Исследовательск – творческий проект
в подготовительной к школе группе
«Зимующие птицы»
Разработала и провела воспитатель
Кузнецова Л. Н.
2020
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников:6-7 лет.
Участники: педагог, дети и родители группы.
Актуальность:
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 18опрошенных воспитанников меньше половины группы узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий смог узнать и уверенно назвать 5 птиц, а каждый восьмой смог вспомнить и назвать только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель проекта :расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Взаимодействие с детьми.
Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
-беседа «Что ты знаешь о птицах?»
, «Каких птиц зимой не увидишь».
Цель .Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).
. Зимующие птицы.
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю .Никонова «Зимние гости».
Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
-Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Грудка ярче, чем заря, У кого?.. У снегиря. | Всех я за день навещу, Всё, что знаю, растрещу. Сорока. |
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. Синица. | В серой шубке перьевой, И в морозы он герой, Назови его скорей, Кто там скачет? Воробей. |
Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей, Прячется в морозных кронах, А зовут её … Ворона. | Эти птички с хохолком, Очень яркие притом. На рябину прилетели, Птички эти… Свиристели. |
Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица – почтальон, Пролетит любой маршрут. Голубь. | Над жуком и короедом Держит он всегда победу. По деревьям тук да тук: Кто для леса верный друг? Дятел. |
Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».
Взаимодействие с родителями
Консультации–«Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Заключительный этап.
Взаимодействие с родителями
Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»
Викторина «Кто больше знает о птицах?»
Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Ожидаемый результат:
-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
«Перелётные птицы».
Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.
Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.
Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
З. Александрова «Новая столовая»
Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!
Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».
Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.
Вопросы к викторине:
1. Какая птица на земле самая большая?
2. Какая птица самая маленькая на земле?
3. Какие птицы не умеют летать?
4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?
5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?
6. Какую птицу называют «лесным доктором»?
Проводится игра «Птичий концерт».
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробьи – чирик – чирик.
Синицы – тинь – тинь.
Ворона – кар – кар.
Дятел – тррр – тррр.
Снегирь – дю – дю – дю.
Клёст – цок – цок – цок.
Свиристель – тюр –тюр – тюр.
Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».!
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
А. Яшин.
Это интересно:
В знак признательности к заслугам птиц во многих странах люди установили им памятники:
В 1942 г. в Англии на подводной лодке произошла авария, матросы выпустили птицу и она доставила сообщение на сушу – экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки (голубь).
В 16 веке в Германии, в осажденном городе люди умирали от голода, когда осажденные выставили птицу на крепостную стену – враг подумал, что в городе много продовольствия и снял осаду. Благодарные люди поставили птице памятник (петух).
В 1850 г. в Америке, впервые завезли воробья, здесь он быстро освоился. В пригороде Бостона сильно размножились насекомые. На помощь пришла эта птица. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке (воробей).
Этой птице поставлено 2 памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти (чайка).