СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Заболевания опорно-двигательной системы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Заболевания опорно-двигательной системы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска















Индивидуальный проект

Тема: Заболевания опорно-двигательной системы.










Выполнила

ученица 11 класса:

Есликова Александра

Владимировна










Работа допущена к защите «_____» _______________ 2023 г.


Севск 2023 г.





Индивидуальный план выполнения проекта.


Этапы


Виды деятельности

Планируемая дата исполнения

Дата
фактически

Подпись руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы




Планирование

Формулировка задач, которые следует решить;

Выбор средств и методов решения задач;

Определение последовательности и сроков работ




Процесс проектирования

Самостоятельная работа




Оформления записки, плакатов и др.




Итог

Достигнутый результат




Оформление




Защита













Паспорт проекта

Название проекта Заболевания опорно-двигательной системы.

Автор проекта Есликова Александра, ученица 11 класса

Учебная дисциплина Биология

Тип проекта Научный

Цель работы: Изучить заболевания опорно-двигательной системы.

Задачи:

  1. Узнать о заболеваниях опорно-двигательной системы.

  2. Изучить меры предотвращения нарушений при заболевании.



Вопрос проекта: Какие виды заболевания опорно-двигательной системы существуют? Какие меры нужно принимать для предотвращения нарушений при заболевании?

Краткое содержание проекта: В проекте рассматривается тема заболевания опорно-двигательной системы. Рассказывается о различных видах заболевания опорно-двигательной системы. Также рассказывается о мерах предотвращения нарушений при заболевании.

Результат проекта (продукт): Разработка классного часа на тему ,,Заболевания опорно-двигательной системы”.

Реализация проекта (для 11 класса)

Проведение классного часа с учащимися 11 класса. Мой проект можно использовать на уроках Биологии в качестве дополнительной информации для учащихся.
















Оглавление

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - 1

Введение 5

Глава1 Анализ данных по теме ,,Заболевания опорно-двигательной системы” 6

2.1. Эволюция опорно-двигательной системы 6

2.2. Виды Заболеваний опорно-двигательной системы 7

2.2.1. Сколиоз 7

2.2.2. Артрит 8

2.2.3. Бурсит…………………………………………………………………………………………………………………………………..9

2.2.4. Анкилоз 10

2.2.5. Тендинит 11

2.2.6. Вывих 12

2.2.7. Плоскостопие……………………………………………………………………………………………………………………..13

2.2.8. Судорога…….. ……………………………………………………………………………………………………………………..14

2.3. Меры предотвращения нарушений при заболевании опорно-двигательной системы………..…15

2.3.1. Сбалансированное питание 15

2.3.2. Физическая активность 16

2.3.3. Контроль веса.……………………………………………………………………..…………………………………………….17

2.3.4. Отказ от вредных привычек.…………………………………………………………………………..…………………18

2.3.5. Регулярный медосмотр……………………………………………………………………………………………………..19

3.Глава 2 Немного о заболеваниях опорно-двигательной системы………………………..……………………….20

3.1. Анкетирование по теме ,,Заболевания опорно-двигательной системы" ……………….…………………20

3.2. Диаграмма результатов анкетирования………………………………………………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………25

Приложение………………………..……………………………………………………………………………………………………………….26





Введение: Первая появившаяся опорная структура — оболочка клетки. Она не только отграничила организм от внешней среды, но и позволила повысить скорость перемещения за счёт жгутиков и ресничек. Многоклеточные животные имеют большое разнообразие опорных структур и приспособлений для движения. Появление наружного скелета повысило скорость передвижения за счёт развития специализированных групп мышц. Внутренний скелет растёт вместе с животным и позволяет достигать рекордных скоростей. У всех хордовых внутренний скелет. Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве. Движения позвоночных осуществляется за счёт мышц конечностей, которые осуществляют такие виды движения, как бег, прыжки, плавание, полёт, лазание и т.д.



Актуальность темы: Мой проект поможет осознать, что заболевание опорно-двигательной системы очень серьёзно. Здоровье нужно беречь в любом возрасте.

Цель нашей работы: Узнать больше о видах заболевания опорно-двигательной системы.

Задачи:

  1. Узнать о заболеваниях опорно-двигательной системы.

  2. Изучить меры предотвращения нарушений при заболевании.

Объектом нашего исследования являются виды и меры предотвращения заболевания.


Предметом нашего исследования являются виды заболевания опорно-двигательной системы.


Методом нашего исследования является теоретический анализ и опрос способом анкетирования


Практическое применение:  На основе моего проекта, можно создать тематическую презентацию, в которой я постараюсь наглядно и понятно показать всё о заболеваниях опорно-двигательной системы.


Глава1 Анализ данных по теме ,,Заболевания опорно-двигательной системы”



2.1. Эволюция опорно-двигательной системы.

В процессе эволюции животные осваивали всё новые и новые территории, виды пищи, приспосабливались к изменившимся условиям жизни. Эволюция постепенно меняла облик животных. Для того чтобы выжить, необходимо было активнее искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов, перемещаться быстрее. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения. Самые примитивные простейшие не имеют опорных структур, медленно передвигаются, перетекая с помощью ложноножек и постоянно меняя форму.






2.2. Виды заболеваний опорно-двигательной системы. 2.2.1. Сколиоз

Сколиоз – это сложная стойкая деформация позвоночника, сопровождающаяся, в первую очередь, искривлением в боковой плоскости с последующим скручиванием позвонков и усилением физиологических изгибов позвоночника. При прогрессировании сколиоза развивается деформация грудной клетки и костей таза с сопутствующим нарушением функции органов грудной полости и тазовых органов.

Самыми опасными периодами в отношении развития и прогрессирования сколиоза являются этапы интенсивного роста: от 4 до 6 лет лет и от 10 до 14 лет. При этом следует быть особенно внимательными к здоровью ребенка на этапе полового созревания, которое у мальчиков происходит в 11-14 лет, а у девочек в 10-13 лет. Риск усугубления сколиотической деформации увеличивается в тех случаях, когда к началу этих периодов у ребенка уже есть рентгенологически подтвержденная первая степень сколиоза (до 10 градусов).







2.2.2. Артрит 

Заболеваемость артритами составляет 9,5 случаев на 1 000 населения; распространенность высока среди лиц разного возраста, включая детей и подростков, но чаще артрит развивается у женщин 40-50 лет. Артрит является серьезной медико-социальной проблемой, поскольку его затяжное и рецидивирующее течение может вызывать инвалидизацию и утрату трудоспособности.

По характеру поражения артриты подразделяются на 2 группы – воспалительные и дегенеративные. К группе воспалительных артритов, развитие которых связано с воспалением синовиальной мембраны, служащей внутренней выстилкой поверхности сустава, относятся следующие виды:


  • ревматоидный.

  • инфекционный.

  • реактивный артрит.

  • подагрический.


В группу дегенеративных артритов входят травматический артрит и остеоартроз, вызванные повреждением суставной поверхности хряща.







2.2.3. Бурсит

Бурситом называется острый, подострый или хронический воспалительный процесс в синовиальной сумке (бурсе). Болезнь сопровождается увеличением бурсы вследствие накопления в ней экссудата. Причиной развития может стать острая травма, постоянное механическое раздражение или отложение солей при некоторых ревматоидных заболеваниях. Около 85% всех случаев бурсита наблюдается у мужчин. Первое место по распространенности занимает локтевой бурсит.

Вероятность возникновения бурситов при прямом попадании микроорганизмов увеличивается при снижении иммунитета, алкоголизме, сахарном диабете, приеме стероидов, некоторых болезнях почек. Кроме того, причиной развития бурсита могут быть некоторые заболевания (склеродермия, подагра, ревматоидный артрит). В этом случае бурсит возникает вследствие отложения солей в синовиальной сумке.





2.2.4. Анкилоз

Анкилоз – один из наиболее неблагоприятных исходов травматических повреждений и заболеваний сустава. Может возникать в любом возрастном периоде, пик заболеваемости приходится на средний и пожилой возраст. Врожденная форма – анкилозы на фоне артрогриппоза выявляются редко. Нижние конечности страдают чаще верхних, первое место по распространенности (почти 50% от общего количества случаев) занимает анкилоз коленного сустава. Наибольшее клиническое значение имеют поражения крупных и средних суставов конечностей и распространенные анкилозы позвоночных сочленений при болезни Бехтерева. Патология формируется в результате сращения суставных поверхностей при воспалении, восстановлении тканей после повреждения или длительного отсутствия движения.









2.2.5. Тендинит

Тендинит – заболевание сухожилия. Сопровождается воспалением, а в последующем – и дегенерацией части сухожильных волокон и прилегающих тканей. Тендинит может быть острым или подострым, но чаще носит хронический характер. Как правило, страдают сухожилия, расположенные рядом с локтевыми, плечевыми, коленными и тазобедренными суставами. Могут также поражаться сухожилия в области голеностопного и лучезапястного сустава.

Тендинит может развиться у человека любого пола и возраста, но обычно наблюдается у спортсменов и у людей монотонного физического труда. Причиной патологии являются слишком высокие нагрузки на сухожилие, приводящие к его микротравматизации. С возрастом из-за ослабления связок вероятность развития болезни увеличивается. В этом случае в месте воспаления часто откладываются соли кальция, то есть, возникает кальцифицирующий тендинит.

Однако в ряде случаев тендинит возникает по другим причинам, например, на фоне некоторых ревматических заболеваний и болезней щитовидной железы. Тендинит также может стать следствием ряда инфекций (гонореи), развиться в результате действия лекарственных средств или вследствие аномалий строения костного скелета, например, при разной длине нижних конечностей.



2.2.6. Вывих

Вывих – патологическое состояние, при котором суставные поверхности смещаются относительно друг друга. Вывихнутой считается дистальная (удаленная от туловища) часть конечности. Исключение – вывих ключицы (в названии указывается вывихнутый конец кости) и вывих позвонка (указывается вышележащий позвонок). Вывих является достаточно распространенной патологией в травматологии и ортопедии. Травматические вывихи составляют 1,5-3% от общего числа повреждений опорно-двигательного аппарата. Причиной травматического вывиха обычно становится непрямое воздействие: удар или падение на соседний сустав либо дистальную часть конечности (так, вывих плечевого сустава может возникать при падении на локоть или предплечье), форсированное сокращение мышц, насильственное сгибание и разгибание сустава, выкручивание, тяга за конечность. Реже повреждения возникают вследствие прямой травмы (удара по суставу или падения на него).











2.2.7. Плоскостопие

Плоскостопие – изменение формы сводов стопы, сопровождающееся потерей ее амортизирующих (рессорных) функций. Является причиной повышенной утомляемости стоп при нагрузках, провоцирует развитие артрозов мелких суставов ступни, оказывает негативное влияние на позвоночник. Различными формами плоскостопия страдает около 45% всех взрослых людей. Патология чаще выявляется у женщин. Уплощение свода стопы может быть врожденным или приобретенным. Врожденное плоскостопие составляет 3% от всех случаев заболевания. Причиной наиболее распространенной приобретенной формы – статического плоскостопия (80% от общего числа случаев болезни) становится слабость костей, мышц и связочного аппарата ступни и голени. Существует наследственная предрасположенность к возникновению патологии, обуслосовленная передающейся по наследству слабостью связок.











2.2.8. Судорога

Различные судорожные синдромы занимают третье место по общей заболеваемости в популяции после сердечно-сосудистой патологии и сахарного диабета. На их долю отводится 20% всех неврологических расстройств. Патологическая симптоматика чаще возникает в детском (до 15 лет) и пожилом возрасте. Судороги ощущаются как непроизвольные спастические сокращения скелетной мускулатуры – отдельных мышечных групп или всего тела – различной интенсивности, кратковременные или длительные. Они возникают спонтанно либо провоцируются острой патологией, действием внешних факторов.

Выраженные судорожные подергивания мышц конечностей и туловища нарушают опорно-двигательную функцию, влекут за собой падения и травмы. Спастическое напряжение болезненно, часто сопровождается выгибанием или поворотом тела, девиацией головы и глаз в одну сторону. Тонико-клонические приступы проявляются нарушениями сознания и дыхания, недержанием мочи, некоторые предваряются очаговой неврологической симптоматикой. Единичные эпизоды имеют благоприятный прогноз, но частые судороги нарушают привычную активность, снижают качество жизни пациента.




2.3. Меры предотвращения нарушений при заболевании опорно-двигательной системы

2.3.1. Сбалансированное питание

Правильный рацион при заболеваниях опорно-двигательной системы должен включать белковые продукты: мясо, рыбу, грецкие орехи, фасоль. Для поддержания хрящевой ткани полезны рисовая и гречневая крупа, печень, грибы, шпинат и брокколи, содержащие витамины группы В. Необходимо ограничить употребление соленых, жареных и мучных изделий, а также обратить внимание на калорийность ежедневного меню (средняя норма ― 2 350 ккал для мужчин и 2 100 ккал для женщин).









2.3.2.  Физическая активность

Регулярные тренировки ― основа здорового долголетия. Пожилым людям рекомендуется уделять физическим упражнениям не менее 2,5―3 часов в неделю. Умеренные нагрузки способствуют укреплению костей, мышц и связок. В результате все суставы получают хорошую мышечную поддержку, снижается риск бытового травмирования. Избежать проблем у детей поможет легкая разминка, растяжка, правильно организованное рабочее место и грамотно выбранный школьный рюкзак. Не рекомендуется самостоятельно устанавливать для себя нормы и слепо следовать им. Минимальным осложнением такой самодеятельности будут вывихи и растяжения.

















2.3.3. Контроль веса

Лишний вес — это серьезная проблема для многих пожилых людей, особенно для инвалидов, которые не могут себе позволить повышение физической активности. Главные рекомендации ― постепенное снижение калорийности блюд и переход на дробное питание. При этом количество калорий не должно снижаться за счет исключения из рациона кисломолочных продуктов.

Для ориентировочной оценки массы тела используют показатель Брока, согласно которому у мужчин среднего телосложения нормальная масса тела (в кг) равна росту (в см) минус 100 при росте 155—165 см, или минус 105 при росте 166— 175 см, или минус 110 при росте более 175 см. У лиц с узкой грудной клеткой полученные данные уменьшают на 5 %, а у лиц с широкой грудной клеткой — увеличивают на 5%. Масса тела женщин соответствующего роста и телосложения должна быть примерно на 5 % меньше, чем у мужчин.











2.3.4. Отказ от вредных привычек

Многие пожилые люди тяжело расстаются со старыми пристрастиями. Возможно, есть смысл обратиться за помощью к опытному психологу или пройти специальные занятия в анонимных группах. Зависимость от алкоголя и никотина значительно повышает вероятность развития заболеваний опорно-двигательной системы. Бороться со своими вредными привычками нелегко, ведь борьба с самим собой – дело сложное. Если вы осознали, что табак и алкоголь вредят вашей жизни и жизни окружающих людей, то приложите все усилия чтобы справиться с этой пагубной зависимостью. Читайте литературу, смотрите передачи, обращайтесь к специалистам и вы обязательно найдете метод и справитесь с этой задачей.












2.3.5. Регулярный медосмотр

В пожилом возрасте очень важно доводить лечение травм до конца. Успешная коррекция нарушений работы опорно-двигательной системы начинается со своевременной диагностики и регулярного медосмотра. Женщинам старше 65 лет и мужчинам после 70 лет рекомендуется ежегодно проходить денситометрию (определение плотности костной ткани). В своей повседневной жизни каждому человеку необходимо понимать всю важность необходимости регулярного профилактического медицинского осмотра, так как бездействие может привести к нежелательным последствиям. В своей повседневной жизни каждому человеку необходимо понимать всю важность необходимости регулярного профилактического медицинского осмотра, так как бездействие может привести к нежелательным последствиям.














3.Глава 2 Немного о заболеваниях опорно-двигательной системы

3.1. Анкетирование по теме ,,Заболевания опорно-двигательной системы”

Было проведено анкетирование среди учащихся 11 класса, для того чтобы выяснить, что школьники знают о заболеваниях опорно-двигательной системы. Количество опрошенных – 18 человек.

3.2. Диаграмма результатов анкетирования



По результатам опроса большинство знает о заболеваниях опорно-двигательной системы



По результатам опроса большинство считает, что самым распространённым видом заболевания опорно-двигательной системы считается Плоскостопие





По результатам опроса большинство считает, чтобы избежать заболевания опорно-двигательной системы, нужно заниматься спортом







По результатам опроса большинство знает, что ведя здоровый образ жизни можно получить заболивание опорно-двигательной системы





По результатам опроса большинство знает, что вывих относится к заболеванию опорно-двигательной системы







По результатам опроса большинство знает, что заболевание опорно-двигательной системы может передаться по наследству

По результатам опроса большинство знает, что такое плоскостопие



По результатам опроса большинство считает, что вылечить заболевание опорно-двигательной системы можно



Вывод: Опрошенные ученики хорошо знают тему ,,Заболевания опорно-двигательной системы”. Им нравится эта тема, они легко могут назвать виды заболеваний связанных с опорно-двигательной системой. Некоторые из опрошенных начали следить за своим здоровьем очень тщательно. Я надеюсь, что мой проект поможет им узнать, что-то новое о заболеваниях опорно-двигательной системы.

Заключение

В наше время заболевания это очень важная и серьёзная тема. Я надеюсь, что благодаря моему проекту учащиеся начнут серьёзнее относиться к своему здоровью и будут чаще заниматься спортом. В ходе выполнения данной работы, поставленные цель были достигнуты, задачи успешно решены. Мы расширили знания о заболеваниях опорно-двигательной системы и о мерах предотвращения нарушений при заболевании.












































Список литературы:
  1. Википедия: https://ru.wikipedia.org

  2. Статья из: https://www.krasotaimedicina.ru/

  3. Статья из: https://medkom62.ru/

  4. Статья из: https://clinica-opora.ru/

  5. Фотографии взяты из: https://yandex.ru/images













































Доброго времени суток! Уважаемые участники опроса, просим вас дать ответы на предоставленные ниже вопросы. Ваше мнение поможет нам, в проведении исследований. Опрос носит анонимный характер, а полученные нами данные будут применены лишь в виде статистики.

Цель: узнать, что школьники знают о заболеваниях опорно-двигательной системы

Укажите ваш пол: Укажите ваш возраст:

1. Знаете ли вы о существовании различных заболеваний опорно-двигательной системы?

1) Да 2) Нет

2. Какой вид заболевания опорно-двигательной системы вы считаете самым распространённым?

__________________________________________________________________

3. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы избежать заболевания опорно-двигательной системы?

__________________________________________________________________

4. Ведя здоровый образ жизни можно получить заболевание опорно-двигательной системы?

1) Да 2) Нет

5. Вывих относится к заболеванию опорно-двигательной системы?

1) Да 2) Нет

6.Как вы считаете, может ли заболевание опорно-двигательной системы передаться по наследству?

1) Да 2) Нет

7. Вы знаете, что такое плоскостопие?

1) Да 2) Нет

8. Как вы считаете, можно ли вылечить заболевание опорно-двигательной системы?

1) Да 2) Нет

Выскажите своё мнение:





Спасибо за участие!