Проект «Вот моя деревня , вот мой дом родной»
Работу выполняли учащиеся 6 класса: Абузярова АйшА Апкаева Эльнара Александров Никита Бикмаева Айгуль Гарькаев Сергей Курмакаев Ислам Лежнина полина Назирова Альбина Нугаев Наиль рехметуллин ильяс Руководитель проекта : учитель русского языка и литературы Нугаева Гульшат Равилевна
Цель
1.Изучение истории родного села, традиции, культуры.
Задачи
2.Сбор информации о земляках, их трудовых и боевых подвигах.
- Формирование у обучающихся позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни.
3.Воспитание у юных граждан села чувств любви к своей малой Родине, уважения к земле и труду.
2. Расширение знаний учащихся о родном крае.
3. Привлечение людей в село.
Первое упоминание…
Начало заселения старого селища в смычке реки Узы и реки Суры можно отнести к эпохе древнего каменного века. Но массовое заселение территории началось приблизительно с 5 – 4-го тысячелетия до нашей эры. Эти данные подтверждают археологические раскопки на левом берегу реки Узы, проводившиеся археологической экспедицией П.С. Рыкова.
Абсолютно точной даты первого упоминания об Усть-Узе нет. Известно, что еще до построения крепости Пенза более 500 лет назад по реке Уза проживали волжские болгары и татары, бежавшие в эти необжитые места, чтобы скрыться от феодалов Ермолаевых и Кадышевых.
Из истории села усть-уза
Так и образовались села: Усть-Уза и Усть-Мурза. Сначала татары и мордва жили вместе, но вскоре прибыл в Усть-Узу болгарский татарин (имя не упоминается) и стал хозяином. Стали прибывать на житьё татары-мещеры. Начиная с Петра 1 русские цари раздавали обширные владения в плодородном и малозаселенном Сурском крае своим родственникам и приближенным. Земля отказана на реке Уза полковым татарам в 1683 году. На 20 человек дали 25 четвертей земли «за волоком…верх по реке Сура по правой стороне до устья реки Уза и Узою вверх до речки Вяж-Няньги». В 1780 году в селе было 212 дворов, 812 мужчин. Что интересно, во время раскопок, проведенных археологами, под селом найдены фрагменты сосудов, напоминающих по форме перевернутый колокол, относящихся к племенам абашевской культуры, жившей на территории Шемышейского и Кондольского районов в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры. И здесь грянула тогдашняя сенсация :ученый А.Шевченко, исследуя антропологический облик абашевского населения, высказал мнение о наличии в них… негроидной примеси, что, конечно же, свидетельствует о связях с Африкой. Сейчас же это не сенсация: генетики говорят, что всё человечество произошло от метери-негритянки.
Достопримечательности села
Школа
Усть - узинский сельсовет
Исянов Рафаэль Джиганович – глава Администрации Усть – Узинского сельсовета
Социокультурный центр
Дом культуры
Хореографический ансамбль
Мечеть.
В 1995 году построена Усть-Узинская мечеть на средства прихожан села Усть-Уза и всех родственников, проживающих по всей России.
Выдающиеся личности села разных поколений.
Конькова Фрида Умеровна.
Мустафин Шакир Ибрагимович
Награждена медалью «Житель Блокадного Ленинграда»
Братская могила в г. Великие Луки, где похоронен наш земляк Мустафин Ш.И.
Алмакаев жафер Хайруллович.
Участвовал при взятии Берлина и освобождение Праги, награжден медалью «За отвагу» .
Корнеева Антонина Семеновна
Исянов Рафаэль Джиганович
Заслуженный учитель Российской Федерации
Глава Администрации
Усть – Узинского сельсовета .
Абузяров Ринат Анвярьевич
Селькаев Жамиль Абдуллович
Специалист отделения по работе с личным составом МО МВД России по ЗАТО Заречный УМВД России по Пензенской области.
Старший участковый уполномоченный полиции отделения УУП в ПДН ОтдМВД России по Шемышейскому району Пензенской области
Традиции и обычаи села.
Праздники.
Сабантуй (праздник плуга) – это наиболее значительный и древний народный праздник. Он празднуется летом, после окончания полевых работ. Он состоит из национальных обрядов, самого празднования (майдан) и спортивных состязаний (борьба, бег, конные скачки, игры). В настоящее время татарские традиции продолжаются. Молодежь с удовольствием принимает участие в старинных празднествах.
Национальная кухня.
Старинное национальное кушанье татар – это бэлеш, с разнообразной начинкой, чаще из мяса и сдобы из пресного теста – бавырсак, коштеле и др. Из конины готовили вяленую колбасу – казы, любимым лакомством был вяленый гусь (каклаган каз). Много места в питании занимали молочные продукты: катык (кислое молоко), созме, эремчек (разновидность творога). Мед, смешанный с маслом, служил ритуальным блюдом. Очень широко был распространен чай. Многие национальные кушанья сохранились и в сегодняшние дни, особенно в праздники, свадьбы.
Наши таланты
По дремучим лесам,
По широким лугам
Текла величаво Уза.
Из дальних земель пришли
Дружные две семьи,
Татары и мордва.
В пути устали они,
На устье привольной реки
Решили отдохнуть путники.
Приглянулись им эти места,
Густые леса и сама река,
В черемуховых ресницах
Глубоких озер глаза.
Много дорог и тропинок прошли,
Лучше этих мест не нашли
Здесь появилось село
Красивое, Усть-Уза…
Калугина Равза Адельшаевна,
стаж работы фельдшером – 38 лет,
сочиняет стихи на русском и татарском языках.
Родной дом ждет тебя!
Сейчас
А может стать таким