СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Жизнь без полиэтиленов пакетов»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Для того чтобы спасти природу от мусора, его нужно разделять. Переработке поддаются 80% отходов. Эти отходы превращаются в новые вещи.

Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. И именно младший школьный возраст – благоприятный этап в формировании экологической культуры человека.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Жизнь без полиэтиленов пакетов»»



Министерство образования Российской Федерации

государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа Чапаевск Самарской области

СП ГБОУ СОШ № 4 – Дом детского творчества г.о.Чапаевск




ПРОЕКТ

«Жизнь без полиэтиленов пакетов»






Педагог: Галушко Анастасия Владимировна














г.о.Чапаевск, 2024г.


Содержание

  • Актуальность выбранной темы

  • Паспорт образовательного проекта

  • Цель, задачи проектной деятельности

  • Гипотеза

  • Предполагаемые результаты

  • Аннотация

  • Принципы

  • Оценка рисков проекта

  • Этапы реализации проекта

  • Выводы

  • Ресурсное обеспечение проекта

  • Литература























Актуальность выбранной темы

"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...
Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету."

Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель, поэт)


В год каждый человек создаёт около 500 килограммов отходов. 90% из них оказываются на свалке, и только 5% из них вторично перерабатывается. Мусор горит и выделяет токсичные вещества в атмосферу. Яд перемещается с талой водой, попадает в воду, а также загрязняет подземные воды. Мы с вами пьём отравленную воду, вдыхаем токсичные вещества, едим продукты, выращенные на отравленной почве.

Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Для того чтобы спасти природу от мусора, его нужно разделять. Переработке поддаются 80% отходов. Эти отходы превращаются в новые вещи.

Такие отходы как полиэтиленовые пакеты удобны в применении, благодаря таким свойствам, как легкость, упругость, прочность, и поэтому занимают большое место в жизни человека. Но вместе с тем наносят огромный вред природе – их невозможно уничтожить после использования.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологической обстановки требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Тема проекта выбрана не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. И именно младший школьный возраст – благоприятный этап в формировании экологической культуры человека.

Экологоориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.


Паспорт проекта

Типология проекта:

Вид проекта - информационный

По продолжительности: краткосрочный

По количеству участников – коллективный, дети младшего школьного возраста

По характеристике контактов – среди 1 класса

Участники проекта: обучающиеся 1 класса, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: 1-2 неделя февраля

Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».

Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать, любить и беречь окружающий мир и природу.

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей представления о проблеме образования и утилизации отходов;

  • Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах;

  • Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека;

  • Сформировать представления о том, что многим бытовым отходам можно дать «вторую жизнь»;

Развивающие:

  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

  • развивать речь, творческие способности детей и актёрское мастерство;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

  • воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Гипотеза: Если люди будут чаще задумываться об экологическом вреде, который наносится выброшенными полиэтиленовыми пакетами, то наша планета будет долго сохранять свою первозданность.

Предполагаемые результаты: Реализация данного проекта позволит сформировать активную нравственно – экологическую позицию личности ребёнка по отношению к окружающему миру: в частности у детей сформируется представление, что скопление мусора (полиэтилена) – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; они научатся сортировке мусора; получат положительный опыт вторичного использования бытовых отходов

Аннотация

Проект направлен на экологическое воспитание детей младшего школьного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы 1 класса по реализации задач экологического воспитания и вопросам повышения экологической грамотности детей и их родителей. Данный материал поможет педагогам ДОД пополнить свой педагогический арсенал знаниями о возможностях и условиях применения проектного метода и системного подхода в воспитании и обучении дошкольников.

Возможности дальнейшего развития проекта: Подключение к проекту детей других групп и их родителей.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:

  • Научность и доступность - экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.

  • Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – первоклассника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.

  • Системность – проект  реализуется в организации работы в среднем образовательном учреждении.

  • Принцип интеграции образовательных областей.

  • Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта.

Оценка рисков проекта

  • Неосведомлённость родителей в вопросе о важности формирования у детей элементы экологического сознания;

  • Недостаточность знаний родителей о том, как познакомить детей с правилами поведения в природе;

  • Недостаточная активность родителей при взаимодействии с педагогами, пассивность в выполнении поручений.

Пути минимизации рисков проекта

  • Создать условия для осознания родителями своей роли в сохранении природы и получения знаний по вопросам природоохранительной деятельности;

  • Создать условия, способствующие повышения интереса детей и их родителей к проектной деятельности.

Этапы реализации проекта

Проект осуществлялся в несколько этапов: информационно-накопительный, организационно-практический, завершающий.

1 этап: Информационно – накопительный (подготовительный)

На информационно-накопительном этапе были обозначены: проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи,     разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно - образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, составлен план по его реализации. С родителями детей проводилась организационная и подготовительная работа.

  • Постановка проблемы. В ходе беседы со сказочными героями Лесовичком и Домовёнком, выясняется, что у них большая проблема. В лесу отдыхающие туристы оставляют много мусора. В городе взрослые не следят за чистотой. Полиэтиленовые пакеты на свалках разлагаются медленно, выделяя ядовитые вещества в атмосферу и в почву. Лесовичок и Домовёнок рассказывают детям о том, откуда берётся этот мусор и сколько нужно времени для того, чтобы он разложился, и от него ничего не осталось. Герои просят помощи у детей и ответа на вопрос: «Откуда берётся мусор? Каких видов он бывает? Что же делать с отходами?» Это и является целью предстоящей деятельности детей.

Далее нами (педагогами) велась работа по следующим направлениям:

  • Подбор и анализ научно - популярной литературы и ресурса интернета по теме «Защита окружающей среды. Переработка отходов»;

  • Определение цели и задач проекта;

  • Определение участников проекта;

  • Определение сроков реализации проекта;

  • Создание маршрутного листа по изучению детьми выбранной теме.

2 этап: Организационно – практический (основной)

Организационно-практический этап предусматривал непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий по маршрутному листу. Прежде всего, был проведён мониторинг, с целью выявления уровня сформированности экологических представлений у детей старшей группы. По результатам данного мониторинга можно сделать вывод о низкой осведомлённости детей по вопросу сортировки бытового мусора и переработки его с целью повторного использования без вреда для окружающей среды.

Реализация проекта проходила через интеграцию всех образовательных областей. Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в процессе организации различных видов деятельности, в ходе самостоятельной  деятельности детей и в ходе совместной деятельности родителей и детей.

Маршрутный лист


1 день

Спортивное развлечение «Юные защитники природы»


Просмотр видеороликов о раздельном сборе отходов


Заполнение Анкеты родителями

Дети 1 класса




Родители

2 день

Проведение беседы с детьми на тему «Беседа о мусоре?»


Просмотр презентации на теме «Мы в ответе за чистоту на планете!»


Родительское собрание на тему «Мы природе не враги, ты природу береги!»


Дети 1 класса






Родители

3 день

Рассматривание альбома «Берегите природу»



Изготовление дидактической игры «Сортировка мусора»

Дети 1 класса



Педагоги

4 день

Изготовление атрибутов к театральной постановке

Педагоги и родители


5 день

Выставка рисунков на тему «Бережём наш общий дом»


Дети 1 класса

и родители

6 день

Дидактическая игра «Сортировка мусора»


Дети 1 класса


7 день

Конкурс стихотворений по теме: «У нас у всех одна планета – другой такой на свете нет!»


Дети 1 класса, педагоги

8 день


Выставка поделок «Отходам вторую жизнь»


Дети 1 класса

и их родители

9 день

Театральная постановка для детей средней и подготовительной к школе группы «Нет места мусору» по рассказу Дмитрия Визнера


Дети 1 класса, педагоги

10 день

Итоговое мероприятие - КВН


Дети 1 класса, педагоги


Работа над реализацией проекта велась в тесном сотрудничестве с родителями детей. В рамках данной работы они выступали как слушателями, так и созидателями. Анкетирование родителей показало, что экологическая грамотность их недостаточно высока. Возможно это потому, что в нашем городе нет возможности для реализации раздельного сбора мусора.

В ходе реализации проекта проводилась просветительская работа с родителями в форме бесед и консультаций. Следует отметить активную позицию родителей в работе над проектом: они изготавливали атрибуты для театральной постановки, учили с детьми стихотворения об охране природы, рисовали рисунки к выставке, изготавливали поделки из бросового материала.

На данном этапе проектной деятельности применялись разнообразные виды деятельности: чтение художественной литературы по теме, беседы, репетиции театральной постановки, просмотр видеороликов, участие в спортивном развлечении и КВН.

В рамках реализации проекта было изготовлена дидактическая игра «Сортировка мусора». Это своего рода практическое пособие для закрепления полученных знаний и умений – в сортировке отходов в зависимости от их вида.

3 этап: Обобщающе-результативный (завершающий)

Итогом реализации данного исследовательского проекта стало проведённое с детьми мероприятие «Давайте друзья, в любую погоду будем беречь родную природу!" В ходе мероприятия дети применяли знания и умения, полученные в ходе проектной деятельности. На данном мероприятии ребята ответили на главные вопросы Домовичка и Лесовичка, которые были поставлены в начале проектной деятельности: «Откуда берётся мусор? Каких видов он бывает? Что же делать с отходами?».

На заключительном этапе проектной деятельности был проведён мониторинг, который помог определить степень решения поставленных задач и достижение цели проекта.

Выводы

По результатам входной и итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что у детей повысился уровень представлений о рациональном взаимодействии человека с природой; о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности. У детей сформировались представления о проблеме образования и утилизации отходов, их видах и опасности, их вторичной переработке. Дети получили практические умения в сортировке отходов в зависимости от его вида. У детей сформировались элементы экологического сознания, способность понимать, любить и беречь окружающий мир и природу. Об этом свидетельствуют представленные диаграммы.











Результаты диагностического обследования детей старшей группы в рамках реализации исследовательского проекта


Методика «Лес благодарит и сердится»



Методика «Экологические знаки»

Методика «Экологический светофор»



Методика «Забота о природе»


Условные обозначения: н.п. - начало проекта к.п. – конец проекта


В результате реализации проекта воспитателем совместно с родителями и воспитанниками были получены следующие продукты деятельности:

  • Дидактическая игра «Сортировка мусора»

  • Атрибуты для спортивного и речевого уголка

  • Рисунки на тему «Сбережём наш общий дом»

  • Театральная постановка для детей средней и подготовительной к школе группы «Нет места мусору» по рассказу Дмитрия Визнера

В ходе реализации исследовательского проекта значительно повысился уровень экологической грамотности детей, расширились знания детей по вопросу природоохранительной деятельности человека.

Из всего вышесказанного следует, что задачи проекта полностью реализованы, выдвинутая гипотеза подтвердилась и поставленная цель достигнута.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные:

  • Стендовая информация о проекте, фотоматериалы;

  • Консультации на темы:

«Беседа о мусоре» - автор Кизил М.В. https://pedportal.net/attachments/000/808/556/808556.docx?1427825983

Учебно – методические:

  • Презентация: «Мы в ответе за чистоту на планете!» - автор Перегуда В.В.

  • Художественные произведения: М.Дудин «Берегите землю», Н.Анишина «Мы экологами стали», Н.Филимоненко «Лес – наш друг!»,

Дидиктическая игра «Сортировка мусора»

Интернет ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=y_aFmKZnI9c

https://www.youtube.com/watch?v=SXX9C8gSp38

https://www.youtube.com/watch?v=VDfkdyDMNmk

https://www.youtube.com/watch?v=_XQXHUQlPog

https://www.youtube.com/watch?v=ri0deapFd4U

https://www.youtube.com/watch?v=cHN8cnT6RJw