поднята твоя —
И не страшны суровые дороги. Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она. Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют. Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить. Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда. Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит. Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь. Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда. Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах. Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах. Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой. Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой. Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить, Не умыться, не напиться
И здоровыми не быть. Утром только лишь проснешься -
Сразу личико умой. Будешь чистым и красивым,
Подружись скорей с водой. Что же это за водица?
Кто ответит на вопрос? О водичке все мы знаем
И утрем любому нос: Это дождик и сосулька,
Белый снег и гладкий лед, Ручеек и речка: каждый Пусть запомнит и поймет.
Стихотворение Путешествие капельки
Вот капелька-малышка на землю с туч упала.
Бедняжка растерялась, что делать ей не знала.
Но мимо пробегал вдруг веселый ручеек,
Расстроенную капельку. С собой он уволок.
Куда ее повел он, То капелька не знала,
Но вскоре миллионы. Таких же увидала,
Похожих друг на друга. Тут перед ней гигант.
И догадалась капелька, Что это океан.
Жить в океане тесно и капелька устала.
Однажды в день чудесный так солнце припекало,
Что капелька вдруг стала тихонько уменьшаться.
А как уменьшилась она, ввысь стала подниматься.
Наверх попала капелька, а вы узнали вот:
В природе происходит как Воды круговорот.
ПОТЕШКИ ПРО ВОДИЧКУ
От прозрачной водицы
Всё улыбками искрится!
От чистой-чистой водицы
Веселей цветы и птицы!
Танюша умывается,
Солнцу улыбается!
***
Водичка-водичка,
Умой Анюте личико,
Аня кушала кашку,
Запачкала мордашку.
Чтобы Анечка была
Чистой, чистенькой всегда,
Помоги, вода-водичка,
Умыть Анюте личико.
***
Ладушки, ладушки,
Моем с мылом лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
***
Теплою водою
Чисто руки мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
***
Мы проснулись-потянулись,
Нежно маме улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться уже пора!
Прозрачная водичка
На заспанное личико,
Волшебный ручеёк из сказки
Нам на носик и на глазки,
А, водичка из кадушки
На наши щёчки и на ушки,
Вот и дождичек из лейки
Нам на лобик и на шейку.
Тёплый ливень с тучки
Нам на маленькие ручки.
Вот какой я стал чистюля!
Поцелуй меня, мамуля!
***
Саша, Настенька и Женька,
Мойте ручки хорошенько.
Не жалейте, дети, мыла.
Я вам стол уже накрыла.
***
Мыться нужно непременно
Утром, вечером и днём,
Перед каждою едой,
После сна и перед сном.
***
Ручки, Ваня, мой перед едой,
Грязные ручки грозят бедой.
***
Что такое чистым быть?
Ручки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да подстричь их поскорей.
Нужно умываться по утрам
Да еще по вечерам.
Чисто вымою я уши —
Будут уши лучше слушать.
Почему блестят глаза?
С мылом умывался я.
Мне нужна еще сноровка,
Чтобы чистить зубки ловко.
Любят волосы расческу,
Хороша моя прическа.
***
Чище мой ручки, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
***
Я сегодня утром рано
Умывалась из-под крана.
Я сама теперь умею
Вымыть личико и шею.
***
Буль, буль, буль, карасики.
Купаем Катю в тазике.
Рядом с Катей лягушата,
Рыбки, утка и утята.
***
Кто тут будет купаться – куп-куп,
В водичке плескаться – хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыгай – прыг-прыг,
В ванне ножкой дрыгай – дрыг-дрыг!
Будет мыло пениться,
Вся грязь куда-то денется.
***
Ах, водичка-вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги — вправо, брызги — влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытремся мы очень быстро!!!
***
С Настей мы пойдем купаться,
Весело в воде плескаться,
Будем брызгаться, резвиться,
Будет Настя с мылом мыться.
Мы помоем Насте ножки
Нашей милой Насте-крошке,
Чисто вымоем ручонки
Нашей маленькой Настёнке,
Моем личико и ротик,
Моем спинку и животик —
Стала Настя чистая,
Кожа бархатистая
***
Кран, Откройся!
Нос, Умойся!
Мойтесь Сразу,
Оба Глаза!
Мойтесь, Уши,
Мойся, Шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, Мойся,
Обливайся!
Грязь, Смывайся!
Грязь, Смывайся!!!
***
Чистим-чистим трубочиста —
чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет-будет трубочист
чист-чист, чист-чист.
***
Зеркало любит
Чистые лица.
Зеркало скажет:
— Надо умыться.
Зеркало охнет:
— Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка?
Зеркало даже
Темнеет от страха,
Если в него
Поглядится неряха!
***
Ай, ладушки-лады
Мы не боимся воды,
Мы чисто умываемся,
И маме улыбаемся.
Знаем-знаем, да-да-да
Где ты спряталась, вода!
Выходи, беги водица,
Настенька пришла умыться!
Лейся, лейся на ладошку
Понемножку, понемножку.
Вода-водичка лей- посмелей,
Насте умываться веселей!
***
Водичка, водичка,
Умой Кате личико,
Чтобы Катины глазки заблестели,
Чтобы Катины щёчки порозовели,
Чтобы Катины губки улыбались,
Чтобы Катины зубки кусались.
***
Зайчишки, зайчата,
Мылись вы, ребята?
Мыли лапки? Мыли!
Мыли ушки? Мыли!
Мыли хвостик? Мыли!
И теперь вы чистые
Зайчата пушистые.