Министерство образования Российской Федерации
государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа Чапаевск Самарской области
СП ГБОУ СОШ № 4 – Дом детского творчества г.о.Чапаевск
ПРОЕКТ
«Жизнь без полиэтиленов пакетов»
Педагог: Галушко Анастасия Владимировна
г.о.Чапаевск, 2024г.
Содержание
Актуальность выбранной темы
Паспорт образовательного проекта
Цель, задачи проектной деятельности
Гипотеза
Предполагаемые результаты
Аннотация
Принципы
Оценка рисков проекта
Этапы реализации проекта
Выводы
Ресурсное обеспечение проекта
Литература
Актуальность выбранной темы
"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...
Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету."
Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель, поэт)
В год каждый человек создаёт около 500 килограммов отходов. 90% из них оказываются на свалке, и только 5% из них вторично перерабатывается. Мусор горит и выделяет токсичные вещества в атмосферу. Яд перемещается с талой водой, попадает в воду, а также загрязняет подземные воды. Мы с вами пьём отравленную воду, вдыхаем токсичные вещества, едим продукты, выращенные на отравленной почве.
Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Для того чтобы спасти природу от мусора, его нужно разделять. Переработке поддаются 80% отходов. Эти отходы превращаются в новые вещи.
Такие отходы как полиэтиленовые пакеты удобны в применении, благодаря таким свойствам, как легкость, упругость, прочность, и поэтому занимают большое место в жизни человека. Но вместе с тем наносят огромный вред природе – их невозможно уничтожить после использования.
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологической обстановки требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Тема проекта выбрана не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. И именно младший школьный возраст – благоприятный этап в формировании экологической культуры человека.
Экологоориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.
Паспорт проекта
Типология проекта:
Вид проекта - информационный
По продолжительности: краткосрочный
По количеству участников – коллективный, дети младшего школьного возраста
По характеристике контактов – среди 1 класса
Участники проекта: обучающиеся 1 класса, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: 1-2 неделя февраля
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».
Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать, любить и беречь окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
Образовательные:
Формировать у детей представления о проблеме образования и утилизации отходов;
Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах;
Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека;
Сформировать представления о том, что многим бытовым отходам можно дать «вторую жизнь»;
Развивающие:
развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
развивать речь, творческие способности детей и актёрское мастерство;
Воспитательные:
воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
Гипотеза: Если люди будут чаще задумываться об экологическом вреде, который наносится выброшенными полиэтиленовыми пакетами, то наша планета будет долго сохранять свою первозданность.
Предполагаемые результаты: Реализация данного проекта позволит сформировать активную нравственно – экологическую позицию личности ребёнка по отношению к окружающему миру: в частности у детей сформируется представление, что скопление мусора (полиэтилена) – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; они научатся сортировке мусора; получат положительный опыт вторичного использования бытовых отходов
Аннотация
Проект направлен на экологическое воспитание детей младшего школьного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы 1 класса по реализации задач экологического воспитания и вопросам повышения экологической грамотности детей и их родителей. Данный материал поможет педагогам ДОД пополнить свой педагогический арсенал знаниями о возможностях и условиях применения проектного метода и системного подхода в воспитании и обучении дошкольников.
Возможности дальнейшего развития проекта: Подключение к проекту детей других групп и их родителей.
Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:
Научность и доступность - экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.
Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – первоклассника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.
Системность – проект реализуется в организации работы в среднем образовательном учреждении.
Принцип интеграции образовательных областей.
Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта.
Оценка рисков проекта
Неосведомлённость родителей в вопросе о важности формирования у детей элементы экологического сознания;
Недостаточность знаний родителей о том, как познакомить детей с правилами поведения в природе;
Недостаточная активность родителей при взаимодействии с педагогами, пассивность в выполнении поручений.
Пути минимизации рисков проекта
Создать условия для осознания родителями своей роли в сохранении природы и получения знаний по вопросам природоохранительной деятельности;
Создать условия, способствующие повышения интереса детей и их родителей к проектной деятельности.
Этапы реализации проекта
Проект осуществлялся в несколько этапов: информационно-накопительный, организационно-практический, завершающий.
1 этап: Информационно – накопительный (подготовительный)
На информационно-накопительном этапе были обозначены: проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи, разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно - образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, составлен план по его реализации. С родителями детей проводилась организационная и подготовительная работа.
Постановка проблемы. В ходе беседы со сказочными героями Лесовичком и Домовёнком, выясняется, что у них большая проблема. В лесу отдыхающие туристы оставляют много мусора. В городе взрослые не следят за чистотой. Полиэтиленовые пакеты на свалках разлагаются медленно, выделяя ядовитые вещества в атмосферу и в почву. Лесовичок и Домовёнок рассказывают детям о том, откуда берётся этот мусор и сколько нужно времени для того, чтобы он разложился, и от него ничего не осталось. Герои просят помощи у детей и ответа на вопрос: «Откуда берётся мусор? Каких видов он бывает? Что же делать с отходами?» Это и является целью предстоящей деятельности детей.
Далее нами (педагогами) велась работа по следующим направлениям:
Подбор и анализ научно - популярной литературы и ресурса интернета по теме «Защита окружающей среды. Переработка отходов»;
Определение цели и задач проекта;
Определение участников проекта;
Определение сроков реализации проекта;
Создание маршрутного листа по изучению детьми выбранной теме.
2 этап: Организационно – практический (основной)
Организационно-практический этап предусматривал непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий по маршрутному листу. Прежде всего, был проведён мониторинг, с целью выявления уровня сформированности экологических представлений у детей старшей группы. По результатам данного мониторинга можно сделать вывод о низкой осведомлённости детей по вопросу сортировки бытового мусора и переработки его с целью повторного использования без вреда для окружающей среды.
Реализация проекта проходила через интеграцию всех образовательных областей. Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в процессе организации различных видов деятельности, в ходе самостоятельной деятельности детей и в ходе совместной деятельности родителей и детей.
Маршрутный лист
1 день | Спортивное развлечение «Юные защитники природы» Просмотр видеороликов о раздельном сборе отходов Заполнение Анкеты родителями | Дети 1 класса Родители |
2 день | Проведение беседы с детьми на тему «Беседа о мусоре?» Просмотр презентации на теме «Мы в ответе за чистоту на планете!» Родительское собрание на тему «Мы природе не враги, ты природу береги!» | Дети 1 класса Родители |
3 день | Рассматривание альбома «Берегите природу» Изготовление дидактической игры «Сортировка мусора» | Дети 1 класса Педагоги |
4 день | Изготовление атрибутов к театральной постановке | Педагоги и родители |
5 день | Выставка рисунков на тему «Бережём наш общий дом» | Дети 1 класса и родители |
6 день | Дидактическая игра «Сортировка мусора» | Дети 1 класса |
7 день | Конкурс стихотворений по теме: «У нас у всех одна планета – другой такой на свете нет!» | Дети 1 класса, педагоги |
8 день | Выставка поделок «Отходам вторую жизнь» | Дети 1 класса и их родители |
9 день | Театральная постановка для детей средней и подготовительной к школе группы «Нет места мусору» по рассказу Дмитрия Визнера | Дети 1 класса, педагоги |
10 день | Итоговое мероприятие - КВН | Дети 1 класса, педагоги |
Работа над реализацией проекта велась в тесном сотрудничестве с родителями детей. В рамках данной работы они выступали как слушателями, так и созидателями. Анкетирование родителей показало, что экологическая грамотность их недостаточно высока. Возможно это потому, что в нашем городе нет возможности для реализации раздельного сбора мусора.
В ходе реализации проекта проводилась просветительская работа с родителями в форме бесед и консультаций. Следует отметить активную позицию родителей в работе над проектом: они изготавливали атрибуты для театральной постановки, учили с детьми стихотворения об охране природы, рисовали рисунки к выставке, изготавливали поделки из бросового материала.
На данном этапе проектной деятельности применялись разнообразные виды деятельности: чтение художественной литературы по теме, беседы, репетиции театральной постановки, просмотр видеороликов, участие в спортивном развлечении и КВН.
В рамках реализации проекта было изготовлена дидактическая игра «Сортировка мусора». Это своего рода практическое пособие для закрепления полученных знаний и умений – в сортировке отходов в зависимости от их вида.
3 этап: Обобщающе-результативный (завершающий)
Итогом реализации данного исследовательского проекта стало проведённое с детьми мероприятие «Давайте друзья, в любую погоду будем беречь родную природу!" В ходе мероприятия дети применяли знания и умения, полученные в ходе проектной деятельности. На данном мероприятии ребята ответили на главные вопросы Домовичка и Лесовичка, которые были поставлены в начале проектной деятельности: «Откуда берётся мусор? Каких видов он бывает? Что же делать с отходами?».
На заключительном этапе проектной деятельности был проведён мониторинг, который помог определить степень решения поставленных задач и достижение цели проекта.
Выводы
По результатам входной и итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что у детей повысился уровень представлений о рациональном взаимодействии человека с природой; о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности. У детей сформировались представления о проблеме образования и утилизации отходов, их видах и опасности, их вторичной переработке. Дети получили практические умения в сортировке отходов в зависимости от его вида. У детей сформировались элементы экологического сознания, способность понимать, любить и беречь окружающий мир и природу. Об этом свидетельствуют представленные диаграммы.
Результаты диагностического обследования детей старшей группы в рамках реализации исследовательского проекта
Методика «Лес благодарит и сердится» | Методика «Экологические знаки» |
| | | |
Методика «Экологический светофор» | Методика «Забота о природе» |
| | | |
Условные обозначения: н.п. - начало проекта к.п. – конец проекта
В результате реализации проекта воспитателем совместно с родителями и воспитанниками были получены следующие продукты деятельности:
Дидактическая игра «Сортировка мусора»
Атрибуты для спортивного и речевого уголка
Рисунки на тему «Сбережём наш общий дом»
Театральная постановка для детей средней и подготовительной к школе группы «Нет места мусору» по рассказу Дмитрия Визнера
В ходе реализации исследовательского проекта значительно повысился уровень экологической грамотности детей, расширились знания детей по вопросу природоохранительной деятельности человека.
Из всего вышесказанного следует, что задачи проекта полностью реализованы, выдвинутая гипотеза подтвердилась и поставленная цель достигнута.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные:
Стендовая информация о проекте, фотоматериалы;
Консультации на темы:
«Беседа о мусоре» - автор Кизил М.В. https://pedportal.net/attachments/000/808/556/808556.docx?1427825983
Учебно – методические:
Художественные произведения: М.Дудин «Берегите землю», Н.Анишина «Мы экологами стали», Н.Филимоненко «Лес – наш друг!»,
Дидиктическая игра «Сортировка мусора»
Интернет ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=y_aFmKZnI9c
https://www.youtube.com/watch?v=SXX9C8gSp38
https://www.youtube.com/watch?v=VDfkdyDMNmk
https://www.youtube.com/watch?v=_XQXHUQlPog
https://www.youtube.com/watch?v=ri0deapFd4U
https://www.youtube.com/watch?v=cHN8cnT6RJw