Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Налимская средняя общеобразовательная школа»
Проект воспитательной работы в начальных классах
«Сотрудничество семьи и школы»
2016-2019 учебный год
Составила:
Шадрина Лаура Васильевна
Налимск
Содержание
1.Паспорт
2.Пояснительная записка.
3.Обоснование необходимости создания и внедрения данной программы воспитательной деятельности
4. Цель и задачи
5. Система мероприятий и сроки их реализации
6. Организация управления и контроля за ходом реализации программы воспитательной деятельности
7. Оценка эффективности и перспектива развития
8. Литература
9. Приложения
Паспорт программы
Наименование программы | |
Основание для разработки программы | |
Заказчик | |
Разработчик программы | |
Цели программы | Обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, помочь детям развиваться в правильном направлении с учетом физических, психологических, индивидуальных особенностей. Привлечение родителей в воспитательной работе. |
Задачи программы | Провести все запланированные родительские собрания, на которых информировать родителей в области воспитания детей в семье. Привлечь родителей (Алексеева Эрхаана, Николаева Семена) к участию в школьных делах. Скоординировать деятельность всех педагогов занятых в проекте. Формировать детский коллектив. Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность. |
Сроки реализации | 2016 – 2019 гг. |
Приоритетные направления развития воспитания школьников. | Научно-познавательное. Спортивно-оздоровительное. Художественно-эстетическое. Общественно-полезная деятельность. Гражданско-патриотическое. Духовно-нравственное. Досугово-развлекательная, игровая деятельность. реализации |
Участники | |
Контингент | |
Дополнительные сведения | |
Ожидаемые результаты | Изменение типа воспитания с конфликтной атмосферой воспитания на благоприятную атмосферу в 40% семей Изменение отношения родителей к школе. Значительное повышение посещения родительских собраний, в том числе мужчин. Привлечь 100% детей (Павлова Я. Алексеева Э. ) для того, чтобы они проявили себя и стали посещать какие– либо занятия в дополнительном образовании по интересам. Повысить уровень воспитанности в классе. |
Показатели результативности. | Количественные показатели: В 5 семьях должен измениться тип семейного воспитания (указаны выше) В семьях должен измениться тип отношения к школе. Родители Алексеева Эрхаана, Кондакова Айхала,Слепцова Семёна могут пропустить родительские собрания, привлечь и заинтересовать так, что они станут их посещать. Должно увеличиться посещение папы родительского собрания Появятся родители, которые будут обращаться с вопросами к педагогам, за советом по проблемам воспитания. Увеличение количества родителей принявших участие в классных мероприятиях. Качественные показатели: Улучшение микроклимата в классе (по результатам диагностики.) Рост взаимопомощи в классе (по результатам анкет.) Повышение качества обучения. (по результатам года.) |
Организация контроля за ходом исполнения | Ежегодный анализ воспитательной системы работы «Партнерство семьи и школы». Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса. |
Пояснительная записка
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает еѐ чѐткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определѐнной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
В настоящее время, в современном обществе продолжается раскол между школой и обществом. Школа не всегда понимает родителей, родители в свою очередь, не слишком стараются сотрудничать со школой. Происходит резонанс. Ведь ни для кого не секрет, что например, родители без особого желания посещают родительские собрания, в силу разных причин, например, в моем классе в среднем, собрания посещают только –80%. И как правило – это женский коллектив, и только 1отец. В итоге мальчики и девочки воспитываются по женскому типу и в недостаточной мере получают мужское внимание, и как результат у них больше развиваются: эмоциональность, чувствительность, а не деловитость и практичность. Вот почему в своем проекте я задействовала и пап.
Для того чтобы выбрать родительский комитет, мне пришлось, целиком собрание посвятить проблемам взаимосвязи семьи и класса, убеждать родителей о важности этого комитета, разъяснять задачи и функции. Мне захотелось разработать такой проект, который мог бы объединить наши взгляды и помочь детям развиваться в правильном направлении с учетом физических, психологических, индивидуальных особенностей.
В учебно-воспитательном процессе участвуют три субъекта: ребенок, родители, педагоги. Для того чтобы ребенок действительно прошел в школе свой путь развития, то есть взросления, и на выходе из школы первой ступени соответствовал модели выпускника начальной школы, нужны согласованные действия всех сторон. Каждая сторона должна четко понимать, какое содержание учебной и внеучебной деятельности является развивающим, формирующим личность ребенка, какими способами этого можно достичь.
Исходя из всего, в нашем классе сложилась такая ситуация:
1. Тип семейного воспитания.
В сентябре прошлого года, мною был проведен тест на выявление эмоциональной атмосферы в семье, то есть выявление типа семейного воспитания. По данным мониторинга у учащихся 2 класса в семьях, имеются следующие результаты.
Типы семейного воспитания в классе. (Рисунок 1)
2. Отношение к школе семей.
По данным опроса 100% семей относятся к школе в целом, положительно, без каких– либо претензий.
3. Посещаемость родительских собраний (состав).
Общая посещаемость родителей собраний –80%, из них 100% – женская половина, 0% – мужская половина.
4. Интересы детей.
100% – посещают кружки, секцию в школе или в дополнительном образовании по интересам.
5. Уровень воспитанности учащихся.
В октябре 2016, 2017, 2018 года были проведены тесты на изучение уровня воспитанности учащихся по методике Капустина, для того чтобы выявить проблемы, от которых зависит тематика родительских собраний. По данным мониторинга получились следующие результаты:
Уровень воспитанности в классе. (Рисунок 2)
Формы занятости родителей в воспитательной работе класса.
(Рисунок 3)
Партнеры проекта.
Психолог
Социальный педагог
Организатор мероприятий в начальной школе
Педагоги: учитель физического воспитания, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения.
Учащиеся: 5 человек, из них 4 мальчиков и 1 девочка.
Зам. директора по УВР.
Имеющиеся и необходимые ресурсы (методические, дидактические, кадровые, материально-технические).
Вид ресурса | Имеющиеся | Необходимые |
1. Методический | Доступ в Интернет Информационно-методический центр Методическая литература, разработки. Библиотеки | |
2. Дидактический | Сценарии праздников и мероприятий. | |
3. Кадровый | Психолог Социальный педагог Педагоги дополнительного образования Предметники | Спорт. тренер |
4. Материально-технический | Все необходимые канцелярские товары (бумага, грамоты…) Спонсоры (родители) | проектор Компьютер Диски… |
Механизмы реализации проекта.
Участники проекта | Механизмы реализации |
1. Учителя-предметники, классный руководитель, педагоги дополнительного образования. | Воспитательная программа Урок Воспитательные мероприятия. |
2. Родители. | Родительские собрания. «День открытых дверей». Совместные классные мероприятия. |
3. Учащиеся. | Классное самоуправление. Дополнительное образование. Внеклассные мероприятия. |
Система воспитательной работы начальной школы (с 1-го по 4-й кл.) выстроена в соответствии со следующими направлениями:
1). Научно-познавательное: • Предметные недели; • Библиотечные уроки; • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, улуса, республики. • Разработка проектов к урокам.
2). Спортивно-оздоровительное: • Работа спортивных секций по шахматам и шашкам, лёгкая атлетика• Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весѐлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
• Проведение бесед по охране здоровья. • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток
• Динамические паузы и прогулки. • Участие в улусных и школьных спортивных соревнованиях. • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
3). Художественно-эстетическое: • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, улуса , республики и т.д.
4). Общественно-полезное: • Проведение субботников. • Разведение комнатных цветов. • Акция «Посади дерево».
5). Гражданско-патриотическое: • Встречи с ветеранами тыла труда, уроки мужества. • Выставки рисунков.
• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян. • Тематические классные часы.
• Подготовка к участию в военно- спортивной игре «Зарничка». • Смотры строя и песни.
6).Духовно-нравственное: • Классные часы.
7) Досугово-развлекательная, игровая деятельность: • КВН • праздники, конкурсы, викторины, фестивали.
Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы начальной школы. Финансирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО дает возможность внедрить новые программы и привлечь к проведению внеурочных занятий не только учителей начальных классов, но и родителей.
План карта действий по реализации проекта (описание действий, формы, режимы работы с детьми).
1. Подготовительный этап:
Действия | Формы работы | Сроки | Ответственные |
1. Создание инициативной группы. | Родительское собрание. | 2 четверть 2-го класса. | Классный руководитель. |
2. Изучение сферы услуг дополнительного образования. | Родительское собрание (сообщение). | 3 четверть 2-го класса. | Классный руководитель, педагоги дополнительного образования. |
3. Информирование педагогов, работающих в классе. | Малый педсовет. | 4 четверть 2-го класса. | Классный руководитель. |
4. Мониторинг. | Тестирование. | 3 и 4 четверти 2-го класса, 3,4. | Психолог, классный руководитель. |
2. Основной этап (Реализация проекта) – 3–4-й класс.
Планирование ключевых мероприятий в 3–4-м классах на базе воспитательной программы «Мир народной культуры Культура народов Республики Саха (Якутия)
Месяц | 3-й класс: «Человек и его семья». | 4-й класс: «Человек и история его народа». |
сентябрь | – Выставка рисунков «Вся семья вместе, так и душа на месте» (рисунки детей и родителей по желанию). | – «Мастерская Золотая иголка» (знакомство с костюмом разных народов , изготовление). – Викторина знатоков народного костюма (совместно с родителями). |
октябрь | - Классный час: «Пионеры». – «День открытых дверей». | – «Музыкальная гостиная» ( совместное исполнение любимых песен с мамами, папами.) – «День открытых дверей». |
ноябрь | – “Мамин праздник” (посвящен Дню матери). – Выставка рисунков: «Моя мама». | –кл. час «При солнышке тепло, при мамочке добро» (посвящении Дню матери). – Конкурс сочинений “Моя мама”. |
декабрь | конкурс семей. | – «Папа, мама, школа, я – вместе дружная семья» семейный конкурс. |
январь | – «Рождественская выставка». | – «Зимние посиделки. Как это было». |
февраль | – День защитника Отечества (конкурсная программа для мальчиков и пап). | – «Служу России» праздник посвящен 23 февраля (конкурсы). |
март | – «Праздник бабушек и мам» (совместное чаепитие, поздравление от мальчиков и пап). | – «Женский день – 8 марта» (конкурсы для девочек и мам). |
апрель | – «День семьи». | – Выставка работ в классе «Родословное дерево». – Праздник семьи. |
май | – «Все мы родом из детства» (конкурсная программа для родителей и детей). | – «Что было, то видели, что будет – увидим» (праздник прощания с начальной школой). |
Календарно-тематическое планирование родительских собраний в 3–4-х классах
Срок проведения | Тема собрания, Вопросы для обсуждения | Ответственные |
Первый класс | | |
сентябрь | Знакомство с родителями учеников- первоклассников. | учитель |
октябрь | Трудности адаптации первоклассника к школе. | учитель, психолог, |
ноябрь | «Перелистывая страницы...» | учитель |
декабрь | Режим дня школьника, его роль. | учитель |
февраль | Эмоции положительные и отрицательные. | учитель, психолог |
апрель | Итоги адаптации первоклассников | учитель, психолог |
май | Итоги прошедшего учебного года | учитель, родительский актив |
Второй класс | | |
сентябрь | Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год). Физиологические, психические особенности развития детей 9–10 лет. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам во 2 –м классе. | учитель рподители |
октябрь | Устойчивые положительные результаты обучения Активное участие детей и родителей в жизни класса, школы; создание органов классного самоуправления | Учитель, родители учитель |
ноябрь | Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии. | учитель |
декабрь | негативное отношение к вредным привычкам; | учитель |
III четверть январь | Наказание и поощрение в семье | учитель, психолог |
IV четверть май | Итоги прошедшего учебного года. | учитель, родительский актив |
Третий класс |
сентябрь | Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год). Физиологические, психические особенности развития детей 9–10 лет. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам в 3-м классе. | Учитель Психолог Учитель |
октябрь | 1. Как организовать внешкольное время ребенка. Роль игры в его жизни. | Учитель |
ноябрь | 1«Каков он, успешный родитель?» | учитель |
январь | 1. Семейные традиции (организационно-деятельностная игра) | Родительский комитет, учитель. |
март | 1. О роли семьи в трудовом воспитании школьников. | Родительский комитет, учитель. |
апрель | 1. Дети и компьютеры (мастерская общения). | Учитель |
май | 1. Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися). | Родительский комитет, учитель, |
Четвертый класс. |
сентябрь | 1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2. Физиологические, психические особенности развития детей 10 – 11лет. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам в 4-м классе. | Учитель. Психолог. Учитель. |
октябрь | 1. Эмоциональное благополучие детей в семье. | Психолог, социальный педагог, учитель. |
январь | 1. Итоги первого полугодия. 2. Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися). | Родительский комитет, учитель. |
март | 1. Учет половозрастных особенностей детей в их воспитании. | Медицинский работник, психолог, учитель. |
апрель | 1. Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения. | Учитель, будущий классный руководитель 5-го класса. |
май | 1. Прощай, начальная школа (торжественное собрание – праздник совместно с детьми). | Учитель, родительский комитет. |
3. Аналитический этап (конец 4-го класса).
Рефлексия.
Анкетирование.
Опросы
Оценка эффективности и перспектива развития.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса:
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
развитость креативных способностей учащихся;
проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
сформированность классного коллектива. В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества
Комфортность, защищенность личности учащегося его отношение ко всем сторонам жизнедеятельности в классе
Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей
Тест «Хорошо ли ребенку в школе?»
Изучение удовлетворенности школьной жизнью (методика Андреева А. А.)
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива и родительского сообщества.
Литература
1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 2 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Тема «Каков он, успешный родитель?»
Цель: Совершенствование чувства родительства (любви, ответственности); повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Предварительная работа с детьми: рисование на тему «Мои родители», «Моя семья», «Кем я мечтаю стать во взрослой жизни», беседа на тему «Что означает слово родитель? Как должны относиться родители к ребенку?».
Психолог: Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня не будет никакой лекции, никаких докладов и вам не придется особенно скучать. Мы будем с вами много говорить, обсуждать, возражать, удивляться, спорить, может быть. А говорить мы сегодня с вами будем о том кто такой «Успешный родитель»?
Никто из нас не рождается с навыками успешной родительской деятельности, однако многие хотят быть самыми лучшими родителями. Каким должен быть хороший, успешный во всех смыслах этого слова родитель? Давайте подискутируем.
Высказывания родителей. (Ответственным, целенаправленным, увлеченным, заинтересованным в развитии своего ребенка, заботливыми, любящими, понимающими, ласковыми )
Безусловно, всеми этими качествами обладает каждый из вас. И каждый из вас желает своему ребенку только самого лучшего. Сейчас я предлагаю нам с вами познакомиться и выполнить следующее упражнение.
Упражнение «Знакомство»
Родители, по очереди, передавая мяч по кругу представляется «Здравствуйте, я Ольга, мама Васи. Мой Вася …» (продолжить фразу, назвав несколько качеств своего ребенка)
Сейчас я предлагаю подумать и сказать, что значит для вас слово «родитель» . Например: родитель — тот, кто рожает, тот, кто родной, кто растит и т. д. (высказывания родителей).
Вспомните своих родителей и ответьте каждый для себя на следующие вопросы: «Кем были для меня мои родители?», «Кем хочу быть я для своего ребенка?». (пока родители размышляют над данными вопросами, психолог может создать спокойный музыкальный фон, помогающий в данной ситуации размышлять).
А сейчас посмотрите, пожалуйста, на эту выставку, такими видят вас ваши дети. У кого какие ассоциации возникают? Поделитесь, пожалуйста. (родители рассматривают рисунки детей и делятся впечатлениями).
Предлагаю поиграть в игру «Три волшебные «Р»
Игра направлена на систематизацию представлений супругов о личностных характеристиках родителей. Взрослые называют поочередно, что умеет родитель: «Родитель умеет…». (играть, читать, кормить и т.д.)
После этого поочередно по кругу заканчивают предложение «Родителю можно…».
Затем рассуждают на тему «Родителем может быть (какой человек)?».
В конце родителям задают вопрос: «Зачем родитель ребенку?».
Я хочу продемонстрировать вам рисунки ваших детей на тему «Моя семья». Они постарались отобразить (в меру своих возможностей конечно) то, что считают своей семьей. На каждом рисунке вы можете прочитать высказывания своих детей.(высказывания детей на рисунке записывает психолог в индивидуальной беседе с ребенком).
Быть родителем – это не только большое счастье, но и огромная ответственность, которую может принять на себя взрослый человек. Зачастую перед родителями возникают проблемы разной сложности, решение которых – не простое дело.
Я предлагаю вам начать их решать прямо сейчас. Для этого вам нужно закончить предложение, которое написано на фанте вытянутом из этой шляпы.
(Родители вытягивают по одному фанту из шляпы по кругу, зачитывают ситуацию и затем продолжают свою мысль, т.е. выход из этой ситуации из личного опыта. По желанию любой из родителей может озвучить свою мысль и выход из ситуации. Приветствуются и дополнения психолога).
Ситуации:
Ваш ребенок капризничает, упрямится в магазине, вы …
Ребенок не выполняет ваше требование идти обедать, хотя его уже несколько раз звали, вы…
Ребенок не хочет убирать за собой игрушки, вы…
Ребенок ударяет кого нибудь ладонью, игрушкой или кулаком, вы…
Ребенок отказывается поделиться игрушками с другими детьми, вы…
Ребенок использует нецензурную лексику, вы…
Ребенок делает все, что ему запрещают…
Ребенок отказывается кушать приготовленное вами блюдо, хотя раньше ел…
Ребенок отказывается надеть теплую куртку, выходя на улицу, вы…
Вы готовите обед, и вам очень мешает шумная возня, которую устроил ваш ребенок в гостиной, вы …
Ребенок капризничает с утра не торопясь одеваться в детский сад, а вам нужно торопиться на работу, вы…
Ребенок игнорирует ваше замечание по поводу внешнего вида и продолжает заниматься своим делом, вы…
Да, разрешение проблем требует от родителей умения принимать решения, терпения и выдержки, силы ума, творческого и нестандартного порой подхода. Услышанные варианты выхода из той или иной ситуации говорят о том, что вы успешно с этим справляетесь. Молодцы!
Послушайте высказывания детей на вопрос: «Что означает слово родитель ? Как должны относиться родители к ребенку?» (Психолог зачитывает высказывания детей, без конкретных указаний на имя чьего либо ребенка).
Вот такие у вас образованные и всезнающие дети! Остается им только поаплодировать! Браво! Но только мы не всегда соответствуем этому представлению.
Родительское отношение к ребенку во многом определяет его дальнейшую судьбу. Хорошая мать - это мать, уделяющая ребенку достаточно много внимания (полная самоотдача). Хороший отец - это не обязательно отец, который много времени проводит с ребенком, а отец, который проводит это время содержательно, качественно. Поэтому современная отговорка занятостью родителей - это выражение психологической беспомощности, бессознательного желания переложить ответственность за воспитание на другого родителя, бабушку, детский сад.
А сейчас обратите внимание! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Попробуем её расшифровать:
Формула закона семьи
Закон семьи: ед. тр. (1) + зн. похв. (2) + тр. уч. (3) + разд. благ (4).
Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.
Вопрос родителям: «У кого что получилось! Какие законы семьи здесь зашифрованы?
Давайте проанализируем зашифрованную формулу:
1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2-й закон. Закон значимости похвалы для ребёнка.
3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. (если родители затрудняются с высказываниями, психологу необходимо помочь в пояснении смысла каждого из законов)
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек, как личность.
Теперь, когда вы познакомились с законами жизни в семье, обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьёзный вывод, насколько хорошо вы знаете своего ребёнка.
Наиболее важным фактором при воспитании детей является количество и качество любви, которую они получают в семье. Ваш ребенок тем или иным образом спрашивает вас: «Ты меня любишь?» Единственная разница в том, как вы отвечаете.
Успешный родитель – это тот родитель, кто отвечает на этот вопрос, говоря ребенку любым способом «Да, я действительно тебя люблю!». И не важно, сколько времени вы проводите со своим ребенком, а важно насколько качественно и продуктивно вы провели это время!
И в заключении хочу показать вам рисунки ваших детей, но тему рисунков вы мне подскажете сами. Как вы думаете, на какую тему они рисовали? (размышления и высказывания родителей). Правильно «Кем я стану во взрослой жизни?».
Возможно, кто-то из детей уже сейчас выбрал себе будущую профессию, а вам остается их в этом поддержать и помочь осуществить свою мечту. Рисунки вы можете забрать домой и с ребенком их обсудить.
Желаю вам успехов в воспитании ваших детей. Любите их, и будьте любимы ими. Ведь дети любят безусловной любовью, ответьте им тем же!