Экологический проект в средней группе «Жить нельзя нам без воды»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели.
Актуальность: Вода в нашей жизни занимает очень важное место, без нее не может прожить ни одно живое существо на планете. Не смотря на то, что площадь нашей Земли состоит на ¾ из воды, пригодной для питья воды не хватает. Вмешательство людей в природу приводит к загрязнению многих водоемов. Очень важно уже в дошкольном возрасте дать детям представления об экологической проблеме, о значимости воды, чтобы вырастить сознательных граждан, любящих природу и заботящихся о ней. В среднем дошкольном возрасте возрастает интерес у детей к окружающей нас природе, появляется желание узнать не только откуда? и почему? но и что может произойти если…?
Экспериментальная деятельность, как нельзя лучше, даст ответы на многие детские вопросы о свойствах воды, а также научит самостоятельно делать выводы.
Цель: Формирование у детей бережного отношения к воде, как к одному из важнейших источников жизни на Земле, посредством познавательно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды, о ее роли на планете Земля
Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру
Развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности
Обогащать и развивать детскую речь
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
Повысить компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей
Планируемый результат:
У детей сформируются базовые представления о воде, как о главном источнике жизни живых организмов
У детей появятся умения пользоваться материалами и оборудованием из опытно-экспериментального уголка для выявления основных свойств воды
У детей сформируется устойчивый интерес к познанию окружающего мира
Дети приобретут экологический опыт при взаимодействии с природой, научаться бережному отношению к воде
Повысится компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей
Этапы проекта:
Подготовительный этап Выявление имеющихся знаний у детей о воде.
Разработка плана проекта
Организация предметно-развивающей среды
Подбор детской литературы (загадки, стихотворения, сказки, рассказы) о воде
Подбор музыкальных произведений, в основе которых заложена тема воды
Подготовить информационный материал для родителей
2. Основной этап
Работа с детьми:
Беседы: «Что мы знаем о воде?», «Для чего нужна вода?», «Водоемы нашего города», «Водоемы и их загрязнение», «Что случится, если исчезнет вода?», «Давайте беречь воду вместе!»
Рассматривание иллюстраций известных художников о воде: И. Левитан «Весна. Большая вода», И. Айвазовский «От штиля к урагану», И.Репин «Тройка» (ученики мастеровые везут воду).
«Обитатели морей и океанов»
Опыты: «Вода – это жидкость», «Вода растворитель», «Вода меняет цвет», «Основные свойства воды (нет цвета, запаха, вкуса)», «Плавает-тонет», «Мыльные пузыри»
Эксперименты: «Отражение в воде», «Вода и мыло творят чудеса»
Сказки: Эстер Адам «Сказка о ручейке», Н. Рыжова «Жила-была вода» (экологическая сказка»), К.Чуковский «Мойдодыр», И.Урядова «Сказка о воде»;
Стихотворения: Б.Заходер «Что случилось с рекой?», В. Минькова «Дождик», С. Олегова «Я по воде могу ходить», Е.Андреева «Снежок и Алешка», Г. Люшнин «Капелька», Т.Жтброва «Ручеек», П. Синявский «Кто не умывается», Т. Маршалова «Капля дождевая», В.Иванова «Трудолюбивая вода», С.Олегова «Вода – это то, что всем жизнь нам дает»;
Потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Дождик, дождик, не дожди», «Ах, водичка-вода», «Что такое чистым быть?» Загадки о воде
Пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик, веселей!», «Водичка и дождик»,
Рисование: « Аквариум»; «Весенний дождик»,
Подвижные игры: «Ручеек», «Море волнуется», «Болото: с кочки на кочку», «Караси и щука»; «Солнышко и дождик»; « Пузырь»
Конструирование: «Корабли»
«Полив цветов», «Купание кукол», «Пусть одежда будет чистой», «Влажная уборка»
Аудиозапись Детские песенки: «Дождь в ладошках», «Вода буль-буль», «Синяя вода», «Облака - белогривые лошадки»
Аудиозапись «Звуки природы»: «Звонкий ручей», «Шум водопада», «Шум моря», «Крик морских птиц»;
Работа с родителями:
Консультация «Вода важна для организма» (способы закаливания, соблюдение питьевого режима)
Рекомендации в подборе литературы о воде для домашнего прочтения с детьми
Рекомендации какие водоемы посетить с ребенком, что о них рассказать
Памятка «Правила безопасного поведения на водоемах в летний период»
3.Заключительный этап
Коллективная работа: коллаж «В мире воды»
Выявление уровня знаний детей о воде, полученных в ходе проектной деятельности
Результаты проекта:
У детей сформировались представления о воде, как о главном источнике жизни
У детей сформировался устойчивый интерес к познанию окружающего мира
Дети приобрели экологический опыт при взаимодействии с природой, научились бережному отношению к воде