Проект по направлению «Формирование финансовой культуры у детей дошкольного возраста» - «Занимательные финансы»
Пояснительная записка.
Проект направлен на решение приоритетных задач национального проекта «Образование», способствует обновлению содержания образовательной среды в МБДОУ № 4 «Жарки». Помогает включить в образовательную деятельность всех участников образовательных отношений и формирует у детей предпосылки к финансовой грамотности.
Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Отсюда возникла необходимость воспитания личностных качеств у дошкольников, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе, такие как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков и это отражено в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Обучение основам финансовой грамотности помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, формирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте, формирования здорового отношения к деньгам и, совершенствования культуры общения ребенка.
Создание образовательной среды в ДОУ, направленной на финансовое просвещение и формирование экономической грамотности у всех участников образовательных отношений.
№ п/п | Мероприятие | Ответственный | Сроки | Планируемый Результат |
Организационные мероприятия |
1 | Создание творческой группы «Занимательные финансы» | Старший воспитатель | | Создание рабочей группы |
2 | Разработка и утверждение плана работы творческой группы «Занимательные финансы» | Старший воспитатель | | План работы рабочей группы |
3 | Подбор и разработка нормативно-правового обеспечения для формирования финансовой грамотности дошкольников | Заведующий Старший воспитатель | | Нормативно-правовое обеспечение |
4 | Подготовка материально-технической базы для формирования финансовой грамотности дошкольников | Заведующий Старший воспитатель | | Материально-техническое обеспечение |
5 | Обзор методических материалов, программ, литературы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель | | Банк методических материалов, программ, литературы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников |
6 | Разработка методических рекомендаций для педагогов по изучению литературы о финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель Участники рабочей группы | | Методические рекомендации, консультации, памятки |
Мероприятия с педагогами |
1 | Организация и проведение социологического опроса «Значимость финансовой грамотности дошкольников» | Старший воспитатель | | Анализ результатов анкетирования (аналитическая справка) |
2 | Координация деятельности по повышению квалификации педагогов «Финансовая грамотность дошкольников» | Старший воспитатель | | Повышение квалификации педагогов (курсовая подготовка, вебинары, семинары, конференции и т.д.) |
3 | Создание образовательно-развивающей среды, в соответствии с ФГОС ДО, способствующей формированию и развитию финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель Педагоги | | Создание условий для формирования и развития финансовой грамотности дошкольников |
4 | Внесение изменений в ООП ДО, включение раздела «Основы финансовой грамотности» | Старший воспитатель | | ООП ДО |
5 | Разработка перспективного плана по работе с детьми по финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель Участники рабочей группы | | Перспективный план |
6 | Разработка проекта «Занимательные финансы» | Старший воспитатель Педагоги | | Проект «Занимательные финансы» |
7 | Составление картотеки игр по финансовому обучению детей старшей и подготовительной группы. Подбор образовательных ситуаций, бесед, художественного слова по финансовому обучению детей старшей и подготовительной группы. Разработка знаний по финансовому обучению детей старшей и подготовительной группы. | Старший воспитатель Участники рабочей группы | | Комплект методических и наглядных материалов, игровое и дидактическое оборудование |
8 | Открытые мероприятия (занятия, мастер-классы и т.д.) | Старший воспитатель Педагоги | | Развитие мотивации |
9 | Размещение лучших результатов победителей конкурсов и викторин на сайте | Старший воспитатель | | Результаты на сайте, популяризация основ финансовой грамотности дошкольников среди родителей |
10 | Диссеминация педагогического опыта по формированию основ финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель Педагоги | | Презентация опыта |
11 | Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель Педагоги | | Консультации, рекомендации, памятки |
Мероприятия с родителями |
1 | Организация и проведение социологического опроса «Значимость финансовой грамотности дошкольников» | Старший воспитатель Педагоги | | Анализ результатов анкетирования (аналитическая справка) |
2 | Проведение родительских собраний, круглых столов, консультаций на тему «Основы финансовой грамотности дошкольников» | Старший воспитатель Педагоги | | Протоколы родительских собраний |
3 | Вовлечение в образовательный процесс по обучению дошкольников финансовой грамотности | Старший воспитатель Педагоги | | Совместная работа педагога и родителей |
Мероприятия с детьми |
1 | Реализация проекта ««Занимательные финансы» | Старший воспитатель Педагоги | | Результаты мониторинга |
2 | Организация образовательной деятельности с воспитанниками (занятия, игры, конкурсы, викторины, образовательные ситуации и т.д.) | Старший воспитатель Педагоги | | Приказы, положение о проведении мероприятий |
3 | Итоговое мероприятие: развлечение «Школа юного банкира» | Старший воспитатель Педагоги | | Подведение итогов |
Разработка и внедрение системы мониторинга |
1 | Изучение литературы и разработка мониторинга | Старший воспитатель Участники рабочей группы | | Система мониторинга (подбор методик, таблицы, листы анализа и выводов) |
2 | Разработка рекомендаций для педагогов по проведению мониторинга | Старший воспитатель Участники рабочей группы | | Консультации и рекомендации для педагогов |
3 | Проведение мониторинга, анализа | Старший воспитатель Педагоги | | Результаты мониторинга (аналитическая справка) |
4 | Самоанализ, внесение коррективов в работу творческой группы | Старший воспитатель | | Перспектива на будущее |
Районные мероприятия |
1 | Презентация опыта работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на муниципальной базовой методической площадки | Старший воспитатель | | Диссеминация педагогического опыта |
2 | Семинар-практикум по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста | Старший воспитатель Участники рабочей группы | | Приказ, программа семинара-практикума |
3 | Фестиваль финансовой грамотности – «День открытых дверей» | Старший воспитатель педагоги | | Диссеминация педагогического опыта Подведение итогов |