СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Волшебный мир песка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель развитие познавательных и психических процессов   посредствам пескотерапии у детей.

 

 

Задачи:

Воспитывающие.

- воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность.

 

Развивающие.

- способствовать развитию творческого потенциала у детей через рисование на песке.

Обучающие.

- научить новым приемам рисования на песке.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Волшебный мир песка"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13»







Проект на тему

«Волшебный мир песка»

(старший и подготовительный возраст)



Составила:

О.И. Сафонова

педагог-психолог











Чернушка 2019

Актуальность

Одним из центральных положений ФГОС дошкольного образования является создание социальных и материальных условий для поддержки детской инициативы, выбора ребенка, спонтанной игры, обогащения игры. Стандартом определено содержание связанное с пятью образовательными областями: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Во время игровой деятельности развиваются индивидуальные интересы, потребности дошкольника.

Развивающая образовательная среда для детей в условиях реализации ФГОС ДО, должна быть организованна так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится.

Обыкновенный песок – это нечто волшебное…Уверена, что вы с этим согласитесь. Песок – это универсальная всевозрастная развивающая и игровая среда.

Ребенок включается в песок всем своим существом – эмоционально, психически , физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания , любознательности, увлеченности. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы , что выражается в формах , создаваемых руками. Ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах, они не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно.

Цель развитие познавательных и психических процессов посредствам пескотерапии у детей.



Задачи:

Воспитывающие.

- воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность.


Развивающие.

- способствовать развитию творческого потенциала у детей через рисование на песке.

Обучающие.

- научить новым приемам рисования на песке.




Сроки реализации проекта: долгосрочный 2018-2020 г

Участники: дети, родители, педагог-психолог.

Тип проекта: психолого-педагогический

Взаимодействие с родителями

-выпуск консультаций, памяток, буклетов для родителей

- консультирование по вопросам родителей

Ожидаемый результат. Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей.

- песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка.

- взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивается тактильно-кинетическая чувствительность .

- сформируется база для дальнейшего развития навыков позитивной коммуникации.

- у ребенка развита мелкая моторика, выносливость.

- ребенок обладает развитым образно – логическим мышлением, пространственным воображением.

Материально-технические ресурсы для выполнения проекта:

Подносы, песок, зубочистки, кисточки (которые для рисования), колбочки, бамбуковые палочки, расчески, трубочки с отверстием на дне, релаксационная или классическая музыка.




Тематическое планирование

Этапы

Задачи

Мероприятия

Участники

Сроки

Подготовительный

Создать условия для реализации проекта

Подбор и изучение литературы.

Подбор консультаций, буклетов для родителей.

Организация предметно-развивающей среды.

Написание плана


Педагог-психолог


Практический


















Старшая группа:


Работа по плану


Подготовительная группа:

Работа по плану



Заключительный


Подведение итогов проведенной работы. Оформление альбома с фото работ детей

Обобщить результат работы в самой различной форме

Дети, педагог- психолог



Правила поведения с песком:

  • Нельзя выбрасывать песок из песочницы

  • Нельзя бросать песок в других

  • После игры в песке надо помыть руки




Перспективный план работы для старшей группы


  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки.


Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке пальчиком разные линии (ребенку даются картинки с разными видами линий)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.



  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, зубочистки.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке зубочисткой разные линии (ребенку даются картинки с разными видами линий)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.



  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, колбочки.



Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке колбочкой разные линии (ребенку даются картинки с разными видами линий)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.







4 Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, кисточки.



Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке кисточкой разные линии (ребенку даются картинки с разными видами линий)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.



  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, бамбуковые палочки.



Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке бамбуковой палочкой разные линии (ребенку даются картинки с разными видами линий)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.





  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, трубочкой внизу с маленьким отверстием .

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке трубочкой внизу с маленьким отверстием разные линии (ребенку даются картинки с разными видами линий)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.



  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, расческа.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке расческой разные линии (ребенку даются картинки с разными видами линий)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.



8. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке пальчиком разные геометрические фигуры (ребенку даются картинки с геометрическими фигурами)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.



  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, зубочистки.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке зубочисткой разные геометрические фигуры (ребенку даются картинки с геометрическими фигурами )

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.



  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, колбочки.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке колбочкой разные геометрические фигуры (ребенку даются картинки с геометрическими фигурами)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.







  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, кисточки.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке кисточкой разные геометрические фигуры (ребенку даются картинки с геометрическими фигурами)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.



  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, бамбуковые палочки.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке бамбуковой палочкой разные (ребенку даются картинки с геометрическими фигурами )

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.





  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, трубочкой внизу с маленьким отверстием .

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке трубочкой внизу с маленьким отверстием разные геометрические фигуры (ребенку даются картинки с геометрическими фигурами )

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.



  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, картинки, расческа.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами будем учиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке расческой разные геометрические фигуры (ребенку даются картинки с геометрическими фигурами )

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.



  1. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами научиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке картинки по своему желанию .

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.

Песок придет в следующий раз. А сейчас моем руки.























Перспективный план работы для подготовительной группы

  1. 8. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, карточки с буквами.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами научиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке пальчиком буквы . (карточки с 15 буквами)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч





  1. 9. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, карточки с буквами, зубочистки.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами научиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке зубочисткой буквы . (карточки с 15 буквами)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч

  1. 10. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, карточки с буквами, колбочки.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами научиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке колбочкой буквы . (карточки с 15 буквами)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.



  1. 11. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, карточки с буквами, бамбуковая палочка.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами научиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке бамбуковой палочкой буквы . (карточки с 15 буквами)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.



  1. 12. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, карточки с буквами, кисточка.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами научиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке кисточкой буквы . (карточки с 15 буквами)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.



  1. 13. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, карточки с буквами, трубочкой внизу с маленьким отверстием.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами научиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке , трубочкой внизу с маленьким отверстием буквы . (карточки с 15 буквами)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.



  1. 14. Совместная деятельность

Материал: поднос с песком, карточки с буквами, расческа.

Ход

Ритуал вхождения в песок. Упражнение «Здравствуй песок»

Цель –снижение психофизического напряжения.

Дотрагиваемся до песка пальчиками поочередно, затем всей ладошкой, сжать песок в кулачке, пересыпать песок с одной руки на другую.

Правила поведения с песком (повторить с детьми)

Психолог: а теперь мы с вами научиться рисовать на песке, станем маленькими художниками. Я хочу предложить вам сегодня нарисовать на песке расческой буквы . (карточки с 15 буквами)

Ритуал прощания с песком: До свидание песок, до новых встреч.









Приложение


Консультация для родителей


«Песочная терапия, как метод всестороннего

развития творческой личности»




Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики".

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее

естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе.

То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.

Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний.

Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.



Консультация для родителей

«Практика использования методов песочной терапии

с детьми дошкольного возраста»

В игре была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 30-х годах XX века с больными и психологически неблагополучными детьми. М. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшими проективную игру с различными предметами и куклами. Дети называли этот процесс «строить мир». М. Ловенфельд так и назвала свою методику - техника построения мира.

Аниматор Кэролин Лиф создала первый «песочный» мультфильм. Ее опыт положил начало новому виду творчества - рисованию песком. Техника рисования песком на подсвеченной поверхности стола отличается от игры с песком, где в песочнице с помощью воды и различных фигурок создаются миры, миниатюрные игрушки (звери, люди, дома, мосты, пирамиды, деревья и т.д.).

Рисование песком обладает художественными достоинствами и терапевтическим эффектом. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, рисунки из него легко трансформируются, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «я».

Комплект для работы с песком SandArt может применяться воспитателями и педагогами-психологами в образовательных целях: подготовке к обучению грамоте, основам изобразительной деятельности; развитии познавательных процессов; расширении кругозора; совершенствовании мелкой моторики и координации движений; развитии воображения и творческих способностей дошкольников.

Рисование песком выступает в качестве эффективного метода коррекционного воздействия. Например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других ситуациях песочная терапия может выступать как вспомогательное средство, позволяющее стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение и т.д.

В работе с песком используются следующие методы и формы организации взаимодействия с детьми:

-песочная терапия, игры с песком;

-игровая терапия (театрализованная деятельность, игровые упражнения и задания);

-сказкотерапия (сочинение сказок, разыгрывание придуманного сюжета);

метод продуктивной деятельности (рисование, конструирование с применением инновационных технологий).

Техника рисования песком на стекле позволяет решить ряд проблем, возникающих у детей от 3 до 18 лет. В частности, данную технику можно использовать в работе с детьми, для которых характерны агрессивность, непослушание, гиперактивность, неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также с детьми, имеющими разного рода психосоматические заболевания.

Дети, рисующие песком, имеют возможность прикоснуться к глубинному, подлинному «я», восстановить свою психическую целостность, расслабиться и снять напряжение. Техника помогает войти в контакт со своими чувствами, а иногда данное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.

В играх с песком делается дополнительный акцент на развитие тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих игр в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, повышается мотивированность ребенка к выполнению заданий. С другой - более интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. Как следствие, использование песочницы дает комплексный образовательный и терапевтический эффект.

При использовании техники рисования песком с детьми необходимо соблюдать следующие условия:

1.Адоптировать логику взаимодействия к интересам детей.

2.Работа должна проходить в творческой, доброжелательной обстановке. Важно создать пространство для самовыражения детей, не устанавливать жестких рамок и правил.

3.Не стоит предлагать ребенку стандартные решения, важно поддерживать и побуждать его в поиске своих ответов на вопросы.

4.Можно предлагать детям самостоятельно выбрать положение для работы, например, работать стоя, получая больше свободы движений.

Рисование песком является прекрасным средством развития и саморазвития детей. Песок снимает стресс, снижает нервно-психическое напряжение, способствует появлению положительных эмоций, помогает научиться не бояться совершать ошибки, от которых, как известно, не застрахован никто.