МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №5 «Соловушка» г. Курчатов
Проект
Во второй младшей группе № 7 «Ромашки»
На тему: «Новый Год!»
Воспитатели:
Мезенцева Е. Г.
г. Курчатов, 2023 г.
Актуальность темы.
Зима – замечательное время года. И кто же не любит зимушку? На дворе — морозы. Люди переоделись в теплые зимние куртки, шубы. Звери тоже ходят в лютую стужу в теплых зимних шубах. А как же деревья? Есть ли у них шубы? Оказывается, есть!
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года , а также помочь малышам замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки. Ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой в ходе наблюдений, игр и экспериментирований.
Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, делает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию всех участников данного проекта.
Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации проекта: 17.12.2023 – 21.12.2023
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта.
1. Расширять представления о зиме, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа.
2. Знакомить детей с характерными признаками зимы. Формировать навыки исследования предмета.
3. Учить видеть и называть предметы и действия в жизни, находить причинно следственные связи.
4. Обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о зимних явлениях, о деревьях и кустарниках зимой.
I этап.
Развивающая:
развивать речь, внимание, мышление, дыхательную систему, мелкую моторику рук детей;
способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения дошкольников;
развивать речь, внимание, мышление, дыхательную систему, мелкую моторику рук детей;
способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения дошкольников
Воспитательная:
1.Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность, самостоятельность.
2. Развивать у детей элементарные экологические представления о жизни растений зимой.
3. Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта.
Дети.
Сформировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Умение отражать полученные знания в речи, участвовать в обсуждениях прочитанных рассказов, стихотворений, потешек.
Замечать красоту зимней природы.
Участвовать в сезонных наблюдениях.
Организовать выставку детских работ.
Родители.
Проводят с детьми наблюдения в природе, пресекают попытки жестокого обращения
с объектами природы.
Предварительная работа.
1. Подобрать методическую литературу по теме, художественную литературу для чтения детям.
2. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (картины, иллюстрации для рассматривания, альбомы, настольные игры).
3. Составить картотеку игр, прогулок, наблюдений.
Работа с родителями.
Консультации, беседы и рекомендации для родителей о том, как организовать с ребенком прогулку по зимнему парку: рассмотреть снежные деревья, кустарники, снежинки на варежке, наблюдение за осадками и так далее.
Наглядная агитация – тематические папки - передвижки.
II. Основной этап.
1. Непосредственно образовательная деятельность.
Социально – личностное развитие:
Знакомство с зимними явлениями в природе: «Почему зима холодная?»,
«Все деревья в серебре».
Речевое развитие: рассматривание картин «Зимой на прогулке», «Деревья в зимнем наряде», «Праздничная ёлка».
Социально-коммуникативное развитие:
Рассказывание стихотворения «Маша варежку надела», в процессе одевания на прогулку.
Проведение пальчиковой разминки «Чтобы ручки не замерзли», «Любим мы зимой играть».
Заучивание потешки «Как под горкой сне, снег…»
Проведение игровой ситуации с целью закрепления навыков детей с порядком одевания на прогулку.
Дидактические игры: «Ласковое имя», «Где твой домик», «Зимой во дворе», «Ёлочке не холодно зимой?», «Деревья и кустарники».
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Беседы о зиме, зимних явлениях в природе.
Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, потешек, игр.
Наблюдения: «Прогулка по зимним дорожкам», «Зимние осадки», «Зимние наряды деревьев и кустарников», «Где висит кормушка для птиц».
Дидактические игры: «Зимние слова», «Собираемся на прогулку», «Деревья и кустарники», «Добрые дела зимой».
Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку», «Укроем дерево для сна», «Нарядим ёлочку», «В гостях у зимней березы», «Кто прячется в кустах?»
Эксперименты: «Почему снежинка на ладони тает», «Что случиться, если на веточках будет много снега», «Где удобнее повесить кормушку для птиц».
Отгадывание загадок о зимних явлениях, о деревьях.
Подвижные игры: «Зима пришла», «Большие ноги шли по дороге», «Раз, два, три – к дереву беги!», «Деревья - большие, кустики-маленькие».
3.Самостоятельная деятельность детей.
Постройка снежной горки для куклы.
Рисование на снегу снежных узоров.
Сюжетно – ролевые игры.
Трудовые поручения: «Расчистим дорожку», «Построим горку», «Сгребем снег к стволам деревьев и кустарников», «Стряхнем снег с тонких веток деревьев» и другие.
4. Взаимодействие с семьёй.
Подбор консультаций «Как зимуют деревья: наблюдаем деревья на прогулке с детьми», «Как научить ребенка беречь природу».
Оформление папки – передвижки «Зимняя прогулка – это интересно. Советы родителям», «Опыты и эксперименты на прогулке зимой», «Чудеса в зимнем лесу», «Как зимуют деревья: есть ли у деревьев зимние шубы?»
III. Заключительный этап Цель: обобщение знаний детей о зиме, о зимних явлениях, изменениях в природе и жизни растений. - Представление фотовыставки «Прогулка с
интересом
Приложение.
КАК ЗИМУЮТ ДЕРЕВЬЯ: НАБЛЮДАЕМ ДЕРЕВЬЯ НА ПРОГУЛКЕ С ДЕТЬМИ.
Зимой очень удобно рассматривать деревья. Вот несколько идей для наблюдений с детьми:
Наблюдение 1. «Деревья и кусты». У деревьев один ствол — большой, мощный, он начинается от корней у земли и идет вверх до ветвей. А чем от деревьев отличается куст? У куста несколько стволов как будто толстые ветви из земли торчат. Найдите с ребенком несколько деревьев и несколько кустарников во дворе и в парке. Назовите их ребенку.
Наблюдение 2. «Крона деревьев и их кора». Как отличить деревья зимой друг от друга, когда на них нет листьев? По кроне или по коре. Например, крона березы отличается тем, что у нее веточки висят вниз — «крона повислая». А у дуба крона раскидистая, другой формы — как шатёр, купол, ветви толстые, извилистые. Кора у деревьев тоже разная — погладьте ее, рассмотрите внимательнее, расскажите, как по коре можно узнать, какое это дерево (дуб, береза, рябина, липа, тополь). У березы и осины кора гладкая, но по цвету разная. У ели — шершавая. У ясеня — с трещинками. У дуба — толстая, с глубокими трещинами. У сосны — пластинчатая, с как бы отстающими пластинками.
Научить ребенка отличать зимой деревья друг от друга. Вам поможет в этом увлекательная познавательная сказка для малышей Н. Павловой «Зимняя пирушка».
А когда дети научатся различать деревья, поиграйте в речевую игру — загадку. Вы описываете дерево (ствол, кору, ветви), а дети отгадывают. Потом дети Вам загадывают свои загадки, а Вы отгадываете.
Н. ПАВЛОВА. ЗИМНЯЯ ПИРУШКА
Заяц все лето кормил хромую белку: озорной мальчишка перебил ей лапку. А когда белка поправилась, она простилась с зайцем и сказала:
— Спасибо тебе, зайчик, спасибо! Смотри никаких запасов на зиму себе не делай. Летом ты меня кормил, зимой я тебя прокормлю.
Но с того дня заяц белку не видел. Последняя трава скрылась под снегом. И остались зайцу, чтобы поглодать, только голые веточки да кора. В непогоду он часто голодал. Тогда он вспоминал белку, и ему становилось веселее: «Стоит мне только ее найти, тогда заживем!» И, вот наконец заяц наткнулся на белку. Она сидела на сучке у своего дупла.
— Здравствуй, — крикнул заяц, — какое счастье, что я тебя нашел! Ведь как раз сегодня я с утра ничего не ел.
— Ладно, ладно, поставлю для друга самовар, — сказала белка. — Вот только принес бы ты мне березовых веток, я бы из них угольков нажгла.
— Принесу, принесу, хлопотунья, — сказал заяц и помчался.
А белка-то хитрила. Ей стало жаль своих запасов. И она нарочно отослала зайца. «Когда-то он еще найдет березку, — думала белка.
— Я тем временем потихоньку перетащу все свои запасы в другое дупло и сделаю вид, будто меня куница съела».
Но не успела белка вдеть в иголку нитку, чтобы починить мешок, а заяц тут как тут.
— На, получай березовые ветки, хлопотунья!
— Быстро же ты обернулся, — сказала белка.
— Да ведь березу-то нетрудно найти, — сказал заяц, — с опушки видно, как березнячок белеется.
«Это верно», — подумала белка. И давай хитрить дальше:
— Угольки-то у меня будут, а разжечь-то мне их нечем. Принес бы ты мне осиновых веток, я бы из них спички сделала.
— Принесу, принесу, хлопотунья, — сказал заяц и помчался.
А белка думает: «Ну, осину-то ты зимой не скоро отыщешь: ведь без листьев все деревья друг на друга похожи, одна березка белая ото всех отличается».
Но не успела белка первую заплату на мешок положить, а заяц уж тут как тут.
— На, получай осиновые ветки, хлопотунья.
— Быстро же ты обернулся, — сказала белка.
— Да ведь осину-то нетрудно найти, — сказал заяц, — осинничек, как частокол стоит. Осинки тоненькие, пряменькие, серо-зеленые, а кора у них горькая.
«Это верно», — подумала белка. И давай хитрить дальше:
— Самоварчик-то я поставлю, а как я на стол накрою? Ведь стола-то у меня нету. Принес бы ты мне дубовых бревнышек, напилила бы я лесочки, сделала бы дубовый стол.
— Принесу, принесу, хлопотунья, — сказал заяц и помчался.
А белка думает: «Ну, дуб-то ты зимой не скоро отыщешь».
Но не успела белка десяти орешков в мешок сложить, а заяц уж тут как тут.
— На, получай дубовые бревнышки, хлопотунья.
— Быстро же ты обернулся, — сказала белка.
— Да ведь дуб-то нетрудно найти, — сказал заяц, -большой, толстый да корявый, а на веточках зимой, как флаги, висят засохшие листья.
«Это верно», — подумала белка. И давай хитрить дальше:
— Стол-то я сделаю, а пошаркать его нечем. Принес бы ты мне липовой мочалки.
— Принесу, принесу, хлопотунья, — сказал заяц и помчался.
А белка думает: «Ну, липу-то ты зимой не скоро отыщешь!»
Но не успела белка мешок с орехами перевязать, а заяц тут как тут.
— На, получай липовую мочалку, хлопотунья.
— Быстро же ты обернулся.
— Да ведь липу-то нетрудно найти, — сказал заяц, — у нее каждая ветка посередине прогнулась, будто на ней в этом месте сидел верхом медвежонок.
«Это верно», — подумала белка. И давай хитрить дальше:
— Пировать-то мы с тобой попируем, но какой же это пир без музыки? Принес бы ты мне кленовых бревнышек. Сделала бы я из них балалаечку.
— Принесу, принесу, хлопотунья, — сказал заяц и помчался.
А белка думает: «Ну, клен-то ты зимой уж не скоро отыщешь!»
Но не успела первый мешок с орехами взвалить на плечи, а заяц тут как тут.
— На, получай кленовые бревнышки, хлопотунья.
— Быстро же ты обернулся, — сказала белка.
— Да ведь клен-то нетрудно найти, — сказал заяц, — у него все прутики сидят парами, вот как человек стоит, руки кверху поднял: тело — это ветка, руки — прутики. Только и загоняла же ты меня, хлопотунья! Ну да ничего, уж для такого праздника стыдно не постараться. Да и лапы у меня большие, крепкие, не чета твоим. Я, когда летом перевязывал тебе лапку, все удивлялся, как такие лапочки могут выдержать твои прыжки?
Тут белка вспомнила, как заяц за ней ухаживал, как все лето ее кормил, и белке стало стыдно. Ей стало так стыдно, что она вся покраснела и из серенькой опять стала рыжей.
— Посиди немножко, зайчик, — сказала белка тихо и ласково. — Я все сейчас приготовлю.
И она быстро сделала из осины спички, нажгла березовых углей, растопила самовар, сделала дубовый стол, отшоркала его липовой мочалкой и наставила на него всякой всячины. Всего-всего наставила, как для большого пира. А когда они с зайцем немножко подкрепились, белка наладила кленовую балалайку и заиграла. И тут у них с зайцем такое веселье пошло, что даже все ближние деревья в этот вечер жалели, что у них нет ног, чтобы потанцевать.
Прочитайте эту сказку дома с ребенком, а потом на прогулке найдите те деревья, о которых говорится в сказке. Сможет ли малыш выполнить задания белочки — найдет ли названные ей деревья? Можете распечатать текст сказки и взять с собой на прогулку, чтобы зачитывать фрагменты — как зайка находил разные деревья в лесу.
Наблюдение 3. Покажите ребенку заледеневшие ветви деревьев или кустов (они кажутся стеклянными в некоторые зимние дни). Красиво? Для нас да! Но деревьям не сладко приходится в таком льде! Объясните, что в это время ветви особенно хрупкие. И поэтому легко ломаются. Поэтому в морозные дни нужно особенно бережно относиться к деревьям и кустарниками — их легко сломать.
Наблюдение 4. Рассмотрите пушистое снежное одеяло, которое укрывает дерево и снежные шапки на его ветвях. Полюбуйтесь снежными шапками на деревьях во время снегопада. Поиграйте в игру для развития воображения «На что похожа получившаяся фигура?»
КАК ЗИМУЮТ ДЕРЕВЬЯ: ЕСТЬ ЛИ У ДЕРЕВЬЕВ ЗИМНИЕ ШУБЫ?
Зимой все деревья спят. Они перестают питаться и расти. Во «сне» расходуется меньше питательных веществ и тепла, что помогает деревьям выжить в холодные суровые зимы.
Готовятся ли деревья в зиме? Конечно!
Во-первых, летом все деревья приготовили себе теплые «шубы». Что это за шубы? «Шуба» для дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух. Именно такая «шуба» не дает дереву замерзнуть даже в самые сильные морозы.
Во-вторых, осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их.
ОТКУДА БЕРУТСЯ ТРЕЩИНЫ НА КОРЕ ДЕРЕВЬЕВ?
Наверное, все вы видели трещины на деревьях. Рассмотрите их с ребенком. Интересно, откуда они берутся?
Причина проста. Наступит зимой неожиданная оттепель, а ночью вдруг грянет сильный мороз. И «шубы» деревьев охлаждаются и сжимаются — «съёживаются» и … рвутся. Эти трещины остаются на дереве на всю его жизнь.
МОЖЕТ ЛИ МОРОЗ УБИТЬ ДЕРЕВО?
Порассуждайте с ребенком на эту тему, выслушайте его предположения. А потом прочитайте ответ на этот вопрос, который вы найдете в рассказе В. Бианки.
В. БИАНКИ. ЛЕС ЗИМОЙ
Может ли мороз убить дерево?
Конечно, может.
Если дерево промёрзнет всё насквозь, до самой сердцевины, — оно умрёт. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью — молоденьких. Пропали бы и все деревья, если б каждое дерево не хитрило, чтобы сберечь в себе тепло, не допускать мороз глубоко внутрь себя.
Кормиться, расти, производить на свет потомство — всё это требует большого расхода сил, энергии, большого расхода своего тепла. И вот деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти, не тратят силы на размножение. Становятся бездеятельными, погружаются в глубокий сон.
Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.
Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий живую плоть растения от мороза. Всё лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую ткань — мёртвую прослойку. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в её порах и не даёт источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нём пробковый слой, вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями.
Мало и пробкового панциря. Если лютый мороз сумеет и под него пробиться, он встретит в живом теле растения надёжную химическую оборону. К зиме в соках деревьев откладываются различные соли и крахмал, превращенный в сахар. А раствор солей и сахара очень холодоустойчив.
Но самая лучшая защита от морозов — пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.
Нет, как ни лютуй мороз — не убить ему нашего северного леса!
Выстоит наш Бова-королевич против всех бурь и буранов.
Спросите детей после чтения рассказа:
Как деревья «обманывают» морозы? Как они к ним готовятся?
Какие деревца больше боятся морозов – молоденькие тонкие или старые и толстые? Почему?
Очень важно чтобы ребенок понял логические причинно-следственные взаимосвязи, и мог объяснить причину. А не просто запомнил «правильный ответ».
Что самая лучшая защита от морозов?
Как люди помогают кустам и деревцам пережить лютую зиму?
А твои бабушка и дедушка на даче помогают перед зимой растениям — готовят их к зимовке? Как?