СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Волшебство театра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с театром

Просмотр содержимого документа
«Проект "Волшебство театра"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования администрации города Н. Тагил

МАДОУ ДС «Солнечный круг» комбинированного вида д/с № 72











Педагогический проект

на тему: «Волшебство театра»













Разработчик:

Костромитина Валентина Юрьевна

Должность:

Воспитатель















Нижний Тагил 2021г.

Информационная карта проекта


Наименование проекта

Волшебство театра

Вид проекта

Творческий, игровой

Основание для разработки проекта

- Концепция художественного образования в Российской Федерации

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • «Конвенция о правах ребенка»;

Цель проекта

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализации сказки

Задачи проекта

  1. Вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание принимать активное участие в разыгрывании сказки.

  2. Побуждать к импровизации с использованием, доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.).

  3. Развивать детское творчество в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, игровая).

  4. Совершенствовать навыки связной (диалогической, монологической) речи детей.

  5. Воспитывать умение совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.

Описание проекта

В проекте представлена системная технология развития творческих способностей дошкольников посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.

Содержание проекта включает в себя работу над спектаклем: анализ содержания произведения; обсуждение с детьми; деление на эпизоды; рассказывание с помощью иллюстраций и различных видов театра; распределение ролей; игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету; постановочная работа над целостным спектаклем (игровые, музыкальные занятия, репетиции). Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов, который содержит перспективное планирование работы с детьми, конспекты игровых занятий, беседы о театре, театральных профессиях, чтение сказок на новый лад, театрализованные, речевые, творческие игры и задания, словесные, дыхательные тренинги.

В методической разработке предложен механизм взаимодействия педагога со специалистами дошкольного учреждения: музыкальным руководителем.

Широко представлена работа по вовлечению родителей в реализацию проекта: перспективный план взаимодействия с семьёй, включающий различные формы работы:

  • совместно-продуктивное творчество (выставки рисунков, творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, афиш к спектаклю, разных видов театра)

  • мастер-класс;

  • семейное словотворчество;

  • консультационный материал, советы, рекомендации.

Сроки реализации проекта

с сентября 2021 г. по май 2022 г.

Этапы реализации проекта

I этап (подготовительный).

  • Составление перспективного плана совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта;

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды;

  • Проработка вопросов взаимодействия с родителями воспитанников;

  • Привлечение специалистов (музыкального руководителя) к сотрудничеству;

  • Знакомство детей и родителей с темой проекта;

  • Выбор пьес и инсценировок и обсуждение их с детьми;

  • Участие детей в показах разных сказок с использованием разных видов театра.

II этап (основной)

  • Беседы, рассказы детей, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, фотографий, детских рисунков, просмотр мультфильмов, мультимедийных презентаций, выражение своего состояния, чувств через движения, мимику, танец.

  • Работа над спектаклем: индивидуальная работа детей по отработке выразительности образов своих персонажей;

  • Разыгрывание музыкальных этюдов

  • Изготовление афиши; рисование билетов и программок для зрителей;

  • Рисование эскизов, создание декораций;

  • Шитье костюмов при непосредственном участии родителей;

III этап (результативный)

  • Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми;

  • Отзывы родителей;

  • Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю;

  • Презентация проекта.

Участники проекта

Дети, родители, педагоги

Место реализации проекта

г. Нижний Тагил, МАДОУ ДС «Солнечный круг» комбинированного вида д/с № 72, дети старшего дошкольного возраста.

Разработчик проекта

Костромитина Валентина Юрьевна, воспитатель

Ожидаемые результаты

  • У старших дошкольников развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету сказки.

  • Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).

  • Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики, песни.

  • У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).

  • Родители являются активными участниками работы над спектаклем.

  • В группе пополнена развивающая предметно-пространственная среда: костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, разными видами театра, персонажами кукольного театра.

  • Дети дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки.

  • Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.





Перспективный план работы с детьми в рамках реализации проекта


Вид деятельности

Содержание деятельности

I половина дня

II половина дня

Игровая

Игры с конструкторами, изготовление персонажей сказок и обыгрывание диалогов с ними. Сюжетно-ролевые игры: «Театральный буфет», «Пошивочный цех».

Подвижные игры: «Сделай фигуру», «У медведя во бору», «Великан и карлики», «Мы веселые ребята», «Гуси – лебеди».

мини-спектаклей «Колобок», «Теремок», «Репка- на новый лад»

Архитектурно-строительные игры.

Сюжетно-ролевые игры: «Театр для кукол», «Театр игрушек», «Репетиция спектакля», «Гримеры», «Цех декораций». Подвижные игры: «Карусель», «Мышеловка», «Воробушки и кот», «Хитрая лиса», «Пробеги тихо», «Жмурки».

Коммуникативная

Цикл бесед на темы: «Театральные жанры (опера, балет, драма, комедия, оригинальный жанр)», «Какие бывают артисты?» (певец, танцор, балерина, актер, куклы, звери), «Большой и Малый театры Москвы», «Театр кошек Куклачева», «Центральный театр кукол им. С.В. Образцова», «Театры родного города: драматический, кукольный, молодежный».

Рассказы детей о своих впечатлениях, полученных во время посещения театров и музеев.

Словотворчество «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем».

Просмотр иллюстраций, рассматривание фотографий, тематических альбомов: «Театры Москвы», «Какие бывают театры?», «История театра», «Театры родного города».

Дидактические игры: «Подбери рифму», «Что игрушка расскажет о себе», «Скажи по-другому», «Скажи ласково», «Скажи наоборот».

Разыгрывание диалогов с игрушками.

Заучивание чистоговорок, скороговорок.

Сказка по кругу (с мячом).

Познавательно-исследовательская

Видеопрезентации «Театры Москвы», «Театры родного города».

Дидактические игры: «Угадай профессию», «Кто, что сделал», «Внимание, ошибка», «Танграмм», «Угадай, что звучит?», «Угадай, кто позвал?», «Повторяйте друг за другом», «Подбери пару», «Где, чей домик?».

Викторина: «Правила этикета в театре».

«Семейные мини-проекты: «Спектакли бывают разными (о жанрах)», «Кто помогает артистам делать спектакль»

Видеопросмотр мультфильмов и фильмов: «Фантазия» (студия Уолта Диснея); «Катерок» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина); П.И. Чайковский «Детский альбом»; «Камаринская фантазия на музыку Глинки»; «М.П. Мусоргский. Картинки с выставки» (в исполнении С.В. Рахманинова); «Танцы кукол» (муз. Д.Д.Шостаковича); «Снегурочка» (по сказке А.Н. Островского, муз. Н.А.Римского-Корсакова)

Продуктивная

Изготовление детских книг.

Рисунки детей, выражающие впечатления, полученные во время посещения театров, музеев, прогулок по городу.

Лепка: «Одну простую сказку», «Теремок», «Колобок».

Рисование эскизов костюмов, декораций к сказкам.

Ручной труд «Пригласительная открытка на спектакль».

Изготовление афиш к спектаклю, билетов, программок, костюмов (совместно с родителями), атрибутов к театрализованным играм.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Знакомство с книгой «Большой, пребольшой» (Н и В. Волковы); с главой «Как вести себя в театре» (из книги Г.П. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»); книжкой – картонкой «Секреты этикета. В театре» (И.Солнышко).

Чтение стихотворения А.Л. Барто «В театре».

Заучивание р.н. потешек, загадок. Чтение стихотворения С.Я Маршака «Пудель»; повести - сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» (А.Н. Толстой).

Интермедия «Ты становишься зрителем» (актер В.Василенко).

Музыкальная

Игры с пением: белорусская народная песня «Савка и Гришка сделали дуду» (обр. В. Гергина); р.н. песня «Каравай» (обр. Т. Попатенко); р.н. песня «Во поле береза стояла» (обр. П. Савинцевой); песня «Веселые музыканты» (муз. Е. Тилтчеевой, сл. Ю. Остовского).

Игра – драматизация «Терем – теремок».

Театр игрушек «Кошкин дом».

Индивидуальная работа с детьми над выразительностью образов персонажей сказки; постановка танцев (работа по подгруппам), хороводов.

Игры – ситуации : «Идем в театр», «Театр картинок», «К нам приехал театр».

Игры-импровизации, театральные и пластические этюды.




























Перспективный план работы с родителями


№ п/п

Форма работы

Тема

Сроки

1

Консультации – рекомендации на информационном стенде

«Чудо по имени Театр»

«Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»

октябрь - ноябрь

2

Родительское собрание


«Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей»,

ноябрь

3

Консультации

«Значение театра в жизни ребенка», «Воспитание ребенка посредством игр-драматизаций», «Играем в театр дома», практикум «Играем со словом»

ноябрь - май

4

Мастер-класс

Создание художественного образа средствами выразительности.


декабрь


Заседания клуба «Креативных родителей».

Информационные встречи, тематические выставки, выпуск газет, круглый стол: «А не попить ли нам чайку» .

1 раз в месяц

5

Родительская Мастерская

Изготовление атрибутов, костюмов, декораций для спектаклей

апрель

6

Реализация мини - проектов

«Мы и театр»; «Мы играем в театр».


январь- февраль

7

Семейное словотворчество

Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем.

март


8

Выставка рисунков детско-родительского творчества

«Мы ходили в театр»

в течение реализации проекта

9

Работа библиотеки «В помощь родителям»

«Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок.

в течение реализации проекта

10

Консультация-практикум

«Вкусная сказка из теста». (Лепка персонажей сказки «Красная шапочка»)

апрель

11

Изготовление театральной афиши (Детско-родительское творчество)

«Спешите видеть!»

май

12

Фоторепортаж


«Готовимся к спектаклю»

апрель

13

Постановка спектаклей при непосредственном участии родителей

«Стрекоза и муравей»; «Репка на новый лад».

в течение реализации проекта

14

Просмотр спектакля

«Колобок веселый бок»

май

15

Отзывы родителей на премьеру

«Спектакль ваш мы посмотрели»

май









Литература:


  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.

  2. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. Спб. Речь; М.: Сфера, 2008. – 221 с.

  3. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 127 с.

  4. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель,2009.- 222 с.

  5. Ребенок в мире сказок/сост.О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель,2009-441 с.

  6. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112 с.

  7. Театр кукол и игрушек в ДОУ/сост. О.П.Власиленко.- Волгоград: Учитель,2009.-266 с.

  8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464 с.

  9. Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей.- М. : Книголюб, 2006.- 136 с. (Развивающая сказка для детей).

  10. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду (под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- 3-е изд. испр.- М.; Мозаика- синтез,200.-400 с.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа «Волшебство театра»

Здравствуйте, дорогие ребята!

Давайте сегодня поговорим о театре.

Думаю, что многие из вас уже бы­вали в театре, а тем, кто никогда не видел детский спектакль, постав­ленный на театральной сцене, еще предстоит увидеть это яркое и запо­минающееся зрелище.

Представьте себе, что мама купи­ла билеты в музыкальный театр, и в ближайшие выходные вы отправля­етесь смотреть какой-нибудь инте­ресный спектакль. Может быть, «Золушку», «Белоснежку и семь гномов», «Синюю птицу» или «Морозко».

Вы открываете дверь театра, разде­ваетесь в гардеробе и оказываетесь в небольшом, нарядном зале, на стенах которого развешаны портреты акте­ров и фотографии сцен из спектаклей. Этот зал называется театральным фойе. Перед началом спектакля здесь можно познакомиться с историей теа­тра и творчеством артистов.

Но вот слышится негромкая трель звонка, напоминающая о том, что пора занимать места в зрительном зале. Вы и ваша мама — зрители!

Что делают зрители?

«Зритель — не пассивный наблюдатель спектакля. Зрители сопереживают тому, что происходит на сцене. Мы аплодируем, смеемся, плачем, настороженно мол­чим — сопереживаем. Это наша реакция. И она понят­на артистам» (Ю.Алянский).

Но пока артистов на сцене нет. Красивый шелковый или бархатный занавес закрыт.

Музыканты настраивают инструменты. Они располагаются в пространстве между сценой и зрительным залом. Это пространство называется оркестровой ямой. Оркестровой, потому что в ней располагается ор­кестр. Слово оркестр происходит от греческого слова «орхестра», так в греческом театре называлась круг­лая площадка, на которой выступали актеры. Ор­кестр — это группа музыкантов, совместно исполняю­щих музыкальное произведение на различных музы­кальных инструментах. Оркестры бывают симфони­ческие, духовые, народных инструментов.

Почему же площадка, на которой располагается ор­кестр в музыкальном театре, называется оркестровой ямой? Да потому, что она располагается ниже сцены и зрительного зала.

После третьего звонка в зале гаснет свет, звучит не­громкая музыка (ее называют увертюрой) и занавес медленно и торжественно поднимается.

Перед вами на ярко освещенной сцене зимний ело­вый бор. Пышным снегом укутаны пеньки, стволы и ветви деревьев. В воздухе медленно кружатся крупные снежинки.

Что за чудо? Из светлого майского дня вы, словно на невидимых крыльях, перенеслись в морозную зиму!

А помогли вам сделать это декорации. Так называет­ся оформление сцены, выполненное художниками.

Ведь и деревья в лесу, и пышный снег, так похожие на настоящие, созданы искусными мастерами — ху­дожниками-декораторами.

Из ледяной избушки выходит Дед Мороз. На нем ат­ласная* голубая шуба, отороченная пушистым белым мехом, такая же шапка, в руках ледяной посох. Щеки Дедушки Мороза разрумянились от холода, у него пышная белая борода и усы. Дед Мороз ударяет ледяным посохом о землю, и тотчас к нему сбегаются зайча­та и белочки.

И Деда Мороза, и зайчат, и белок играют актеры. Они исполняют роли, создавая на сцене определенные образы**. Актер как бы превращается в своего героя, «перевоплощается», как говорят в театре.

* Атлас — сорт гладкой ткани.

** Образ — вид, облик. В художественном произведении — тип, характер (есть выражение — артист вошел в образ).

Моя роль

Хоть я маленький пока,

Роль мне дали старика,


А ведь я совсем иной —

Беззаботный, озорной,

Прыгать, бегать я привык,

Ну какой же я старик?


Чтобы лучше роль сыграть,

Стал за дедом наблюдать:

Ходит дедушка, кряхтит,

Опирается на палку,

У него усталый вид.

Мне дедулю очень жалко!


Стал и я ходить, сгибаться

И на палку опираться,

Стал ворчать я на домашних,

Будто в доме самый старший,

Стал я охать: «Ой, ой, ой,

Чувствую в коленке боль».

Все спросили: «Что с тобой?» —

Я войти пытаюсь в роль!

Искусство перевоплощения — очень сложное дело!

Помогают актеру перевоплотится в своего героя те­атральные костюмы и грим.

Зайчата наряжены в белые комбинезоны и шапочки с длинными ушами, а у белочек — комбинезоны сереб­ристо-серые.

Кто же придумал костюмы для актеров?

Художников, которые создают костюмы к спектак­лю, называют костюмерами.

«Костюм для роли подбирается отнюдь не по вкусу актера. Эскизы, зарисовки всех видов одежды для персонажей спектакля делает художник, обычно тот, кто оформляет весь спектакль. По его эскизам шьют костюмы в костюмерных мастерских театра»

Костюм помогает актеру ощутить и передать харак­тер действующего лица.

Думаю, вы слышали, что перед началом спектакля (представления) актеров гримируют.

Зачем это делают и что такое грим?

Представьте себе, что Деда Мороза играет молодой человек. Чтобы актер соответствовал своей роли, ему наклеивают густые кустистые брови, белую бороду и пышные серебристые усы, наносят на щеки слой ру­мян, рисуют морщины на лбу. Теперь перед нами уже не юноша, а сказочный Дедушка Мороз. Помог акте­ру перевоплотиться в образ сказочного персонажа грим.

Писателя, который создает пьесы для театра, назы­вают драматургом.

А кто, по вашему мнению, является самым главным человеком в театре?

Самый главный человек в театре — режиссер! «Он выбирает пьесу, назначает на роли актеров, осуществ­ляет постановку на сцене, вместе с художником реша­ет, как будет выглядеть спектакль внешне, какими бу­дут декорации» (Ю.Алянский).

Теперь вы знаете, дорогие друзья, что, для того что­бы зритель смог посмотреть в театре интересный спек­такль, нужен творческий труд многих людей самых разных профессий: драматурга, который напишет пье­су; режиссера, который поставит ее; художников, которые оформят спектакль и придумают костюмы для актеров; костюмеров, которые создадут костюмы; гри­меров, которые загримируют актеров; композитора, который напишет музыку для спектакля, и музыкан­тов, которые ее исполнят; работников сцены и освети­телей, и, наконец, актеров, которые сыграют роли.

А мы, зрители, будем волноваться за любимых геро­ев, горевать, если герои попадают в беду, смеяться удачным шуткам и аплодировать актерам.


ВОПРОСЫ

Какой зал называется театральным фойе?

Где в театре располагается оркестр?

Что такое декорации?

Как называются художники, которые создают декора­ции?

Кто создает костюмы для актеров?

Зачем гримируют актеров?

Кто пишет актерам тексты ролей?

















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Чтение сказки «Добрый Волк»


Эту необыкновенную историю рассказал мне один маленький мальчик. Если хотите, послушайте ее.

«Однажды мы решили поставить кукольный спек­такль по сказке «Красная Шапочка». Стали роли рас­пределять. Ксюше досталась роль Красной Шапочки, Оксане - мамы, Насте - бабушки, Антону и Степе - охотников, ну а мне - волка. Ну, скажите на милость, почему я во всех представ­лениях эту роль исполняю? Не хочу я быть злым и веч­но голодным волком, хочу быть охотником, из ружья стрелять — пиф-паф!

Я так ребятам и сказал: «Не хочу быть волком и все тут!»

Но ребята в один голос закричали: «Рома! Ты лучше всех умеешь рычать и очень страшно зубами щелка­ешь. Ну, пожалуйста, будь волком!»

А Ксюша подошла ко мне, взяла за руку и стала про­сить нежным ласковым голоском: «Ромочка, сыграй, пожалуйста, волка, а то представления не получится!»

Как бы вы поступили на месте Ромы?

Делать нечего, пришлось мне согласиться.

Пришел я домой и стал роль репетировать. Сначала перед зеркалом строил страшные рожицы, топал нога­ми, скрипел зубами, а потом побежал на кухню. Там бабушка оладьи пекла. Я как зубами защелкаю, как закричу: «Я злой и голодный волк-волчище, дай мне, бабуля, оладушек, а не то я тебя съем!»

Бабушка испугалась и дала мне румяный горячий оладушек:

— На, волчонок, ешь, только не обижай!

Я оладушек проглотил и зарычал еще страшнее, еще громче:

— Дай еще!

Но бабушка только тряпкой махнула:

— Иди, волчок, в темный лесок, больше не дам тебе оладий! А то аппетит перед обедом перебьешь.

На другой день стали мы с ребятами к спектаклю го­товиться: из большой картонной коробки достали ку­кол. Ксюша — Красную Шапочку, Настя — бабушку в белом платочке, Оксана — голубоглазую и румяную куклу-маму, Антон и Степа — охотников с ружьями, а я — Серого волка. Присмотрелся внимательно к своему волку и вижу: хоть у него и большая пасть с остры­ми зубами, а глаза совсем не злые, а какие-то грустные и, пожалуй, даже добрые.

«Он только прикидывается добреньким, а на самом деле — злющий-презлющий. Бабушку съест и захочет еще Красной Шапочкой закусить!» — подумал я.

Надели мы на руки куклы и стали репетировать.

— Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, отне­си ей пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она, — сказала Оксана за маму.

Красная Шапочка взяла плетеную корзиночку, по­ложила в нее «пластилиновый» пирог и неторопливо пошла по лесной тропинке. Идет, напевает, цветы со­бирает да бабочками любуется. Вдруг откуда ни возь­мись — волк. Он рычать и щелкать зубами не стал, что­бы не спугнуть девочку. Наоборот, прикинулся добрым и воспитанным и вежливо стал расспрашивать де­вочку о том, где живет ее бабушка.

Доверчивая Красная Шапочка и рассказала волку, что живет бабушка в соседней деревне возле старой мельницы.

Пока Красная Шапочка не торопясь шла по тропин­ке, рассматривала бабочек да нюхала цветочки, волк прибежал к дому бабушки, постучал в дверь и загово­рил тонким нежным голоском, притворившись внуч­кой. Бабушка подумала, что это внучка пришла прове­дать ее и сказала:

— Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется. Волк дернул за веревочку, вбежал в избушку, зары­чал, защелкал зубами и... проглотил бедную старушку. Что было дальше, вы, конечно, знаете.

Репетиция продолжалась целый час, а потом мы сложили игрушки в коробку и пошли обедать.

Вечером я на минутку забежал в игровую комнату, потому что забыл там свою любимую игрушку — пластмассового робота. Я взял игрушку и хотел бежать к друзьям, как вдруг услышал чье-то жалобное всхли­пывание.

— Кто же это плачет? — подумал я и огляделся по сторонам. В комнате никого не было. На столе стояла большая коробка с игрушками, и мне показалось, что плач доносится именно оттуда.

Я осторожно заглянул в коробку и увидел, что Се­рый волк сидит, забившись в самый угол, и горько пла­чет. Остальные игрушки утешают его: кукла-мама гла­дит его по голове, Красная Шапочка протягивает ему пирог, а бабушка сняла платок с головы и утирает ему слезы.

Как вы думаете, почему заплакал волк?

— Ну почему, почему я всегда должен быть злым и голодным? — причитал волк. — Дорогая бабушка, по­верь, я вовсе не хотел тебя глотать, наоборот, я хотел помочь Красной Шапочке донести корзинку и прово­дить ее к твоему дому. Это несправедливо! Какую сказ­ку ни возьми — везде я отпетый разбойник и злодей! Белочка — всегда шалунья и резвушка! Заяц — милый и симпатичный! Медведь — добряк, лисичка — плу­товка. Только я плохой! Не хочу больше быть злым. Не хочу и все!

— Успокойся, не плачь, — зашумели игрушки. — Мы-то ведь знаем, что на самом деле ты добрый, даже мухи не обидишь! Не огорчайся! Мы тебя любим!

— Так-то оно так. Спасибо вам, друзья! Но ведь ребя­тишки думают, что я настоящий злодей!

Мне стало жаль бедного волка. Я взял его на руки, прижал к себе, почесал ему за ухом. А волк лизнул ме­ня в щеку!

Знаете ли вы, как помочь волку?

— Знаешь что, волчок-серый бочок! — сказал я ему. — Я расскажу ребятам, что ты добрый и симпа­тичный волк, и мы все вместе придумаем новую сказку и поставим спектакль, в котором у тебя будет хорошая роль. Ты больше не будешь рычать, щелкать зубами, глотать бабушек и обижать маленьких девочек и лес­ных зверушек, а станешь всем помогать!»


ВОПРОСЫ

Какой спектакль решили поставить дети?

Почему Роме всегда доставалась роль волка?

Хотел ли он исполнять роль волка?

Почему он согласился играть роль волка?

Чей разговор вечером после репетиции услышал Рома?

Почему плакал игрушечный волк?

Как его утешали другие игрушки?

Что пообещал волку Рома?

Понравился ли вам Рома? Почему?









































ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Игровое занятие «Мы веселые ребята»


Цель. Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей. Продолжать знакомить с театрализованной сказкой «Красная шапочка на новый лад». Поощрять стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания танцевальной характеристики героев сказки и сказки «Снежная королева» с использованием театральных кукол.

Реквизит. Шапочки Курицы, Крокодила, Ящерицы; бутафорские река, кусты. Шапочка Красной шапочки, косынка. Куклы-перевертыши «Льдинки».

Ход занятия


Воспитатель встречает детей и заводит разговор о том, что все любят сказки, что в сказках часто встречается и песня.

Воспитатель: Сейчас я спою вам песенку, а вы изобразите лису с помощью мимики, жестов, движений. (Поет.)


Уж как шла лиса по травке,

Нашла азбуку в канавке.

Она села на пенек

И читала весь денек.


Дошкольники инсценируют песенку. Далее педагог знакомит со стихотворением. (Читает.) Ребята выражают свое отношение к героям с помощью мимики, жестов, движений, интонации.

Маринка:

Мам, - (кричит Маринка), - Где моя косынка?

Мам, - (кричит Маринка), - Где моя резинка?

Мам, на праздничный берет сделан бантик или нет?

Воспитатель: Брат за пышную косичку

Повернул к себе сестричку.

Брат: Больно спросы велики,

А у мамы две руки.

Выразительные движения: брови Маринки приподняты, глаза широко раскрыты, плечи подняты вверх.

Воспитатель хвалит детей и разучивает с ними скороговорку, отрабатывая четкую дикцию, добиваясь интонационной выразительности речи.


Все за стол сели,

Со стола все съели:

Сметану с простоквашей,

С овсяной кашей.


Далее педагог ребятам по считалке шапочки, дети играют роли: Курицы, Крокодила, Ящерицы. Воспитатель читает отрывок, дошкольники инсценируют.

Воспитатель: Каждый день Курочка-Хохлатка приходила к реке попить водички. Однажды ее увидел крокодил. Он подплыл к берегу, чтобы съесть ее. Но тут Хохлатка закудахтала.

Курица: Кудах-тах-тах! Не ешь меня, дорогой братец!

Воспитатель: Крокодил удивился и отпустил ее - не мог же он съесть свою родную сестру! На следующий день, когда Хохлатка снова пришла к реке попить водички, крокодил все-таки решил съесть ее. Но Хохлатка снова раскудахталась.

Курица: Кудах-тах-тах! Не ешь меня, дорогой братец!

Воспитатель: И снова крокодил не решился съесть ее. Тогда он стал думать.

Крокодил: Как же это я могу быть ее братцем? Ведь я живу в воде, а она бегает по земле.

Воспитатель: И отправился крокодил к своей подруге -мудрой Ящерице.

Крокодил: Дай мне совет, дорогая Ящерица. Курочка-Хохлатка приходит каждый день на берег реки и, когда я хочу поймать ее и съесть, она говорит, что я ее братец! Может ли такое быть?

Ящерица: О, мой глупый друг! Разве ты не знаешь, что куры, черепахи и ящерицы кладут яйца, как и крокодилы? Теперь ты понимаешь?

Крокодил: Теперь я понимаю, большое спасибо!

Воспитатель: Теперь вы знаете, ребята, почему крокодилы никогда не едят кур?

После этого воспитатель вносит кукол-перевертышей «Льдинок» и просит вспомнить, из какой они сказки. Дети, используя кукол-перевертышей, создают танцевальную характеристику детей-льдинок из сказки «Снежная королева». Педагог хвалит ребят (повторяется 2 раза). Затем показывает красную шапочку, косынку, передник и просит догадаться, какую сказку он напомнил.

Скажите, каких героев вы запомнили из этой сказки? (Ответы детей.) Расскажите коротко эту сказку (по очереди).

Воспитатель включает фонограмму «Песня Красной шапочки», дети создают танцевальную характеристику Красной Шапочки и мамы. (Танцевальная импровизация с использованием современных движений. Например, приставной шаг с пятки, элементы подскоки, боковой галоп и т.д.). По окончании занятия педагог хвалит ребят за исполнительское умение.













ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ИГРЫ, ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ


Сказка «Красная Шапочка»

Игровые вопросы и задания «Представьте себе» по сказке «Красная Шапочка».

Цель: развивать творческое мышление детей.

  1. Расскажите сказку о Красной Шапочке, которой пришлось бы идти проведывать бабушку не по лесу, а плыть по реке. Кого бы тогда она могла встретить, путешествуя?

  2. Представьте, что эта сказка о мальчике и называется она «Красный Берет». Попробуйте рассказать эту сказку.

  3. Придумайте сказку о том, как мама-волчица послала волчонка-Серого бочонка проведать бабушку-волчицу, а по дороге он встретил злую девочку.

  4. Красная Шапочка отправилась к бабушке вместе со своим другим Крокодилом Геной (доктором Айболитом, Буратино, Винни-Пухом и т. д.). Закончите сказку.

  5. Расскажите, кем стала Красная Шапочка, когда выросла.

  6. Нарисуйте домик Красной Шапочки.

Моделирование сказки.


1.Расскажите сказку про Красную Шапочку, используя геометрические фигуры (например: красный треугольник, серый треугольник, желтый квадрат, зеленый кружок, коричневые ромбы).

Вариант I. Ребенок, рассказывая сказку, показывает геометрические фигуры, которые он выбрал для героев.

Вариант II. Ребенок рассказывает сказку, называя вместо имен героев, геометрические фигуры. Например: «Однажды зеленый кружок послал красный треугольник проведать желтый квадратик» т.д.

2. Поиск причин воображаемых ситуаций:

- Красная Шапочка не пошла проведывать бабушку, потому что…

- Бабушка не ответила волку, потому что…

- Волк не съел бабушку, потому что…

- Волк не подошел к Красной Шапочке, потому что…

- Мама не отправила Красную Шапочку к бабушке, потому что…

3. Нарисуй цветы, которые собрала Красная Шапочка в лесу.


Творческая игра «Вы попали в сказку»


Цель: развивать творческое мышление.

Дети выбирают иллюстрацию к любой сказке, а затем придумывают, как бы разворачивался сюжет, если бы они сами очутились в этой сказке.

Например, иллюстрация к сказке «Красная Шапочка» (Красная Шапочка и Волк): «Если бы я попал в эту сказку и увидел, как Волк разговаривает с Красной Шапочкой, я бы быстрее побежал и позвал охотников, и тогда Волк не съел бы бабушку». «А я бы побежал и предупредил бабушку, чтоб она не открывала двери».


Игры на основе сказки «Красная шапочка»


I. Игра «Один - много».


Девочка - девочки. Горшок - горшки.

Деревня - деревни. Мельница - мельницы.

Бабушка - бабушки. Орех - орехи.

Лес - леса. Цветок - цветы.

Дровосек - дровосеки. Пирог - пироги.


II. Игра «Назови ласково».


Ближняя деревня - ближняя деревенька.

Красная шапка - красненькая шапочка.

Зелёный лес - зелёненький лесок.

Красивый цветок - красивенький цветочек.

Румяный пирог - румяненький пирожок.

Длинная дорога - длинная дороженька.


III. Игра «Сосчитай».


2 деревни, 5 деревень. 2 мельницы, 5 мельниц.

2 бабушки, 5 бабушек. 2 ореха, 5 орехов.

2 леса, 5 лесов. 2 бабочки, 5 бабочек.

2 дровосека, 5 дровосеков. 2 веревки, 5 веревок.


IV. Игра «Слова наоборот».


Старость - молодость.

Здоровье - болезнь.

Встреча - разлука.

Защита - нападение.

Старый - молодой.

Сытый - голодный.

Грубый - ласковый.

Короткий - длинный.

Настоящий - фальшивый.

Впускать - выпускать.

Встречать - провожать.

Входить - выходить.

Радовать - огорчать.

Быстро - медленно.

Нежно - грубо.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Консультация для родителей

«Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»


Сказки... Почему их так любят дети и взрослые? Сказки зовут нас в путешествие со своими героями, которые встречаются с опасностями и успешно их преодолевают, находят верных друзей, учат не пасовать перед трудностями. «Вечером слушаю сказки – и вознаграждают тем недостатками проклятого своего воспитания», - писал А.С. Пушкин своему брату Льву.

Сказки имеют большое психологическое значение для детей. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит победителем из сложной ситуации. Ребенок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым. Сказка помогает малышу реализовать свои мечты и желания. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка- это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап - инсценирование».

Уважаемые родители! Приглашаем вас и ваших детей поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь им найти выход из трудных ситуаций. Обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности закладывает более глубокие основы литературного воспитания. Игра в сказку помогает каждому малышу почувствовать себя ее героем, волшебником, творцом, развивает у ребенка фантазию, дает возможность почувствовать поддержку товарищей, которые всегда придут на помощь. Некоторые старые, всем знакомые сказки ребята проигрывают на новый лад, переживают новые приключения любимых героев. Детей привлекают очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и всегда победа добра над злом. Наша задача – поддержать фантазию малышей, помочь им раскрыть свои творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии.

Дети – прекрасные актеры и такие эмоциональные, непосредственные. А как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда им рукоплещет зал. И такое возможно только в театрализованном действе, спектакле, представлении, потому что театр всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки - это чудесное приглашение в этот загадочный мир.

Уважаемые родители! Давайте поиграем в сказку - поиграем в театр, и пусть путешествие в этот волшебный мир сказки и игра подарит нам радость, восторг от участия в общем деле. И с нашего доброго начала театральные действия и полюбившееся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Введите мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочный пойдет он жизненной тропой.

Г. Попова


Советы родителям:

Как творчески развивать ребенка

1.Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

2.Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

3.Предоставте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

4.Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.

5.Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.

6.Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким, какой он есть, а не за его успехи и достижения.

7.Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

8.Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

9.Помогайте ему улучшать результаты своей работы.

10.Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

11.Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.

12.Не спрашивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

13.Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

14.Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

15.Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

16.Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

17.Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.

18.Со вниманием относитесь к его потребностям.

19.Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

20.Не дразните ребенка за ошибки.

21.Хвалите за любые успехи.

22.Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

23.Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

24.Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

25.Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

26.Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи, и делайте это искрение.

27.Не ограничивайте темы, обсуждаемые с ребенком.

28.Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.

29.Помогайте ребенку стать личностью.

30.Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

31.Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

32.Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

33.Верьтев здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

34.Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.

35.Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.